ОТКРЫТЫЙ УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ ДАТА: 27.01.2017г. «Путешествие по стране неорганических соединений»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Роженко Алексей Владимирович

  ОТКРЫТЫЙ УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ. Обобщение по теме классы неорганических соединений:  «Путешествие по стране неорганических соединений»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ                                         ДАТА: 27.01.2017г.

«Путешествие по стране неорганических соединений»

Тема: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов».

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.

Задачи:

  • Обучающие: повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, индикаторы; проверить умения составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей, анализировать и систематизировать вещества по их строению, решать расчетные задачи с использованием понятия массовая и объемная доля, отвечать на вопросы, делать выводы и обобщать.
  • Развивающие: развивать мышление, долговременную память, интерес к предмету.
  • Воспитательные: формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: проектор, презентация, экран,  ПСХЭ Д.И. Менделеева, справочные таблицы, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.  (Слайд №1. Тема урока)

2.Целеполагание.    (Слайд №2. Цели и задачи урока)

3.Работа по теме урока.  (Слайд №3. Желаем успеха в путешествии)

Упражнение 1. "Найди родственников".  (Слайд № 4. "Найди родственников")

      По вариантам  

1 варианту необходимо выбрать из предложенного перечня веществ все оксиды и кислоты, а 2 варианту - все основания и соли дать им названия и записать их в таблицу.

 

Таблица 1. Классификация веществ

Оксиды

Кислоты

Основания

Соли

1 варианта - Nа23, Н24, СгО3, НNO3, МgО, NaNО3, КОН.

2 варианта - LiОН, Н2SiО3, ZnС12, НNO2, Cu2О, K2CO3, Ba(ОН)2.

Упражнение 2. "Третий лишний".   (Слайд №5 "Третий лишний")

Необходимо найти на каждой строке лишнюю формулу вещества и объяснить, почему именно эта формула лишняя.

Задание 1 варианту. Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:

1) Н20, К2SO4, SO2 -. . .;

2) ВаSО4, НС1, СuС12 -. . .;

3) NaОН, СuО, Сu(ОН)2 - . . .;

4) Н23, НС1, КNO3 -. . ..

Задание 2 варианту. Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:

1) Н2SO3, LiNO3, Н2SO4 -. . .;

2) NаОН, Ва(ОН)2, Н2S - . . . ; .

3) Nа2СO3, Р2O5, МgO -. . .;

4)А1РО4, СuSО4, Zn(ОН)2 - . . ..

Упражнение 3."Крестики-нолики".   (Слайд №6 ."Крестики-нолики")

. Поиграйте в "крестики-нолики".

Найдите выигрышный путь. Выигрышный путь составляют формулы: а) оксидов; б) оснований; в) кислот; г) солей.  

а) Оксиды

СаО

NаОН

СаС12

НСl

СО2

2O

Fе(ОН)3

Н2SO3

Н2О

б) Основания

КОН

Р2O5

K2O

Ва(ОН)2

Н2 СO3

Zn(ОН)2

Fе(ОН)3

3РO4

ZnС12

в) Кислоты

NaС1

НС1

СO2

Zn(ОН)2

Н2SO4

K2O

Н2СO3

Н3РO4

2(SO4)3

г) Соли

СuSО4 

ZnCl2 

К2СО3 

SiO2 

MgCl2 

СО

Н2СО3 

Н2O

LiOH

Упражнение 4. "Установите соответствие или мои предки».   (Слайд №7. "Установите                                                                                                                         соответствие или мои предки»)

Для формул приведенных ниже солей запишите формулы гидроксидов, которыми они образованы.

1 вариант.

Nа2SO4 - ::::::

К2SiO3 -::::::

Ca3(PO4)2 -:::::

Ва(NO3)2 - :::::

2 вариант.

FеС12 - :::::

ZnSO4 - ::::::

АgNО3 - :::::

Fe2(SO4)3 -:::::

Упражнение 5. "Истина где-то рядом"    (Слайд №8. "Истина где-то рядом")

Задание. Во втором столбце табл. записаны химические понятия, в третьем - толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования и ложные. В четвертом столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И - если это истинное толкование, Л - если это ложное толкование. Колонка "+/-" - для подсчета верных ответов.

Таблица 2.

№ п/п

Понятие

Варианты толкования понятия

Истинные  (И)

или

Ложное (Л)

+/-

1

2

3

4

5

1

Основания

Вещества, образованные частицами Н и ОН

л

Вещества, образованные атомами металла и группами ОН

и

2

Кислоты

Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками

и

Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками

л

3

Щелочи

Растворимые в воде основания

и

Нерастворимые в воде вещества

л

4

Соли

Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками

и

Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками

л

5

Оксиды

Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород

и

Вещества, в состав которых входит кислород

л

6

Пероксиды

Бинарные соединения в которых степень окисления кислорода рана -2

л

Бинарные соединения в которых степень окисления кислорода рана -1

и

7

Индикаторы

Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет

и

Вещества, которые под действием щелочей меняю свой цвет

л

Физкультминутка      (Слайд № 9. ."Физкультминутка".)

Упражнение 6."Тестирование".   (Слайд № 10. ."Тестирование".)

1вариант.

1. В каком соединении марганец проявляет наибольшую степень окисления?

а) МnО; б) МnO2; в) К2МnО4; г) КМnО4.

2. Какая из следующих формул соответствует оксиду азота(II)?

а) NO; б) NO2; в) N2О; г) N2О3.

3. Выберите формулу сероводородной кислоты.

а) Н2S; б) Н2SO3; в) Н24; г) Н2SiO3 

4. Какое из этих оснований при попадании на кожу человека вызывает образование язв?

а) Fe(ОН)2; б) А1(ОН)3; в) CuОH; г) NаОН.

5. Какая из этих солей практически не растворяется в воде?

а) Fе(NO3)2; б) РЬС12; в) ВаSО4; г) NаС1.

2 вариант.

1. Какая степень окисления хлора в хлорной кислоте НС1О4?

а)+2; б)-1; в)+3; г)+7.

2. Данный оксид составляет 80% массы клетки и выполняет в ней чрезвычайно важные функции.

а) Н2О; б) СО2; в) СаО; г)Nа2О.

3. Какая из этих кислот содержится в желудочном соке?

а) НС1; б) НF; в) НВг; г) HI.

4. Формула гидроксида, который соответствует оксиду меди(I), - это:

а) Сг(ОН)3; б) Сu(ОН)2; в) Са(ОН)2; г) СuОН.

5. Какое из этих, названий не соответствует веществу, формула которого СаСО3?

а) мел; б) мрамор; в) галенит; г) известняк.

Ответы (для 1 и 2 варианта): 1. г; 2, а; 3. а; 4. г; 5. в. 

Упражнение 7. «Научный центр» (Слайд № 11. «Научный центр»)

Решить задачу.   Слили два раствора калийной селитры: 160г 5%-го и 140г. 20%-го. Какова массовая доля калийной селитры в полученном растворе?                                                                           А) 25%; Б)42%; В)12%; Г)9%; Д)5%

Дано:                                                                  Решение:

m1(р-ра KNO3)=160г                              w(в-ва)= m(в-ва) / m (р-ра) x 100%

w1(KNO3)=5%                                        m3(р-ра KNO3)= m1(р-ра KNO3) + m2(р-ра KNO3) =  

m2(р-ра KNO3)=140г                             = 160г + 140г = 300г

w2(KNO3)=20%                                    m1( KNO3) = m1(р-ра KNO3) x w1(KNO3) =

w3(KNO3)=?                                          = 160г x 0,05 = 8г

                                                              m2( KNO3) = m2(р-ра KNO3) x w2(KNO3) =

                                                              = 140г x 0,2 = 28г

                                                               m3( KNO3) = m1( KNO3) + m2( KNO3) =

                                                               = 8г + 28г =36г

                                                             w3(KNO3)=36г / 300г x 100% = 12%

                                                 Ответ: w3(KNO3)= 12%

Упражнение 8. «Золушка» (Раздели смесь веществ) (Слайд №12. «Золушка»)

Как разделить смесь? В смеси находятся железные опилки, порошок оксида меди (II), кристаллы поваренной соли, порошок серы.

4. Итоги урока.  (Слайд №13. Спасибо за сотрудничество, вы МОЛОДЦЫ !!!)

5. Оценивание учащихся.

6. Домашнее задание.   Конверты с домашним заданием. Повторить, подготовиться к контрольной работе.                                                                                                                                           7. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Маршрутная карта ученика 8 класса ______________________________________________

Дата: ________________

Тема урока:__________________________________________________________________

                    __________________________________________________________________

                                                      Вариант № ______

Задание №1.  

       ______________________________

          _______________________________

                                                                                                                                                                    Результат:_________________

           

Задание №2.

     Вариант №1

1) Н20, К2SO4, SO2 -. . .

2) ВаSО4, НС1, СuС12 -. . .

3) NaОН, СuО, Сu(ОН)2 - . . .

4) Н23, НС1, КNO3 -. . ..

     Вариант №2

1) Н2SO3, LiNO3, Н2SO4 -. . .

2) NаОН, Ва(ОН)2, Н2S - . . .  

3) Nа2СO3, Р2O5, МgO -. . .

4)А1РО4, СuSО4, Zn(ОН)2 - . . .

                                                                                             

                                                                                        Результат:_______________________

Задание №3.

СаО

NаОН

СаС12

НСl

СО2

2O

Fе(ОН)3

Н2SO3

Н2О

б) Основания

КОН

Р2O5

K2O

Ва(ОН)2

Н2 СO3

Zn(ОН)2

Fе(ОН)3

3РO4

ZnС12

в) Кислоты

NaС1

НС1

СO2

Zn(ОН)2

Н2SO4

K2O

Н2СO3

Н3РO4

2(SO4)3

г) Соли

СuSО4 

ZnCl2 

К2СО3 

SiO2 

MgCl2 

СО

Н2СО3 

Н2O

LiOH

                                                                                           

                                                                                                Результат:____________________

Задание №4.

1 вариант.                                      Гидроксиды

   Соль                     Основание                                             Кислота

2SO4 - :::::: __________________________    ________________________________                

К2SiO3 -::::::  __________________________    ________________________________

Ca3(PO4)2 -:::__________________________    ________________________________

Ва(NO3)2 - ::::__________________________   ________________________________

2 вариант.

FеС12 - :::::    __________________________    ________________________________

ZnSO4 - :::::: __________________________     ________________________________

АgNО3 - ::::: __________________________    ________________________________

Fe2(SO4)3 -::__________________________     _________________________________

                                                                                          Результат:_________________

Задание №5.

Таблица 2.

№ п/п

Понятие

Варианты толкования понятия

Истинные  (И)

или

Ложное (Л)

+/-

1

2

3

4

5

1

Основания

Вещества, образованные частицами Н и ОН

Вещества, образованные атомами металла и группами ОН

2

Кислоты

Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками

Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками

3

Щелочи

Растворимые в воде основания

Нерастворимые в воде вещества

4

Соли

Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками

Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками

5

Оксиды

Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород

Вещества, в состав которых входит кислород

6

Пероксиды

Бинарные соединения в которых степень окисления кислорода рана -2

Бинарные соединения в которых степень окисления кислорода рана -1

7

Индикаторы

Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет

Вещества, которые под действием щелочей меняю свой цвет

                                                                                                      Результат:_________________

              Физкультминутка  задание №6  ___не оценивается________________

Задание №7.

                                              Вариант №____

1

2

3

4

5

Задание №8.                     А) 25%; Б)42%; В)12%; Г)9%; Д)5%

                                                                           Решение:

Дано:

                 

                               Ответ:

                                                                                                 Результат:___________________

Задание №9.   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подведение итогов:

                                                                                             Количество баллов:_____________

                                                                                            Оценка:_________________

Рефлексия:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-игра по информатике в 6 классе "Путешествие в страну информации"

Урок-игра с презентацией по УМК Л. Босовой. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации», подготовка к контрольной работе 6 класс....

Урок химии в 8 классе: "Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений".

Урок-турнир в 8 классе .Систематизация знаний  по теме: " Важнейшие классы неорганических соединений"....

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАГОЛА"

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ В 6 КЛАССЕ...