Система мониторинга образовательного процесса как условие достижения высокого качества знаний
презентация к уроку по теме
Мониторинг образовательного процесса – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование ее развития. Объектом мониторинга выступает качество образования, обеспечиваемое образовательным учреждением, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности обучающихся. Система мониторинга образовательного процесса позволяет получить точную, объективную и сопоставимую информацию о сильных и слабых сторонах деятельности образовательного учреждения и на ее основе своевременно корректировать эту деятельность и прогнозировать дальнейшее развитие системы. По итогам мониторинга в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического, методического советов, методические совещания; принимаются решения. Построение целостной системы мониторинга образовательного процесса в позволяет выявлять проблемы и риски в обучении до того, как они приведут к серьезным последствиям; дает возможность исследовать закономерности процесса обеспечения качества образования, оценивать эффективность принятых управленческих решений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы контроля в системе мониторинга: прогнозирующий Высокий Средний Высокий Высокий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Средний Естественные науки Техника Военные специальности Физика, математика Филология Творчество Педагогика, психология Строительство Сфера услуг Профориентационное обследование суворовца 5 курса Синчука В.
Этапы мониторинговых исследований 1 этап – подготовительный : - постановка целей; - определение объекта; - установка сроков проведения; - изучение соответствующей литературы; - изучение имеющегося педагогического опыта; - разработка инструментария для проведения мониторинга. 2 этап – практическая часть мониторинга : - сбор информации. 3 этап – аналитический : - систематизация полученной информации; - анализ имеющихся данных; - разработка рекомендаций и предложений на последующий период.
Система мониторинга Санкт-Петербургского суворовского военного училища
Мониторинг образовательного процесса через проведение системы срезовых работ ПМК Система интерактивного опроса компании SMART Technologies
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
«СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ».
Волков Э.Ю., Санкт-Петербургское
суворовское военное училище,
Начальник учебного отдела
Санкт-Петербургского
суворовского военного училища
Оценка качества образования - одна из сложнейших проблем российского образования. На самом высоком государственном уровне образование признано ключевой ценностью общества и государства. В одобренных Правительством приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации говорится о необходимости «…сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».
В современных условиях каждое ОУ несет реальную ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг, в связи с чем появляется необходимость построения целостной системы мониторинга качества образования в суворовском военном училище.
Мониторинг образовательного процесса – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование ее развития.
Объектом мониторинга выступает качество образования, обеспечиваемое образовательным учреждением, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности суворовцев.
Педагогический мониторинг имеет определенную динамическую направленность, которая выражается в типах контроля:
1) сравнительный контроль - дает возможность сравнения обученности различных рот и взводов, ПМК;
2) пролонгированный контроль - предусматривает многократный сбор информации через систему срезовых работ в течение достаточно длительного периода с определенным контингентом обучающихся, направлен в первую очередь на контроль за работой конкретного преподавателя; особенно важен при контроле динамики результативности работы преподавателей русского языка и математики обучения в связи с тем, что данные предметы являются обязательными на Едином государственном экзамене и Государственной итоговой аттестации;
3) констатирующий контроль – проводится в виде контрольных работ учебного отдела и направлен, главным образом, на выявление и описание знаний суворовцев, необходим для принятия управленческих решений; так как снижение результативности обучения у суворовцев является основанием для принятия кадровых решений;
4) диагностирующий контроль – психолого-педагогическое обследование, направленное на установление причин выявленного состояния воспитанников; проводится у вновь поступивших суворовцев 1 и 2 курсов обучения с целью получения объективных данных об уровне познавательной и эмоциональной сферы;
5) прогнозирующий контроль – психологическое обследование и педагогическая диагностика, на основании которых можно осуществлять прогнозирование успешности обучения суворовцев в будущем, исходя из возможностей на данный момент; проводится нами у суворовцев 9 класса для уточнения их склонностей и способностей для профориентационной работы в рамках предпрофильного обучения.
Мониторинговые исследования ведутся поэтапно:
1 этап – подготовительный:
- постановка целей;
- определение объекта;
- установка сроков проведения;
- изучение соответствующей литературы;
- изучение имеющегося педагогического опыта;
- разработка инструментария для проведения мониторинга;
2 этап – практическая часть мониторинга:
- сбор информации;
3 этап – аналитический:
- систематизация полученной информации;
- анализ имеющихся данных;
- разработка рекомендаций и предложений на последующий период.
С целью анализа результативности работы педагогов и воспитанников, в целом результативности работы училища в течение учебного года, в Санкт-Петербургском суворовском училище выстроена система мониторинга образовательного процесса по нескольким направлениям.
1. Мониторинг образовательного процесса через проведение системы срезовых работ ПМК.
С целью контроля выполнения учебных программ по предметам, проверки уровня теоретических знаний суворовцев и определение качества работы преподавателей ПМК преподаватель-руководитель ПМК, по разработанным самостоятельно материалам, согласованным педагогическим коллективом ПМК, каждую четверть проводит срезовую работу в тестовой форме. Результаты срезовых работ и пути их улучшения обсуждаются на заседании ПМК, определяются задачи и пути улучшения работы. Динамика качества учебы конкретного ПМК обсуждается на Методических советах.
Среди современных образовательных технологий особое значение имеют компьютерные технологии мониторинга образовательного процесса. Поэтому в Санкт-Петербургском суворовском военном училище внедрены новейшие виды компьютерных технологий для диагностического тестирования.
Система интерактивного опроса компании SMART, применяемая на ПМК физики и астрономии, включает в себя программное обеспечение для оценки знаний, пульты управления и ресивер, позволяющий быстро отвечать на поставленные вопросы на уроке. Преподаватель имеет возможность совмещать вопросы и тесты для промежуточных и итоговых тестирований и задавать вопросы в любой момент урока для оценки уровня понимания и вовлечения обучающихся. Система позволяет использовать одновременно 30 пультов в одном кабинете.
Мобильный компьютерный класс, используемый преподавателями ПМК истории, географии и обществознания - современное универсальное оборудование, наиболее соответствующее передовым инновационным педагогическим технологиям. Класс на базе портативных компьютеров с беспроводной связью, перемещаясь из одного кабинета в другой, обеспечивает эффективное использование современных мультимедийных цифровых информационных технологий на занятиях любой формы. На полное развертывание мобильного класса даже у неподготовленного преподавателя уйдет всего несколько минут. Ноутбуки учащихся расставляются по столам и объединяются в единую беспроводную сеть с помощью точки доступа. Также имеется возможность выхода в Интернет.
2. Мониторинг образовательного процесса учебного отдела через проведение текущей и промежуточной аттестации на основе «Положения о текущей и промежуточной аттестации в Санкт-Петербургском суворовском военном училище». Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом училища с целью:
- установления системности при проведении текущей и промежуточной аттестации;
- определения фактического уровня теоретических знаний учащихся по предметам обязательного компонента учебного плана, их практических умений и навыков; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта во всех классах;
- систематизация знаний суворовцев;
- контроль выполнения учебных программ и учебно-тематического планирования изучения учебных предметов;
- подготовка обучающихся к успешной сдаче экзаменов, предусмотренных итоговой аттестацией через обретение ими опыта участия в промежуточных формах аттестации;
- определение эффективности работы педагогического коллектива в целом и отдельных учителей в частности.
В Положении прописаны формы и сроки текущей и промежуточной аттестации, определены предметы, по которым проводится аттестация, в том числе с учетом вариативности профильного обучения, разработан алгоритм подготовки аттестационных материалов и проведения контрольных работ учебного отдела, определен порядок выставления отметок по результатам аттестации. Для усиления мотивации к обучению суворовцев 10 класса данным Положением установлено проведение промежуточной аттестации в виде письменного экзамена по материалам текущего учебного года в тестовой форме. Обязательными предметами для сдачи являются русский язык и алгебра и начала анализа, третий предмет выбирается согласно профиля обучения.
По результатам текущей и переводной аттестации принимаются управленческие решения, направленные на повышения качества образовательного процесса.
3. Мониторинг образовательного процесса через проведение независимой экспертизы качества обучения.
С 2008 года выпускники училища сдают Единый государственный экзамен, результаты которого, особенно по русскому языку и математике, служат внешним независимым индикатором качества обучения. С этого учебного года воспитанники Санкт-Петербургского суворовского военного училища сдают Государственную итоговую аттестацию в новой форме для получения независимых данных о результатах и качестве обучения по итогам освоения программ основного (общего) образования.
Кроме того, в качестве внешней независимой экспертизы образовательного процесса в училище выступают результаты личностных достижений суворовцев. В первую очередь – это победы в предметных олимпиадах, в том числе интернет-олимпиадах и олимпиадах, проводимых ВУЗами Санкт-Петербурга. Нами заключены договора о сотрудничестве в области образования с рядом высших учебных заведений Санкт-Петербурга о целевом наборе выпускников училища по результатам олимпиад, проводимых Балтийским государственным техническим университетом «Военмех» имени Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербургским государственным университетом аэрокосмического приборостроения, Институтом международного бизнеса и права Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики.
По итогам 2009-2010 учебного года 98% выпускников поступили в высшие учебные заведения, что также является важным показателем качества обучения в училище и служим индикатором внешнего мониторинга образовательного процесса.
4. Мониторинг образовательного процесса через результативность индивидуальных достижений педагогов.
«Успешный учитель – успешный ученик» - это не просто слова. Особенностью современного образования является тот факт, что участие в профессиональных конкурсах является одним их важнейших показателей успешности педагога и своеобразным индикатором качества образовательного процесса.
Мы поощряем и поддерживаем преподавателей, принимающих участие в конкурсах. Так, в прошлом учебном году 5 преподавателей стали победителями и лауреатами профессиональных конкурсов, среди них учитель биологии Михейкина Е.М., лауреат 2 конкурсов. В этом году 3 суворовца, ученики Елены Михайловны, стали призерами районного тура Всероссийской олимпиады по биологии.
Кроме того, в нашем училище создана рейтинговая система оценивания индивидуальных результатов работы преподавателей по 5 показателям, комплексно отражающая качество их работы: результативность учебной деятельности, качество преподавательской деятельности, учебно-методическая работа, внеклассная работа, проведение открытого урока, и воспитателей по 6 показателям: успеваемость в подразделении, дисциплина, травматизм, методическая и внеклассная работа, творческая активность суворовцев.
5. Мониторинг образовательного процесса через результативность индивидуальных достижений воспитанников. В Санкт-Петербургском суворовском училище создана рейтинговая система оценивания суворовцев на всех курсах обучения по нескольким показателям: по учебе, дисциплине, дополнительным обязанностям, творческой и спортивной успешности, отслеживается динамика успешности воспитанников. В каждой роте, у каждого суворовца, имеется персональное портфолио, в котором накапливаются и систематизируются табели успеваемости и его достижения.
В итоге система мониторинга образовательного процесса позволяет получить точную, объективную и сопоставимую информацию о сильных и слабых сторонах деятельности образовательного учреждения и на ее основе своевременно корректировать эту деятельность и прогнозировать дальнейшее развитие системы. По итогам мониторинга в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического, методического советов, методические совещания; принимаются решения. Например, по результатам мониторинга перехода на профильное обучение были выявлены сложности у преподавателей физики и математики по реализации учебных программ у суворовцев одной роты, но разных профилей обучения.
Построение целостной системы мониторинга образовательного процесса в суворовском училище позволяет выявлять проблемы и риски в обучении до того, как они приведут к серьезным последствиям; дает возможность исследовать закономерности процесса обеспечения качества образования, оценивать эффективность принятых управленческих решений.
Начальник учебного отдела Санкт-Петербургского
суворовского военного училища
Э.Ю. Волков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по теме "Создание благоприятного морально - психологического климата - важное условие достижения высокого качества образования"
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным услови...
Система мониторинга образовательного процесса как условие достижения высокого качества знаний
Мониторинг образовательного процесса – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее сост...
Совершенствование системы поддержки ученика – исследователя как условие достижения нового качества образования на уроках физики
Использование конструктора LEGO на уроках физики....
Методическая рекомендация «САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
В данной методической разработке изложены место самоанализа занятий в системе мониторинга образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, а также пошаговые инструкции по про...
Выписка из протокола педагогического совета. Метапредметность как условие достижения высокого качества образования
Выступление учителя на педагогическом совете...
«Тьюторское сопровождение индивидуализации образовательного процесса как средство достижения нового качества общего образования»
Данный материал можно использовать на педагогическом совете или РМО...
Метапредметность как условие достижения высокого качества образования
Ставропольский базовый медицинский колледж Статья...