Как дать открытый урок
статья на тему

Кокотова Александра Геннадьевна

Немного ироничная, но очень поучительная инструкция для тех, кто готовит открытый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Как дать открытый урок?

  1. Оно Вам надо?

Много лет работаю в школе, но не встречала ни одного учителя в здравом уме, который взялся бы с удовольствием подготовить открытый урок.  Только суровая необходимость заставляет нас взбираться на эшафот, простите, на кафедру класса и демонстрировать свои педагогические достижения перед искушенной публикой. Бессонные ночи, валерьянка, дрожащие колени и охрипший голос – вот они, прелести открытого урока. Стоит ли так жертвовать собой? Я думаю – стоит. Настоящий открытый урок требует большой подготовки. Когда ещё какое чувство долга и угрызение совести заставит Вас перечитать  гору   литературы, проторчать ни одну ночь в Интернете, заново пересмотреть свою методику преподавания, ознакомиться с новейшими технологиями? В конце концов, надо же как-то скрасить суровые педагогические будни: себя показать, на других посмотреть. Купить себе новое платье и туфли. И потом, когда урок закончится, как роды, чувство самоудовлетворения, комплименты от коллег, благосклонная оценка строгих проверяющих поднимет Вас вверх на ещё одну ступеньку самоутверждения и самосовершенствования. Это прекрасно. Для этого стоит жить. Значит, дерзнём? Но для этого надо дать действительно хороший открытый урок.

  1. Начинаем не спеша.

Если открытый урок намечен у Вас на завтра-послезавтра, отложите мою статью на более поздний срок и выкручивайтесь сами. Для тех, у кого есть ещё время, начинаем неспешное восхождение на вершину урока по всем правилам альпинизма. Начинаем с психологического опыта. Прежде всего, представьте себя на месте того, кто пришёл к Вам на урок. Бывали, знаем. Нас оторвали от размеренного учебного процесса, сняли важные любимые уроки, заставили встать раньше обычного, куда-то долго везли, выгрузили в незнакомой школе, забыли показать, где туалет и втиснули за парту первоклассника.  И что я хочу за все мои муки? Обычный рядовой урок? Извините. Обычно я ем у себя на кухне жареную картошку со сковородки. Оно и быстрее и, как мне кажется, вкуснее. Но когда я приглашаю гостей и накрываю в зале праздничную скатерть, моя сковородка вряд ли будет уместна среди хрусталя и серебряных приборов. Гости приходят ахнуть. Предоставьте им эту возможность. Если к концу урока у них зреет мысль «Такой-то урок и я дам без труда», это Ваш провал.

 Начинаем подбирать класс, с которым Вам будет комфортно работать, где есть инициативные дети, где уже отработана Ваша любимая технология, где нет риска, что дети от волнения впадут в ступор. Это очень важно. Далее начинаем выбирать тему урока. Понимаю, что опытный методист из «Строения амёбы» или «Гайки в разрезе» способен сделать конфетку, но зачем рисковать? Если урока через два-три выше или ниже  есть выигрышная яркая тема, не   лучше ли отступить от календарного планирования? Прикиньте, какой материал у Вас уже есть по этой теме, кого из предметников можно привлечь для консультации  по межпредметным связям, составьте список литературы по этой теме. Углубитесь в суть темы. Даже если Вы даёте этот урок сто двадцать пятый раз в своей жизни, ещё раз прочтите институтский конспект, проверьте, как далеко ушла наука в этом вопросе со времён Вашей бесшабашной юности. Если Вы  собираетесь излагать перед учениками тему тридцать минут, значит, в Вашей голове должно быть знаний по этому вопросу минимум на три часа непрерывной интеллектуальной беседы. Для детей Вы эксперт, Вы знаток, Вы собаку съели по этому вопросу, а если нет, то рано или поздно они Вас раскусят.  Как некстати, если это произойдет на открытом уроке.

  1. Главный вопрос урока.

Если кто-то там вышел из гоголевской шинели, то все учителя ведут свой род от Плюшкина. По каждой теме  курса у нас накоплено столько знаний, без которого дальнейшая жизнь ученика просто невозможна, что главной проблемой становится невозможность растянуть 45 минут урока часиков эдак до двух-трёх. Не будем наивными. Через час от нашего водопада скороговоркой плотненько изложенного материала в голове у несчастного школьника не останется ничего. Давайте твёрдой рукой скульптора отсечём от глыбы  всё лишнее. Выделим главное, чему должен наш ученик научиться к концу Вашего урока. Вовсе не обязательно за один академический час дойти до всех тонкостей изучаемого предмета, пусть это будет маленький фрагмент знаний, но усвоенный твердо и надолго. Если к концу урока все дети смогли отличить подлежащее от сказуемого, барщину от оброка или тангенс от котангенса, урок удался. Таким образом, мы плавно подошли к цели урока. Она должна быть на урок одна. Прежде чем выстраивать урок, необходимо эту цель определить – просто, ясно и коротко объяснить себе, что должны знать или уметь дети через  час общения с Вами. И не надо впихивать в эту цель пространные фразы типа «дать понятие о….», «сопоставить с уже имеющимися знаниями…», «на примерах из учебника установить…» Это всё инструментарий достижения одной ясной, конкретной, зримой цели. Например, научиться делить числа с остатком, узнать, какие бывают морские течения, отличать млекопитающих от земноводных.

Теперь задачи – как пути достижения этой цели. Об их триединстве вы знаете наверняка. Это обучающая, развивающая и воспитательная. Их мы тоже определим, но позднее, когда выстроим шаг за шагом наш путь к достижению цели. Тут уж полный простор для Вашей фантазии. Не мне учить Вас как учить детей. На младших классах хорошо идет схема: делаю сама, ученики делают со мной вместе, ученики делают самостоятельно, комментарии того, как сделали, закрепление. Для среднего звена допустим поиск решения, рассмотрение нескольких альтернатив, выбор нескольких предложенных вариантов. Высшем пилотажем считается, когда дети сами предлагают цель урока и даже дают алгоритм достижения этой цели, но это доступно только умненьким и старшеньким.

Об объявлении цели урока детям надо позаботиться заранее. В своём конспекте Вы можете записать её как угодно научно и заумно. Но если в начале урока весело и с энтузиазмом объявите детям, что целью нашего урока станет «Пути закабаления свободных крестьян и превращения их в поземельно и лично зависимых»,  блеска в глазах аудитории я Вам гарантировать не смогу. Озадачивать же проверяющую комиссию, состоящую из милых дам  несколько иной специальности, такой темой урока, вообще сущее изуверство. Цель урока  должна быть не только ясна и понятна для школьника, но и привлекательна, она должна манить и интриговать как неясный свет далёкой звезды. Научно это называется мотивация. Без этой мотивации нам обойтись практически невозможно. Сказать «Дети, вы должны выучить сегодня таблицу умножения на семь» нынче считается грубейшей методической ошибкой. Они теперь ничего не должны, поэтому Вы должны заманить их привлекательностью поставленной задачи, короче, мотивировать. Беспроигрышным вариантом и экономией времени станет вариант, когда из проблемной ситуации вытекает желание изучить тему как путь решения этой проблемы. Постановка проблемы – второй важный этап после определения цели урока. Ведь внутренняя механика процесса учения такова: 1) не умею – 2) не умею, но хочу научиться – 3) учусь, понимаю- 4) научился, понял, умею. Процесс познания идет от сопротивления к желанию познать, от  желания к достижению цели. Причём надо помнить, что насилие вызывает отторжение. Можно сколько угодно кричать на учеников и топать ногами, но только проблема, каверзный вопрос, неожиданная грань обыденного явления заставит наших школьников оторваться от асек и спрятать плеер в карман. А ведь действительно, почему «серебряный» пишется с одной «н», а «оловянный» с двумя? Неужели к концу урока я это буду знать?

Таким образом, до того, как Вы начнёте выстраивать урок и писать   конспект у Вас должен быть более или менее ясно оформиться в голове главный вопрос урока. И потом что хотите делайте, но к концу урока каждый ребенок должен будет ответить на этот вопрос. Это программа-минимум урока. Если это произойдёт, при любом раскладе урок будет признан удавшимся.

  1. Гармония и прелесть простоты

Роль учителя в современном уроке – организатор процесса добычи информации (знаний) самими детьми. Приступаем к строительству многоэтажного прекрасного здания урока. Фундамент нашего здания – это ранее полученные нашими учениками знания. Неважно, даём мы новую тему или предпринимаем сто тридцать пятую попытку деления десятичных дробей, для начала восстановим в памяти детей те знания, которые пригодятся нам на уроке для достижения поставленной цели. Актуализация ранее полученных знаний – это первая часть нашего урока. Решайте сами, как это произойдёт, будет ли это фронтальный опрос, карточки, работа у доски, но провести этот этап необходимо. Внесите нотку оптимизма в головы озадаченных проблемой детей, напомните им, что что-то они всё-таки знают.

Вторая часть урока – непосредственное решение проблемы, поиск ответа на главный вопрос урока. В это время произойдет работа с информацией, поиск рациональных решений, дискуссия, сравнение, анализ полученных результатов, попытка систематизации, отработка алгоритма решения. Эту часть можно разделить на несколько этапов, несколько раз поменять виды работы, поработать в парах и группах, провести релаксирующую паузу или физкультминутку, но при этом не забудьте постоянно напоминать детям главный вопрос урока. Каждый этап должен приближать ученика к заветной цели урока.

Когда решение проблемы подошло к концу и дети, наконец, поняли, что Вы хотели от них  добиться, пора делать вывод. Эффектно будет, если вывод совпадёт с ответом на главный вопрос урока. Замечательно, если вывод сделают дети. Во всяком случае, подтолкните их к такому творчеству. Не беда, если придется перебрать пару-тройку вариантов. Работа над формулировкой вывода дорогого стоит. Затем идёт закрепление полученных знаний, или, если мы уже начали говорить научно – рефлексия. Чаще всего на этом этапе учитель организует самостоятельную работу, взаимопроверку, тестирование. Впрочем, как Вам будет угодно.

Идеально будет, если после рефлексии Вы ещё раз завернёте главный вопрос урока и получите несколько чётких внятных ответов. После этого можно будет устроить салют, фейерверк, гимн или туш. Урок удался! Почему бы это не отметить?

  1. Обойдёмся без сюрпризов

Настало время подумать от тех приёмах, методах и технологиях, с помощью которых мы превратим невероятное для наших детишек в очевидное. Если Вы лет пять уже как плотненько работаете над какой-либо технологией, и она действует, у меня вопросов нет. Снимаю перед Вами шляпу, маэстро. Остальным посоветую поосторожнее оперировать этим коварным словом – «технология». Если Вы для разрядки напряженности минутку на уроке сыграли в угадайку  или потопали-похлопали, не спешите сообщить проверяющим, что применили технологию использования в обучении игровых методов. Для предъявления технологии публике Вам придется пройти все круги ада: проштудировать первоисточники, ознакомиться с результатами работы пилотных площадок,  отработать элементы технологии. И если уж затевается на уроке игра по всем правилам технологии, то делите класс на команды, затем название, эмблема, девиз, капитан, жюри, правила игры, регламент выставления оценок  и прочее, прочее, прочее. К слову сказать, не самый выигрышный урок, если только не стоит цель ознакомиться с этой технологией. Дети играют, им весело, а приглашенные в игру не включены и с середины урока уже начинают откровенно скучать. А про ваше топали-хлопали скажем так: «применили элементы технологии». Но мы о методике. Их множество. Вот самые «ходовые» - развивающее обучение,  проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективные способы обучения КСО,  проблемно-диалогическая технология, исследовательские методы обучения,   проектные методы обучения,  технология «дебаты»,  технология модульного и блочно- модульного обучения,  лекционно – семинарско - зачетная система обучения, интерактивная лекция с применением мультимедиа-технологии,  основы программированного обучения (по В.П.Беспалько) , технология использования в обучении игровых методов,  обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа),  Информационно- коммуникационные технологии,  Здоровьесберегающие технологии,  Система инновационной оценки «Портфолио»,  Мозговой штурм,  Технология дистанционного обучения («АВУС-ОДО»),  личностно-ориетированное образование а) технология поддержки ребенка Е.В. Бондаревской, б) педагогика сотрудничества,      технология интегрированного обучения В.Т.Фоменко,  дальтон- технология. Прочтите ещё раз внимательно этот длинный список. Уверена: какой-то из этих технологий Вы уже пользовались. Вот и славненько, возьмём то, что получается лучше всего. Можно вообще поискать в уже готовой заготовке урока перечисленные технологии. Порассуждали над проблемой – вот и элемент проблемного обучения, провели физкультминутку – вот вам использование элементов здоровьесберегающей технологии. В крайнем случае, всегда можно сослаться на технологию развивающего обучения. Дети что-то видели, слышали, сравнили, выделили главное, сделали вывод. Это уже развитие. Уже элемент технологии. Спору нет, заманчиво   выкинуть что-нибудь эдакое. Но открытый урок – не полигон для экспериментов. Если дети никогда не работали на раздаточных листках, не имеют навыка коллективной работы, первый раз видят распечатанный Вами вчера новый вид раздаточного материала, возможны различные неожиданности и сюрпризы. Не будем рисковать, зачем нам сюрпризы?

  1. Ружье должно выстрелить.

 

Теперь мне уже не смешно, а по началу забавляло. Каждый учитель почему-то вместе с первым вариантом своего открытого урока приносил мне стихи, песенки и забавные сценки, которые непременно должны быть озвучены на уроке. Причём предмет значения не имел. Поэзией «грешили» все – от физиков до лириков. Каждый второй рвался сам прочесть сей опус сомнительного качества. Но не мог ответить на вопрос – зачем? Каким боком Ваше произведение поможет ответить на главный вопрос урока? Всё, что будет использоваться на уроке, должно работать на его цель. Не стремитесь развесить как можно больше картинок, урок должен быть красив логикой построения, взаимосвязью частей, красивым решением проблемы, четкостью вопросов, аргументированностью ответов, уместностью выполнения того или иного задания. Уж если Вы повесили картинку, она должна отработать на все сто. Разберите её, подберите название, составьте рассказ, ответьте на вопросы по картинке, используйте её для формулировки вывода. Есть варианты. Но! Если на сцене висит ружье, оно должно выстрелить, как учил нас великий Станиславский. Продумайте смену видов деятельности на каждом этапе Вашего урока. Чем чаще, тем лучше. Пусть поработают с учебником, атласом, рабочей тетрадью. Пусть дописывают недостающие буквы, раскрашивают шарики, проверят друг у друга результаты тестирования, но только не сидят, сложа ручки. Постарайтесь, что бы за урок каждый ученик, хоть слово, но сказал. Не говорите много сами, если это не урок-лекция. Никто из присутствующих не  сомневается в том, что Вы можете говорить громко и долго. Идеально было бы появиться в начале урока у доски, обозначить проблему, простоять весь урок у окошка и вырулить за пять секунд до звонка на вывод урока. Может, когда-нибудь мы с Вами дадим и такой урок, а пока сокращаем монологи, убираем лирику и музыку, рюшечки и бантики. Оттачиваем каждый вопрос (каков вопрос, таков ответ). Проверяем каждое задание на целесообразность, вчитываемся в каждое слово: как оно работает на цель урока? Тут уместно вспомнить про три наших задачи. Давайте посмотрим, чем мы будем образовывать, развивать и воспитывать? Какой вид деятельности подходит для самостоятельной работы, какой для закрепления? Где удобнее вставить межпредметные связи? Шлифуйте каждый этап урока как грани драгоценного камня и не жалейте алмазную пыль – это только на пользу.

  1. Мелочей на уроке не бывает.

Была я на уроке, где учитель за сорок минут шесть раз поменял местами карту мира и карту Африки. Присутствовала и на таком, где педагог сначала сама раздала тетради, потом собрала их, а когда до звонка ещё осталось время, снова раздала их детям для дополнительной работы. Вроде бы мелочи, но они так часто съедают драгоценные минутки урока, на котором Вы просто обязаны успеть сделать вывод. И ещё – не знаю почему, но именно эти досадные мелочи запоминаются  и отмечаются теми, кто смотрел урок. Поэтому, для того, чтобы всё успеть скрупулезно прохронометрируем все этапы урока. Предусмотрим, что можно будет сократить в конце урока, если основная часть затянулась, что можно предусмотреть как  «резерв» на случай стремительного развития событий. Посмотрите, какие элементы «затянут» Ваш урок, который обязан быть динамичным, насыщенным, плотным и пройти в быстром темпе. Если дети медленно пишут, замените работу в тетради на работу в раздаточном листке. Много времени сэкономит применение мультимедийного оборудования. Так,  на экране за одну секунду появится условие задачи, несколько вариантов решения, ответы на тест, форма для таблицы, а затем её заполненный вариант. То есть теперь Вам не надо экономить место на школьной доске. У Вас неограниченное количество досок для демонстрации нужного Вам материала. Именно нужного, но поначалу так хочется, что бы всё сверкало, переливалось и прыгало. Уверяю Вас, мы все прошли через это. Но детской болезнью украшательства презентаций желательно бы переболеть до своего первого открытого урока. Теперь несколько слов о почтенной публике. На хорошем уроке даже не специалист поймет к концу уроку всё, что преподал учитель. После отличного урока хочется продолжения, обсуждения и появляется желание творить. Организуйте для Ваших гостей возможность участия в процессе. Раздайте им дидактический материал, предусмотрите опросник, заготовку анализа урока, схему урока. В старших классах возможен вариант включения гостей в дискуссию, участия в членах жюри, в роли арбитра. Редкому человеку доставляет удовольствие тупое созерцание происходящего перед ним процесса. Удовольствие доставляет сопричастность. И ещё один часто задаваемый вопрос: надо ли готовить детей к открытому уроку? Одна учительница как-то призналась мне, что не сказала детям о том, что у них завтра открытый урок. На мой взгляд, это жестоко. Это двойной стресс для ребенка. Он тоже должен подготовиться, что бы не испытать шока. Можно даже вкратце рассказать, что предусмотрено планом урока. Это поможет детям настроиться и успокоиться.  Ведь некоторые могут подумать, что от них сейчас потребуют чего-то сверхъестественного и невозможного. Пусть они наденут нарядную одежду. Создайте для них атмосферу праздника и радости познания. Они этого заслужили месяцами серых трудовых будней. Настройте их на успех. Настройтесь сами на успех. Я уверена – у Вас всё получится.

        С уважением. Александра Кокотова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Методические рекомендации по проведению открытого урока, посвящённого дате начала Первой мировой войны

Первая мировая война 1914-1918 гг. − одно из крупнейших, переломных событий мировой истории. Этот беспрецедентный по масштабам катаклизм привел к потере миллионов человеческих жизней, падению нескольк...

План-конспект открытого урока английского языка в 3А классе на тему «Продукты» Дата:25.04.2009

План-конспект открытого урока английского языка в 3 классе на тему "Продукты"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ ДАТА: 27.01.2017г. «Путешествие по стране неорганических соединений»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ. Обобщение по теме классы неорганических соединений:  «Путешествие по стране неорганических соединений»...

2019 г. Открытый урок по теме «Памятные даты» в 4 б классе.

В рамках методической недели ШМО гуманитарного цикла был проведен открытый урок в 4 "б" классе начальной школы....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА.Тема урока: «Умножение дробей». Дата проведения: 28.10.2021. Место проведения: МАОУ Абатская СОШ №1.(Бурмистрова Е.Ю.)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА.Тема  урока: «Умножение дробей». Дата проведения: 28.10.2021.  Место проведения: МАОУ Абатская СОШ №1.(Бурм...

План конспект открытого урока волейбол 6 класс дата

План конспект  открытого урока волейбол 6 клас дата 03.03.2023 Шахтаров...