«Компетентность классных руководителей как важное условие повышения эффективности воспитательного процесса»
статья на тему
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:
- приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
- создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
- оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
- социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.
Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Компетентность классных руководителей как важное
условие повышения эффективности воспитательного
процесса»
Наша вера на этом пути такова:
Без памяти - нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет Человека,
Без Человека – нет Народа!
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:
- приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
- создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
- оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
- социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.
Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.
Компетентность-это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности результативности его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества задач. ( компетентный –соответствующий, способный, знающий, сведущий в определённой области)
Международная Комиссия по образованию пришла к выводу, что будущий прогресс человечества в современных условиях будет зависеть не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности.
Рассмотрев перспективы развития образования в XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от классического понятия «человеческие ресурсы» к созданию концепции «компетентности человека», которая предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда.
Компетенция- круг полномочий какого-либо органа или должностного лица, круг вопросов , в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
В отечественной педагогике, в обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере (В.А.Сластенин, А.К.Маркова, А.М.Новиков, Л.И.Кобышева, Н.В.Кузьмина, Г.В.Мухаметзянова, С.Н.Чистякова и др.).
В настоящий период получает распространение следующее содержание компетентности как владения и обладания человеком соответствующего профессионализма, что включает его личностное отношение к предмету и содержанию деятельности.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных качеств.
Педагогическая компетентность направлена на реализацию личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в вопросах своей профессиональной деятельности, максимально раскрывая свои личностные качества, адаптируясь к запросам современного образования.
Важное место в содержании компетентности отводится таким понятиям, как профессионализм – концентрированный показатель личностно-деятельностной сущности педагога, обусловленный мерой реализации его гражданской зрелости, ответственности и личностного долга.
По мнению исследователей, профессионализм педагога – это результат творческой деятельности личности, которая способна продуктивно, грамотно решать образовательные и воспитательные задачи.
Можно выделить следующие элементы педагогической компетентности:
- специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемого предмета;
- методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся;
- социально-психологическая компетентность в сфере общения;
- дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся.
Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает:
- его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;
- его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);
- его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.
Но классный руководитель не может быть «мастером на все руки». Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Чаще всего он это делает интуитивно. Школьная политика в сфере воспитания должна переводить этот процесс в план осознания педагогами своих возможностей, стилей, их развития, поддержки ценности вариативности осуществления классного руководства.
Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:
Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.
Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.
Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.
Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.
Повышение компетентности классных руководителей реализуется через:
- чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;
- методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении (в том числе через приобретение учреждениями качественной методической литературы);
- обучение на курсах повышения квалификации;
- применение в своей деятельности опыта школьных коллег,
- проведение мониторинговых исследований,
- анализ воспитательной деятельности.
В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы. Есть несколько видов специальных компетентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.
Нормативно-правовая компетентность:
- знание законодательства о современном образовании;
- нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;
- умение применять правовую базу о защите детства;
- применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.
Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:
- овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;
- разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);
- обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;
- разработка научно-методических принципов системного анализа состояния и перспектив развития воспитательной работы в классе;
- проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.
Компетентность здоровьесбережения направлена на изучение физического и психического здоровья учащихся класса, разработку совместно с администрацией школы программ развития и коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.
- разработка методического инструментария активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.);
- определение долговременных задач развития здорового образа жизни в социоприродной среде;
- овладение технологиями просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;
- подготовка диагностических материалов по проблемам соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку, организации учебной деятельности, укрепление здоровья в свободное время.
Социокультурная компетентность направлена на организацию разнообразной деятельности в области в области культуры и свободного времени учащихся.
- изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;
- обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;
- организация развития способностей и потребностей юношества в свободное время;
- разработка системы освоения детьми природной среды.
Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:
- поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
- насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;
- формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;
- овладение формами и методами обучения детей различным видам социальной деятельности и межличностного взаимодействия;
- знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;
- изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.
Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.
Учить методике воспитательной работы можно на основе изучения уровня профессиональных затруднений тех людей, с которыми предстоит работать. Кроме профессиональных затруднений каждого классного руководителя, нужно знать и его сильные стороны, уровень его педагогической квалификации, его возможности, особенности, склонности и увлечения. Только тогда можно определить содержание и форму методической помощи, которая наиболее соответствует его способностям, опыту и навыкам. При этом выявляются положительные моменты в работе классных руководителей, которые мы используем в организации методической помощи, так как обобщение и распространение педагогического опыта – одна из форм воспитательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме:"Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."
Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."...
Презентация к Пед.совету «Расширение и углубление связей школы и семьи как важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»
Презентация на тему Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения...
«Мотивация педагогических кадров как важное условие повышения эффективности внедрения ФГОС в образовательном учреждении»
Как создать благоприятную мотивационную среду для работы кадров и их профессионального развития в образовательном учреждении?Эта одна из важных задач администрации и методического совет...
Методическая разработка педсовета на тему:"Расширение и углубление работы ОДОД с родителями как важнейшие условие повышения эффективности воспитательного процесса"
Цель данного педсовета: выявление и поиск оптимальных форм совместной работы ОДОД и семьи в интересах личности ребенка....
Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие их творческого саморазвития.
Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие их творческого саморазвития....
Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса
Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его...