Современный урок:традиции и инновации.
статья по английскому языку на тему
Выступление на семинаре учителей английскогоязыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сообщение по теме "Современный урок:традиции и инновации". | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный семинар учителей английского языка в
МБОУ СОШ №1
Тема: «Современный урок. Традиции и инновации в обучении английскому языку».
Выступление руководителя ШМО МБОУ СОШ №1
Демидовой Е.Ю.
Чехов-2016
Современный урок. Традиции и инновации в обучении английскому язык.
«Если вы поговорите с человеком на языке, который он понимает, вы обращаетесь к его голове. Если вы говорите с ним на его родном языке, вы обращаетесь к его сердцу».
(Нельсон Мандела)
«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость».
(Святой Августин)
Слово урок того же корня, что древнерусский глагол речи «говорить». Первоначально урок – то же, что указ, т. е. сказанное задание или назначенный срок (ср. урочный час), поэтому наиболее близким к древнему является то значение слова, которое проявляется в выражении учить уроки (т. е. то, что задано, сказано). Но постепенно из значения «то, что говорят ученику» развилось значение «то время, когда ученику что-либо говорят», т. е. привычное для нас значение слова урок. Современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира. Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Что значит современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.
Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.
Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.
Определим, что представляют собой понятия «традиция» и «инновация». Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. Вся наша жизнь окутана традициями: к примеру, именины, церковные обряды, праздники, различные семейные традиции и т.д. И процесс получения образования, по сути, является традицией, а затем уже объективной потребностью, заданной жизненными реалиями. И в этой связи, очевидно, что традиция – неотъемлемый элемент любой структуры.
Однако стоит заметить, что сама по себе традиция это зарекомендовавшая себя и оправдавшая право на свое существование инновация. Любая традиция имеет тенденцию к развитию. Это развитие как раз и происходит через появление новых подходов и взглядов на тот или иной вопрос, отличных от существовавших ранее. А инновация есть принципиально новые средства, приемы, способы для решения уже существующих или вновь возникающих проблем, провоцирующие позитивные качественные изменения.
В образовательном пространстве, как и в остальных сферах жизни общества и государства присутствует данная конструкция: традиция – инновация и инновация — традиция. И если посмотреть в прошлое, то все известные нам педагогические традиции, концепции, были когда-то инновациями.
Наша жизнь не стоит на месте. Она меняется каждую секунду, каждый миг. То, что было важно, значимо и актуально вчера, сегодня, с учётом влияния современности, нам кажется уже не столь интересным. И это вчерашнее имеет место быть, только, если мы изменим его, трансформируем во что-то новое, подходящее для мира, в котором мы живём сейчас. К тому же, не может быть счастливого будущего без учёта опыта прошлого. По-моему, эти мысли с точностью отражают сущность современного образования, а именно: необходимость развития нового, инновационного с опорой на сложившиеся, проверенные годами традиции прошлого.
Несомненно, фундаментом для возникновения новых идей в педагогике, являются те традиции, которые представляют собой интерес в современных условиях.
Я считаю, в современной жизни, где господствует технический прогресс, когда живое общение между людьми отходит на второй план, всюду властвуют машины и механизмы, просто необходимо сохранить те традиции, которые направлены на формирование общечеловеческих ценностей и нравственных норм. Ведь невозможно воспитать всесторонне развитую личность, игнорируя, забывая такие понятия, как доброта, отзывчивость, честность, порядочность, патриотизм, любовь ко всему живому и другие. На формирование в детях таких качеств нацеливала нас ещё народная педагогика! По-моему, именно эти традиции мы должны сохранить в своей работе, опираться на них, постоянно о них помнить! Так как ни для кого не секрет как современное общество, в частности подрастающее поколение, истощено в плане нравственности и моральных принципов. И именно в наших силах возродить их, напомнить обществу о них! Естественно, современность требует от нас – педагогов новшеств в подходах и методах. Невозможно воспитывать детей сегодняшнего дня с помощью старых технологий. Они нас просто не поймут! Поэтому, в настоящее время задача педагогов стремиться жить и работать в соответствии со стремительным темпом развития общества, идти с ним в ногу. А это возможно только при условии внедрения в систему педагогического образования инноваций, которые будут способствовать их интенсивному развитию. Но, обязательным условием успешности педагогического процесса, по моему мнению, является синтез традиций прошлого и современных инноваций! Только в этом случае, мне кажется, нашей работе обеспечен успех!
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Инновационные методы в образовании – педагогические методы, основанные на использовании современных достижении науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки специалистов, развитие у обучающихся творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения. Основными инновационными методами в образовании являются: методы проблемного и проектного обучения, моделирования, исследовательские методы, модульное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод кейс-стади, метод творческих заданий, методы активного обучения, контекстного обучения и обучения на основе опыта. Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной форме, так и в дистанционной технологии обучения с применением электронных мультимедийных учебников и учебных пособий; проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению учебных дисциплин; проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач. Так как главной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников и обучение практическому овладению иностранным языком, то учитель иностранного языка должен создать условия для практического овладения языком каждым учеником. Выбрать необходимые методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам – вот необходимые условия эффективного использования инновационных технологий. Достичь цели образования помогают новые педагогические и информационные технологии. Возрастает роль и значимость информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса. Использование новых информационных технологий в педагогическом процессе расширяет набор педагогических приемов в обучении, добавляет новые формы организации учебной деятельности. Как учителя английского языка, мы должны дать нашим ученикам средство для осуществления коммуникации. Наши учащиеся должны уметь находить необходимую для них информацию, анализировать ее, выбирать главное и использовать выбранное для решения своих собственных целей и создания нового продукта. Поэтому нам необходимо развивать навыки самообразования у наших обучающихся так, как сегодня, как никогда, от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию и переквалификации. Мы должны создавать условия для развития сотрудничества между учащимися, умения работать в группах неоднородного состава. И в этом неоценимую помощь оказывает вовлечение наших обучающихся в участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах, блиц-турнирах. Участвовать в них могут дети с абсолютно любым уровнем подготовки - лишь бы было желание. Поэтому активность участия обучающихся возрастает с каждым годом, ведь все без исключения мероприятия - олимпиады, конкурсы, проекты, курсы, классы являются творческими и направлены на "запуск" именно процесса творчества каждого, кто принимает в них участие.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка мы используем метод проектов, направленный на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль.
На первом этапе разрабатываем план проектной работы и продумываем систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень.
Второй этап обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим проводим поэтапную работу над проектом. Третий этап – защита и обсуждение проектов.
В работе мы используем разные виды проектов:
1. Исследовательские проекты
2. Творческие
3. Информационные проекты
Известно, что основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т. е. обучение практическому владению иностранным языком.
Учащиеся с разными учебными возможностями объединяются в группы, совместная работа в которых помогает усвоить трудный для них материал, еще раз более осознанно закрепить свои знания. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1. Группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть учащиеся с разным уровнем учебных возможностей, и мальчики, и девочки. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять ее состав. Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.
2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).
3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы.
Наблюдения показали, что в сочетании с другими формами организации обучения, работа в малых группах достаточно эффективна: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность сориентироваться в создавшейся ситуации. Постепенно у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость, исчезает боязнь говорить.
Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям, развитию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к выпускникам школы. Научно-технический прогресс способствует тому, чтобы педагогика находила более действенные, эффективные пути преобразования простого человека в социально значимую личность.
Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т. е технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс введения новых идей в образование. Наиболее важно комплексно использовать в учебном процессе все технологии, стимулирующие личностную, интеллектуальную активность, развивающие познавательные процессы, способствующие формированию компетенций, которыми должен обладать выпускник школы.
.
Список литературы:
1. Булатова О.С. Искусство современного урока.-М.: Образовательно-издательский центр "Академия", 2006. – 256с.
2. Гершунский Б.С.Философия образования для XXI века.- М.: Педагогическое общество России, 2002.-298 с.
3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2008.-272с.
Список использованных интернет-ресурсов:
1. http://tolkslovar.ru/u2640.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Традиции и обряды алтайцев"
Сценарий ролевой игры включает обзорное, а выборочно более подробное знакомство с некоторыми алтайскими знаменитостями. Для поддержания интереса и сохранения внимания учащихся исполь...
«Обучение английскому языку на современном этапе: подходы, методы, инновации»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ «Обучение английскому языку на современном этапе: подходы, методы, инновации» ...
«Воспитание в современной школе – проблемы, достижения, инновации».
В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все...
Интегрированный урок: Традиции празднования Пасхи в Германии , Англии.
Интегрированный урок Thema : Ostern in Deutschland und England. Lehrziele : Entwicklung der Hauptfertigkeiten ( Hören, Lesen ,...
МУЗЕЙНЫЙ УРОК «ТРАДИЦИИ РУССКОГО БЫТА В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ»
Музейный урок для учащихся 3-6 классов, котрый знакомит учащихся с бытом и культурой русского народа, его православными традициями и обычаями...
Статья "Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации
Статья «Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации.» была написан к выступлению на Региональной научно-практической конференции Х1 Гончаровские чтения «Педагог и ...
Современный урок: традиции и инновации
Публикация статьи о воспитательном потенциале урока и достижении личностных результатов у школьников....