МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОСТОЯНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
статья по теме
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_karp_e.v.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карп Е. В.
Средняя общеобразовательная школа № 86
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОСТОЯНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели.
До настоящего времени отсутствует четкая определенность в оценке образовательной среды. Поэтому, на наш взгляд, актуальной является деятельность, направленная на разработку модели мониторинга, которая наиболее полно описывает систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об информационной образовательной среде, ориентированной на информационное обеспечение управления, которая позволит судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Проанализировав подходы к пониманию сущности, структуры и результаты методического мониторинга, представленные в работах Н.В. Борисовой, В.И. Гинецинского, А.Н. Дахина, В.М. Монахова, А.М. Новикова, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Н.А. Шайденко, Н.О. Яковлевой [6-11], нам стало очевидным, что в современной педагогической науке и практике еще не сложилось системного подхода к мониторингу, что значительно снижает, с одной стороны, практическую направленность научно-исследовательской деятельности, а с другой — теоретическую обоснованность практической педагогической деятельности.
Мониторинг рассматривается как система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. [1,2]
Предметом мониторинга является диагностический инструментарий, который позволяет осуществлять контроль во время проведения методического мониторинга.
В рамках мониторинга его субъектами выступают все участники образовательного процесса.
В своей статье мы ставим целью обобщить и систематизировать имеющиеся подходы, на их основе выстроить теоретическую модель, которая может показать свою эффективность или неэффективность в процессе апробации. Показателем эффективности действия модели должно стать повышение качества образования.
Задачи нашей работы:
- определение общих тенденций в деятельности работы школы, по управлению качеством образования;
- оценивание эффективности функционирования методического мониторинга за качеством образования;
- определение факторов, влияющих на функционирование системы мониторинга качества образования;
- прогнозирование изменения эффективности функционирования методической системы мониторинга и оценивания качества образования;
- создание модели методического мониторинга сбора, обработки и хранения информации об образовательной среде;
- апробирование модели методического мониторинга на базе средней школы.
Мы в своей работе прогнозируем, что динамика показателей модели мониторинга позволит оценить уровень и направление развития информационной образовательной среды в различных образовательных учреждениях, а также отработать механизм принятия управленческих решений на основании результатов мониторингового исследования. Ниже приводим основные аспекты педагогического труда, которые относятся к мониторинговому отслеживанию (таблица 1)
Таблица 1 Аспекты педагогического труда
На основании полученных нами данных, становится возможной разработка диагностического инструментария, который позволит прогнозно и вероятностно разрабатывать модель мониторинга. Структурно модель мониторинга содержит аналитические линии, включающие критерии и показатели эффективности (таблица 2).
Таблица 2 Критерии и показатели эффективности методического мониторинга.
Критерии | Показатели | Инструментарий мониторинга | Информационная база |
1. Качество содержания методической работы | 1.1. Выполнение плана-графика курсовой подготовки педагогов. 1.2.Уровень удовлетворения запросов и потребностей педагогов на методическую помощь. 1.3. Полнота раскрытия методических проблем на учебный год через тематику заседаний методсовета и МО, семинаров и др. форм методической работы. |
| Аналитико-статистические характеристики организации непрерывного образования педагогов. Методические рекомендации |
1.2. Уровень информационно-методического сопровождения инновационной деятельности |
| Данные по ранжированию уровней информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов | |
| Сведения о тенденциях роста профессионального мастерства педагогов | ||
| Таблицы изменений качества обученности детей и подростков |
Несомненным достоинством предлагаемой нами модели методического мониторинга является ее универсальность, адаптированность к системе образования. Простота в использовании, объективность получаемых сведений — необходимые условия мониторинга.
Таким образом, ниже представленная теоретическая модель мониторинга и оценки состояния методической работы является теоретической основой разработки конкретных мониторинговых технологий. Каждый пункт данной методики состоит из двух частей. В первой части содержится перечень свойств и их проявлений, выраженных количественно, а затем делается краткий вывод по каждому пункту (таблица 3).
Таблица 3 Теоретическая модель мониторинга и оценки состояния методической работы
По первому фактору мы отследили такие результаты: важный показатель результативности процесса обучения - возрастание количества школьников, обучающихся на «4» и «5»:
*2004-2005 учебный год- 26%;
*2005-2006 учебный год-38%;
*2006-2007 учебный год- 36%.
*2007-2008 учебный год-42,4%
Процент качества знаний растет по ступеням обучения и по предметам.
Учебный год | 1-4 кл. | 5-11 кл. |
2004-2005 | 49% | 30,8% |
2005-2006 | 58% | 36,2% |
2006-2007 | 56% | 39,3% |
2007-2008 | 59% | 46% |
Сравнительный анализ успеваемости по школе
Успеваемость Качество знаний
Учебный год | Начальная школа | Основная и средняя | По школе | Начальная школа | Основная и средняя | По школе |
2004-2005 | 92.7% | 98,4% | 96,2% | 68,1% | 26,2% | 38,3% |
2005-2006 | 94,6% | 94,8,% | 94,7% | 55,5% | 29,3% | 35,5% |
2006-2007 | 96,7% | 100 % | 98,7% | 59% | 37% | 42,4% |
2007-2008 | 100% | 98,2% | 99% | 60% | 39% | 49,5% |
На базе нашей школы № 86 проводится эксперимент по внедрению пилотного проекта «Организация досуговой деятельности учащихся во внеурочное время ». В рамках данного проекта нами была использована данная теоретическая модель мониторинга уровня образовательной подготовки. Промежуточными результатами данного исследования были процентные показатели занятости учащихся во внеурочное время, которые позволили составить сетевой график мероприятий по внедрению проекта.
Количество детей, не занятых внеурочными занятиями | 35% |
Количество детей, посещающих дополнительные занятия в школе | 21% |
Количество детей, посещающих дополнительные занятия вне школы | 16% |
Количество детей, посещающих несколько внеклассных форм обучения | 8% |
Количество детей, занимающихся с репетиторами | 10% |
Количество детей, посещающих дворовые клубы | 10% |
Отслеживая, второй фактор модели мониторинга, на основании проведенной диагностики заболеваний учащихся школы выявлена следующая структура заболеваний в течение 2007/2008 учебного года:
*ОРЗ-7,2% *ринит-1,2%
*о.бронхит-1,2% *отит-1,2%
*фарингит, тонзилит –3,6% *ангина-1,2%
*панкреотит-1,2% *пневмония-1,2%
* кожные заболевания –2,4%
Результаты медицинского осмотра учащихся показывают следующую картину:
Количество учащихся с нарушением:
*зрения-30% ; из них девочек 16%; мальчиков 14%;
*осанки 9,5%; из них девочек 6%, мальчиков 3,5%;
*ЛОР - 23,8 %,из них девочек 9,5%;
*желудочно-кишечные –1,2%.
*невропатологические 1,2%;
*хирургические 3,6%.
В 2008/2009 учебном году педагогический коллектив школы продолжает работу над реализацией программы: «Охрана жизни и здоровья учащихся». В течение года администрацией школы ведется контроль за функциональным состоянием учащихся в динамике учебного дня. Было установлено:
- занятия в школе проводятся в 54 учебных кабинетах. Занятия с учащимися 1-4 классов организованы в специально оборудованном блоке, где расположены все дополнительные помещения; учащиеся 5-11 классов занимаются в режиме кабинетной системы, которая соответствует требованиям СанПиНа и целям образовательного процесса;
- учебная нагрузка в основном соответствует реальному уровню развития личности в УВП; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов;
- перегрузка на учебных занятиях отсутствует;
- санитарно-гигиенический режим в школе соответствует нормам СанПина;
- объем домашних заданий соответствует возрастным особенностям учащихся;
- организация питания учащихся удовлетворительная.
По третьему фактору нашего мониторинга, мы отследили следующие результаты: (сохранность контингента в учащихся представлена в цифрах).
Год | Кол-во уч-ся на начало года | Кол-во учащихся на конец года | Сохранность % |
2004-2005 | 1110 | 1114 | 101% |
2005-2006 | 1105 | 1109 | 101% |
2006-2007 | 1089 | 1095 | 101% |
2007-2008 | 1085 | 1079 | 99% |
Уменьшение контингента учащихся связано с общей тенденцией уменьшения детей школьного возраста.
Таким образом, данную теоретическую модель мониторинга и оценки состояния методической работы можно применять, для глубокого и разностороннего самообследования. Вся информация и выводы, содержащиеся в нём, должны использоваться школой для корректировки стратегии развития. В то же время обобщённые оценки, отдельные данные могут служить основанием для принятия управленческих решений по повышению качества образования. Администрации школы система методического мониторинга позволит отслеживать уровень обученности учащихся по предметам, выявлять динамику, оценивать качество преподавания конкретным учителем своих предметов, активизировать методическую работу педагогов по актуальным проблемам содержания образования, контролировать оптимальность учебного плана и на основе данных методического мониторинга осуществлять его корректировку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В 2008-2009 учебном году в нашей школе открылись классы коррекционного обучения. Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...
Анализ состояния методической работы за 2013 уч. г.
Данная работа содержит анлиз методической работы за 2012/13 уч.г.: творческие достижения преподавателей ГБОУ СПО "Калязинский колледж им. Н.М. Полежаева", выступления на семинарах, посещение конференц...
Мониторинг по оценке качества образовательных услуг
Урок по подготовке к проведению мониторинга, направленн на осознание обучающимися сходства и различия условий обучения в разных учебных заведениях...
ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО
Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО ( из опыта работы)...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность,...
Приказ Отдела по образованию № 19 от 04.02.2022 Об организации и проведении мониторингов по оценке качества образования в 2022 году
Приказ Отдела по образованию № 19 от 04.02.2022 Об организации и проведении мониторингов по оценке качества образования в 2022 году...
«Инструментарий оценки качества образования при работе с результатами оценочных процедур ВПР по биологии»
Всероссийские проверочные работы – это новая форма внешнего контроля качества образования по единым для всей России правилам проведения.На сегодняшний день мы видим, что ВПР по биологии са...