Современные требования к уроку. СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ.
презентация к уроку по теме
Стандарты второго поколения обозначили явный отход от ориентации на предметные знания и умения как результат образования и обозначили выход в сферу надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности школьника (не только в собственно познавательной или учебной).
ПОЭТОМУ ПРИОРИТЕТНОЙ ЦЕЛЬЮ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ является развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Всему этому УЧИТЕЛЬ должен научить ребенка на уроке:
• научить учащихся учиться,
• научить определять проблемы и решать стандартные жизненные ситуации,
• научить ориентироваться в мире ценностей,
Какие же требования предъявляются сегодня к современному уроку?
Скачать:
Подписи к слайдам:
деятельностный
подход
Самое
страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в
течение 9 или
11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать
(
или отнимать).
Основа образовательных
стандартов -
формирование
базовых
компетентностей
современного
человека
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать
с информацией.
Автономизационная
компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
Продуктивная
компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать
решения, нести ответственность.
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
современный урок
В отличие от традиционного урока
,
современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие
универсальных учебных действий
(УУД
),
в том числе
ключевых компетенций.
Выделяют несколько наиболее важных
аспектов
такого урока.
Признаки
современного
урока
Ученик – равноправный субъект учебной деятельности.
Функция
учителя на уроке меняется с управляющей
на
организующую
Структура урока подчинена задаче обеспечения разнообразия действий учащихся: предметных и универсальных.
Дидактическая
цель урока определяется целью учебной деятельности учащихся.
Предоставляемая
учащимся свобода выбора учебных
действий
и источников информации.
Система
оценивания на уроке направлена на
критериальную
оценку
результатов достижения учащимися учебных целей (а
не на оценку
личности ученика).
Модернизация
образования
Согласно
идеям модернизации образования,
урок
в
начальной и основной школе должен
иметь
проектную направленность
, предусматривать созидательную, коллективную работу, обеспечивающую
высокий
уровень познавательного
интереса школьников.
Современный урок отличается прежде всего
организацией
учебной образовательной деятельности
5
Модели урока
Триединая цель урока
План- конспект
Преобладающая фронтальная форма обучения
Методы и приемы обучения
Типы уроков
Традиционная
Инновационная
Развивающий
Деятельностный
компоненты
Ключевые
и базовые компетентности
Проектная направленность
Разнообразные
формы
Технологическая карта урока
Практический опыт деятельности
Компетентностный
ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ
ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
развитие
у ученика способности самостоятельно ставить
учебные задачи,
проектировать
пути их
реализации, контролировать
и
оценивать
свои
достижения
.
Унгер Е.В.
Замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 35
г. Артем
07.04.2014
Современные требования к уроку
.
Практический семинар
I
часть
Деятельностный
подход на
уроках
осуществляется
через:
моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
использование активных и интерактивных методик;
участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
вовлечение учащихся в игровую,
оценочно- дискуссионную
, рефлексивную деятельность, а
также
проектную
деятельность, обеспечивающих
свободный
поиск эффективного,
отвечающего индивидуальности
ребёнка
, подхода
к решению
задачи.
Задачи личностного развития
организовать ситуацию для самоопределения учащихся на прогнозируемый результат познавательной деятельности;
создать ситуацию выбора учениками собственных маршрутов достижения поставленной цели;
создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся;
создать ситуации для развития самостоятельности мышления учеников;
организовать ситуации для развития рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся.
Способствовать …
Содействовать …
Создавать условия …
Создавать ситуации …
Если раньше одной из важнейших задач учителя было
СООБЩАТЬ НОВЫЙ
, НЕИЗВЕСТНЫЙ, ПОРОЙ ОТСУТСТВУЮЩИЙ В УЧЕБНИКАХ МАТЕРИАЛ, то теперь
главной задачей
становится не сообщить материал, а
учить,
где его взять,
как к нему относиться,
как с ним работать,
какой материал хорош,
какой требует размышлений
и критического осмысления,
как кратчайшим путем решить познавательную задачу.
Как влияет смена социального заказа на позицию учителя в школе?
Современный урок-
это
прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития
личности ученика
, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для
формирования
ее нравственных основ.
Общие требования к
современному уроку
вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
повышать воспитательный эффект обучения на уроке
;
формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать
их общие и специальные особенности;
формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески
решать задачи, которые встречаются в жизни;
вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; - формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Какой
урок можно считать современным?
Обучающий
у
мению
эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной
картины мира
Воспитывающий
высшие
ценности, смыслы, высокие
мотивы.
Развивающий
деятельность
, мышление,
рефлексию.
Признаки современного урока
ценностно-целевая
направленность урока;
разнообразие методов и приёмов обучения;
ориентация на усвоение универсальных способов действий (
ключевых компетенций,
общеучебных
умений
);
использование ИКТ с различными функциями;
индивидуально-личностная направленность обучения
Урок занимает 98% учебного времени…
Школьник посещает почти 10 тысяч уроков…
Учитель в среднем дает более 25 тыс. уроков…
* * *
Урок служит своего рода полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно-иллюстративного до проблемно-развивающего.
Деятельностный
подход
технология деятельностного метода обучения –
это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
.
Современный урок
Современный урок
– урок, актуальный для настоящего времени.
Современный урок
– урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Современный урок
Личностно- ориентированная модель
обучения
Цели:
личностное развитие ребенка, участие в целеполагании
Содержание:
ЗУН, ценности, компетенции.
Учитель:
создает ситуации развивающего типа.
Ученики:
«проживают» данные ситуации.
Формы, методы:
широкий спектр методов
активного обучения.
Результат:
гармонично развитые ученики.
Структура учебной деятельности
мотивация
учебные задачи в определенных ситуациях
в различной форме заданий
учебные действия и операции
контроль, переходящий в самоконтроль
оценка, переходящая в самооценку
Как влияет смена социального заказа на позицию учителя в школе?
Предметное содержание перестает быть целью и становится средством развития и самосовершенствования ученика.
Учитель управляет процессом постоянного
самоизменения
развивающегося
ученика.
Современное обучение базируется на обязательности
коммуникативно-стимулирующего
взаимодействия
учителя
и ученика.
Учитель
организует педагогическое сотрудничество,
отвечает
за осведомленность учащихся о том, что
они
должны знать, понимать, научиться делать.
Современный урок. Какой он?
Правильно организованный урок. Он предполагает творческую совместную деятельность учителя и ученика по достижению образовательных целей, и результатом такой деятельности является переход урока из образовательной формы в форму самообразования.
С.И.Гессен
Задачи современного урока
Обучающая
–
чему?
Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира
Воспитывающая
–
что?
Высшие ценности, смыслы, мотивы взросления, учебно-трудовой деятельности, социальной активности, «
самопроцессы
», субъективность
Развивающая
–
что?
Деятельность,
мышление,
рефлексию.
ориентация в обучении
Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве
Целевой установкой этой школы является
формирование у учащихся знаний, умений, навыков.
Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим.
результат работы
Критерием развития
деятельностной
сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.
В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти».
школа
"памяти"
"развития"
Цели семинара:
выявить
критерии современного урока и наметить
направления
повышения эффективности урока как основы качества образовательного
процесса;
актуализировать
знания об основных особенностях современного
урока,
о требованиях, предъявляемых к современному
уроку;
с
равнить деятельность
учителя и обучающихся на
уроке традиционном и современном;
самоанализ
урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку.
обозначили
явный отход от ориентации на
предметные знания и умения
как результат образования и обозначили
выход
в сферу
надпредметных
умений, компетентностей
в
различных областях
жизнедеятельности
школьника (
не только в собственно
познавательной или
учебной).
Стандарты второго поколения
Системно –
деятельностный
подход
Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт
социализация
учащегося…
Только в процессе деятельности могут
появиться
открытия и может ощущаться
радость
от них и создаваться
мотивация
к дальнейшей
деятельности.
Что
значит – современный?
Современный -
отвечающий на вызовы времени
Современный
- это и совершенно новый,
и
не теряющий связи с прошлым. Одним словом,
актуальный,
имеющий непосредственное
отношение
к интересам
сегодня
живущего
человека
, насущный,
проявляющийся
в
действительности
и
дающий основу для
будущего
.
Наиболее
общие подходы к организации современного урока:
усиление
его социальной
и практико-ориентированной
направленности
;
направленность
на развитие мышления,
практических
навыков;
расширение
различного рода
элективных курсов
, коллективных
форм
работы;
дифференциация и индивидуализация образовательного
процесса
.
Учебная деятельность
-
это деятельность ученика, связанная, с одной стороны,
с освоением культурных ценностей общества
(предметных,
надпредметных
и метапредметных знаний, умений и навыков),
а с другой
–
с
формированием способностей к
самоизменению
и
рефлексии
,
обеспечивающих адекватное
самоопределение
и успешную самореализацию
человека
в жизни.
школа
"памяти"
"развития"
обучение
Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого.
Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями,
как
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
абстрагирование
и пр.
Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений в коллективе, группе.
Школа "памяти" строится на традиционных основах:
классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе
преподавания
,
фронтальной форме организации учебного пространства,
контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках.
научить
учащихся
учиться,
научить
определять проблемы и решать
стандартные
жизненные
ситуации,
научить
ориентироваться в мире
ценностей,
подготовить
к профессиональной
деятельности
.
Задачи
школьного образования:
Современный урок
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем
у
детей
завтра.
Американский философ
Джон
Дьюи
Методологическая
основа
ФГОС
НОО и ООО
системно –
деятельностный
подход
компетентностный
подход
Формирование
у учащихся базовых компетентностей в учебном процессе называется
компетентностным
подходом
.
Его
специфика состоит в том, что усваиваются не
“готовые знания”,
кем - то предложенные к усвоению, а
“прослеживаются условия происхождения данного знания”.
Ученик
сам
формирует понятия, необходимые для
решения
задач. При таком подходе
учебная
деятельность
, периодически приобретая
исследовательский
или
практико- преобразовательный
характер, сама
становится
предметом усвоения
.
Компетентностный
подход
Применение
новейших
информационных
технологий
Формирование
потребности
учащихся в познании
и умений учиться
(ОУУ)
Применение идей
личностно-ориентированного
и личностно-развивающего
обучения
Разнообразие
типов урока
Технологичность
обучения
Тщательное
проектирование
урока в процессе
его подготовки
Тенденции развития современного урока
Свобода в
выборе структуры
урока
Обучение
через
открытие.
Самоопределение
к выполнению той или
иной
образовательной деятельности.
Наличие
дискуссий, характеризующихся
различными
точками
зрения по
изучаемым
вопросам
,
сопоставлением
их, поиском
за
счет обсуждения истинной точки зрения.
Развитие личности.
Способность
ученика проектировать предстоящую
деятельность
Осознание
учеником деятельности: того как, каким способом
получен
результат, какие при этом встречались затруднения , как
они
были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Педагог
ведет учащегося по пути субъективного
открытия
,
он
управляет
проблемно
– поисковой или
исследовательской
деятельностью
учащегося
.
Критерии эффективности современного урока
Что
отличает современный урок
от традиционного?
Место в образовательном процессе
Структура
Содержание
Организационные формы
Методика
Средства
обучения
Исходная
идея современного урока:
единство обучения, воспитания и развития.
Триединая цель урока
Познавательный
аспект
Воспитывающий
аспект
Развивающий
аспект
Современный урок - это
«
компетентностный
»
урок
«
Компетентностный
»
урок выдвигает на первое место не информированность
ученика, а
способность организовывать
свою деятельность, в процессе этой деятельности
формируются
ключевые
компетенции
Урок
–это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его
кругозора, эрудиции.
В.А
. Сухомлинский
Подписи к слайдам:
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание
учащихся
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (
самооценивание
, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Учитель
на современном уроке:
«
Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей»
МакКинзи
Роль
хорошего
учителя
в системе
образования
больше, чем сумма
всех
других факторов,
вместе взятых
Типы уроков
Урок «открытия» нового знания
Цель:
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Урок рефлексии
Цель:
формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Урок общеметодологической направленности
Цель:
формирование у учащихся
деятельностных
способностей и способностей к систематизации предметного содержания.
Урок развивающего контроля
Цель:
формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Типичные недостатки современного урока
Отсутствует мобилизующее начало урока, необходима мотивация, сообщение целей, планируемых результатов, показ значимости урока, постановка проблемы).
Низкий научно-теоретический уровень преподавания, недостаточное владение методологией преподаваемого предмета, методами
научного познания.
Выбор оптимальных
методов обучения
Профессионализм учителя
и его
методическая подготовка
Целеполагание
и мотивация учения
Системно-деятельностный
подход в обучении
Использование
современных
средств обучения
Создание условий
для саморазвития
школьников
Анализ учителем
к
аждого учебного занятия (самоанализ)
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Затрудняет проведение урока
безразличное отношение ко всему происходящему
на уроке;
рыхлая композиция урока;
неумение учащихся работать предложенными
методами обучения;
однообразие методов обучения;
бесстрастный рассказ учителя;
отход от темы урока, увлечение
посторонними, не связанными
с темой и задачами урока, вопросами.
Философия конструктивизма
Стимулирование умственной деятельности обучающихся, поощрение высказываний, предположений, гипотез и догадок. Организация общения и обмена мнениями обучающихся.
Создание условий (выбор методов, форм обучения, средств оценки), подчеркивающих интеллектуальные достоинства
каждого
обучающегося, ценность его точки зрения, уникального видения.
Учитель не
урокодатель
, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской и познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу (учит классифицировать
обосновывать, прогнозировать).
Учебный предмет - не самоцель, а средство развития личности. «Учимся не для школы,
а для жизни».
Современный урок -
э
то урок, характеризующийся следующими признаками:
главная цель урока – развитие личности,
н
а уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению,
н
а уроке реализуются идеи
гуманизации
образования,
н
а уроке реализуется
деятельностный
подход
к обучению.
16
с
моделированный
оценочный лист современного урока
РЕФЛЕКСИЯ
Современный урок – это…
Каждый учитель высказывает
письменно свое
мнение и прикрепляет на ватман (в виде дерева или облака). Все высказывания обобщаются, и получается…
Способствуют успеху урока
хорошее знание материала;
продуманный план урока;
разнообразие методов обучения;
правильный выбор методов обучения
;
занимательность изложения;
ярко выраженное
эмоциональное отношение
учителя к излагаемому материалу;
богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
ЗУНовский
подход
:
в
результате
обучения
–
з
нания
,
умения,
навыки
по предмету
1. Знания, умения, навыки
по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения
2.
Над- и
метапредметные
знания, умения, навыки
, обеспечивающие качество процессов
саморазития
, самопознания и самообучения на всю жизнь.
3. Отношение к приобретенным знаниям и к самому процессу их приобретения
Компетентностный
подход:
в
результате обучения –
Современный урок:
отличие
компетентностного
подхода от традиционного,
ЗУНовского
Унгер Е.В.
Замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 35
г. Артем
07.04.2014
Современные требования к уроку
.
Практический семинар
II
часть
Критерии эффективности современного урока
-
конкретность его цели и задач;
-
заинтересованность учителя и учеников;
- результативность;
- качество материала;
- формирование умения и навыков;
- разнообразие методов;
- эмоциональная подача материала;
- индивидуальная работа;
- выбор типа урока;
- прогнозирование результата урока;
- учебные возможности ученика;
- мастерство учителя;
- умение общаться;
-
доступность объяснения;
- активная работа учащихся;
самостоятельность учащихся,
- творчество
учащихся;
-
ТСО;
- эмоциональная атмосфера;
- насыщенность урока
-
обратная связь;
- педагогическая находка учителя;
- умение дать - умение взять;
- личность учителя;
- взаимодействие, сотрудничество учителя и ученика;
- стиль общения;
Конспект современного урока
Деятельность
учителя
согласно
поставленным
задачам
Деятельность
учеников
согласно
поставленным
задачам
Этапы урока
согласно
типу урока
Триединая задача урока
Тип урока, методы, формы и средства обучения, УМК
Формирование УУД
Подведение итогов урока согласно поставленным задачам
Рефлексия урока
Требования к содержанию урока :
* урок должен быть воспитывающим;
Требования к технике проведения:
урок должен быть эмоциональным,
Требования к уроку
Педагог создает особые условия ,
обеспечивающие деятельность Учителя и Ученика
в новой образовательной парадигме.
Здесь нет...
скуки
, принуждения
и
лени,
пассивности
и страха ожидания «палки» - двойки,
«
неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее
ЗДЕСЬ...
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Как изменяется урок:
урок
становится
личностно- развивающим
;
урок
становится
компетентностно
- ориентированным;
урок
становится
метапредметным
;
наряду
с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные
формы (
уроки
- занятия
), стирается
грань
между обучением
и воспитанием
УРОК СЕГОДНЯ
(выводы)
1.Это
организованная учителем активная
познавательная
деятельность учащихся.
2.Это
учебное сотрудничество.
3.Это
активные и интерактивные формы работы.
4.Самостоятельность и
самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы урока и
путей
её решения, отбор способов и средств достижения
цели
,
самоанализ
и самоконтроль, самооценка и
оценка достигнутых
результатов).
5
.Это
хорошо спланированная организаторская
роль
учителя (консультант).
6.Это
реализация ТЦУ урока (развитие,
обучение
, воспитание).
Недостатки современного урока
Недостаточно четко формулируются и реализуются задачи урока (Знания, Умения, Воспитание, Развитие, Применение знаний и умений в жизни).
Преобладание комбинированных уроков (нет
блочно
-модульной системы в старших классах).
Преобладают репродуктивные методы (мало проблемных, частично-поисковых, проектной и исследовательской деятельности)
Современный урок
45
минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять
усвоенное
.
Профессионализм учителя
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, он сможет начать делать первые уверенные шаги в новых
условиях и в
более сжатые сроки.
Сущность НАСТОЯЩЕГО Учителя:
У
-
у
никальный,
у
мный,
у
спешный,
у
ниверсальный,
у
меющий профессионально преподносить материал.
Ч
-
ч
естный,
ч
еловечный,
ч
уткий, с
ч
увством юмора.
И
-
и
скренний,
и
ндивидуальный.
Т
-
т
актичный,
т
олерантный,
т
ерпеливый.
Е
-
е
стественный,
е
диномышленник.
Л
-
л
юбящий детей,
л
юбящий свою работу
Ь
-
и очень мягкий как
мягкий знак
и само слово!
«
Формула
обучения»
Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником:
Ведущий принцип
Методы обучения
№
Особенности
Традиционный
«Знаниевый»
Современный
«
Деятельностный
»
Характеристики образовательных процессов.
7.
Иллюстративно-объяснительные,
информационные
Проблемные:
проблемного изложения
частично-поисковый, эвристический
исследовательский
8.
«Продавливания
»
«Выращивания
»
9.
Репродуктивный, воспроизводящий
Продуктивный,
творческий
,
проблемный
10.
Знания – репродуктивная деятельность
Проблемная деятельность - рефлексия - знания
Цели учебного занятия
Цели
деятельности
учителя
Цели деятельности учащихся
Цели, ориентированные
на
развитие
и воспитание
личности
ребенка
Предметные цели
Требования к уроку
Требования к структуре:
*
правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков;
* определить тип урока, продумать и обосновать его структуру;
* связать этот урок с предыдущими и последующими уроками;
* отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;
* обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний
* продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
* найти оптимальное место домашнему заданию
Требования к подготовке и организации урока:
* обеспечить на уроке охрану здоровья школьников;
* начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;
* своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения;
* обеспечить разнообразие типов уроков
* создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
современный урок
Ситуация современного урока
–
это
ситуация расставания
с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников,
подчиняющихся учителю,
и
встреча
с
уроком свободным
, характеристики которого
рождаются
по велению культуры, но не сами
по себе
, а благодаря
усилиям педагога,
выстраивающего
свободный урок.
Уроки общеметодологической направленности призваны:
ф
ормировать
у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;
ф
ормировать
у учащихся представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на
самоизменение
и
саморазвитие.
Плюсы современного урока
Опора на
межпредметные
связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
Практическая направленность учебного процесса.
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
Выбор оптимального сочетания и соотношения методов
обучения
.
Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
Сочетание
общеклассных
форм работы с групповыми и индивидуальными
.
Современный
урок -
это
не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание
личностных компетенций
учащихся
;
должен
развивать познавательную активность школьников, мышление, творческие
способности
;
это
предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активного думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно- ориентированный
подходы
в обучении к своим
ученикам
;
у
рок
должен содержать разные виды
деятельности
;
.деятельность
на уроке должна стимулировать
развитие
познавательной активности
ученика,
ученику
на уроке должно быть
комфортно.
Ценность урока
Реальная ценность урока - его результат,
степень усвоения
материала обучающимися.
Какими бы внешними эффектными приемами ни пользовался педагог, но если ребята не усвоили тему, урок
эффективным
назвать нельзя.
На уроке ребята должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения.
Повысить эффективность
урока можно за счет:
организации эффективного контроля усвоения информации (обратной связи).
оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику;
эффективного управления и организации познавательной деятельности детей;
использования возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации
Учитель живёт до тех пор,
пока он учится; как только он перестаёт учиться ,
в нём умирает учитель.
К.Д
. Ушинский
Практикум
1- 2 группа:
сравнительная характеристика деятельности учителя и учащихся на традиционном и современном уроке
3-4
группа
:
требования к уроку
5-6
группа
:
7 группа:
критерии эффективности современного урока
Урок становится современным, а образовательный процесс развивающим, если…
1
. Мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной
деятельности
.
2. Создавать
условия для возникновения реальной «ситуации успеха» каждого
ученика,
психологический комфорт
3
. Создавать среду для развития мыслительных
способностей
через овладение определенными мыслительными операциями.
4
. Строить урок на применении проблемных методов, эвристических,
рефлексивных
.
5
. Строить взаимоотношения субъект-субъектного
характера,
использовать групповые формы организации учебного прогресса.
7
. Проектировать урок с опорой на зону ближайшего
развития ученика.
Обучение
должно создавать зону затруднений для учащихся и дарить радость её преодоления.
6
. Обеспечивать организацию поисковой продуктивной деятельности
учащихся на уроке .
Компетентностный
подход
главная идея
знания приводят к личному успеху
к личностному развитию приводит опыт самостоятельного решения проблем
решение проблем
рассматривается как способ закрепления знаний
рассматривается как способ формирования учебной деятельности
признак высокого уровня образованности
способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала
выше, чем шире сфера деятельности и степень неопределённости ситуаций, в которых ребёнок действует самостоятельно
Традиционный урок
Компетентностный
урок
Критерии эффективности современного урока
-
заинтересованность учителя и учеников;
-
доступность объяснения;
Учащийся на современном уроке:
Цель
-
г
отовность к саморазвитию
Умение
самостоятельно делать выбор
, адекватный своим способностям
Умение
ставить перед собой цель
, принимать решение
Умение
самостоятельно находить выход
в нестандартной ситуации
Умение
проконтролировать себя
, свои собственные действия
Умение
адекватно оценить свои действия
, выявить и скорректировать возникшие затруднения
Умение
согласовывать
свою позицию с другими людьми,
общаться
Новая типология уроков
Главная
методическая цель
урока
при
системно-
деятельностном
и
компетентностном
обучении
–
создание
условий
учителем
для
проявления познавательной активности учеников
Уроки «открытия» нового знания;
Уроки рефлексии
;
Уроки общеметодологической
направленности;
Уроки контроля.
Благоприятные условия для урока
Занимательная ситуация.
Дозированное домашнее задание.
Познавательная игра.
Использование элементов соревнования.
Концентрация внимания на промежуточных
успехах учащегося.
Креативная
минутка.
Оценка достижения учащегося
на родительских собраниях.
Громкая демонстрация итогов
деятельности ученика .
Проблемно-поисковая ситуация.
Опора на анализ жизненных ситуаций.
УЧИТЕЛЬ
Разные
формы учебной работы,
требующие
от ученика использования
разных
учебно-познавательных «инструментов»
УЧЕНИК
Разные
ученики, каждый – со своим стилем
учебно-
познава
-тельной
деятельности
Единая матрица
Личностно ориентированный,
индивидуальный
характер
Создание условий для формирования компетенций ребенка
Главное –
самостоятельная работа
учащихся, а не учителя
И
спользование
образовательных
технологий
Характеристика современного урока
Четыре компонента содержания:
Знания
Умения, Навыки
Творческая деятельность
Эмоционально-ценностный опыт
П
рактический
,
деятельностный
характер
Урок
Успешность современного урока
зависит:
от
личности учителя, его
профессионализма,
современности используемых
им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ.
Современный
урок
Философия конструктивизма
Новые подходы к организации урока
Знания нельзя давать в готовом виде. Можно лишь
создавать педагогические условия
для
самоконструирования
и самовозрастания знаний.
Мотивация обучения через
включение обучающихся в поиск, исследование
и решение значимых проблем из окружающей их действительности, решение которых непосредственно связано с реальной ситуацией из жизни школы, района, города.
Профессионализм учителя
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это
всё
и есть главный ресурс, без которого
невозможен современный урок и невозможно
воплощение новых
стандартов
школьного
образования
.
Позиция ученика
Функции учителя
Способы усвоения
№
Особенности
Традиционный
«Знаниевый»
Современный
«Способностный»
Характеристики образовательных процессов.
11.
Заучивание, деятельность по алгоритму
Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
12.
Н
оситель
информации, хранитель норм и традиций,
Организатор сотрудничества, Консультант,
пропагандист предметно – дисциплинарных знаний
Управляющий поисковой работой учащихся, консультант
13.
отсутствие мотива к личностному росту
наличие интереса к деятельности
Пассивность,
Активность,
отсутствие интереса,
наличие мотива к самосовершенствованию
,
Требования к содержанию урока :
* урок должен быть воспитывающим;
* обязательно выполнять требования, вытекающие из основных дидактических принципов:
систематичность, прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью;
* процесс поиска истины должен быть строго обоснованным умозаключениями учащихся и учителя, доказательным.;
* в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе
Требования к технике проведения:
* урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
* темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
* необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт;
* создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
* менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
* обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;
* управлять учебным процессом на уроке.
Требования к уроку
доступная
форма подачи учебного
материала
, создание ситуации
успешности,
доброжелательная
атмосфера на уроке
р
азличные
методы и формы работы,
педагогика
сотрудничества
должны присутствовать
на современном
уроке.
Все это,
благодаря учителю,
помогает учащимся
лучше
усваивать
трудный
и
«
сухой» материал
учебника.
современный
урок -
Формы организации
познавательной деятельности
–
целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и
учащихся
Коллективная форма
познавательной
деятельности
Индивидуально-обособленная
форма
Фронтальная форма познавательной деятельности
Групповая форма организации познавательной деятельности
Три
постулата новой
технологии урока
1
.
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью.
Золотые правила учителя
Умей радоваться
маленьким успехам своих учеников и
сопереживать
их неудачам.
Не бойся признаться в своем незнании
какого-либо вопроса. Будь вместе с учениками в поиске.
Будь для детей добрым другом.
Каждый раз, когда тебе захочется командовать или рассердиться, вспомни о своем детстве и съешь мороженое.
Входи в класс с улыбкой.
При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
Детей можно увлечь только тем, чем увлечен сам.
Пусть на уроках свершаются открытия. рождается истина, покоряются вершины.
Учить
детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими
дети быть должны.
Желаем
вам, чтоб дети в вашем классе
Светились
от улыбок и любви,
Здоровья
вам и творческих успехов
В
век инноваций, новизны
!
Требования к уроку
Требования к структуре:
*
правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков;
Требования к подготовке и организации урока:
обеспечить на уроке охрану здоровья школьников;
Плюсы
современного
урока
-
Осуществление
дифференцированного подхода к
учащимся
только на основе диагностики их реальных
учебных
достижений.
- Формирование
надпредметных
способов учебной
деятельности
(
например,
анализирование
от
предмета
к
явлению
, процессу, понятию).
- Создание
условий для проявления самостоятельности
учащихся.
- Рациональное
использование средств обучения
(
учебников, пособий, технических
средств).
Гигиенические требования
к уроку
температурный режим;
освещенность;
критические точки усвоения материала
.
Время
1 - 4
мин
5-23
мин
24-34 мин
35-45 мин
Усвоение материала
60%
80%
45-60%
6%
КРИЗИСЫ ВНИМАНИЯ
:
Это урок
- познание
, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность
Так что же означает современный
урок
?
Сравнительные особенности традиционного и современного образовательного процесса.
1.
Цель
Формирование знаний, умений и навыков
Развитие личности
2.
Интегральная характеристика
«Школа памяти»
«Школа развития»
3.
Преобладающий тип и характер взаимоотношений
Субъект - объектный
Субъект - субъектный
4.
Девиз педагога
«Делай как я»
«Не навреди»
5.
Характер и стиль взаимодействия
Авторитарность,
Демократичность,
6.
монологичность, закрытость
диалогичность, открытость, рефлексивность
Формы организации
Фронтальные,
индивидуальные
Групповые,
коллективные
№
Особенности
Традиционный
«Знаниевый»
Современный
«
Деятельностный
»
Характеристики образовательных процессов.
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач
Планирование
Практическая деятельность учащихся
Осуществление контроля
Осуществление коррекции
Оценивание
учащихся
Итог урока
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные требования к развитию письменной компетенции учащихся
Данная работа содержит рекомендации учителям английского языка по подготовке учащихся разных классов к выполнению письменных работ....
Учебно-методический материал «Современные требования к уроку информатики»
Все, кто так или иначе сделал информатику областью своей практической деятельности, имеют уникальную возможность видеть становление новой научной области.Практика обучения информатике и тенденции раз...
Доклад "Современные технологии учебного процесса как неотъемлемая часть современных требований к условиям труда".
В последнее время встает вопрос - как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться...
Мастер-класс Проектирование современного урока "Семинар учителей истрии"
Некоторые аспекты проектирования современного урока истории и обществознания...
Презентация. Мастер-класс Проектирование современного урока "Семинар учителей истрии"
Некоторые аспекты проектирования современного урока истории и обществознания...
Урок-семинар «Современная литература в школе. В мире детей».
Обязательный минимум образовательного стандарта по литературе подразумевает изучение нескольких произведений зарубежной литературы 20 века. По программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина и В. А.Чалмаева в спи...
Урок-семинар на тему "Кухни разных народов", разработанный по программе «Разговор о правильном питании» в соответствии с требованиями ФГОС.
Урок разработан на основе рабочей тетради «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014), по программе «Разговор о правильном ...