Доклад.Здоровьесберегающее пространство в учреждении.
опыты и эксперименты на тему
Доклад по теме"Здоровьесберегающее пространство в учреждении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающее пространство в учреждении. Доклад. | 34.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающее пространство в образовательном учреждении
Доклад
15.11.2013
Ю.А. Чукова, ЗДВР
Содержание
- Актуальность создания здоровьесберегающего пространства в современном образовательном учреждении.
- Воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни. Сущность.
- Условия, созданные в школе №51 для реализации здоровьесберегающих технологий.
- Проводимая работа в учреждении по сохранению здоровья школьников.
- Итог. Вывод.
- Актуальность создания здоровьесберегающего пространства в современном образовательном учреждении.
Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это является основным стержнем нормального функционирования организма. А также, – это показатель его жизнеспособности.
Сейчас стали больше обращать внимание на сохранение здоровья. В современном мире, наконец, осознали, что необходимо проводить определенные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения. Так, например, создаются нормативно-правовая база в стране. Не только такие нормы, которые регулируют деятельность медицинских учреждений, но и деятельность образовательных учреждений. В нормативные акты, регулирующие данную сферу входит:
В мире:
- Конвенция о правах человека;
- Конвенция о правах ребенка;
В России:
- Конституция РФ;
- Закон «Об образовании», «Образование в РФ»;
- Государственная инициатива и одно из приоритетных направлений: «Здоровье», «Образование»;
- ФГОС нового поколения;
- СанПИН и др.
В НОУ СОШ №51:
- ООП;
- Программа воспитания и социализации;
- Программа «Здоровье»;
- Программа работы ВСК «Магистраль» и др.
Таким образом, в нашем образовательном учреждении осознается понимание и ответственность сохранения и укрепления здоровья школьников.
- Воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни. Сущность.
Воспитательная деятельность в школе основана на 4-х приоритетных направлениях. Одним из них является воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни. В школе действует и программа «Здоровье».
Ценности: физическое, социально-психологическое и духовное здоровье человека; здоровый образ жизни.
Воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни это:
устойчивое ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, духовного (нравственного состояния личности), социально-психологического (качество отношений в семье, школьном коллективе, других социальных общностях, в которые включен подросток);
осознание непосредственного влияния нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
осознание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, способов и вариантов рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
представление об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
опыт участия в спортивных соревнованиях, туристических походах, мероприятиях санитарно-гигиенической направленности;
представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
умение преодолевать отрицательное отношение к невыполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физической культурой, спортом, туризмом;
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
- Условия, созданные в школе №51 для реализации здоровьесберегающих технологий.
Помещения: соответствие СанПИН (окраска, воздушно-тепловой режим, соответствие парт росту и др.), кабинет здоровья (живой уголок, психологическая разгрузка), мед. кабинет, кулеры с водой, спортивный зал, тренажерный зал, необходимые средства безопасности и оказания первой помощи, сан. узел и душевые в спальном корпусе, озеленение и пр.
Кадровый состав: медицинский работник, ставка психолога, инструктора по физической культуре.
Обучение педагогических кадров. Весь педагогический состав в 2013 г. прошел курсы, которые проводили специалисты ЗабКИПКРО, курсы по формированию кабинета здоровья.
- Проводимая работа в учреждении по сохранению здоровья школьников.
Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся
Здоровьесберегающя деятельность образовательного учреждения на ступени начального и основного общего образования может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков - по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной жизни учащихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) - и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению их здоровья.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
- организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (в расчете на количество учащихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни.
Организуют и проводят беседы, лекции и вечера, посвященные физической культуре, спорту и туризму; Просматривают и обсуждают фильмы на спортивные темы. Коллективно посещают спортивные соревнования.
Учатся составлять правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом. Участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет и туристических слетов. Ведут краеведческую, поисковую работу в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.
Приобретают системные знания и опыт организации рационального (здорового) питания, его режима, структуры в школе и дома;
Организуют, при поддержке учителей, родителей, медицинских работников, свой режим дня, учебы и отдыха, двигательной активности, учатся анализировать и контролировать свой режим дня.
Участвуют в организации и проведении дней здоровья, конкурсов, праздников, викторин и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Выполняют требования личной и общественной гигиены, поддерживают чистоту и порядок на своем рабочем месте, в классе и школе. Учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Овладевают навыками самоконтроля в ходе спортивных занятий.
Проводят зарядку и физкультминутки с младшими школьниками. Осуществляют спортивное судейство соревнований в классе и школе. Участвуют в организации и проведении школьных спартакиад, походов по родному краю.
Получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, в системе внеклассных мероприятий.
Теоретически и практически осваивают методы здоровьесбережения, организации здорового образа жизни, составления и реализации здоровьесберегающего режима дня, осуществляют контроль его выполнения. Поддерживают чистоту и порядок в помещениях, соблюдают санитарно-гигиенических нормы труда и отдыха.
Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями.
Получают системные знания о факторах, негативно влияющих на здоровье человека (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т.д.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их разрушительном влиянии на здоровье в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями, просмотра и обсуждения фильмов, тренингов, дискуссий, ролевых игр и т.д.;
Приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых (научиться говорить «нет») в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр;
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха обучающихся и включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);
- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
- индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам основного общего образования;
- рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима школьников, нормального физического развития и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья школьников и формирование культуры здоровья, включает:
- полноценную и эффективную работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, а также с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);
- рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям развития детей организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.)..
Работа в учреждении предусматривает разные формы организации занятий:
- интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
- проведение часов здоровья;
- проведение классных часов;
- занятия в кружках;
- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т.п.;
- организацию дней здоровья.
-Просветительская работа с родителями (законными представителями).
В школе на данный момент проводятся следующие мероприятия по сохранению и укреплению здоровья школьников:
- Выполнение требований СанПИН на всех уровнях (воздушно-тепловой режим, цвет и оформление школы и кабинетов, освещение, соответствие высоты парт росту учащихся, и др.), озеленение школы.
- Организация полноценного питания воспитанников и обеспечение горячим завтраком всех школьников (витаминная пища, кулеры с водой).
- Психологическое сопровождение (мониторинг психологического климата, диагностика, «Доска настроений», живой уголок, в процессе – создание кабинета здоровья ).
- Спортивно-оздоровительная работа (работа кружков и секций, тренажерный зал, проведение спортивных мероприятий, общешкольные спартакиады, веселые старты, походы, начало работы спортивного клуба).
- Медицинское сопровождение (иммунизация, профилактическая и просветительская работа).
- Соблюдение режима дня воспитанников интерната, личная гигиена.
- Воспитательные мероприятия (классные часы, а также открытые классные мероприятия «Скажи НЕТ», «СПИД - смерть», акции , работа агитбригад, соревнования по видам спорта , «Лыжня России», просветительская работа – постоянно действующие и сменяющиеся стенды (о спорте, о профилактике заболеваний, о гигиене), беседы, экскурсии, посещение бассейна).
- Профилактическая работа по безопасному образу жизни (инструктажи по ТБ при переходе через ж.д., поведение на реке, в морозные дни.)
- Просветительская работа с родителями (классные часы и родительские собрания).
- Здоровьесберегающий компонент на уроках (интеграция, физкультминутки, паузы, осанка, гимнастика для глаз, кистей рук, занятия по группам здоровья на уроках физкультуры).
Вывод
Таким образом, в школе имеются необходимые условия для реализации программы «Здоровье», а также дальнейшей работе по развитию здоровьесберегающего пространства в учреждении. Естественно, могут возникать определенные проблемы, которые школа в состоянии решать. Культура здорового и безопасного образа жизни – одно из приоритетных направлений воспитательной системы школы. Исходя из этого был разработан проект, который получил грант на реализацию в Москве и сегодня мы ВСК «Магистраль» официально объявили открытым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения
Школьное издание является частью информационной среды образовательного учреждения и, при условии осуществления информационных и психолого-педагогических функций, оказывает влияние на формирование инфо...
Расширение границ межкультурной и межконфессиональной толерантности воспитательного пространства образовательных учреждений
Данный доклад поможет педагогам понять принципы построения и формирования межкультурной и межконфессиональной толерантности в образовательном учреждении....
Гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательном пространстве образовательного учреждения
В материале даётся обобщение опыта по гражданско-ратриотическому воспитанию в детско-юношеской организациии "Искра " МБОУ "Глинновская СОШ" Новооскольского района Белгородской области....
Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения
Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы....
Поликультурное пространство образовательного учреждения
Презентация к выступлению на заседании методического объединения...
Информационное образовательное пространство образовательного учреждения (из опыта работы заместителя директора по учебно - воспитательной работе)
Данная статья является обобщением опыта работы педагогического коллектива МБОУ - СОШ №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области по формированию информационного образовательного простр...