Самоанализ "Воспитательная система образовательного учреждения"
статья на тему
В данной статье дан подробный анализ воспитательной системы школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ воспитательной системы школы | 41.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система образовательного учреждения
Наличие в образовательном учреждении условий для внеурочной работы с обучающимися.
В школе имеются 1 актовый зал; 2 спортивных зала; спортивная площадка; кабинет психолога; библиотека и книгохранилище, учебные кабинеты.
Школой заключены договоры о сотрудничестве с различными организациями: Детским морским центром имени Макарова, Станцией юных туристов, Станцией юных натуралистов, Станцией юных техников, Амурским институтом железнодорожного транспорта
Принципы и концепция осуществления воспитательной работы и дополнительного образования в образовательном учреждении.
В школе разработана концепция воспитательной системы – модель выпускника- 4 класса, 9,11 класса.
Концепция содержит понятия, цели, задачи, ведущие идеи обучения и воспитания, принципы воспитания, раскрывает инструментарий (средства) и этапы реализации воспитательных целей, задач, идей.
Модель выпускника рассматривается как результат совместной творческой деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.
В концепции воспитательной системы школы выделено три блока направления воспитания:
1. Образ выпускника – как ступени личностного развития:
- нравственно-ценное,
- познавательное,
- художественно-эстетическое,
- коммуникативное,
- спортивно-оздоровительное.
2. Направления воспитательной деятельности. Этот блок ориентирован на гражданско-патриотическое развитие через дополнительное образование.
3. Процессуально-деятельное направление определяет подходы и принципы организации воспитательного процесса.
Направления и принципы воспитательной системы взаимозависимы и находятся в постоянном взаимодействии, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга.
На основе проведенной диагностики по организации воспитательного процесса был выделен ряд принципов воспитательной деятельности:
– принцип «само» (умение реализовать себя) направлен на самостоятельную реализацию обучающихся в любой сфере жизнедеятельности школы, прежде всего в гражданско-патриотическом, физическом развитии и самоуправлении;
– принцип творческой активности направлен на самостоятельную самореализацию, поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых;
– принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях, умение вести себя в соответствии с правовыми нормами, противодействовать асоциальным явлениям;
– принцип успешности (умение делать) – помочь обучающимся сформировать чувство нужности, востребованности, желания делать, конкурентоспособности («я нужен», «я могу», «я делаю»).
– принцип социально-педагогического сопровождения – это комплекс последовательных педагогических действий учителя, помогающих обучающимся понять возникающие жизненные ситуации, обеспечивающие их саморазвитие на основе рефлексии происходящего.
Все принципы имеют всеобщее значение, действуют в условиях школы, как в учебном, так и воспитательном процессе, что соответствует гуманизации образования.
Вся внеурочная работа в школе строится на принципах добровольности и самоопределения. Осуществляя воспитательный процесс, педагогический коллектив ориентируется на конечный результат, который намечен в программе развития:
«Обеспечение социализации личности ребенка и формирование в процессе воспитания и образования навыков активного нравственного, гражданского действия».
Построение целенаправленной работы по достижению планируемых результатов педагогический коллектив осуществляется через:
- систему классных часов «Воспитание толерантного отношения к себе и к окружающим»,
- цикл классных часов гражданско-патриотической направленности;
- цикл классных часов по здоровьесберегающим технологиям;
- проведение традиционных праздников, конкурсов;
- использование элементов новых педагогических технологий;
- развитие творческих способностей через участие в муниципальных, региональных, всероссийских, международных конкурсах;
организацию работы ученического самоуправления.
Модель реализации Концепции воспитательной системы
Наличие административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу и дополнительное образование в образовательном учреждении.
Методическое руководство деятельностью классных руководителей осуществляется через заседания методического объединения классных руководителей, индивидуальное консультирование, семинары для начинающих классных руководителей, рассмотрение вопросов на педагогических советах и совещаниях при директоре. Руководит работой заместитель директора по воспитательной работе.
Административный контроль проводится в соответствии с планом работы школы, затрагивает деятельность социально-психологической службы, работу классных руководителей и школьной библиотеки, развитие ученического самоуправления, работу педагогического и ученического коллективов, родительской общественности.
Наличие органов ученического самоуправления.
Орган ученического самоуправления «Совет старшеклассников и Совет подростков».
Цель: взаимодействие ученического и педагогического коллективов, передача опыта ответственности от старших младшим, организация опыта самореализации воспитанников, включающая в себя проявление силы воли, целеустремленности, формирование способности к саморегуляции, самовоспитание, самосовершенствование.
При организации деятельности органа ученического самоуправления мы руководствуемся следующими принципами:
– равноправия,
– выборности,
– обновляемости и преемственности,
– открытости и гласности,
– коллегиальности и персональности,
– распределения полномочий,
– отчетности.
Работа Совета регламентируется локальным актом Положение об органе ученического самоуправления
В работе определены направления деятельности по секторам:
– учебный – оказание помощи детям с проблемами в обучении, привлечение обучающихся к активной исследовательской деятельности, оказание помощи в проведении познавательных мероприятий (марафонов, олимпиад, конкурсов);
– досуговый (культмассовый) – школьные вечера, дискотеки, праздники.
– информационный – деятельность школьной прессы: газеты, радио;
– спортивный – участие, по возможности, всех обучающихся школы в спортивных и здоровьесберегающих программах;
– шефской работы – с ветеранами войны и труда, младшими школьниками и др.;
– духовно-нравственный – формирование норм поведения, ответственность и коллективизм.
Наличие и эффективность использования материально-технической базы для внеурочной работы с обучающимися
Материально-техническая база для внеурочной работы используется эффективно:
2 спортивных зала – спортивные мероприятия: командные соревнования, матчи, эстафеты, семейные праздники;
Актовый зал – театральные представления, конкурсные программы, календарные праздники, торжественные мероприятия, посвящённые знаменательным датам;
Библиотека – беседы по знаменательным литературным и историческим датам;
Спортивная площадка – проведение спортивных соревнований и праздников различного уровня;
Кабинеты информатики с выходом в Интернет – поиск необходимой информации (сценарии, музыка, видеоряд и др.), подготовка презентаций;
Кабинет музыки – проведение репетиций к праздникам и подготовка концертов.
Использование в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса.
В процессе обучения создаются благоприятные условия для непрерывного развития личности ребёнка, формирования его духовно-нравственных качеств. Воспитательный аспект реализуется на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях, классных часах, при проведении экскурсий.
На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.
Большое внимание классные руководители и учителя-предметники уделяют подготовке обучающихся к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, конференциям. Часы школьного компонента, дополнительного образования реализуют идею развития личности в общем интеллектуальном плане, способствуют физическому развитию, укреплению здоровья. Традиционные предметные недели расширяют кругозор обучающихся, стимулируют к самостоятельной деятельности. Подготовка и защита проектов на различных уровнях позволяет активизировать познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся.
Экскурсии с обучающимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения.
Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности.
Наличие в образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися
Рассматривая вопрос оценки качества процесса воспитания, следует отметить, что в нашей школе используется методика исследования школьной мотивации обучающихся и их родителей:
– диагностика обучающихся (изучение воспитанности);
– диагностика родителей обучающихся;
– диагностика классных руководителей.
Оценка организации учебно-воспитательного процесса осуществлялась по пятибалльной системе. В анкетировании приняли участие 628 человек – родители и обучающиеся средней и старшей школы.
Оценка родителей | Оценка обучающихся | Средний балл | |
Классный руководитель | 4,7 | 4,6 | 4,65 |
Учителя-предметники | 4,2 | 4,3 | 4,25 |
Администрация | 4,4 | 4,6 | 4,5 |
Воспитательная работа | 4,2 | 4,4 | 4,3 |
Дополнительное образование | 3,9 | 4,2 | 4,05 |
Результаты анкетирования обучающихся показали, что значительной части обучающихся школа нравится, они удовлетворены отношениями с учителями и сверстниками. Школа вызывает позитивные эмоции.
Результаты анкетирования среди родителей показали, что родители удовлетворены работой школы, качеством преподавания, чутким отношением к детям.
Дополнительное образование детей.
Система воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся основана на годовом плане воспитательной работы школы, планах классных руководителей, планах работы методических объединений, планах дополнительного образования, планах школьной библиотеки.
Дополнительное образование осуществляется по направлениям:
– художественно-эстетическое
– физкультурно-спортивное
– спортивно-техническая
– культурологическая
– научно-техническая
– естественнонаучная
– эколого-биологическая
В системе дополнительного образования занималось в 2010-2011 учебном году – 42% от числа всех обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 62,8% , в 2012-2013 учебном году 69,2%
Спортивно-оздоровительная работа, пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни;
Работу по обучению, воспитанию и физическому развитию обучающихся учителя физической культуры и педагоги дополнительного образования строят по трем направлениям:
- учебно-воспитательная работа;
- оздоровительная работа;
- спортивно-массовая работа.
Оздоровительная работа строится на привлечении обучающихся к занятиям в спортивных кружках и секциях, пропаганде здорового образа жизни, организации спортивных праздников и дней здоровья. Ежегодно проводятся внутришкольные соревнования по мини-футболу, баскетболу, волейболу, подвижным играм и т.д.
4.10. Организация работы психологической службы
Для сопровождения учебного процесса в школе организована психологическая служба.
Целью психологического сопровождения обучающихся школы является сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в ходе образовательного процесса, осуществляемого в образовательном учреждении.
Задачами психологического сопровождения являются:
- создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия;
- психологическая поддержка детей, создание условий для оптимальной адаптации и социализации обучающихся;
- развитие и коррекция эмоционально-волевой, личностной, познавательной и мотивационной сфер личности учащихся;
Достижение поставленных задач происходит в процессе реализации следующих направлений работы:
- Диагностическая работа
- Психологическое консультирование и просвещение
- Коррекционно-развивающая работа
- Организационно-методическая, аналитическая работа
Диагностическая работа. Основная цель диагностики - психологическое обследование обучающихся с целью определения их психологического развития и комфортности для них образовательной среды.
В школе ежегодно проводятся несколько диагностических срезов: диагностика готовности к школьному обучению, диагностика адаптации обучающихся 1,5,10 классов, диагностика готовности к обучению в среднем звене (обучающиеся 4 классов), профориентационная диагностика (обучающиеся 8-9 классов). Диагностика готовности к школьному обучению и обучению в среднем звене включает в себя изучение предпосылок и сформированности УУД соответственно. В рамках изучения адаптации диагностируется тревожность, мотивация обучения, изучается статусное положение ребенка в группе сверстников. Профориентационная диагностика предполагает изучение способностей, личностных особенностей, склонности к отдельным профессиям. Помимо этого, психологической службой школы проводится изучение психологической атмосферы в классах, углубленная диагностика обучающихся, испытывающих сложности в обучении или имеющих отклоняющееся поведение. Психолог так же проводит диагностику по запросам классных руководителей, по запросам учителей в рамках исследовательской работы, по запросу администрации или родителей обучающихся.
Психологическое консультирование и просвещение.
Просветительская и консультативная работа осуществляется педагогом-психологом в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы, изготовление брошюр, листовок и др.).
Направления консультирования в школе:
- консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;
- консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
- проведение индивидуальных и групповых консультаций обучающихся по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.
Педагогам оказывается помощь по психологическим аспектам профессиональной деятельности. Консультации для родителей организуются по специфическим проблемам школьников (например: особенности взаимодействия с гиперактивными детьми; оказание помощи в подготовке домашних заданий и т.п.). Большое внимание уделяется консультированию обучающихся 9 и 11 классов и их родителей при подготовке к экзаменам. Консультации проводятся в групповой и индивидуальной форме, а также каждому обучающемуся выдается брошюра, в которой даны полезные советы по подготовке к экзаменам.
Организационно-методическая, аналитическая работа.
Целью методической работы является совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов, развитие их творческого потенциала. Аналитическая работа является важным звеном в работе психолога, т.к. без тщательного анализа невозможно дальнейшее планирование и прогнозирование результатов работы всего учреждения.
Организационно-методическая работа включает в себя:
- Организацию и методическую подготовку к диагностикам, к проведению семинаров, родительских собраний, консультаций, выступлению на консилиумах и педагогических советах;
- Разработку коррекционно-развивающих программ;
- Обработку данных анкет и опросников;
- Создание коррекционных и развивающих групп по результатам психологических исследований, разработка индивидуальных программ по коррекции и развитию;
- Создание методической копилки для педагогов, консультации педагогов по определенной проблеме, подбор необходимых диагностических материалов, литературы по запросу учителей;
- Организация и участие в работе различных методических объединений школы и города;
- Анализ работы за год, планирование работы на следующий учебный год.
4.11. Формы поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности обучающихся.
За достижения в учебе и внеурочной деятельности обучающиеся и педагоги поощряются грамотами, призами, благодарственными письмами. Традиционно 19 мая проводится школьный праздник «Честь школы», на котором все обучающиеся (участники, призеры и победители) всех мероприятий получают свои награды. Отличники школы награждаются Похвальными листами и лентами «Отличник».
На страницах школьного сайта и в Дневник.ру систематически размещается информация о достижениях обучающихся.
5. Имеющиеся в образовательном учреждении резервы для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Проведенный анализ состояния учебно-воспитательного процесса, новые требования к образовательным учреждениям в условиях перехода на ФГСО, осуществление проекта информационно-ресурсного центра позволяет выделить следующие направления деятельности, требующие дальнейшего совершенствования:
– повышение мотивации обучающихся к обучению;
– создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в части изменения приоритетов профессиональной деятельности;
– применение педагогами школы новых информационных педагогических технологий;
– совершенствование внутришкольного управления, внутришкольного контроля;
– материально–техническое и финансовое обеспечения образовательного процесса.
Резервы для повышения качества учебно-воспитательного процесса:
1. Повышение качества образования за счет:
– формирования у обучающихся устойчивой мотивации к обучению;
– внедрения новых образовательных технологий, учитывающих личностные особенности и возможности обучающихся;
– интеграции общего и дополнительного образования;
– создания в школе психологической службы из нескольких педагогов-психологов;
– введения и совершенствования системы электронного мониторинга образовательных результатов (динамика от первого до одиннадцатого класса).
Совершенствование системы школьного управления образованием за счет:
- оптимизации структуры управления;
- эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в управленческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расширение границ межкультурной и межконфессиональной толерантности воспитательного пространства образовательных учреждений
Данный доклад поможет педагогам понять принципы построения и формирования межкультурной и межконфессиональной толерантности в образовательном учреждении....
Схема модели проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, реализуемой в образовательной системе образовательного учреждения
Схема модели проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, реализуемой в образовательной системе образовательного учреждения...
Паспорт воспитательной системы образовательного учреждения
системный подход в воспитании...
Статья «Проблемы управления в воспитательной системе образовательных учреждений»
Актуальность этой проблемы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зн...
Критерии, показатели, способы изучения эффективности воспитательной системы образовательного учреждения
Критерии, показатели, способы изучения эффективности воспитательной системы образовательного учреждения...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Современные подходы к формированию воспитательной системы образовательного учреждения»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Современные подходы к формированию воспитательной системы образовательного учреждения»...