проект "«Обеспечение успешности учащихся 5 классов в адаптационный период»
материал (5 класс) на тему

Данный материал является проектированием деятельности  администрации школы, классного руководителя и учителей -предметников в адаптационный период учащихся 5 классов. Практическую ценность представляют приложения к проекту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_sayta.docx49.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Обеспечение успешности учащихся 5 классов

 в адаптационный период»

  (переход на 2 ступень обучения)

Разработчик:

                                                           Сулейманова Л.И., учитель русского языка и литературы

             Адаптация - социальная - процесс взаимодействия

личности или социальной группы со средой социальной;

                                    включает усвоение норм и ценностей среды в процессе                      социализации, а также изменение, преобразование среды

в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

                                                                                  (Энциклопедический словарь)

Обоснование темы проекта

          Живя в  мире, который находится в постоянном движении и развитии, современный учитель, повышая свой профессиональный уровень и применяя в своей работе инновационные технологии, прежде всего не должен забывать об ученике. Ценно мастерство учителя,  умеющего создавать и организовывать особую образовательную развивающую среду, помогающую абсолютно каждому ученику раскрыть максимум своих способностей. Только компетентный учитель способен принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности, а значит и успешности ребенка. 

             Это означает необходимость переосмысления учебной и воспитательной целей образования в направлении от парадигмы усвоения знаний, умений и навыков к созданию педагогических условий для формирования таких «компетентностей» (общих способностей) учащихся, которые обеспечивали бы их готовность к личностному, профессиональному и социальному самоопределению в изменяющихся условиях.

 Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Одной из актуальных проблем в современной школе можно считать адаптацию выпускников начальной школы к обучению и новым отношениям в общении  на 2 ступени.

           Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Под школьной адаптацией мы понимаем процесс и результат активного приспособления учащихся к изменяющимся условиям школьной среды, позволяющие индивиду при сохранении здоровья удовлетворить свои актуальные потребности. 

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Прежде всего,  нужно говорить именно о психологической адаптации учащихся -   так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов). Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.  Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты

Задача педагога — разобраться в том, что происходит сейчас с  детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь можно им оказать.

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю школу одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.

3.  Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми. Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся всегда происходит. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут его психологические и педагогические последствия.

Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника. Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь педагог,  психолог и родители.

Проблемная ситуация: 

Педагоги средней школы отмечают недостаточность своих собственных знаний о психологических особенностях детей на пороге отрочества, проблемы установления отношений в партнерском ключе. Мало зная своих учеников, они могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения.

По мнению педагогов, адаптацию затрудняет также низкая согласованность между учителями-предметниками в отношении объема домашних заданий, учета сложности учебников и, самое главное, отсутствие, как правило, единства требований начальной и средней школы.  Чаще всего  нарушается преемственность реальных школьных достижений (например, в начальной школе он мог быть хорошим учеником, а в средней успехи заметно упали, но уровень притязаний остался прежний).

Родители меньше помогают своим детям, ссылаясь на их "взрослость».

Цель проекта:

разработка системы мероприятий, обеспечивающей успешную адаптацию 5-классников   на 2 ступени обучения.

Задачи проекта:

  1. Провести  подготовительную  работу  до начала адаптационного периода учащихся
  2. Создать   условия  для  снижения  личной и школьной тревожности пятиклассников в период адаптации.
  3. Разработать  программу, способствующую успешной адаптации 5-классников.

Используемые средства:

Наблюдение, анкетирование, беседа, диагностирование, анализ.

Содержание проекта:

Анализ ситуации показал, что возникла необходимость разработки мероприятий, которые помогли бы реализации успешной адаптации 5-классников в старшей школе. Данному вопросу прежде должного внимания не оказывалось,  и бессистемность работы  привела к тому, что снизилась не только успеваемость, но и возросло количество дисциплинарных нарушений учащимися  5 класса.

Поэтому требовались поэтапные действия, в  реализацию которых должны быть включены: заместители директора по УР 1, 2 ступеней, заместитель директора по ВР, классный руководитель, психолог, социальный педагог, родители.

Реализация  проекта предполагает несколько этапов:

1 этап – подготовительный

(начальный)  включает в себя

  • проведение совместных заседаний школьных методических объединений учителей  начальных классов и учителей русского языка и литературы, математики, природоведения, технологии с целью  анализа  компетенций по предмету в начальной  школе и в 5 классе, единства требований начальной и средней школы;
  • проведение совещания учителей 4 классов и будущих классных руководителей 5 классов с обязательным присутствием психолога с целью предварительного знакомства с коллективом учащихся (психологическая характеристика, мотивация к обучению);
  •  посещение уроков в 4 классе  учителями-предметниками с целью наблюдения за классным коллективом во время учебного процесса;
  • диагностирование учащихся 4 классов психологом с целью определения уровня мотивации к обучению;
  • представление классных руководителей и учителей-предметников на общем родительском собрании в 4 классах в конце учебного года с целью начального знакомства.

  (основной):

  • планирование работы заместителей директора по УР и ВР в адаптационный период;
  • работу классных руководителей с личными делами учащихся с целью первого знакомства с успеваемостью учащихся  и получения информации о родителях; составление плана воспитательной работы;
  • работу учителей-предметников по составлению тематического планирования по предмету с учетом индивидуальности подготовки класса по предмету;
  • личную беседу об индивидуальностях классного коллектива учителя начальных класса и будущего классного руководителя 5 класса;
  • планирование работы всех специалистов (психолога, социального педагога) в адаптационный период

 (заключительный):

  • создание программы по преемственности  начальной школы и 2 ступени обучения с планом работы  на учебный год.

2 этап – информационный:  

  • посещение администрацией школы уроков в 5 классах с целью наблюдения за деятельностью учителя и ученика на разных этапах урока;
  • проведение анкетирования учащихся, родителей, педагогов с целью определения  роли  данных групп в адаптационный период, выяснение проблем и трудностей, с которыми они столкнулись. На этом этапе особенно важна роль психолога и классного руководителя;
  • личные беседы с учащимися и родителями заместителей директора, психолога, социального педагога.

3 этап  - аналитический: 

  • анализ проделанной работы и проведение педсовета по итогам  начала адаптационного периода  (сентябрь – октябрь);
  • проведение родительского собрания по предварительным итогам адаптационного периода.

4 этап – завершающий:

  • реализация запланированной работы с учащимися 5 классов  в течение года;
  • подведение итогов  по адаптации 5-классников на 2 ступени обучения (анкетирование, посещение уроков, личные беседы);
  • проведение родительского собрания по итогам адаптационного периода.

Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.

Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.

 Ребенок должен сохранить самоуважение, даже несмотря на то, что учитель математики ставит ему тройки и двойки или что он стал объектом критики учителя биологии или завуча школы. Признание собственных недостатков для ребенка является всего лишь осознанием им своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа-Я. Ребенок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учебой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если же нарушается преемственность реальных школьных достижений (например, в начальной школе он мог быть хорошим учеником, а в средней успехи заметно упали, но уровень притязаний остался прежний) , то задача педагога и психолога состоит в помощи ребенку сохранить самоуважение как важнейшее условие преодоления неудач. Если же самоуважение не будет сохранено, вся система-Я у ребенка встает на его защиту и он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения своих проблем.

Наблюдения и психодиагностические исследования сотрудников лаборатории прикладной педагогической психологии АПО в школах Беларуси показали, что падение успеваемости учащихся в среднем звене обусловлено многими факторами, в том числе перегруженностью учебной программы 5-го класса, предусматривающей высокий уровень развития различных форм мышления. Учителя средней школы отмечают также, что дети приносят из начальной школы низкий уровень развития речи, не отвечающую требованиям средней школы способность к умозаключениям у большинства учащихся, слабое развитие навыков самостоятельной работы, стремление работать на низком уровне сложности и т.п. Родители меньше помогают своим детям, ссылаясь на их "взрослость". Педагоги средней школы отмечают также недостаточность своих собственных знаний о психологических особенностях детей на пороге отрочества, проблемы установления отношений в партнерском ключе. По мнению педагогов, адаптацию затрудняет также низкая согласованность между учителями-предметниками в отношении объема домашних заданий, учета сложности учебников и, самое главное, отсутствие, как правило, единства требований начальной и средней школы.

При выборе психодиагностического инструментария учитываются результаты наблюдений за учащимися педагогов-предметников и классных руководителей, а также социальных педагогов. Психолог может затем ограничиваться в своем исследовании методами экспресс-диагностики (их сегодня принято называть скрининговыми методами), ориентированными на групповое предъявление.

Литература

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.

3. Глассер У. Школа без неудачников. - М.: Прогресс, 1991.

4. Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт // Журн. практ. психолога. 1997, N 2.

5. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М.: Просвещение, 1993.

                                                                               

   Приложение 1

АНКЕТА незаконченных предложений

                   ДОРОГОЙ УЧЕНИК!

Учителя твоей школы хотят узнать твое мнение об учебе в школе. Для этого закончи напечатанные ниже предложения или подчеркни нужный ответ. Пиши как можно подробнее. Правильных или неправильных ответов нет. Твое мнение для нас очень важно.

1.В нашей школе мне больше всего нравится

учиться, уроки,

учительница

наш класс, столовая, спортзал

что-то   другое  (допиши)

2.Я больше всего люблю уроки_______________________________

3. Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий?_______________________________________

Напиши, кто тебе помогает_______________________________

4. Моя учительница часто говорит, что я___________________

5. Мои родители говорят о школе

часто

редко

никогда

6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________

7. Когда я вспоминаю о 4-м классе, то__________________________

С П А С И Б О!

Примечание.

 Целесообразно, чтобы данная анкета не была анонимной. Вопросы 1,2 дают некоторую информацию о мотивации учения;

вопрос 3 - информацию об адекватности помощи ученикам, имеющим проблемы в учении;

вопрос 4 - о преобладающем стиле оценочной деятельности педагога относительно данного ученика, а также о самооценке ученика;

вопросы 5,6 - об отношении родителей к школе и их участии в формировании самооценки сына или дочери;

вопрос 7 - об эмоциональной готовности к переходу в среднюю школу.

Вопросы данной анкеты можно изменять в зависимости от целей исследования.

Приложение 2

Анкета для родителей

«Диагностика особенностей адаптации  пятиклассника к старшей школе»

Класс ____Фамилия, имя ребенка    ______________

Вопросы

А

В

С

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

охотно, с радостью

без особой охоты

неохотно

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму (новые учителя, больше уроков)?

- в основном, да

- не совсем

- пока нет

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

- в основном да

- не вполне

скорее нет, чем да

4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

довольно часто

иногда

никогда

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

положительные

положительных и отрицательных поровну

отрицательные

6. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении  заданий?

не нуждается в помощи

иногда

довольно часто

7. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

настойчив в преодолении трудностей

обращается за помощью

перед трудностями сразу пасует

8. Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, учителей, обижается на них?

такого практически не бывает

бывает, но редко

довольно часто

9. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

Таблица для занесения ответов.

№№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А, В, С

Оценивание результатов диагностики:

Наличие в основном  ответов «А»  говорит о хорошей адаптации ребенка  к старшей школе;

наличие в основном  ответов «В»  говорит о слабой адаптации ребенка  к старшей школе;

наличие в основном  ответов «С»  говорит о неготовности ребенка  к адаптации в  старшей школе

Приложение 3

Анкета для учителя, работающего в 5 классе

(в рамках подготовки к педсовету

 « Адаптация пятиклассников: проблемы и пути решения»

Уважаемый учитель, работающий в 5 классе!

Просим ответить Вас на вопросы анкеты честно и обстоятельно.

1. Какими особенностями обладает данный класс в целом

(по сравнению с другими пятыми классами)?

2. С каким настроением вы идёте на урок в этот класс?

3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?

4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?

5. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?

6. Какие советы вы можете дать классному руководителю?

Спасибо за участие в анкетировании.

Приложение 4

Схема анализа урока

«Наблюдения в период адаптации пятиклассников»

Учитель: _________________                                 Дата: _________________  

Класс: ________________                            

                                                                                                     

Вид деятельности педагога и учеников (по критериям)

Результаты наблюдений

Степень выраженности/              наличие или отсутствие

   Итого

сильно/

имеется

      2

средне

     1

слабо/

отсутствует

         0

Психологическая деятельность учеников

Произвольность

Уровень внимания учащихся

Утомляемость

Выполнение инструкций учителя

Регуляция поведения учащимися

Рефлексия

Владение навыками самооценки, самоконтроля и рефлексии

Установление межличностных контактов

Учитель-ученик

Субъектно-субъектные отношения

Адекватная реакция на учителя

Ученик-ученик

Формирование учителем  деловых взаимодействий между учащимися

Взаимное оценивание

Методика анализа:

Максимальное количество баллов –  18

Оптимальный уровень адаптации:      (15 баллов – 18 баллов).

Допустимый уровень адаптации:         (10 баллов – 14 балла).

Критический уровень адаптации:        (7 баллов  -  9 баллов).

Уровень урока: _____ баллов (____________________________уровень).

Наблюдатель: ________________ (_____________________________________________).

Примечание: данный анализ урока может быть проведен в начале учебного года (октябрь) и по окончании (апрель). Результаты могут использоваться на педсовете

Приложение 5

ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

между начальным и основным общим образованием

"Пятиклассник"

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием "Пятиклассник" (далее – Программа) представляет основные направления работы по реализации преемственности между начальной и основной школой, обеспечивающей взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания.

Пояснительная записка

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Традиционные посещения уроков со стороны преподавателей оказываются явно недостаточными

Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • отличием систем и форм обучения;
  • различием требований со стороны учителей-предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная  Программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено

Цель Программы:

создание условий для адаптации учащихся I ступени обучения при переходе на II ступень обучения и успешного продолжения образования в 5-м классе.

Основные задачи Программы:

  • сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей;
  • создать психолого-педагогические условия, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе "инструмент" (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу) в разных учебных ситуациях;
  • создать условия для решения личностных задач младших подростков;
  • повысить учебную мотивацию учащихся;
  • изучить программно – методический материал учителями 4 класса и учителями – предметниками.

Принципы реализации Программы

Реализация Программы базируется на следующих принципах:

  • программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы;
  • обеспеченность участников образовательного процесса информацией о ходе реализации Программы;
  • включение в решение задач Программы всех субъектов образовательного процесса

Перечень направлений работы

1. Составление и изучение психолого-педагогической характеристики класса.    

2. Посещение учителями-предметниками 2 ступени обучения уроков в 4    классе с целью ознакомления с уровнем обученности класса и наблюдения за учащимися.

3. Посещение учителем 4 класса уроков русского языка и математики в 5 классе с целью ознакомления с программным материалом и требованиями учителей.

4. Изучение программы начальных классов учителями – предметниками.

5.  Изучение программы по русскому языку и математике в 5                                классе   учителем    4   класса.

6. Индивидуальные беседы учителя 4 класса с преподавателями русского        языка  и математики с целью выявления наиболее трудных тем для изучения   в 5 классе.

7.  Введение пропедевтического материала в программу 4 класса.

8.  Проведение пробных уроков в 4 классе учителями русского языка, математики.

9. Проведение экскурсий, конкурсов, викторин учителями биологии, истории.  

10.  Проведение пробных уроков по русскому языку и математике, бывшим учителем 4 класса в 5 классе в I четверти.

11.  Контроль за применением здоровьесберегающих технологий.

12.   Создание щадящего режима для пятиклассников.

13.   Диагностика обучаемости учащихся в 4 и 5 классах.

14.   Диагностика заболеваемости учащихся.

15.  Проведение совместных методических объединений по вопросу  

                           преемственности.

Прогноз результатов работы по реализации программы

В работе по выполнению программы примет участие педагогический коллектив школы.

В результате проводимой работы ожидается:

-          соблюдение валеологических требований на уроках;

-          создание психологического комфорта для учащихся 5 класса;

-          минимальность отклонений в результативности обучения;

-          единство требований к учащимся со стороны учителей;

-          создание щадящего режима для пятиклассников;

-          отсутствие отклонений в здоровье детей.

Тематический план

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

  1. Организационная работа

Собеседование зам. директора по УВР и школьного психолога, социального педагога с педагогами и классными руководителями 5-х классов        

Составление учителями начальной школы и педагогом-психологом школы характеристик (психолого-педагогических карт) на учащихся 4-х классов        

Уточнение и корректировка списков учащихся 5-х классов.

Работа с личными делами учащихся        

        

Знакомство с семьей и условиями быта учащихся. Составление социального паспорта класса        

        

Изучение медицинских карт учащихся 5-х классов. Оценка состояния здоровья и физического развития обучающихся        

Организация взаимопосещения уроков учителей 4–5-х классов по вопросу преемственности        

Медицинский осмотр обучающихся 5-х классов специалистами муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская больница"        

Экскурсии выпускных классов начальной школы по территории средней школы        

        

Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 5-х классов        

Формирование групп дезадаптированных пятиклассников. Организация  занятий  с психологом        

        

Предварительная расстановка педагогических кадров в будущих 5-х классах

        

Знакомство учащихся 4-х классов с учебным

процессом в среднем звене        

Собеседование с классными руководителями 5-х классов по итогам четверти        

Обобщение аналитико-диагностических материалов        

        

Август        

Август

Август, сентябрь

сентябрь

Сентябрь        

Сентябрь

Сентябрь, октябрь        

Март, апрель

2-я половина мая

В течение года

 В течение года

Март

Январь – май        

Ноябрь, декабрь, март, май        

Сентябрь, ноябрь, апрель

Зам. директора по УР

учителя начальной школы

Зам. директора по УР

классные руководители 5-х классов

Зам. директора по ВР, соцпедагог, классные руководители 5-х классов

медицинский работник, учителя физической культуры, классные руководители 5-х классов

Зам. директора по УР,  учителя начальной школы

медицинский работник

Зам. директора по ВР, классные руководители 4-х классов

классные руководители 5-х классов, учителя-предметники

Зам. директора по ВР, педагог-психолог

Зам. директора по УР

Классные руководители 4-х классов

 Зам. директора по УР, ВР, соцпедагог

Зам. директора по УР, ВР

2. Информационно-методическое обеспечение

Заседание методического совета школы. Коррекция и утверждение плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на учебный год        

        

Изучение нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса в 5-х классах        

Совещание при завуче по итогам четверти        

Составление материалов для проведения административных контрольных работ, подбор текстов для проверки техники чтения        

Разработка рекомендаций для родителей по теме классных часов        

Составление материалов для проведения контрольных срезов        

Классно-обобщающий контроль 5-х классов

        

Составление программ реабилитации учащихся "группы риска" (по каждому учащемуся в отдельности)        

        

Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5-х классов        

Малый педсовет "Создание условий успешной адаптации учащихся в 5-х классах" с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими в 5-х классах. Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов, результатов I четверти

Совещание при директоре «Адаптация пятиклассников»        

Изучение динамики успешности обучения и развития учащихся 5-х классов        

        

Формирование портфолио учащихся 5-х классов        

Совместное заседание МО учителей выпускных 4-х классов, классных руководителей будущих 5-х классов, учителей-предметников "Преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене"        

Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы. Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, требованиям, предъявляемым учителями средней школы

        

Посещение уроков в 4-х классах        

        

Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено        

        

Совещание при завуче «Готовность учащихся выпускных классов начальной школы к переходу в среднее звено»        

        

Совещание при директоре "Создание условий для успешной адаптации учащихся в 5-м классе. Уровень образовательной деятельности педагогов".

Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за год. Определение КПД проделанной работы        

        

Совещание при директоре « Комплектование 5-х классов»        

Август

Август, сентябрь        

Ноябрь, декабрь, март, май        

Сентябрь, декабрь, май

Сентябрь, январь        

Ноябрь        

Ноябрь

Ноябрь – январь

Октябрь, апрель        

Ноябрь

ноябрь

 В течение года

В течение года

Декабрь

В течение года

Март, апрель

Март, апрель

2-я неделя мая

2-я неделя мая

4-я неделя мая

Зам. директора по УР, ВР

Зам. директора по УВР, ВР,  классные руководители 5-х

классов

Зам. директора по УР, ВР

Зам. директора по УР, руководители МО учителей-предметников

Зам. директора по ВР, педагог-психолог

Зам. директора по УР, руководители МО учителей-предметников

Зам. директора по УР

Зам. директора по ВР,

педагог-психолог, социальный педагог

Зам. директора по УР,  педагог-психолог

Зам. директора по УР

 Директор  школы

Зам. директора по УР, классные руководители 5-х классов

Классные руководители 5-х классов

Зам. директора по УР, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники

Зам. директора по УР, руководители МО учителей-предметников, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники

Зам. директора по УР, руководители МО учителей-предметников, учителя-предметники

Зам. директора по УР, психолог

Зам. директора по УР, ВР, руководитель МО  учителей 4-х классов

Директор школы

Директор школы

  1. Работа с учащимися

«Здравствуй, 5 класс!" – линейка, посвященная Дню знаний        

Помощь учащимся в ориентировании по расположению учебных кабинетов, столовой, гардероба        

        

Проведение классного часа для учащихся по вопросу соблюдения правил поведения        

        

Анкетирование пятиклассников по вопросу адаптации к новым условиям учебы. Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе        

        

Наблюдение за учащимися на переменах, уроках, во время  школьных мероприятий. Регистрация данных наблюдений

Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование        

Диагностика особенностей школьной адаптации пятиклассников        

Работа с одаренными детьми

        

Групповые и индивидуальные занятия с учащимися "группы риска", выявленными в начальной школе        

Классные часы по итогам успеваемости за четверть

Собеседование со слабоуспевающими учащимися 5-х классов        

Рейд по сохранности учебников        

Индивидуальная работа с учащимися, склонными к нарушению дисциплины        

Индивидуальные беседы с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации        

Диагностика готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено        

        

Общее собрание учащихся выпускных 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов "Нам пора в 5-й класс!"        

1 сентября

Сентябрь

Октябрь

Октябрь, ноябрь

В течение года        

I четверть

Ноябрь

В течение года

 В течение года

Ноябрь, декабрь, март, май        

В течение года

Январь

 В течение года

В течение года

Март – апрель

Май        

Классные руководители 5-х классов

Зам. директора по УР, классные руководители 5-х классов

Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов

Зам. директора по УР, соцпедагог, психолог

Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники

Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов

психолог

Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники

Классные руководители 5-х классов, зам. директора по ВР

Классные руководители 5-х классов

Зам. директора по УР, классные руководители 5-х классов

Зав. библиотекой, классные руководители 5-х классов

Социальный педагог

Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники, психолог

Психолог, зам директора по УР

Заместители директора по УР, ВР

                              4. Работа с родителями

Индивидуальное собеседование с родителями педагогически запущенных учащихся и детей с неадекватными формами межличностных отношений        

Родительские собрания "Особенности обучения в 5-м классе. Адаптация пятиклассников к предметному обучению"        

Консультации для родителей пятиклассников по вопросу адаптации        

        

Родительские собрания по итогам успеваемости за четверть        

Неделя открытых дверей. Посещение уроков родителями 5-классников.        

Родительский лекторий "Создание в семье оптимальных условий для развития ребенка"        

        

Индивидуальное собеседование с родителями "трудных" учащихся        

Родительские собрания "Итоги комплексной диагностики адаптации учащихся 5-х классов"

        

Родительские собрания "Зона ближайшего развития". Анкетирование родителей        

        

Общее родительское собрание 4-х классов с участием учителей средней школы        

        

Сентябрь

2-я неделя сентября        

Ноябрь

Ноябрь, декабрь, март, май

декабрь

Январь

В течение года

Ноябрь, март        

Апрель

май

Соцпедагог, психолог

 классные руководители 5-х классов,

Зам. директора по УР, соцпедагог, психолог

классные руководители 5-х классов

зам.директора по УР, учителя-предметники

 Зам. директора по ВР, классные руководители5-х классов

Зам. директора по УР, социальный педагог

Зам. директора по УР

Зам. директора по УР, психолог

Зам. директора по УР

5. Контроль

Проверка планов воспитательной работы        

        

Посещение внеклассных мероприятий. Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период        

        

Изучение организации домашней работы. Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием        

        

Административный контроль. Проверка качества усвоения учебного материала учащимися 5-х классов (мониторинг)        

Проверка классных журналов. Учет успеваемости и посещаемости учебных занятий учащихся 5-х классов        

        

Проверка ведения дневников учащихся 5-х классов        

        

 Контроль наличия материалов для организации самостоятельной работы учащихся        

Посещение уроков и мероприятий с целью изучения межличностных отношений        

        

Анализ учебной и воспитательной деятельности: выводы и результаты за учебный год, планирование на новый учебный год

        

Контроль выполнения учебных программ        

        

Сентябрь

Сентябрь, октябрь

Сентябрь, октябрь

Сентябрь, декабрь, май

В течение года

Ноябрь, февраль, апрель

Март        

В течение года

Май        

В течение года

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог

Зам. директора по УР

Зам. директора по УР

Зам. директора по УР

Зам. директора по ВР

Зам. директора по УР,  руководители МО учителей-предметников

Зам. директора по УР,  ВР

Классные руководители 5-х классов

Зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проек. Тема "Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период

Педагогический проект/ Тема:  Разработка  модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период.   СОДЕРЖАНИЕ Введение...

Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в адаптационный период

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Особенностью социально-психологической ...

Тематическая консультация для родителей «Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период»

Тематическая консультация для родителей«Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период» Цель: анализ адаптационного периода обучающихся по результатам психологической ди...

Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).

Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкивают...

Адаптация учащихся 5 класса к основной школе. Особенности адаптационного периода.

Проблемы школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится всё более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональны...

«Проблемы адаптационного периода учащихся 10 класса».

Расширить представление родителей учащихся 10 классов об особенностях ранней юности....

Отчет по самообразованию классного руководителя по теме: «Особенности воспитательной работы с учащимися в адаптационный период».

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Одной из актуальных проблем в современной школе можно считать адаптацию выпускников начальной школы к обучению и новым отношениям...