Поделимся опытом: проведение методических дней в школе
методическая разработка на тему
В соответствии с реализацией компелексно-целевой программы развития школы "Формирование социальной компетентности школьников в условиях малого города" проведены методические дни по формированию ключевых компетенций как на уровне учителя, так и на уровне ученика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педсовет. «Роль учителя в ценностном самоопределении учащихся»
«Создание условий для развития личности школьника средствами реализации компетентного подхода»
В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели школы формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменение методов учебной работы – как основное направление модернизации школы.
Миссия нашей школы, обозначенная в программе развития школы: создание оптимальных условий, обеспечивающих каждому обучающемуся доступное качественное образование, развитие ценностных ориентаций, формирование ведущих компетенций, успешную социализацию через
- фундаментальные знания,
- профильное обучение,
- вариативные образовательные программы,
- блок дополнительного образования,
- деятельностно-рефлексивные формы организации обучения и воспитания,
- психолого- педагогическую поддержку.
Программа развития – инструмент переориентации от технократической «знаниево-навыковой» парадигмы обучения к компетентностно-ориентированной парадигме как единству ценностей, путей, средств, способов образования, нацеленных на обеспечение
- саморазвития личности в процессе ее непрерывного образования,
- самообразования,
- самоопределения,
- самореализации в различных информационно-предметных и социально-коммуникативных сферах.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.
Методической основой компетентностного подхода служат труды Шацкого, Эльконина, Давыдова, Якиманской и Серикова. Кроме них, еще Скаткин, Лернер, Краевский в ранних работах, определяя содержание образования, указывали именно опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностых отношений.
На основании анализа различных научно-педагогических источников мы выделяем ключевые компетенции, определяющие успешность личности:
- компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности;
- компетенция в сфере социально-профессиональной деятельности;
- компетенция в сфере социально-культурной деятельности;
- методологическая компетенция;
- кросскультурная компетенция.
Идеи компетентностно ориентированного образования – один из ответов системы на целостный социокультурный заказ, содержащий требования достижения высокого качества жизни. В этом состоит социально-педагогическое значение данного вида образовательной деятельности. В личностно-педагогическом смысле школа, обеспечивая компетентности выпускника, формирует внутренний ресурс его личностного роста.
Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе,
но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.
Компетентностный подход не следует противопоставлять традиционному, основанному на знаниях, умениях и навыках. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, так как оно с одной стороны, включает их, но в тоже время к ним не сводится, то есть не является простой суммой ЗУНов. Понятие компетентности включает не только когнитивную (что ?) и операционально-технологическую (как делать ?) составляющую, но и мотивационную (почему?), этическую (как отнесутся ?), социальную (с кем?) составляющие. Оно включает также результаты обучения (способности решать задачи определенного типа), систему ценностных ориентации, привычки и прочее.
Образовательные компетенции по А.В. Хуторскому "совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности".
Компетенции ключевые реализуются
- на метапредметном, общем для всех предметов содержании ;
- общепредметные реализуются на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области;
- предметные формируются в рамках отдельных предметов.
Под понятием формирования ключевых компетенцийследует понимать формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Ключевые компетенции наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества и
- приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения;
- проявляются в деятельности;
- применяются в новых ситуациях.
В отечественной педагогике получило развитие понятие « общеучебные умения и навыки». Формируя ОУУН, школа выполняет ведомственный заказ системы образования на подготовку человека, умеющего учиться, формируя ключевые компетенции – выполняет общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.
Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время, ученик должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для решения тех или иных проблем. Зуновский и компетентностный подходы в этом близки друг другу, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, тогда как второй делает акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях.
Нередко у учителя возникает вопрос? ОУУН и ключевые ключевые компетенции – это одно и тоже или нет?
Рассмотрим сходства и различия
Сходства:
- Востребованы при изучении всех учебных предметов, а так же во внеурочной деятельности учащихся (на занятиях БДО, экскурсии);
- Не могут формироваться средствами одного предмета, поскольку требуются согласованные действия всех учителей, а так же классного руководителя;
- Педагогические задачи по формированию ОУУН, так и ключевых компетенций являются не столько обучающими, сколько развивающими задачами, они требуют не столько «наполнения» учащегося новыми знаниями и умениями, сколько изменения стратегии его мышления, речи, учебной деятельности в целом.
Различия:
ОУУН охватывают учебную деятельность, а ключевые компетенции – все виды деятельности, включая будущую профессиональную.
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует постановки вопроса: «Каким способам деятельности обучать». Новые программы, стандарты второго поколения, определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса и авторский выбор вариативной составляющей содержания образования. В программах определены учебные достижения:
- личностные результаты,
- метапредметные результаты,
- общие предметные,
- частные предметные результаты
В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учеником, если создаются следующие условия:
- Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
- Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности,
- Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели,
- Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
- Организация продуктивной групповой работы,
- При создании КИМов Ддля ЕГЭ используется как один из подходов- компетентностный. Кимы по всем предметам состоят из 3-х частей, включающих задания различного типа и различной сложности. Задания первой части проверяют достижения уровня общеобразовательной подготовки. Задания 2 - проверяют более сложные умения – применять освоенные умения и знания в измененной ситуации. Часть 3 – задания используются для проверки умения применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации, отличающейся от стандартной, т.е. на проверку уровня развития компетентности школьника.
- Демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения
Ключевые компетенции требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления, они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др).
Цели формирования данных компетенций у школьников:
- умение школьника добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, INTERNET) и передавать ее.
- осмысленная организация собственной деятельности.
- знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, формирование навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
- развитие навыков исследовательской деятельности, воспитание интереса к предмету.
- раскрытие красоты науки, развитие к ней интереса.
Основная задача учителя не информировать ученика, а научить решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
- в познании и объяснении явлений действительности;
- при освоении современной техники и технологии;
- во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
- в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина;
- при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
- при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.
К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по любым предметам и во внеурочной деятельности относятся:
- обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;
- открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, их прежний опыт;
- решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;
- дискуссия учащихся, столкновение их субъективных позиций;
- игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;
- проектная деятельность, творческие, ролевые, практико- ориентированные мини проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.
Внеклассная деятельность должна быть организованна как групповая деятельность , в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт.
Проблема компетентности учащихся является межпредметной, в условиях реальной жизни служит основой для дальнейшего обучения, эффективного участия в жизни общества, организации своей личной деятельности.
Основные блоки, обеспечивающие развитие личности школьника:
Основное образование - формирует достаточный запас базовых знаний, для продолжения образования;
Вариативное образование - способствует индивидуализации, дифференциации
обучения, профильному самоопределению;
Дополнительное образование – развивает творческую самоактуализацию личности, культуру общения;
Уклад школы – создает обстановку комфортности и ценностных отношений.
В результате школьник обладает
- предметной компетентностью;
- исследовательской компетентностью;
- информационной компетентностью;
- социальной компетентностью;
- коммуникативной компетентностью;
- самостроительной компетентностью.
Управление реализацией компетентностного подхода на различных уровнях УВП осуществляется:
1. На уровне образовательного результата:
При планировании результатов деятельности школы учитывается не только запрос государства, выраженный в стандарте, но и запрос общественных групп и субъектов образовательного процесса, т.е. ориентирование образовательного процесса на формирование ключевых компетентностей.Формирование и развитие компетентностей является частью содержания учебной деятельности, вполне законной для каждого учителя-предметника.Особенно актуально преломление компетентностного подхода в реализации профильного обучения, т.к. основной целью профильного образования должна стать подготовка человека, имеющего качественную базовую подготовку, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к перемене профессии в течение всей жизни.
2. На уровне образовательного процесса:
В образовательном процессе происходит смещение с передачи-усвоения определенного объема знаний на организацию и сопровождение самостоятельной познавательной и социально-ориентированной деятельности учащегося, вводим в образовательный процесс школы педагогические технологии, адекватные новым результатам образования. Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов. В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, в котором происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, кроме того, может быть оценен уровень их сформированности.
3. На уровне ресурсов:поиск новых форм организации обучения
- проектные формы обучения
- ролевые игры
- уроки-исследования
- уроки с ИКТ сопровождением
- групповые формы деятельности
- экстернат по отдельным предметам
Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения,
Наиболее интенсивно возможности ИКТ используется по следующим направлениям:
- подготовка учащихся к ЕГЭ, (пробное компьютерное тестировании) - программные продукты «Готовимся к ЕГЭ», «Школьный мониторинг»;
- использование обучающих и тестирующих программ;
- конструирование и ведение уроков с использованием SMART - доски;
- подготовка презентаций на уроках по определённым темам;
- использование в младших классах развивающих игр для детей, позволяющих закрепить и расширить знания, полученные на «некомпьютерных» уроках информатики; использование программы «Лого-миры» в проектной деятельности;
- использование возможностей глобальной сети Internet для подготовки к урокам, развития языковых навыков
- Подготовка аналитико-статистических данных
- результаты мониторинговых исследований (в том числе и по программе СтадГрад);
- электронные журналы.
Школа становится «открытой в социум» не только для изучения запроса, но и для использования его ресурсов.(Сайт школы, дни открытых дверей для родителей, приглашение на открытые уроки, педсоветы – конференции, которые проводятся ежегодно в апреле, научно – практические конференции учащихся «Человек в изменяющемся мире»).
4. На уровне учебно-материальной базы
Учебно-материальная база школы достаточна для реализации инновационных педагогических процессов, вместе с тем, требует последовательного развития и укрепления.
5. На уровне педагогических кадров
Компетентность педагога — необходимое условие для формирования и развития компетентностей обучающихся.
Одной из важных форм методической работы является работа над единой методической темой.
Педагоги должны владеть педагогическими технологиями, обеспечивающими формирование ключевых компетентностей учащихся, и освоить нетрадиционные для современной школы педагогические роли: консультант, кроме того, использование в образовательном процессе информационных ресурсов требует высокого уровня сформированности информационной компетентности самого педагога
Задачи учителя
- Осознание новой миссии, изменение педагогической психологии (замена знаньевой ориентации на компетентностно-ориентированное образование, партнерская позиция учителя в проекте).
- Овладеть теоретическими знаниями о новых методах и технологиях обучения.
- Овладеть умениями и практическими действиями, связанными со способностью формировать компетенции
- Овладеть новыми технологиями
- Обучение компьютерной грамотности с перспективой обучения информационной культуре, овладение педколлектива современными интернет-технологиями.
Школа должна не только обучать ребенка физике, биологии или русскому языку, но одновременно развивать его способность к адекватной самооценке, критическому мышлению, умению соотносить свои интересы с интересами других. В этой связи, основным результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, социальной, культурной, информационной и прочих сферах.
Поэтому целью школы является:
- Овладение учащимися коммуникативными компетенциями, на основе которых происходит целостное развитие высоко нравственной, интеллектуально развитой, готовой к саморазвитию и адаптации в современном обществе личности.
- Создание творческой команды педагогов, переориентированных с традиционного подхода в обучении на компетентностный
- Проектирование методик, условий процесса формирования коммуникативных компетенций у школьников при адекватной охране и укреплении здоровья.
- Через организацию социального партнерства в проектной деятельности привлечение родителей в единое школьное сообщество для совместного проектирования профессиональной и жизненной траектории учащихся.
- Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки, включающей и профессиональную диагностику, и сопровождение, и поддержку всего процесса обучения.
- Рост уровня удовлетворенности всех: учащихся, педагогов, администрации, обслуживающего персонала, партнеров школы, родителей учащихся всеми сторонами жизнедеятельности школы
Предварительный просмотр:
Педагогический совет – методический день
25 февраля 2011 г.
«Роль учителя в ценностном самоопределении учащихся»
План проведения:
- Открытые уроки учителей по теме «Самоопределение личности» с 9.00 ч.
- Работа с педагогическим коллективом «Роль педагога в ценностном самоопределении учащихся»
Время | Мероприятие | Класс | Учитель | Предмет | Тема урока | Присутст-вующие |
9.00 – 9.45 | Интегрированный урок Чтение + ИЗО | 2 «Б» | Грибоедова Т.В. Шитенко В.С. | Чтение ИЗО | Герои глазами автора и читателя в произведении Е.Пермяка «Волшебные краски» «Морозные узоры» | Кузнецова А.Л.. Рязанова Л.А. Семкив М.В. Лозицкая Т.Н. Бурлакова О.В. Илютченко Н.А. |
9.00 – 9.45 | Интегрированный урок История + литература | 6 «А» | Веремейчик Т.Н. Ульянова Е.Г. | История Литература | «Труд – основа жизни» | Кочегарова Т.В. Кургина Т.Л. Григорьева Н.В. Логинова В.А. Минаутова И.В. |
9.00 – 9.45 | Интегрированный урок Литература + иностранный язык | 9 «А» | Орлова Р.И. Карханина Г.И. | Литература Английский язык | Два Гения встречаются во времени… Байрон, Пушкин | Катай Е.А. Соболева У.А. Самущик М.П. Богданова Г.И. Захарова И.Б. |
9.00 – 9.45 | Интегрированный урок Иностранный язык + география | 9 «Б» | Бурнашова Н.Г. Ветрова Е.В. | Немецкий язык География | «Европейский север России и профессиональный выбор | Соловьева Т.М. Авдеева Т.Д. Некратова Е.Ф. Алексеева Т.П. |
Дежурные: 1-й этаж Микулинская Л.А., Свидеревич Т.В.
2-й этаж Булыгина Ф.А.
3-х этажное здание – Тотиева Л.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
1) Вступление.
Формат мастер-класса предполагает информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам. Автор мастер-класса - учитель, чья педагогическая деятельность ориентирована на достижение учащимися образовательных результатов в контексте нового качества образования, а педагогический опыт работы представляет собой удачное сочетание классических дидактических принципов построения урока и инновационных методов и приемов организации деятельности учащихся. В рамках мастер-класса по теме «От традиционного урока к современным технологиям обучения» предлагаются следующие виды деятельности:
- обобщение опыта учителя по проблеме «Формы организации познавательной деятельности учащихся»;
- передача учителем своего опыта;
- совместная отработка некоторых методических принципов и приемов.
Соответственно мы выделяем три части в структуре мастер-класса:
1. «Мое педагогическое кредо»: представление опыта учителя-мастера по теме ФОПД.
2. «О, урок! Ты - солнце!»: уроки во 2 «А» классе по предметам «Окружающий мир» и «Русский язык».
3. «Интерактив»: проведение интерактивного занятия с участниками, демонстрация приемов эффективной работы.
2) Формы организации познавательной деятельности учащихся.
Успешность обучения на уроке во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. В философском смысле понятие «форма» трактуется как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием». Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия. Методическую роль форм организации познавательной деятельности учащихся (ФОПД) трудно переоценить:
- без организации определенной структуры отношений между участниками процесса обучения невозможна полноценная реализация целей учебного занятия;
- ФОПД во взаимодействии с содержанием учебного материала и методами обучения составляют материальную основу процесса обучения;
- через ФОПД решается задача активизации познавательной деятельности учащихся на любом уровне усвоения учебного материала;
- разное сочетание в использовании ФОПД дает возможность в ходе процесса обучения преодолевать индивидуалистический характер деятельности ученика и повысить роль коллективных форм;
- ФОПД оказывают влияние на весь ход учебно-воспитательного процесса: учащиеся учатся слушать при фронтальной работе, обсуждать учебные проблемы при коллективной работе, организовывать свою деятельность при индивидуальной работе, тем самым формируя актуальные сегодня ключевые компетенции;
- через ФОПД учащиеся овладевают определенным социальным опытом, прежде всего навыками работы в коллективе.
Различают четыре формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуально-обособленная, фронтальная, групповая и коллективная.
Учитель отдает предпочтение индивидуально-обособленной форме организации познавательной деятельности в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно. На уроках в начальной школе индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач на уроках математики, при выполнении письменных упражнений на уроках русского языка. Педагогическая ценность этой формы организации познавательной деятельности заключается в том, что она учитывает особенности конкретного ученика в части его образовательной подготовки и потенциальных учебных возможностей. Индивидуальная форма учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности и организованности учащихся.
Фронтальная форма организации познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Это самая распространенная в педагогической практике учителя форма работы. Ее характерными чертами являются:
- непосредственное общение учителя со всеми учениками класса в ходе объяснения, закрепления, обобщения, повторения учебного материала;
- прямое идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся;
- достижение общей цели работы за счет индивидуальных усилий каждого ученика.
Среди достоинств фронтальной формы организации познавательной деятельности следует назвать возможность для учителя работать со всем классом, обеспечивая активность учащихся, их внимание к учебному материалу. Однако не следует считать эту форму гарантом успеха, так как при ее моноиспользовании резко ограничивается возможность осуществления общественно полезной деятельности учащихся, а используемые при этом объяснительно-иллюстративные методы обучения тормозят развитие активных мыслительных процессов учащихся.
Групповая форма организации познавательной деятельности предполагает постановку познавательной задачи перед определенной группой учащихся. Величина группы может быть различна, от 3 до 6 человек, и зависит от содержания и характера работы. Опишем алгоритм организации групповой формы:
- предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебной задачи и инструктаж учителя;
- обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей;
- работа по выполнению учебного задания;
- наблюдение учителя за ходом работы учащихся и корректировка хода деятельности;
- взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе;
- сообщение учащихся о результатах работы, организация обсуждения и формулировка окончательных выводов;
- индивидуальная оценка работы группы.
Групповая форма широко используется на всех уроках в начальной школе. Наиболее эффективно ее использование на уроках изучения нового учебного материала, когда учащиеся «конструируют» собственное знание средствами собственной поисковой (познавательной) деятельности, а учитель грамотно оперирует адекватными приемами и методами обучения. В опыте автора мастер-класса - это прежде всего применение инновационной технологии развития критического мышления учащихся, в частности модельных уроков «Зигзаг» и «6 шляп критического мышления».
Коллективная форма организации познавательной деятельности, к сожалению, редко используется учителями-практиками, хотя с позиции компетентностного образования она крайне актуальна. Формула коллективной формы может быть озвучена так: «Все обучают каждого, и каждый обучает всех». Широко известна авторская технология коллективного обучения В. К. Дьяченко, который так определяет признаки коллективной формы обучения:
- наличие у всех учащихся общей цели;
- между участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей;
- работа строится на сотрудничестве и взаимопомощи;
- работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость;
- совпадение общественных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам;
- всей работой руководит учитель, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной позиции каждого ученика.
Коллективная форма организации познавательной деятельности, по определению М. Н. Скаткина, «...общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава». Различают три варианта пар сменного состава:
• статистические пары, когда для решения учебной задачи объединяются учащиеся, сидящие за одной партой;
• динамические пары, когда для решения учебной задачи объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами;
• вариационные пары: в группе из 4 человек каждый работает с разными учебными партнерами, при этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Каждый попеременно является то учеником, то учителем. Профессионализм же настоящего учителя состоит в том, чтобы методически правильно выбирать форму организации познавательной деятельности на уроке адекватно целям урока, его типу, содержанию учебного материала и методам обучения.
3) Перед уроком.
Участниками педагогического взаимодействия на уроке будут учитель и ученики. Наблюдая за ходом урока, определим для себя три ключевых момента:
• наблюдение за ходом организации познавательной деятельности учащихся на уроке,
• сравнение собственного представления о целесообразности выбора той или иной формы с предлагаемым на уроке вариантом,
• определение степени эффективности используемых форм организации познавательной деятельности учащихся.
4. Конспект урока по предмету «Окружающий мир» во 2 классе по теме «Грибы съедобные и несъедобные».
5. После урока.
1) Система педагогической деятельности эффективнее, если она создана на основе проверенных временем традиционных подходов, но открыта для инноваций. Урок, который мы увидели сегодня, подтверждает эту мысль. С одной стороны, это классический урок в системе развивающего обучения, с другой - урок ноной образовательной формации, в котором инновационные техники и
приемы не только и не столько являются эффектным декором, но прежде всего выступают средством обучения, развития и воспитания учащихся.
На демонстрационной доске прикреплен лист «ФОПД».
2) Методическая цель учителя для аудитории была в том, чтобы показать различные формы организации познавательной деятельности учащихся. На уроке были продемонстрированы такие формы, как фронтальная, групповая, коллективная, и успешность урока более чем очевидна. Значит ли это, что ФОПД самодостаточны как методический компонент и виртуозное владение ими гарантирует успешность урока? Обсудите вопрос в парах, используйте формулу ПОПС: где П - позиция (я считаю...), О - обоснование (потому что...), П - пример (например...), С - следствие (поэтому...).
На демонстрационной доске прикреплен лист «ПОПС». Дайте свои ответы.
Вывод участников мастер-класса: ФОПД как оболочка деятельности еще не являются гарантом успешности урока.
3) Если это так, то какие другие факторы работают на эффективность урока?
Предполагаемый ответ: МО (методы обучения) и СУМ (содержание учебного материала).
Приведите примеры взаимообусловленности ФОПД, МО, СУМ, пользуясь материалом урока или ситуациями из опыта работы.
На демонстрационную доску прикрепляются листы «МО» и «СУМ».
С одной стороны, формы организации познавательной деятельности проектируются под методы обучения и содержание учебного материала, с другой стороны, в соответствии с ними подобранные . формы организации познавательной деятельности способствуют более успешному применению методов обучения и более полному и глубокому усвоению учебного материала.
На демонстрационной доске обозначить взаимосвязи ФОПД, МО и СУМ.
4) На уроке был представлен прием работы с информацией «Чтение со "стопами"».
Описание приема: текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания. После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя делается остановка («стоп») и учащиеся отвечают на вопросы. Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя. Заметили ли вы, какие вопросы задавал учитель учащимся на уроке? Замечаете ли вы, какие вопросы обычно на уроках вы задаете ученикам? Среди методических приемов широко известен сегодня прием -«тонкие» и «толстые» вопросы.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов (таблицу поместить на демонстрационную доску).
Вопросы (тонкие) | Вопросы (толстые) |
Кто? Что? Когда? Будет ли…? Верно ли…? Мог ли …? Как звали? Согласны ли вы? Верно ли? | Почему? В чем различие? Что, если…? Какой вывод? Каковы аргументы? Чем можно доказать? Каковы последствия? |
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, так называемые репродуктивные вопросы. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
При работе с текстами эффективны инновационные методические техники. Например, прием «инсерт».
Описание приема: инсерт - прием маркировки текста.
Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:
• «F» - галочкой отмечается то, что известно;
• «-» - знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
• «+» - знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
• «?» - вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.
Прием «Инсерт» (таблицу поместить на демонстрационную доску)
I | Interactive | |
N | noting | «V» - знаю |
S | system | «+» - новое для меня |
E | Effective | «-» - думал иначе |
R | Reading and | «?» - хочу узнать (не понял) |
T | thinking |
Прием «Мудрые совы» позволяет эффективно организовать работу с текстом и обработку содержащейся в ней информации.
Описание приема:
В ходе работы с текстом учащимся предлагается вычленить различные подходы к его содержанию и обсудить результаты работы.
«Азы работы над текстом»: найдите в тексте основные (новые понятия) и запишите их в алфавитном порядке.
«Что, не ждали?»: выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
«Ты уже знаешь последние новости?»: выберите и запишите ту информацию, которая для вас является новой.
«Главная жизненная мудрость»: вариант 1: постарайтесь выразить основную мысль текста (разделов текста); вариант 2: какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
«Известное и неизвестное»: найдите в тексте ту информацию, которая для вас уже была известна, и ту информацию, которая ранее была неизвестной.
«Иллюстративное изображение»: постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка или схемы.
«Поучительный вывод»: можно ли сделать из прочитанного текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
«Важные темы для обсуждения»: найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания и обсуждения.
Прием «Мудрые совы» (таблицу поместить на демонстрационную доску).
Азы работы над текстом | Найдите в тексте новые понятия и запишите их |
Что, не ждали? | Выберите информацию, которая является для вас неожиданной |
Ты уже знаешь последние новости? | Запишите информацию, новую для вас |
Главная жизненная мудрость | Определите ключевую фразу |
Иллюстративное изображение | Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы … |
Поучительный вывод | Можно ли сделать из прочитанного выводы, значимые для деятельности и жизни? |
Важные темы для обсуждения | Найдите высказывания, достойные обсуждения в классе |
Данный педагогический прием позволяет решить целый спектр образовательных задач: выявить субъектный опыт учащихся, обогатить имеющийся опыт ученика новым знанием, обеспечить осмысление значимости изучаемого учебного материала, развивать информационную и коммуникативную культуру учащихся.
В конце урока был использован прием «Синквейн» как средство получения обратной связи.
Описание приема: синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейна. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным), вторая строчка - это описание темы двумя прилагательными, третья строчка — описание действия в рамках темы тремя глаголами, четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, последняя пятая строчка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Прием «Синквейн» (описание поместить на демонстрационную доску):
• название (одно существительное);
• описание (два прилагательных);
• действия (три глагола);
• отношение (фраза из четырех слов);
• повторение сути (синоним из одного слова).
5) В учительской среде существуют 2 взаимоисключающих мнения:
Мнение 1: «Чем богаче палитра методов обучения у учителя, тем удачнее должна быть картина урока и его результативность».
Мнение 2: «В применении методов обучения надо быть очень осторожным, иначе эффективный урок легко превратить в эффектный урок».
Какой подход был продемонстрирован учителем на уроке? Обсудите вопрос в группах, обоснуйте ваше мнение.
6) Взаимосвязь ФОПД, МО, СУМ бесспорна. Но ради чего мы, готовясь к очередному уроку, четко определяем содержание учебного материала, размышляем над выбором методов обучения и подбираем адекватные формы организации познавательной деятельности? Ради ответа на какой ключевой вопрос мы выстраиваем ответы на вопросы что? и как? Какие компоненты связываются между собой триадой СУМ, МО ФОПД?
(Предполагаемый ответ: цель урока и конечный результат урока.)
На демонстрационной доске прикреплен лист «ЦУ» и «КРУ».
Секрет успеха урока заключается в уровне соответствия МО, СУМ, ФОПД друг другу и всех их в масштабе урока - цели урока. Чем выше уровень соответствия, тем выше качество конечного результата урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя статья "Хочу поделиться опытом" для участия во Всероссийском конкурсе среди учителей
Статья "Хочу поделиться опытом" . Приняла участие во всероссийском конкурсе на лучшую статью о своем опыте, проводимой издательством Макмиллан в декабре 2010г....
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Зачетная форма проверки знаний учащихся по химии. Хочу поделиться опытом.
Зачетная форма урока позволяет проверить уровень знаний учащихся, умения решать задачи, выявить недостатки, пробелы в знаниях по теме или по целому разделу для их ликвидации....
Зачетные формы организации тематического контроля знаний учащихся. ( Хочу поделиться опытом работы) Учитель МОУ « ООШ № 10» Шепелева А.Б.
Важное звено учебного процесса в проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся – тематический зачет....
"Эврика" поделилась опытом социализации детей
Об участии педагогических работников ЦВР "эврика" Похвистневского района Самарской области в межрегиональной конференции по социализации детей в Большой Черниговке...
Из опыта проведения уроков об истории Кузбасса в рамках предметов «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России в основной школе
Хорошо знакомая нам истина «Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение» актуальна и сегодня....
План проведения методической недели воспитателей школы-интерната для обучающихся с ОВЗ
«Здоровый образ жизни – залог крепкого здоровья»Даты проведения недели с 16 марта 20...