«Инструментарий оценки качества образования при работе с результатами оценочных процедур ВПР по биологии»
статья по биологии (5, 6, 7, 8 класс)

Юлия Владимировна Антонюк

Всероссийские проверочные работы – это новая форма внешнего контроля  качества образования по единым для всей России правилам проведения.На сегодняшний день мы видим, что ВПР по биологии самые распространённые. На протяжении нескольких лет обучающиеся 5 класса каждый год пишут работу.

В отличии от учителей математики и русского языка у учителя биологии при 1 часе в неделю всего 34 урока в году, при этом предусмотрено достаточно большое количество лабораторных работ, не выполнить которые учитель не имеет право, отсюда возникает вопрос: сколько часов мы можем пожертвовать для подготовки к ВПР?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.В. Антонюк,

учитель биологии

МБОУ «СШ № 15 им.сержанта И.А.Василенко»

«Инструментарий оценки качества образования при работе с результатами оценочных процедур ВПР по биологии».

Всероссийские проверочные работы – это новая форма внешнего контроля качества образования по единым для всей России правилам проведения.

Цель ВПР - диагностика качества образования

Задачи ВПР:

- своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов;

- информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.

ВПР по биологии направлены на оценку уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Контрольно-измерительные материалы ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования УУД в учебной, познавательной и социальной практике.

Все эксперты образования отмечают: специальной подготовки ВПР не требует – ведь и для обычных контрольных работ никто не нанимает репетиторов. Для большего спокойствия полезным будет посмотреть демонстрационные версии ВПР: они находятся в открытом доступе на информационном портале ВПР и на сайте ФИПИ, а также стоит обратить внимание на учебные пособия, составленные специально для подготовки к ВПР.

На сегодняшний день мы видим, что ВПР по биологии самые распространённые. На протяжении нескольких лет обучающиеся 5 класса каждый год пишут работу. В этом году обучающиеся 7-9 классов писали по выбору предметы (за прошлый год) и тоже писали ВПР по биологии.

В отличии от учителей математики и русского языка у учителя биологии при 1 часе в неделю всего 34 урока в году, при этом предусмотрено достаточно большое количество лабораторных работ, не выполнить которые учитель не имеет право, отсюда возникает вопрос: сколько часов мы можем пожертвовать для подготовки к ВПР?

Основное правило подготовки к ВПР — просто учиться в течение года, готовиться к ВПР постепенно, систематически, в обычном для школьника режиме, используя разнообразные задания и занимаясь по современным учебным пособиям.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ВПР?

Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 5 классе.

Из опыта работы:

Первое, что я делаю, провожу анализ соответствия отметок (2020-2021 учебный год).

Далее, анализирую качество выполнения заданий.

Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям

Задание 1 направлено на выявление уровня овладения умениями выделять существенные признаки биологических объектов. Первая часть задания проверяет умение обучающихся определять на рисунке объекты живой природы (вирусы, растения, животные). Вторая часть проверяет умение сравнивать объекты и находить различия. Третья – контролирует умение находить у одного из объектов отсутствующий признак.

Задание 2 проверяет умение по описанию биологического явления определять процесс и формулировать его роль в жизни растения.

Задание 3 контролирует знание биологических методов и оборудования, необходимого для биологических исследований в конкретных условиях.

Задание 4 проверяет знание устройства оптических приборов, и умение ими пользоваться. Задание 5 проверяет умение систематизировать животных и растения.

Задание 6 проверяет умение работать с информацией, представленной в графической форме или умение работать с географической картой, проводя описание ареала обитания животного (растения). Вторая часть задания направлена на проверку умения делать выводы на основании проведенного анализа.

Задание 7 проверяет умение анализировать текст биологического содержания на предмет выявления в нем необходимой информации. Вторая часть задания проверяет умение делать сравнительное описание двух объектов по заданному плану.

Задание 8 проверяет умение находить недостающую информацию для описания важнейших природных зон.

Задание 9 проверяет понимание обучающимися схематического изображения правил природопользования и техники безопасности при работе в биологической лаборатории и способность объяснить необходимость соблюдения этих правил.

Задание 10 обучающиеся анализируют профессии, связанные с применением биологических знаний.

Задания ,,, ,9 и 10 требуют развернутых ответов

Общие результаты выполнения:

задания

Проверяемые требования (умения)

Количество

обучающихся,

допустивших

ошибки, %

Определение по рисунку объектов живой природы (вирусы, растения, животные)

0(0%)

Сравнение объектов и нахождение различий

16(69,6%)

Нахождение у одного из объектов отсутствующих признаков

17(73,9%)

Описание биологического явления,

4(17,4%)

Определение процесса и формулирование его роли в жизни растения.

12(52,2%)

Лабораторное оборудование

13(56,5%)

Биологические науки

7(30,4%)

Строение микроскопа

6(26,1%)

Функции отдельных компонентов микроскопа

7(30,4%)

Определение увеличение микроскопа

4(17,4%)

5

Классификация живых организмов по систематическим группам

9(39,1%)

Работа с диаграммой. Определение соотношений

0(0%)

Формулирование выводов на основании проведенного анализа

9(39,1%)

Работа с текстом. Определение признаков организма

13(56,5%)

Описание живого организма по плану

9(39,1%)

8

Работа со схемой. Характеристика природной зоны

10(43,5%)

9

Охрана природы

4(17,4%)

10

Знакомство с профессией

5(21,7%)

Затруднения у обучающихся вызвали задания, проверяющие следующие умения:

Задание 1 выделять существенные признаки биологических объектов. Вторая часть проверяет умение сравнивать объекты и находить различия. Третья – контролирует умение находить у одного из объектов отсутствующий признак.

Задание 2 по описанию биологического явления определять процесс и формулировать его роль в жизни растения. Сам процесс называют, а его роль в жизни не могут.

Задание 3 контролирует знание биологических методов и оборудования, необходимого для биологических исследований в конкретных условиях.(не могу назвать обор., а науку называют, кот. изучает данный объект).Н-Р растение(ботаника), грибы(микология)

Задание 7 проверяет умение анализировать текст биологического содержания на предмет выявления в нем необходимой информации. Вторая часть задания проверяет умение делать сравнительное описание двух объектов по заданному плану.

Задание 8 проверяет умение находить недостающую информацию для описания важнейших природных зон. Возможно, это связано с тем, что в начальной школе дети изучают каждую природную зону отдельно, а мы за 1 урок-все.

Начиная с первых уроков в 5 классе, я использую методический инструментарий, который включает:

ознакомление →

понимание →

применение →

анализ →

синтез → оценка

Начинаю с простых форм заданий:

«Выбери верное утверждение»,

«Найди ошибку в предложении».

Затем перехожу к заданиям тестового характера

«Найди верный ответ из четырёх»,

«Выбери три ответа из шести»,

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня:

Выполнение задания, требующего вставить в тематический текст недостающие биологические термины, следует начинать с определения области биологии, о которой идет речь в тексте, после чего стоит внимательно познакомиться с предлагаемыми терминами на предмет их определения и соответствия предложенному тексту

Ситуационные задачи- это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работ, формируют навыки исследовательской работы.

В учебном процессе делаю акцент на формирование у обучающихся умений работать с текстом, что позволяет школьникам находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос. Ведь, базовой составляющей функциональной грамотности является умение работать с текстом, естественно-научная грамотность и математическая. Особое внимание обращаю на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Этому способствует составление плана к параграфам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов. Сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию. Это также помогает в подготовке к ВПР, так как такие задания в них присутствуют.

Для работы с текстами использую тесты, созданные мной и другими учителями-биологами, авторские разработки, а так же материалы, рекомендованные ФИПИ.

В течение года веду лист оценки предметных результатов, который позволяет видеть уровень их сформированности.

На следующий год начинаю сравнивать качество выполнения работы с прошлым годом.

Вижу положительную динамику тех заданий, которые западали в прошлом году.

Сравниваю соответствие отметок.

Рекомендации и предложения.

1. На уроках биологии необходимо формирование навыков исследовательской деятельности учащихся.

2. Осуществлять практический подход к изучению предмета: организовывать лабораторные работы, проводить экскурсии и т.д.

3. Уделять внимание смысловому чтению, включать в программный материал работу с разными текстами.

4. Использовать открытые банки заданий ВПР для составления заданий к урокам, контрольным работам.

5. Использовать разработанные ФГБОУ ФИПИ универсальные кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной

6. Включать в программный материал уроки по повторению и обобщению материала.

Ссылки:

;*


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Инструментарий оценки качества образования при работе с результатами оценочных процедур ВПР по биологии » 1 Ю.В.Антонюк , учитель биологии МБОУ « СШ № 15 им.сержанта И.А.Василенко »

Слайд 2

2 Цель ВПР - диагностика качества образования Задачи ВПР : - своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; - информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.

Слайд 3

3 КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования УУД в учебной, познавательной и социальной практике

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

Методический инструментарий 6 ознакомление → понимание → применение → анализ → синтез → оценка

Слайд 7

7 Какие утверждения верны? Поставьте знак “+” или “-”. 1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. 2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. 3. Пластиды – есть только у растительных клеток. 4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. 5. Живые клетки только питаются. 6. Организм человека состоит из клеток. Выбери верное утверждение Типы заданий:

Слайд 8

8 Типы заданий: Найди ошибку Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Бактерии относятся к эукариотам, так как не имеют оформ­ленного ядра. 2. В цитоплазме бактерий имеются рибосомы, митохондрии и эндоплазматическая сеть. 3. На поверхности мембраны бактериальной клетки имеется плотная клеточная стенка. 4. Некоторые бактерии имеют жгутики. 5. Размножают­ся бактерии с помощью спор.

Слайд 9

9 Типы заданий: Тестовые задания Задания тестового характера «Найди верный ответ из четырёх» Наука, изучающая строение и функции клеток: 1) Орнитология 2) Микология 3) Цитология 4) Энтомология Органоид зелёного цвета в клетках растений называется: 1) Митохондрия 2) Хлоропласт 3) Ядро 4) Вакуоль

Слайд 10

10 Вставьте в текст пропущенные термины Типы заданий: Лист – часть побега, представляет собой … (А) орган. Различают листья простые и … (Б). Листья, имеющие одну листовую пластинку, называют…(В). Газообмен и испарение в листья происходит через… (Г). В листьях имеются зеленые клетки…(Д). Перечень терминов: 1) простые 2) вегетативный 3) сложные

Слайд 11

11 Ситуационные задачи Тайна горшка. Около 300 лет назад знаменитый учёный В. Гельмонт поставил опыт. Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на неё не попала пыль. Поливали ветку только дождевой водой, которая не содержала ни каких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Её масса за 5 лет увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась всего на 50 гр. Откуда же растение взяло 64 кг 950 гр. органического вещества?

Слайд 12

Приемы работы с текстом 12 Восстанови текст. Лови ошибку. Верные и неверные утверждения. Памятка на полях ( Инсерт ). Составь задание. Дополни или сконструируй определение.

Слайд 13

13

Слайд 14

14

Слайд 15

15

Слайд 16

Рекомендации 16 - Исследовательская деятельность; -лабораторные работы, экскурсии; - смысловое чтение; - банки заданий ВПР; - ФИПИ.

Слайд 17

17 https://docviewer.yandex.ru/view/31334385/?page=10&* https://vpr-ege.ru/vpr/6-klass/biologiya/755-vpr-po-biologii-6-klass-varianty-s-otvetami-2020-goda https://bio6-vpr.sdamgia.ru/test?id=112206

Слайд 18

Спасибо за внимание 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cистема КИМов и дидактических материалов - необходимый инструментарий оценки качества знаний(из опыта работы)

На современном этапе развития общества возросла потребность в подготовке школьника к тем условиям, в которых он будет жить. Новая концепция образования требует таких методов и приемов обучения, ...

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Методическая разработка «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов»

Методическая разработка  «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов» - это документ, раскрывающий опыт педаг...

Использование результатов ГИА в системе оценки качества образования

Оценка качества образования — один из важнейших аспектов системы управления образованием региона. Критериальный аппарат системы оценки качества необходимо постоянно совершенствовать, к...

Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год

реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...