Программа примирения.КДН методические рекомендации
учебно-методический материал по теме

Гордий Оксана Владимировна

Несовершеннолетние, вступив в конфликт с законом, попадают в разные ситуации, иногда сложные и опасные. В том числе, вступают в конфликты, которые приводят к серьезным последствиям для обеих сторон. Чаще всего, это такие конфликты, в которых есть виновник и пострадавший. Например: избиение, кража, вымогательство, угрозы, оскорбления.

Из таких ситуаций несовершеннолетнему трудно выйти самому – нелегко справиться с последствиями, загладить свою вину. В этом ребенку нужна помощь. Такую помощь может оказать Программа примирения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kdn_metod.rekomendatsii.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по применению элементов примирительных процедур в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Школьные службы примирения (приложение)

Введение

Несовершеннолетние, вступив в конфликт с законом, попадают в разные ситуации, иногда сложные и опасные. В том числе, вступают в конфликты, которые приводят к серьезным последствиям для обеих сторон. Чаще всего, это такие конфликты, в которых есть виновник и пострадавший. Например: избиение, кража, вымогательство, угрозы, оскорбления.

Из таких ситуаций несовершеннолетнему трудно выйти самому – нелегко справиться с последствиями, загладить свою вину. В этом ребенку нужна помощь. Такую помощь может оказать Программа примирения.

Программа примирения – это переговоры между участниками конфликта. Такие переговоры позволяют людям обсудить ситуацию и найти наилучший выход из конфликта. Переговоры ведёт специально подготовленный ведущий. Ведущий никого не обвиняет и не защищает – он занимает нейтральную позицию, помогает сторонам  лучше понять друг друга и договориться.  На встрече обсуждаются вопросы:

  • Почему произошел конфликт? К каким последствиям он привел?
  • Как эту ситуацию можно разрешить?
  • Как сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторилась?

Программы примирения помогают:

  • разрешению конфликтных ситуаций;
  • возмещению ущерба пострадавшей стороне, если это необходимо;
  • взятию ответственности правонарушителем за совершенный проступок перед пострадавшей стороной;
  • налаживанию диалога;
  • поддержке конструктивного способа решения проблем, вместо столкновения между людьми.

Программы примирения проводятся, главным образом, в серьезных случаях, представляющих социальную опасность, таких как избиения, вымогательства, кражи, грабежи, оскорбления. Подобные программы практикуются во всём мире уже более тридцати лет, и только несколько лет назад они пришли в Россию. Практика показала, что около 70% Программ примирения заканчиваются успехом: подписывается Примирительный Договор, между конфликтующими сторонами устанавливаются ровные отношения, виновники возмещают пострадавшим ущерб. Подростки учатся конструктивному решению конфликтов, договариваться и не повторять совершенных ошибок.

На Программах примирения:

  • достигается взаимопонимание участников конфликта по поводу происшедшего;
  • вырабатывается и исполняется соглашение о возмещении ущерба;
  • принимается план действий по изменению поведения подростков, которое привело к правонарушению.

Соглашения, достигнутые во время программы, закрепляются в Примирительном Договоре.

1. Понятие Программы примирения для несовершеннолетних.

1.1. Программы примирения – это переговоры между сторонами конфликта, которые проводятся при посредничестве специально подготовленного ведущего на основе методов восстановительного правосудия.

1.2. Целями Программ примирения являются нормализация отношений участников конфликта, устранение последствий конфликта при активном участии обеих сторон, выявление причин правонарушающего поведения подростков и поддержка процесса их социальной адаптации.

1.3. Программа примирения включает предварительные встречи с каждой из сторон и последующую примирительную встречу. Примирительная встреча проводится только в случае соблюдения необходимых условий: признания виновником своего участия в конфликте, его готовности загладить вред, причиненный его действиями, готовности пострадавшего к встрече с виновником.

1.4. В случае достижения соглашения между сторонами, оно закрепляется в примирительном договоре, где фиксируются:

·      моральные результаты примирительной встречи (действия, подтверждающие раскаяние со стороны виновника – понимание последствий совершенного и извинение; удовлетворение потребностей пострадавшего);

·      условия достижения примирения (действия, направленные на возмещение ущерба, нанесенного в результате конфликта);

·      действия, направленные на прохождение несовершеннолетним той или иной социально-реабилитационной программы (если участники встречи сочтут это необходимым).

2. Направление подростков на Программу примирения.

2.1. Программы примирения проводятся на условиях добровольности участия сторон.

2.2. Проведение примирительных встреч с участием подростков осуществляется с согласия родителей или лиц, их заменяющих.

2.3. Направлять подростков на Программы примирения на условиях их добровольного согласия могут:

·        КДНиЗП и её члены;

·        подразделения и сотрудники органов внутренних дел;

·        сотрудники учреждений образования, социальной защиты, культуры, молодёжной политики, здравоохранения, общественных организаций;

·        граждане.

Подростки также могут участвовать в Программах примирения по собственной инициативе.

3. Правовые основы применения примирительных процедур

В соответствии со ст. 17 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних (далее - Положение) на районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних:

- совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия;

- совершивших преступления в возрасте от  14 до  18 лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела

 - совершивших иные антиобщественные поступки.

Порядок подготовки и рассмотрения дел данной категории определяется  Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Таким образом, после поступления в комиссию материалов содержащих вышеназванную информацию председатель комиссии или его заместитель (на практике -ответственный секретарь комиссии) изучает дело и определяет (представляет свои предложения председателю комиссии) целесообразность проведения примирительных процедур.

В случае определения целесообразности, председатель комиссии в соответствии с пунктом б) ст. 29 и ст.33 Положения поручает ответственному секретарю или иному члену комиссии направить материалы уполномоченному лицу или уполномоченную комиссией организацию для изучения материала и организации необходимых встреч с заинтересованными лицами, составления и реализации Примирительной программы (далее- Программы).

По результатам Программ примирения, уполномоченное лицо (организация) может вносить в КДНиЗП предложения, направленные на разработку для подростка реабилитационной программы.

КДНиЗП:

  1. дорабатывает и утверждает реабилитационную программу;
  2. даёт поручения по реализации мероприятий реабилитационной программы органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  3. осуществляет контроль за ходом и итогами реализации реабилитационной программ.

 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении и комиссия, рассматривая данные материалы, должна не только утвердить Примирительный договор, но и привлечь правонарушителя к установленной Законом ответственности.

Вместе с тем, комиссия имеет право:

а) признать согласие правонарушителя на примирительные процедуры в качестве смягчающего вину обстоятельства ( ч.2 ст.4.2 КоАп РФ)

б) в случае малозначительности правонарушения прекратить дело и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

в) в соответствии с ч.2 ст.2.3 КоАП РФ освободить несовершеннолетнего от административной ответственности и применить к нему меры общественного воздействия предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Срок проведения примирительных процедур не может превышать 15 дней, а в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока комиссия выносит мотивированное определение (части 1 и 2 ст.29.6 КоАП РФ).

4. Порядок организации примирительных процедур

4.1. Информационно-подготовительный этап

Цель: изучение личностных особенностей, проблем и потребностей, ценностных установок, направленности несовершеннолетнего.

На данном этапе осуществляется уполномоченным лицом (организацией):

1. Получение от социальных педагогов, представителей подразделений по делам несовершеннолетних, администрации учебных заведений, поликлиник, досуговых и иных организаций посещаемых подростком, попавшем в сферу внимания комиссии, предварительной информации о ребенке, семье или подростковой группе. Это позволяет лучше подготовиться к встрече и быстрее наладить контакт, а также избежать неожиданных ситуаций.

  1. Знакомство с несовершеннолетним и его семьей, устанавливается с ним контакт. На этом этапе проверяется и уточняется информация, составляется более детальная картина.

3. В случае, если имеется готовность к сотрудничеству - родители принимают предложения уполномоченного лица, проявляют готовность  изменению ситуации, заинтересованность в этом, то социальным работником разрабатывается план действий в отношении подростка (семьи), при необходимости - программы реабилитации (самостоятельно или с привлечением специалистов района, города).

 В случае, если семья уходит от проблемы (непризнание ее) - семья отрицает наличие проблемы у себя, обвиняя во всем внешние обстоятельства, ребенка, его окружение и т.д. К этому же типу относится и саботаж сотрудничества, когда родители, демонстрируя лояльность, не выполняют договоренности с социальным работником и пытаются использовать его в своих целях, например – избавиться от давления со стороны КДНиЗП, или просто иметь возможность пожаловаться на свои беды или агрессивно не принимает предложение о проведении примирительных процедур, категорически не рекомендуется направлять дело к посреднику.

4.2.Содержательно-деятельностный этап

Цель: нормализация отношений участников конфликта, устранение последствий конфликта.

1.Уполномоченное лицо встречается с каждой из сторон по отдельности, объясняет суть и возможные результаты Программы примирения. Обсуждается возможность проведения примирительной встречи.  Стороны готовят свои предложения по разрешению конфликта.

2. Если обе стороны соглашаются участвовать в Программе примирения, то назначается дата совместной встречи. При необходимости, в этой встрече могут принять участие не только обвиняемый и потерпевший лично, но и их родители, адвокаты, социальный работник.

3. На совместной встрече стороны могут высказать свою точку зрения на ситуацию и задать вопросы друг другу. Затем участники встречи обсуждают, как можно разрешить ситуацию. Если им удалось договориться, подписывается Примирительный Договор. В Договоре указываются принятые на встрече решения и сроки их исполнения. Например, если человек обязался возместить материальный ущерб, то в договоре указывается, когда и каком размере он должен это сделать.

4. Если это необходимо, то Примирительный Договор передаётся в милицию, суд или комиссию по делам несовершеннолетних. Эти органы могут учесть Примирительный Договор при рассмотрении материалов уголовного, административного дела.

Весь этот процесс происходит на добровольной основе, т.е. в любой момент стороны имеют полное право отказаться от участия в нем.

Программа примирения не заменяет работу КДН и ЗП, правоохранительных органов. Если подписан Примирительный Договор, то это не гарантирует освобождения от наказания за совершенное правонарушение. Вопрос о наказании в любом случае будут решать КДН и ЗП, правоохранительные органы: они могут учитывать примирение сторон, но не обязаны это делать. Программа примирения проводится не для того, чтобы уйти от наказания, а для того, чтобы урегулировать ситуацию собственными усилиями.

4.3. Индивидуально-профилактический этап

Цель: реализация мер по социально-правовому, психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетнего, проведению с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на ликвидацию дефектов правовой социализации (правового негативизма, правового инфантилизма, правового нигилизма).

Реализация мер данного этапа в зависимости от особенностей ситуации может быть организована:

  1. Одновременно с реализацией программы индивидуально-профилактической работы;
  2. Самостоятельная реализация индивидуальной профилактической работы в рамках примирительной процедуры, без составления карты ИПР

Социально-правовое, психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего, проведение с ним индивидуальной профилактической работы основывается на данных о личности, полученных от узких специалистов на информационно-подготовительном и содержательно-деятельностом этапах, использовании специального инструментария (специальные тренинги, беседы, лекции, экскурсии, групповые и индивидуальные занятия, консультации).

Важным признаком восстановительного правосудия является возмещение потерпевшему ущерба (физического, морального, материального). Возмещение материального ущерба возможно, в случае наличия у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, личного имущества.  Поэтому на данном этапе важно создать условия для трудоустройства несовершеннолетнего, самостоятельного (а не родительский откуп от потерпевшего) получения им материальных средств, направленных на возмещение причиненного ущерба потерпевшему.

Реализация мер данного этапа содействует частичной реабилитации несовершеннолетнего, которая является определенной гарантией от совершения повторного, рецидивного, нередко более тяжкого преступления.

4.3.Информационно-аналитический этап

Цель: анализ и обобщение опыта, результатов реализации примирительных программ, программ социально-правового сопровождения несовершеннолетних.

Результаты работы, предложения по усовершенствованию мер, направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних, направляются уполномоченным лицом (организацией) в КДН и ЗП.

\Приложение 1.

Школьные службы примирения

(использованы материалы межрегиональной общественной организации Общественный центр «Судебно-правовая реформа»)

1. Трудные подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Административное и уголовное наказание не работает с причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих и в результате нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными. Восстановительный подход к разрешению конфликтов  позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторного в будущем.

2. Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростка в смысле освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета, формированию у подростков способностей взаимодействия с другими людьми в напряженных ситуациях и других необходимых для жизни навыков. Школьная служба примирения помогает освоению навыков и культурных форм взаимодействия на реальном и значимом для подростков материале собственных конфликтов или конфликтов ровесников.

Задача службы сделать так, чтобы максимальное количество конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Важным результатом разрешения конфликта является:

  • Преодоление враждебности между сторонами;
  • Участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации.

Встречи участников конфликта, организуются ведущим (нейтральным посредником) за «столом переговоров».

Ведущий необходим, поскольку сторонам тяжело общаться конструктивно и самим осуществлять поиски выхода из ситуации. Здесь появляется потребность в позиции нейтрального ведущего, который не выноси решение, не является судьей, адвокатом, воспитателем или советчиком, а  снижает «градус эмоций» и помогает сторонам построить диалог для достижения соглашения. Ведущий в равной степени поддерживает обе стороны, и поэтому он легко налаживает с ними контакт.

Программы примирения добровольны и бесплатны.

В службе примирения в качестве ведущих при поддержке взрослого куратора работают сами школьники.

Это важно, поскольку:

  • Подростки лучше знают ситуацию в школе.
  • Ровесникам больше доверяю и расскажут то, что никогда не доверят взрослому.
  • Деятельность в качестве ведущего меняет подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться
  • Это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.

С 2001 года центр  «Судебно-правовая реформа» разворачивает в России проект «Школьные службы примирения», которые используют посредничество (медиацию) для решения конфликтов внутри школы между учениками и между учениками и учителями. Причем медиацию ведут сами ученики школы, поскольку, во-первых, они лучше знают ситуацию и отношения среди ровесников; во-вторых, подростки им доверяют больше, чем взрослым; а в-третьих, для медиаторов это уникальная возможность попробовать себя в реальном деле – помощь ровесникам в решении значимых и болезненных ситуаций.

Ценности службы примирения:

  1. Конфликт должен быть решен самими его участниками в ходе переговоров.
  2. Поскольку самим им это сделать сложно, им помогает медиатор (нейтральный посредник в переговорах). Он не судит, не жалеет, не поучает, не советует, а только помогает сторонам понять друг друга, чтобы стороны могли придти к конструктивному решению.
  3. Большое внимание уделяется избавлению от злости, обиды, ненависти (у обеих сторон).
  4. Обидчик (если есть)  должен активно участвовать исправлении ситуации (извиниться, при необходимости самому возместить причиненный вред и т.п.)
  5. Эти встречи проводятся только добровольно, бесплатно и конфиденциально.

В настоящее время службы примирения созданы более чем в 300 школах в 10 городах России.

Школьные службы примирения способствуют воспитанию детей. Но их отношение к воспитанию не такое, как у известного всем реагирования на конфликт Совета по профилактике или «Привода к директору». На последних, ученику объясняют, в чем его вина, и какое наказание его ждет при повторении. Во время медиации обсуждается скорее вопрос не вины, а поиски выхода из ситуации.

 В школе дети не учатся, в школе дети живут. Конфликты, статус, положение в группе, проигрывание разных ролей, личные отношения, лидерство, умение отстоять свою позицию - это то, что волнует подростков и составляет их жизнь.

Есть ли у школы пространство, где подростки смогут вступать в коммуникацию и свободно обсуждать и анализировать свою школьную жизнь? Именно не учебные дела, а жизнь в школе. Если конфликты «сдерживаются», а не решаются, если обиды подавляются, если «неудобные» позиции запрещаются, то напряжение растет и взрывается, либо вытесняется и маргинализируется. Ситуация постепенно накаляется, начинается переписка на партах, на стенах туалета, шушуканье за школой. Некоторые учителя собирают вокруг себя стайки учеников, но без понимания остальными контекста к таким детям  начинают относиться как к «любимчикам», а порой и к ябедам.

Служба примирения дает человеку возможность не только переговорить с тем, чье мнение не принимаешь, но и «встретиться с самим собой» Высказывая свою позицию по поводу какого-то важного для них события, подростки, может быть впервые, обсуждают свои реальные ценности (не прикрытые «формальной вежливостью»). В ответ на это медиатор (даже если не согласен с их позицией) повторяет, «отражает» их слова, что дает возможность подросткам услышать себя со стороны и начать анализировать собственную позицию.

 

Распространенные способы воспитания состоят в том, что:

  1. Взрослый различными методами передает нормы поведения.

  1. Взрослый организует группу, через которую транслирует нормы поведения.

Есть опасение, что без открытой коммуникации между воспитателями и воспитываемыми, и рефлексии, есть большая вероятность скатывания к давлению и манипуляции.  

Школьная служба примирения ориентируется на передачу норм, предполагающих осуществление действия через коммуникацию, и на выработку правил взаимоотношений самими людьми.

  1. Когда обидчик на примирительной встрече видит человека, которому он принес вред, понимает, в чем состоит вред, какие чувства испытывал тот, кого обидели, они вместе ищут способ исправления ситуации и тем самым создают для себя норму поведения.

Приходя на встречу со сторонами, медиатор никогда заранее не знает (и не придумывает себе за них) способ решения ситуации. И тем более не стремиться подсказать, навести на какую-то мысль, посоветовать. Медиатор фокусируется на равной поддержке сторон, их коммуникации, передавая им веру, что они сами могут найти решения из любой, даже непростой ситуации.

Поэтому решение ребят, достигнутое в ходе переговоров, может не совпадать с ожиданиями администрации и воспитателей [1].

  1. Когда группа обсуждает возникшую у них проблему (будь то частые драки, ситуация «белых ворон» или какая-то другая), то она вырабатывает собственные нормы поведения.

Встреча, в которой участвует практически весь класс, принято называть Школьной конференцией. Во время школьной конференции очень важен вопрос, который ставит медиатор, поскольку если просто предложить ребятам поделиться мыслями, например, об изгое, то они просто еще раз всей группой выскажут ему свою ненависть и потребуют измениться. Вопрос должен быть нацелен на проблему, а не на конкретного человека, и тогда для  ее  решения  может объединиться весь класс.

Участвуя в службе примирения, подростки задумываются над такими вещами как:

  • Бережное отношение к окружающим людям
  • Коммуникация вместо агрессии и манипуляции
  • Понимание себя (своих поступков) и других
  • Ответственность за происходящее в школе (у подростков-медиаторов) и за исправление последствий, наступивших от своих проступков (у обидчиков в ходе медиации)

Примечание.

У воспитательных систем (будь то волонтерство, самоуправление, школьные службы примирения и пр.) есть риск превратиться в игру, тусовку, тренинги и утерять реальное дела, дающее основу для понимания мира. А также риск превратиться в подобие педсовета и манипулирования со стороны взрослых либо подобие «стрелок» от негативных лидеров школы.


[1] Разумеется, оно не должно противоречить закону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

Греханкина Л.Ф., Монтазери О.Н. Программа внеурочной деятельности: методические рекомендации

Представленные материалы содержат методические рекомендации по разработке и оформлению программ внеурочной деятельности, а также схемы для проведения анализа разработанных программ внеурочной деятельн...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»

laquo;Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик...