Самоанализ "Воспитательная система образовательного учреждения"
статья на тему

Левченко Галина Геннадьевна

В данной статье дан подробный анализ   воспитательной системы школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная система образовательного учреждения

Наличие в образовательном учреждении условий для внеурочной работы с обучающимися.

В школе имеются 1 актовый зал; 2 спортивных зала; спортивная площадка; кабинет психолога; библиотека и книгохранилище, учебные кабинеты.

Школой заключены договоры о сотрудничестве с различными организациями: Детским морским центром имени Макарова, Станцией юных туристов, Станцией юных натуралистов, Станцией юных техников, Амурским институтом железнодорожного транспорта

Принципы и концепция осуществления воспитательной работы и дополнительного образования в образовательном учреждении.

В школе разработана концепция воспитательной системы – модель выпускника- 4 класса, 9,11 класса.

Концепция содержит понятия, цели, задачи, ведущие идеи обучения и воспитания, принципы воспитания, раскрывает инструментарий (средства) и этапы реализации воспитательных целей, задач, идей.

Модель выпускника рассматривается как результат совместной творческой деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.

В концепции воспитательной системы школы выделено три блока направления воспитания:

1. Образ выпускника – как ступени личностного развития:

  • нравственно-ценное,
  • познавательное,
  • художественно-эстетическое,
  • коммуникативное,
  • спортивно-оздоровительное.

        2. Направления воспитательной деятельности. Этот блок ориентирован на гражданско-патриотическое развитие через дополнительное образование.

3. Процессуально-деятельное направление определяет подходы и принципы организации воспитательного процесса.

Направления и принципы воспитательной системы взаимозависимы и находятся в постоянном взаимодействии, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга.

На основе проведенной диагностики по организации воспитательного процесса был выделен ряд принципов воспитательной деятельности:

– принцип «само» (умение реализовать себя) направлен на самостоятельную реализацию обучающихся в любой сфере жизнедеятельности школы, прежде всего в гражданско-патриотическом, физическом развитии и самоуправлении;

– принцип творческой активности направлен на самостоятельную самореализацию, поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых;

– принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях, умение вести себя в соответствии с правовыми нормами, противодействовать асоциальным явлениям;

– принцип успешности (умение делать) – помочь обучающимся сформировать чувство нужности, востребованности, желания делать, конкурентоспособности («я нужен», «я могу», «я делаю»).

– принцип социально-педагогического сопровождения – это комплекс последовательных педагогических действий учителя, помогающих обучающимся понять возникающие жизненные ситуации, обеспечивающие их саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Все принципы имеют всеобщее значение, действуют в условиях школы, как в учебном, так и воспитательном процессе, что соответствует гуманизации образования.

Вся внеурочная работа в школе строится на принципах добровольности и самоопределения. Осуществляя воспитательный процесс, педагогический коллектив ориентируется на конечный результат, который  намечен в программе развития:

«Обеспечение социализации личности ребенка и формирование в процессе воспитания и образования навыков активного нравственного, гражданского действия».

       Построение целенаправленной работы по достижению планируемых результатов педагогический коллектив осуществляется через:

  • систему классных часов «Воспитание толерантного отношения к себе и к окружающим»,
  • цикл  классных часов гражданско-патриотической направленности;
  • цикл классных часов по здоровьесберегающим технологиям;
  • проведение традиционных праздников, конкурсов;
  • использование элементов новых педагогических технологий;
  • развитие творческих способностей через участие в муниципальных,  региональных, всероссийских, международных конкурсах;

организацию работы ученического самоуправления.

Модель реализации Концепции воспитательной системы

Наличие административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу и дополнительное образование в образовательном учреждении.

Методическое руководство деятельностью классных руководителей осуществляется через заседания методического объединения классных руководителей, индивидуальное консультирование, семинары для начинающих классных руководителей, рассмотрение вопросов на педагогических советах и совещаниях при директоре. Руководит работой заместитель директора по воспитательной работе.

Административный контроль проводится в соответствии с планом работы школы, затрагивает деятельность социально-психологической службы, работу классных руководителей и школьной библиотеки, развитие ученического самоуправления, работу педагогического и ученического коллективов, родительской общественности.

Наличие органов ученического самоуправления.

Орган ученического самоуправления «Совет старшеклассников и Совет подростков».

Цель: взаимодействие ученического и педагогического коллективов, передача опыта ответственности от старших младшим, организация опыта самореализации воспитанников, включающая в себя проявление силы воли, целеустремленности, формирование способности к саморегуляции, самовоспитание, самосовершенствование.

При организации деятельности органа ученического самоуправления мы руководствуемся следующими принципами:

– равноправия,

– выборности,

– обновляемости и преемственности,

– открытости и гласности,

– коллегиальности и персональности,

– распределения полномочий,

– отчетности.

Работа Совета регламентируется локальным актом Положение об органе ученического самоуправления  

В работе определены направления деятельности по секторам:

– учебный – оказание помощи детям с проблемами в обучении, привлечение обучающихся к активной исследовательской деятельности, оказание помощи в проведении познавательных мероприятий (марафонов, олимпиад, конкурсов);

– досуговый (культмассовый) – школьные вечера, дискотеки, праздники.

– информационный – деятельность школьной прессы: газеты, радио;

– спортивный – участие, по возможности, всех обучающихся школы в спортивных и здоровьесберегающих программах;

– шефской работы – с ветеранами войны и труда, младшими школьниками и др.;

– духовно-нравственный – формирование норм поведения, ответственность и коллективизм.

Наличие и эффективность использования материально-технической базы для внеурочной работы с обучающимися

Материально-техническая база для внеурочной работы используется эффективно:

2 спортивных зала – спортивные мероприятия: командные соревнования, матчи, эстафеты, семейные праздники;

Актовый зал – театральные представления, конкурсные программы, календарные праздники, торжественные мероприятия, посвящённые знаменательным датам;

Библиотека –  беседы по знаменательным литературным и историческим датам;

Спортивная площадка – проведение спортивных соревнований и праздников различного уровня;

Кабинеты информатики с выходом в Интернет – поиск необходимой информации (сценарии, музыка, видеоряд и др.), подготовка презентаций;

Кабинет музыки – проведение репетиций к праздникам и подготовка концертов.

Использование в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса.

В процессе обучения создаются благоприятные условия для непрерывного развития личности ребёнка, формирования его духовно-нравственных качеств. Воспитательный аспект реализуется на уроках, внеклассных  и внешкольных мероприятиях, классных часах, при проведении экскурсий.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

Большое внимание классные руководители и учителя-предметники уделяют подготовке обучающихся к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, конференциям. Часы школьного компонента, дополнительного образования реализуют идею развития личности в общем интеллектуальном плане, способствуют физическому развитию, укреплению здоровья. Традиционные предметные недели расширяют кругозор обучающихся, стимулируют к самостоятельной деятельности. Подготовка и защита проектов на различных уровнях позволяет активизировать познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся.

Экскурсии с обучающимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности.

Наличие в образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися

Рассматривая вопрос оценки качества процесса воспитания, следует отметить, что в нашей школе используется методика исследования школьной мотивации обучающихся и их родителей:

– диагностика обучающихся (изучение воспитанности);

– диагностика родителей обучающихся;

– диагностика классных руководителей.

Оценка организации учебно-воспитательного процесса осуществлялась по пятибалльной системе. В анкетировании приняли участие 628 человек – родители и обучающиеся средней и старшей школы.

Оценка родителей

Оценка обучающихся

Средний балл

Классный руководитель

4,7

4,6

4,65

Учителя-предметники

4,2

4,3

4,25

Администрация

4,4

4,6

4,5

Воспитательная работа

4,2

4,4

4,3

Дополнительное образование

3,9

4,2

4,05

Результаты анкетирования обучающихся показали, что значительной части обучающихся школа нравится, они удовлетворены отношениями с учителями и сверстниками. Школа вызывает позитивные эмоции.

Результаты анкетирования среди родителей показали, что родители удовлетворены работой школы, качеством преподавания, чутким отношением к детям.

Дополнительное образование детей.

Система воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся основана на годовом плане воспитательной работы школы, планах классных руководителей, планах работы методических объединений, планах дополнительного образования, планах школьной библиотеки.

Дополнительное образование осуществляется по направлениям:

– художественно-эстетическое

– физкультурно-спортивное

– спортивно-техническая

– культурологическая

– научно-техническая

– естественнонаучная

– эколого-биологическая

В системе дополнительного образования занималось  в 2010-2011 учебном году – 42% от числа всех обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 62,8% , в 2012-2013 учебном году 69,2%

Спортивно-оздоровительная работа, пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни;

Работу по обучению, воспитанию и физическому развитию обучающихся учителя физической культуры и педагоги дополнительного образования строят по трем направлениям:

  • учебно-воспитательная работа;
  • оздоровительная работа;
  • спортивно-массовая работа.

Оздоровительная работа строится на привлечении обучающихся к занятиям в спортивных кружках и секциях, пропаганде здорового образа жизни, организации спортивных праздников и дней здоровья. Ежегодно проводятся внутришкольные соревнования по мини-футболу, баскетболу, волейболу, подвижным играм и т.д.

4.10. Организация работы психологической службы

Для сопровождения учебного процесса в школе организована психологическая служба.

Целью психологического сопровождения обучающихся школы является сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в ходе образовательного процесса, осуществляемого в образовательном учреждении.

Задачами психологического сопровождения являются:

- создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия;

- психологическая поддержка детей, создание условий для оптимальной адаптации и социализации обучающихся;

- развитие и коррекция эмоционально-волевой, личностной, познавательной и мотивационной сфер личности учащихся;

Достижение поставленных задач происходит в процессе реализации следующих направлений работы:

  • Диагностическая работа
  • Психологическое консультирование и просвещение
  • Коррекционно-развивающая работа
  • Организационно-методическая, аналитическая работа

Диагностическая работа. Основная цель диагностики - психологическое обследование обучающихся с целью определения их психологического развития и комфортности для них образовательной среды.

В школе ежегодно проводятся несколько диагностических срезов: диагностика готовности к школьному обучению, диагностика адаптации обучающихся 1,5,10 классов, диагностика готовности к обучению в среднем звене (обучающиеся 4 классов), профориентационная диагностика (обучающиеся 8-9 классов). Диагностика готовности к школьному обучению и обучению в среднем звене включает в себя изучение предпосылок и сформированности УУД соответственно. В рамках изучения адаптации диагностируется тревожность, мотивация обучения, изучается статусное положение ребенка в группе сверстников. Профориентационная диагностика предполагает изучение способностей, личностных особенностей, склонности к отдельным профессиям. Помимо этого, психологической службой школы проводится изучение психологической атмосферы в классах, углубленная диагностика обучающихся, испытывающих сложности в обучении или имеющих отклоняющееся поведение. Психолог так же проводит диагностику по запросам классных руководителей, по запросам учителей в рамках исследовательской работы, по запросу администрации или родителей обучающихся.

Психологическое консультирование и просвещение.

Просветительская и консультативная работа осуществляется педагогом-психологом в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы, изготовление брошюр, листовок и др.).

Направления консультирования в школе:

- консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;

- консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;

- проведение индивидуальных и групповых консультаций обучающихся по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.

Педагогам оказывается помощь по психологическим аспектам профессиональной деятельности. Консультации для родителей организуются по специфическим проблемам школьников (например: особенности взаимодействия с гиперактивными детьми; оказание помощи в подготовке домашних заданий и т.п.). Большое внимание уделяется консультированию обучающихся 9 и 11 классов и их родителей при подготовке к экзаменам. Консультации проводятся в групповой и индивидуальной форме, а также каждому обучающемуся выдается брошюра, в которой даны полезные советы по подготовке к экзаменам.

     Организационно-методическая, аналитическая работа.

Целью методической работы является совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов, развитие их творческого потенциала. Аналитическая работа является важным звеном в работе психолога, т.к. без тщательного анализа невозможно дальнейшее планирование и прогнозирование результатов работы всего учреждения.

Организационно-методическая работа включает в себя:

  • Организацию и методическую  подготовку к диагностикам, к проведению семинаров, родительских собраний, консультаций, выступлению на консилиумах и педагогических советах;
  • Разработку коррекционно-развивающих программ;
  • Обработку данных анкет и опросников;
  • Создание коррекционных и развивающих групп по результатам психологических исследований, разработка индивидуальных программ по коррекции и развитию;
  • Создание методической копилки для педагогов, консультации педагогов по определенной проблеме, подбор необходимых диагностических  материалов, литературы по запросу учителей;
  • Организация и участие в работе различных методических объединений школы и города;
  • Анализ работы за год, планирование работы на следующий учебный год.

4.11. Формы поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности обучающихся.

За достижения в учебе и внеурочной деятельности обучающиеся и педагоги поощряются грамотами, призами, благодарственными письмами. Традиционно 19 мая проводится школьный праздник «Честь школы», на котором все обучающиеся (участники, призеры и победители) всех мероприятий  получают свои награды. Отличники школы награждаются Похвальными листами и лентами «Отличник».  

На страницах школьного сайта и в Дневник.ру систематически размещается информация о достижениях обучающихся.

5. Имеющиеся в образовательном учреждении резервы для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Проведенный анализ состояния учебно-воспитательного процесса, новые требования к образовательным учреждениям в условиях перехода на ФГСО, осуществление проекта информационно-ресурсного центра позволяет выделить следующие направления деятельности, требующие дальнейшего совершенствования:

– повышение мотивации обучающихся к обучению;

– создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в части изменения приоритетов профессиональной деятельности;

– применение педагогами школы новых информационных педагогических технологий;

– совершенствование внутришкольного управления, внутришкольного контроля;

– материально–техническое и финансовое обеспечения образовательного процесса.

Резервы для повышения  качества учебно-воспитательного процесса:

1. Повышение качества образования за счет:

– формирования у обучающихся устойчивой мотивации к обучению;

– внедрения новых образовательных технологий, учитывающих личностные особенности и возможности обучающихся;

 – интеграции общего и дополнительного образования;

– создания в школе психологической службы из нескольких педагогов-психологов;

– введения и совершенствования системы электронного мониторинга образовательных результатов (динамика от первого до одиннадцатого класса).

Совершенствование системы школьного управления образованием за счет:

- оптимизации структуры управления;

- эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в управленческой деятельности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширение границ межкультурной и межконфессиональной толерантности воспитательного пространства образовательных учреждений

Данный доклад поможет педагогам понять принципы построения и  формирования  межкультурной и межконфессиональной толерантности  в образовательном учреждении....

Схема модели проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, реализуемой в образовательной системе образовательного учреждения

Схема модели проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, реализуемой в образовательной системе образовательного учреждения...

Статья «Проблемы управления в воспитательной системе образовательных учреждений»

Актуальность этой проблемы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зн...

Критерии, показатели, способы изучения эффективности воспитательной системы образовательного учреждения

Критерии, показатели, способы изучения эффективности воспитательной системы образовательного учреждения...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Современные подходы к формированию воспитательной системы образовательного учреждения»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Современные подходы к формированию воспитательной системы образовательного учреждения»...