Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных направлений в сфере физической культуры
методическая разработка по физкультуре
Современная социально-культурная среда объективно нуждается в организации адекватной и конструктивной социально-культурной деятельности, где актуализируются процессы, связанные с культурным и физическим развитием личности, имеющей принципиальное значение для формирования здорового образа жизни.
Наличие сложных социальных, экономических, экологических проблем в обществе в той или иной мере негативно отражается на развитии и здоровье человека. В таких условиях для решения задач, связанных с развитием личности и в том числе с физическим развитием и воспитанием молодежи, необходимо шире использовать различные формы и средства социально-культурной деятельности. Сегодня применения только традиционных средств оздоровления, рекреации и физического развития молодежи явно недостаточно. Об этом свидетельствуют многочисленные разнообразные нарушения здоровья, психические заболевания, хроническое переутомление и низкая продолжительность жизни значительной части населения России. Современная социально-культурная среда объективно нуждается в организации адекватной и конструктивной социально-культурной деятельности, где актуализируются процессы досуговой сферы, связанные с культурным и физическим развитием личности, имеющей принципиальное значение для формирования здорового образа жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 72 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района
Методическая разработка
Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных направлений в сфере физической культуры
Герасимов Виктор Васильевич |
Санкт-Петербург
2018
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………3
2.1. Направление развития физической культуры и спора……….…….4
2.2. Значение слова спорт…………………………………..……………..5
2.3. Роль государства в развитии спорта…………………………………6
2.4. Нетрадиционные виды и средства физической культуры…………8
3. Заключительная часть…………………………………………………..10
Список использованных источников…………………………………….11
3
1. Введение
Современная социально-культурная среда объективно нуждается в организации адекватной и конструктивной социально-культурной деятельности, где актуализируются процессы, связанные с культурным и физическим развитием личности, имеющей принципиальное значение для формирования здорового образа жизни.
Наличие сложных социальных, экономических, экологических проблем в обществе в той или иной мере негативно отражается на развитии и здоровье человека. В таких условиях для решения задач, связанных с развитием личности и в том числе с физическим развитием и воспитанием молодежи, необходимо шире использовать различные формы и средства социально-культурной деятельности. Сегодня применения только традиционных средств оздоровления, рекреации и физического развития молодежи явно недостаточно. Об этом свидетельствуют многочисленные разнообразные нарушения здоровья, психические заболевания, хроническое переутомление и низкая продолжительность жизни значительной части населения России. Современная социально-культурная среда объективно нуждается в организации адекватной и конструктивной социально-культурной деятельности, где актуализируются процессы досуговой сферы, связанные с культурным и физическим развитием личности, имеющей принципиальное значение для формирования здорового образа жизни.
Особое место в системе культурной интеграции личности занимают средства физической культуры, которые обладают значительными ресурсами социализации, самореализации и рекреации личности, что обусловлено их ценностным и технологическим потенциалом.
Программы школьного физического воспитания, подготовленные на рубеже ХХ и ХХI вв. уже не в состоянии не в состоянии обеспечить полноценное физическое развитие современного ребенка. Многие средства физического воспитания в школе рассматривается детьми как устаревшие, что приводит к снижению мотивации детей к занятиям по физической культуре. В связи с этим становятся актуальными поиск и апробация инновационных форм физического воспитания в школе. В настоящее время в отечественной педагогической науке ведутся исследования в данном направлении. По мнению отечественных авторов, таких, как В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева и других, существует научно-обоснованная необходимость внедрения в учебный процесс по физической культуре инновационных форм физической культуры имеющих оздоровительную и развивающую направленность.
В данной работе дан сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных направлений в сфере физической культуры.
4
Традиционные средства физической культуры для массового применения в досуговой сфере имеют ограниченное значение в виду их ориентации в основном на спорт или профессиональную направленность.
Практика культурно-досуговой деятельности показала высокую мотивацию молодежи к использованию нетрадиционных средств физической культуры и возможность достижения высокой эффективности их воздействия на процессы рекреации оздоровления развития человека.
2.1. Направление развития физической культуры и спора
Приоритетным направлением развития как сферы физической культуры и спорта, так и общества в целом является спорт. Все спортивные дисциплины можно подразделить на:
1. Олимпийские виды спорта (гимнастика, хоккей, волейбол, фигурное катание, лыжный спорт и др.);
2. Неолимпийские виды спорта (шахматы, акробатика, спортивные танцы, гольф, каратэ, и др.);
3. Национальные виды спорта (гонки на собачьих и оленьих упряжках, различные виды национальной борьбы);
4. Экстремальные виды спорта (альпинизм, дайвинг, рафтинг, кайтинг, парашютный спорт и др.);
5. Прочие виды спорта.
Самыми популярными являются олимпийские виды спорта. В программу современных Олимпийских игр входят 28 летних (42 дисциплины) и 7 зимних (15 дисциплин) видов спорта. В программу Олимпийских игр 2020 года будут добавлены 5 видов спорта (8 дисциплин).
Популярность олимпийских видов спорта объясняется тем, что они получают развитие не только на национальном уровне, но и на международном и межконтинентальном.
Однако международное развитие имеют и неолимпийские виды спорта, хорошо знакомые не только спортивным специалистам, но и массовой аудитории. Это такие виды, как шахматы, спортивные танцы, автоспорт, спортивная акробатика, спортивная аэробика и другие.
Национальные виды спорта - виды спорта, которые исторически сложились и сформировались, а равно были распространены, среди одного народа или народности, являются частью народной культуры. Национальные виды спорта интересны своей
5
самобытностью. Они демонстрируют не только спортивные качества спортсменов-участников, но и в большей степени национальный колорит, традиции, навыки.
Экстремальный спорт - спорт, как правило, связанный с опасностью для жизни.
Причины занятия экстремальным спортом различны. Для некоторых причина занятия экстримом заключается в получении предельно острых ощущений, балансировании на грани жизни и смерти; для других — это возможность постоянно поддерживать в себе обострённое чувство жизни. Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 1950-х годов, постепенно стали называться экстремальными. К таким видам спорта
относятся BMX, триал, скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание, спелеология, роуп-джампинг. Экстремальные виды спорта характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом.
Особенно велик травматизм в тех видах спорта, которыми начинает заниматься большое количество неподготовленных людей, подростков.
Что касается спорта для развлечения и повышения своего профессионального уровня, то это как раз те спортивные направления, которые востребованы у большинства населения и в которых любой человек может принять участие, что является их несомненным достоинством.
Прочие виды спорта, где спорт может представлять собой:
- способ проведения досуга, т.е. разнообразные подвижные игры, перетягивание каната, спортивная рыбалка и пр.);
- средство развития профессиональных навыков в определенных специальностях (радиоспорт, военно-спортивные игры, пожарно-прикладной спорт и пр.).
2.2. Значение слова спорт
Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport — «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей (спортсменов), состоящая в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Спорт – это не просто отдельные виды единоборств. Спорт можно рассматривать:
- как основу образа жизни, национальное достояние;
- как зрелище;
- как бизнес-индустрию.
Для многих спорт является смыслом жизни и, занимаясь спортом, человек начинает
6
чувствовать объективную природу социальной жизни, ее характер, функции, социальные правила, требования. Участвуя в спортивных играх, приобретается общий смысл не только переоценки самого себя, но и общества. В этом случае целесообразно рассматривать спорт:
- как здоровый образ жизни современного человека, заключающийся в самоподготовке, самосовершенствовании и самообразовании личности, отказе от вредных привычек;
- как важный элемент общечеловеческой культуры, своеобразное искусство, средство воспитания, широкого общения между народами;
- как национальное достояние, поскольку каждая спортивная награда в «копилке» нашей
страны – это вклад в ее национальное богатство.
2.3. Роль государства в развитии спорта
Для создания эффективной системы управления физической культурой и спортом была разработана и принята федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 гг.». Цель федеральной программы – это создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Так же было принято распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 07.08.2009 № 1101-р. В настоящей Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.
Основанием для создания этих документов явились проблемы развития спорта, в частности такие, как недостаток научных исследований в области спорта по причине непривлекательности научной работы, оттока научных и тренерских кадров за рубеж, износа оборудования, игнорирования таких перспективных научных направлений, как спортивная психология, хронобиология и др.
Спорт, как основу образа жизни невозможно рассматривать в отрыве от личности спортсмена. Спорт – такая сфера деятельности, которая требует многообразного проявления физических и духовных сил человека, тем самым обеспечивая возможность столь же многостороннего их совершенствования.
Спорт сегодня – это не просто зрелище, но и активный маркетинговый рынок, имеющий все условия для создания и реализации востребованных обществом товаров и услуг. В построении экономических отношений со спортом заинтересованы многие компании и фирмы, а в средствах массовой информации нередко раскрывается коммерческая
7
деятельность спорта: финансовая сторона проведенных соревнований (призовые фонды, затратные суммы и пр.), доходы спортсменов и клубов, рейтинги доходов за год.
Существует такое понятие, как базовые виды спорта. Базовые виды спорта - это те виды, которые включены в состав соревнований на Олимпийских, Паралимпийских играх. Также иные спортивные состязания, развиваемые в Российской Федерации на своей территории, с учетом сложившихся факторов и исторических традиций. Каждый субъект РФ обязан подготовить команду по тому или иному базовому виду спорта и внести список в стартовый протокол.
Базовые олимпийские виды спорта в России принято разделять на пять общих групп. В свою очередь они представляют собой разделение от высокоинтенсивных физических нагрузок до малозатратных в плане энергии.
Перечислим эти пять групп по порядку.
Под первой группой скрываются виды спорта, которые представляют собой использование высокой интенсивности. Сюда относится большинство видов. Конечный результат зависит непосредственно от физических возможностей организма.
Вторая группа ознаменует тех, кто занимается спортом, сидя в седле или на сидении скоростного болида Формулы-1, к примеру. То есть это те виды спорта, которые требуют высоких навыков управления средствами передвижения. Конечным итогом становятся не сколько действия спортсмена, сколько его итоговый результат - это определение свойственно для третьей группы базовых видов спортов в России. Сюда можно отнести предметы модельно-конструкторской деятельности.
К четвертой группе можно отнести стрелковые виды спорта. Такие как стендовая стрельба, стрельба из пневматической винтовки, лука, пистолета и др.
И наконец, в последней графе стоят абстрактные виды. Не сложно догадаться, что тут побеждает не тот, кто сильнее физически, а тот, кто умственно превосходит своего визави.
Перечень базовых олимпийских и паралимпийских видов спорта, развиваемых в субъектах РФ для подготовки резерва спортивных сборных команд России утверждает Минспорттуризм. На развитие указанных в перечне видов спорта власти регионов получают субсидии.
В Санкт-Петербурге весьма развит как любительский, так и профессиональный спорт.
В частности: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол, фигурное катание, парусный спорт, водно-моторный спорт, гребля и другие виды спорта. В городе базируются несколько профессиональных спортивных клубов и находится Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.
8
2.4. Нетрадиционные виды и средства физической культуры
Одной из тенденций характеризующих современное отечественное физкультурно-спортивное движение - появление новых нетрадиционных видов спорта.
Нетрадиционные средства физической культуры – это, в первую очередь, здоровый образ жизни и умение человека учитывать ускоряющийся темп жизни, так кратко можно охарактеризовать данное явление. Следует отметить, что основная цель – не воспитание
олимпийских чемпионов, а укрепление нравственного и физического здоровья молодого поколения.
Желание быть в хорошей физической и психической форме – естественное желание каждого человека, особенно в наше время, когда болезни и вредные привычки стали настоящим бедствием. Это возможность изменить качество жизни без радикализма и чрезмерных усилий; это одна из реальных систем тренировок, вобравшая в себя все эффективные приемы «воспитания духа и тела». Система нетрадиционных средств физической культуры состоит из упражнений гимнастического характера и сопровождающего их психофизиологического воздействия на органы чувств. К такой системе относятся: оздоровительная аэробика, фитнес, бодибилдинг, шейпинг, стретчинг, пилатес, калланетика, йога, восточные танцы и другие.
Физическая культура стран Востока имеет некоторые отличия, основываясь на своеобразных этнографических традициях. Системы физических упражнений сочетались с философской и морально-этической базой. Общественный уклад государств этого региона требовал осуществлять как физическое, так и нравственное, психологическое, духовное совершенствование человека. Физическая культура пропагандировалась совместно с уникальными системами психофизиологического тренинга – хатха-йога, ушу. В системе йогов было заложено много ценных рекомендаций, направленных на совершенствование дыхательных упражнений, осуществление релаксации, соблюдение личной гигиены. В дальнейшем принципы системы йогов заняли важное место в практике оздоровительной физической культуры. Искусство ушу включало в себя физические упражнения, направленные на совершенствование воинской техники. Примером является школа монастыря Шаолинь. Эффективность физического воспитания шаолинских монахов была успешно продемонстрирована в боевых действиях. Слава Шаолиня способствовала распространению воинских искусств в народную среду.
В современных условиях нетрадиционные средства физической культуры заявили о своей значимости и получают все большее распространение, но этот опыт следует обобщать и более широко при-менять в сфере организованного досуга молодежи.
Нетрадиционные средства физической культуры в системе гармоничного физического развития, рекреации и сохранения здоровья молодежи рассматриваются как один из
9
способов удовлетворения потребности в культурном досуге на основе принципов индивидуализации и дифференциации. Исследование показало важную роль нетрадиционных средств физической культуры в культурном и социальном развитии личности, значение которых состоит в том, что они являются существенным фактором для заполнения культурного досуга и средством гармоничного физического развития, рекреации и оздоровления молодежи. Применение нетрадиционных средств физической культуры невозможно без учета индивидуальных особенностей, культурных интересов человека и
предоставляет больше возможностей для эмоционального и физического развития молодежи при ограниченных средствах, времени и пространстве.
Нетрадиционные средства физической культуры синтезировали в себе многолетний опыт восточной и западной культур и народных отечественных средств. Нетрадиционная физическая культура использует знания из самых различных областей: культурологии, педагогики, психологии, медицины, традиционной физической культуры. Этот вид физических упражнений реализует стремление человека к полноценной жизни, с учетом его индивидуальных склонностей и возможностей, дополняя или в определенных случаях, заменяя традиционную физическую культуру, обеспечивая гармоничное развитие.
Основная задача применения нетрадиционных средств физической культуры – сделать людей непросто здоровыми и физически развитыми, но и социально значимыми, трудоспособными, для этого предлагается использовать средства в социально-культурной деятельности. Положительное влияние нетрадиционных средств физической культуры на здоровье людей обеспечивается их оздоровительным воздействием и реализацией принципов индивидуализации и дифференциации.
Занимаясь нетрадиционными видами физической культуры, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил, при этом следует учитывать его возможности и состояние здоровья при выборе конкретного нетрадиционного вида физической культуры.
Нетрадиционные средства физической культуры, используемые в практическо- деятельностном компоненте, имеют следующие направления:
1. Гигиеническое направление – предполагает использование средств социально-культурной деятельности для восстановления работоспособности и укрепления здоровья.
2. Оздоровительно-рекреационное направление – предусматривает использование средств социально-культурной деятельности при организации отдыха и культурного досуга.
3. Спортивное направление предполагает специализированные систематические
занятия одним из нетрадиционных видов физической культуры в группах спортивного
совершенствования, секциях спортивного центра или индивидуально;
10
а также участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства.
4. Оздоровительное направление заключается в использовании нетрадиционных
средств физической культуры в системе оздоровительных мер по поддержанию имеющегося
уровня физического здоровья, его улучшения, а также по восстановлению здоровья и от-дельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм.
3. Заключение
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной физической деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности. Потребность в движении, физической активности является характерной особенностью растущего организма. К сожалению, взрослый человек ощущает значительно меньшую потребность в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных ощущений. Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците физической активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Влияние физических упражнений на организм человека чрезвычайно велико. Все физические упражнения классифицируются по трем типам: циклические физические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости; циклические физические упражнения смешанной аэробно-анаэробной направленности, развивающие общую и скоростную выносливость; ациклические физические упражнения, повышающие силовую выносливость. Лица, которые ведут малоподвижный образ жизни, не занимаются физической культурой, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения.
Регулярные занятия физической культурой и выполнение оптимального комплекса упражнений принесут вам удовольствие и сохранят здоровье.
11
Список использованных источников
1. Ашмарин Б А., Завьялов Л. К., Курамшин Ю. Ф. Педагогика физической культуры: Учебное пособие. / Б. А. Ашмарин, Л. К. Завьялов, Ю. Ф. Курамшин – СПб., 1999.
2. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник /под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007.
3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб. заведений. М.:Академия, 2004.
4. Масалова, О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью: учебное пособие / О.Ю. Масалова: под ред.М.Я. Виленского. – М. КНОРУС, 2012.
5. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. Учебник для спец. вузов. 3-е издан. / Л. П. Матвеев – М.: ФГУП «Известия», 2001.
6. Нетрадиционные средства физической культуры в системе общего образования: Методическое пособие / М.Е. Погадаев, Л.Ф. Амирова, О.А. Ситников – Уфа: ИРО РБ, 2014.
7. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов,
Д.А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.
8. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для специализированных вузов. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов – М.: Академия, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные технологии на уроках физической культуры
Организация уроков физической культуры с использованием нетрадиционных технологий, как условие образовательных потребностей учащихся с ОВЗ....
Сравнительный анализ традиционных форм, методов обучения и способствующих компетентностному развитию ученика.
Методы и формы обучения, в ходе которых развиваются компетентности....
Нетрадиционные формы проведения уроков физической культуры
Нетрадиционные формы проведения уроков физической культуры...
«Использование фитнес-направлений на уроках физической культуры в старших классах и привлечение школьников к активным занятиям физической культурой»
-привлечение к регулярным занятиям физической культурой-пропаганда здорового образа жизни...
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях, а также передача опыта в данном направлении между учителями физической культур
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации нео...
Методические рекомендации «Нетрадиционные формы организации уроков физической культуры»
Нестандартный урок- это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру»По И.П. ПодвласовуВВЕДЕНИЕкак построить работу, чтобы сформировать устойчивый интерес к занятия...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...