ОТКРЫТЫЙ УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ ДАТА: 27.01.2017г. «Путешествие по стране неорганических соединений»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
ОТКРЫТЫЙ УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ. Обобщение по теме классы неорганических соединений: «Путешествие по стране неорганических соединений»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ ДАТА: 27.01.2017г.
«Путешествие по стране неорганических соединений»
Тема: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов».
Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.
Задачи:
- Обучающие: повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, индикаторы; проверить умения составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей, анализировать и систематизировать вещества по их строению, решать расчетные задачи с использованием понятия массовая и объемная доля, отвечать на вопросы, делать выводы и обобщать.
- Развивающие: развивать мышление, долговременную память, интерес к предмету.
- Воспитательные: формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: проектор, презентация, экран, ПСХЭ Д.И. Менделеева, справочные таблицы, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент. (Слайд №1. Тема урока)
2.Целеполагание. (Слайд №2. Цели и задачи урока)
3.Работа по теме урока. (Слайд №3. Желаем успеха в путешествии)
Упражнение 1. "Найди родственников". (Слайд № 4. "Найди родственников")
По вариантам
1 варианту необходимо выбрать из предложенного перечня веществ все оксиды и кислоты, а 2 варианту - все основания и соли дать им названия и записать их в таблицу.
Таблица 1. Классификация веществ
Оксиды | ||
Кислоты |
Основания | ||
Соли |
1 варианта - Nа2SО3, Н2SО4, СгО3, НNO3, МgО, NaNО3, КОН.
2 варианта - LiОН, Н2SiО3, ZnС12, НNO2, Cu2О, K2CO3, Ba(ОН)2.
Упражнение 2. "Третий лишний". (Слайд №5 "Третий лишний")
Необходимо найти на каждой строке лишнюю формулу вещества и объяснить, почему именно эта формула лишняя.
Задание 1 варианту. Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:
1) Н20, К2SO4, SO2 -. . .;
2) ВаSО4, НС1, СuС12 -. . .;
3) NaОН, СuО, Сu(ОН)2 - . . .;
4) Н2SО3, НС1, КNO3 -. . ..
Задание 2 варианту. Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:
1) Н2SO3, LiNO3, Н2SO4 -. . .;
2) NаОН, Ва(ОН)2, Н2S - . . . ; .
3) Nа2СO3, Р2O5, МgO -. . .;
4)А1РО4, СuSО4, Zn(ОН)2 - . . ..
Упражнение 3."Крестики-нолики". (Слайд №6 ."Крестики-нолики")
. Поиграйте в "крестики-нолики".
Найдите выигрышный путь. Выигрышный путь составляют формулы: а) оксидов; б) оснований; в) кислот; г) солей.
а) Оксиды
СаО | NаОН | СаС12 |
НСl | СО2 | Nа2O |
Fе(ОН)3 | Н2SO3 | Н2О |
б) Основания
КОН | Р2O5 | K2O |
Ва(ОН)2 | Н2 СO3 | Zn(ОН)2 |
Fе(ОН)3 | Nа3РO4 | ZnС12 |
в) Кислоты
NaС1 | НС1 | СO2 |
Zn(ОН)2 | Н2SO4 | K2O |
Н2СO3 | Н3РO4 | Fе2(SO4)3 |
г) Соли
СuSО4 | ZnCl2 | К2СО3 |
SiO2 | MgCl2 | СО |
Н2СО3 | Н2O | LiOH |
Упражнение 4. "Установите соответствие или мои предки». (Слайд №7. "Установите соответствие или мои предки»)
Для формул приведенных ниже солей запишите формулы гидроксидов, которыми они образованы.
1 вариант.
Nа2SO4 - ::::::
К2SiO3 -::::::
Ca3(PO4)2 -:::::
Ва(NO3)2 - :::::
2 вариант.
FеС12 - :::::
ZnSO4 - ::::::
АgNО3 - :::::
Fe2(SO4)3 -:::::
Упражнение 5. "Истина где-то рядом" (Слайд №8. "Истина где-то рядом")
Задание. Во втором столбце табл. записаны химические понятия, в третьем - толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования и ложные. В четвертом столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И - если это истинное толкование, Л - если это ложное толкование. Колонка "+/-" - для подсчета верных ответов.
Таблица 2.
№ п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | Истинные (И) или Ложное (Л) | +/- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Основания | Вещества, образованные частицами Н и ОН | л | |
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН | и | |||
2 | Кислоты | Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | и | |
Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками | л | |||
3 | Щелочи | Растворимые в воде основания | и | |
Нерастворимые в воде вещества | л | |||
4 | Соли | Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками | и | |
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | л | |||
5 | Оксиды | Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород | и | |
Вещества, в состав которых входит кислород | л | |||
6 | Пероксиды | Бинарные соединения в которых степень окисления кислорода рана -2 | л | |
Бинарные соединения в которых степень окисления кислорода рана -1 | и | |||
7 | Индикаторы | Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет | и | |
Вещества, которые под действием щелочей меняю свой цвет | л |
Физкультминутка (Слайд № 9. ."Физкультминутка".)
Упражнение 6."Тестирование". (Слайд № 10. ."Тестирование".)
1вариант.
1. В каком соединении марганец проявляет наибольшую степень окисления?
а) МnО; б) МnO2; в) К2МnО4; г) КМnО4.
2. Какая из следующих формул соответствует оксиду азота(II)?
а) NO; б) NO2; в) N2О; г) N2О3.
3. Выберите формулу сероводородной кислоты.
а) Н2S; б) Н2SO3; в) Н2SО4; г) Н2SiO3
4. Какое из этих оснований при попадании на кожу человека вызывает образование язв?
а) Fe(ОН)2; б) А1(ОН)3; в) CuОH; г) NаОН.
5. Какая из этих солей практически не растворяется в воде?
а) Fе(NO3)2; б) РЬС12; в) ВаSО4; г) NаС1.
2 вариант.
1. Какая степень окисления хлора в хлорной кислоте НС1О4?
а)+2; б)-1; в)+3; г)+7.
2. Данный оксид составляет 80% массы клетки и выполняет в ней чрезвычайно важные функции.
а) Н2О; б) СО2; в) СаО; г)Nа2О.
3. Какая из этих кислот содержится в желудочном соке?
а) НС1; б) НF; в) НВг; г) HI.
4. Формула гидроксида, который соответствует оксиду меди(I), - это:
а) Сг(ОН)3; б) Сu(ОН)2; в) Са(ОН)2; г) СuОН.
5. Какое из этих, названий не соответствует веществу, формула которого СаСО3?
а) мел; б) мрамор; в) галенит; г) известняк.
Ответы (для 1 и 2 варианта): 1. г; 2, а; 3. а; 4. г; 5. в.
Упражнение 7. «Научный центр» (Слайд № 11. «Научный центр»)
Решить задачу. Слили два раствора калийной селитры: 160г 5%-го и 140г. 20%-го. Какова массовая доля калийной селитры в полученном растворе? А) 25%; Б)42%; В)12%; Г)9%; Д)5%
Дано: Решение:
m1(р-ра KNO3)=160г w(в-ва)= m(в-ва) / m (р-ра) x 100%
w1(KNO3)=5% m3(р-ра KNO3)= m1(р-ра KNO3) + m2(р-ра KNO3) =
m2(р-ра KNO3)=140г = 160г + 140г = 300г
w2(KNO3)=20% m1( KNO3) = m1(р-ра KNO3) x w1(KNO3) =
w3(KNO3)=? = 160г x 0,05 = 8г
m2( KNO3) = m2(р-ра KNO3) x w2(KNO3) =
= 140г x 0,2 = 28г
m3( KNO3) = m1( KNO3) + m2( KNO3) =
= 8г + 28г =36г
w3(KNO3)=36г / 300г x 100% = 12%
Ответ: w3(KNO3)= 12%
Упражнение 8. «Золушка» (Раздели смесь веществ) (Слайд №12. «Золушка»)
Как разделить смесь? В смеси находятся железные опилки, порошок оксида меди (II), кристаллы поваренной соли, порошок серы.
4. Итоги урока. (Слайд №13. Спасибо за сотрудничество, вы МОЛОДЦЫ !!!)
5. Оценивание учащихся.
6. Домашнее задание. Конверты с домашним заданием. Повторить, подготовиться к контрольной работе. 7. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Маршрутная карта ученика 8 класса ______________________________________________
Дата: ________________
Тема урока:__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вариант № ______
Задание №1.
______________________________ | _______________________________ |
Результат:_________________
Задание №2.
Вариант №1
1) Н20, К2SO4, SO2 -. . .
2) ВаSО4, НС1, СuС12 -. . .
3) NaОН, СuО, Сu(ОН)2 - . . .
4) Н2SО3, НС1, КNO3 -. . ..
Вариант №2
1) Н2SO3, LiNO3, Н2SO4 -. . .
2) NаОН, Ва(ОН)2, Н2S - . . .
3) Nа2СO3, Р2O5, МgO -. . .
4)А1РО4, СuSО4, Zn(ОН)2 - . . .
Результат:_______________________
Задание №3.
СаО | NаОН | СаС12 |
НСl | СО2 | Nа2O |
Fе(ОН)3 | Н2SO3 | Н2О |
б) Основания
КОН | Р2O5 | K2O |
Ва(ОН)2 | Н2 СO3 | Zn(ОН)2 |
Fе(ОН)3 | Nа3РO4 | ZnС12 |
в) Кислоты
NaС1 | НС1 | СO2 |
Zn(ОН)2 | Н2SO4 | K2O |
Н2СO3 | Н3РO4 | Fе2(SO4)3 |
г) Соли
СuSО4 | ZnCl2 | К2СО3 |
SiO2 | MgCl2 | СО |
Н2СО3 | Н2O | LiOH |
Результат:____________________
Задание №4.
1 вариант. Гидроксиды
Соль Основание Кислота
Nа2SO4 - :::::: __________________________ ________________________________
К2SiO3 -:::::: __________________________ ________________________________
Ca3(PO4)2 -:::__________________________ ________________________________
Ва(NO3)2 - ::::__________________________ ________________________________
2 вариант.
FеС12 - ::::: __________________________ ________________________________
ZnSO4 - :::::: __________________________ ________________________________
АgNО3 - ::::: __________________________ ________________________________
Fe2(SO4)3 -::__________________________ _________________________________
Результат:_________________
Задание №5.
Таблица 2.
№ п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | Истинные (И) или Ложное (Л) | +/- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Основания | Вещества, образованные частицами Н и ОН | ||
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН | ||||
2 | Кислоты | Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | ||
Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками | ||||
3 | Щелочи | Растворимые в воде основания | ||
Нерастворимые в воде вещества | ||||
4 | Соли | Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками | ||
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | ||||
5 | Оксиды | Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород | ||
Вещества, в состав которых входит кислород | ||||
6 | Пероксиды | Бинарные соединения в которых степень окисления кислорода рана -2 | ||
Бинарные соединения в которых степень окисления кислорода рана -1 | ||||
7 | Индикаторы | Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет | ||
Вещества, которые под действием щелочей меняю свой цвет |
Результат:_________________
Физкультминутка задание №6 ___не оценивается________________
Задание №7.
Вариант №____
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание №8. А) 25%; Б)42%; В)12%; Г)9%; Д)5%
Решение:
Дано:
Ответ:
Результат:___________________
Задание №9. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подведение итогов:
Количество баллов:_____________
Оценка:_________________
Рефлексия:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок-игра по информатике в 6 классе "Путешествие в страну информации"
Урок-игра с презентацией по УМК Л. Босовой. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации», подготовка к контрольной работе 6 класс....
Урок химии в 8 классе: "Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений".
Урок-турнир в 8 классе .Систематизация знаний по теме: " Важнейшие классы неорганических соединений"....
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"
Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАГОЛА"
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ В 6 КЛАССЕ...
Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Путешествие в страну Имя прилагательное"
Технологическая карта урок русского языка в 6 классе...
открытый урок по химии в 8-м классе по теме "Основные классы неорганических соединений" урок погружение. с элементами театрализованного представления
Урок погружение. С элементами театрализованного представления....