Духовно -нравственное воспитание в сельской школе
статья по теме
Материал содержит описание опыта работы в сельской малокомплектной школе по духовно- нравственному воспитанию школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-_nravstvennoe_vospitanie_v_selskoy_shkole.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно – нравственное воспитание в сельской школе.
Программа воспитательной работы
«Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся».
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще
И если человек вы настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна
Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то мы услышим: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.
Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о нравственном воспитании, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.
Духовно - нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только неспособно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. В современных условиях русское образование является той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития.
Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Исходя из этого, содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть: формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.
Особое место в общей системе формирования духовно-нравственной культуры ученика занимает сельская общеобразовательная школа. В силу ряда социально-географических факторов (отдаленность от культурных центров, специфика учебно-воспитательного процесса, численность и состав учащихся и педагогов, наличие учебно-материальной базы и др.) сельская школа вынуждена брать на себя функции центра образования и воспитания молодежи, проживающей в окружающем школу социуме. Сельская школа является ведущим фактором нравственного воспитания подростков. Она обладает арсеналом средств, отсутствующих в городе, среди которых тесная органическая связь с природной средой, сохранившиеся традиции, обычаи, ритуалы в общественной и семейной жизни, духовное единение, забота о младших и людях старшего поколения, направленность на трудовую деятельность.
Вместе с тем современный сельский учитель сталкивается в своей работе с рядом трудностей. Главные среди них: отдаленность от современных очагов культуры, отсутствие необходимой материальной базы в школе, недостаточно высокий культурный уровень жизни современных сельчан, малая степень разнообразия досуговой деятельности, неразвитость системы внешкольных учреждений, ограниченность и замкнутость социума и др. Все эти особенности приводят к необходимости поиска форм, методов воспитания, согласованных с условиями сельской жизни в целях формирования нравственной устойчивости подростков.
На примере Кирилловской основной общеобразовательной школы я хочу рассказать о работе педагогического коллектива по духовно-нравственному становлению личности в сельской школе. Одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание учащихся на народных традициях, а задача духовно-нравственного воспитания является одной из приоритетных в школе. Педагогический коллектив стремится к формированию у учащихся школы следующих качеств:
- нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
- нравственного облика (милосердия, толерантности);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашей школе система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются:
- развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социально-культурный опыт Отечества;
- формирование духовно – нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении школьников;
- построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности.
Коллективом педагогов разработана программа воспитания школьников формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся
«Я - гражданин России». Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создании условий для его самопознания и самовоспитания, а также помощь в освоении общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду, в выработке своего индивидуального опыта жизнедеятельности.
Программа используется в школе с 1 по 9 класс. Она включает в себя шесть направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.
1.« Я и МОЁ ОТЕЧЕСТВО».
2. «Я и СЕМЬЯ».
3. «Я и МОЁ ЗДОРОВЬЕ ».
4. «Я и КУЛЬТУРА».
5. «Я и ПЛАНЕТА».
6. «Я и ТРУД».
При реализация программы формируются следующие ценности:
- Любовь к Родине
- Уважение к семье
- Потребность в здоровом образе жизни
- Осознание красоты
- Культура общения.
- Трудолюбие
- Бережное отношение к Земле
.
1.« Я И МОЁ ОТЕЧЕСТВО».
Ценность: любовь к Родине.
Любовь к Родине – это и активная гражданская позиция, и знание традиций, знание истории страны, истории края. Но всё начинается с любви и уважению к своей малой Родине, к людям, которые нас окружают. В школе создана музейная комната. Здесь много фотографий. Некоторые из них очень старые. Знакомясь с этими снимками, дети проникаются любовью к ближним, к Отечеству. Ведь эти люди, труженики, являются образцом подражания своей стойкостью, верой. Краеведческая работа не только активизирует познавательный интерес, развивает творческие способности учащихся, но и является важным средством духовно- нравственного воспитания. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности
Как учителя, мы не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, мы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.
Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?
Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой, родителями, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края. Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — моё село”), значения Нижегородской области в истории и культуре России (“Я — моё село, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”, географическое краеведение, биологическое краеведение.
С целью формирования гражданского отношения к Отечеству были проведены мероприятия:
- Родной край. Игра-путешествие .3-4 кл. Каукенас О.В.
- Экскурсии в районный краеведческий музей. 7-8Кл.Терёшина В.Н.
- Лучшая организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Отчет на конкурс. Классные руководители.
- Уроки Мужества. Беседа, встреча с ветеранами ВОВ, участниками локальных конфликтов. Кл. руководители.
- «Моя Родина». Конкурс рисунков. 3-6 кл.Казарина М.Е.
- «История Нижегородского края», «Я - гражданин Росси».
Беседы.8 -9 кл.Горбатых Л.А.
- Государственная символика РФ. Оформление стендов.
Кукушкина З.В.
- Права несовершеннолетних. Знание законов и их практическое применение. Лекция 6-9кл.Горбатых Л.А.
- «Ваши права» Ролевая игра 5-6 кл. Серова Л.Г.
- Участие в районных конкурсах.
- «Взгляд через века». К истории Нижегородского ополчения. Думина С.2место.
- История выборов в Нижегородской губернии. Прошлое и настоящее. Плеханова И.3 место.
- Акция «Я – гражданин России».Эрлик К. 1 место.
- Конвенция о правах ребёнка. Бодров Д.Благодарность.
В результате проведенных мероприятий обучающиеся убедились в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
2.«Я и СЕМЬЯ».
Ценность: уважение к семье.
Целью следующего направления «Я и семья» являлось формирование гражданского отношения к своей семье.
Бесспорным является факт, что первоначальное формирование нравственности ребенок получает в семье. Именно в семье формируется главное – вера и благочестие, а школа призвана только помочь родителям, но не заменить их.
Были поставлены следующие задачи:
- Формировать уважение к членам семьи.
- Формировать семьянина, любящего своих родителей.
- Формировать у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Для достижения этих целей
проводятся совместные воспитательные мероприятия с родителями
дни открытых дверей
лекторий для родителей,
родительские собрания,
родительские собрания для пап,
совместные собрания родители + дети
Такое собрание прошло в ноябре в канун праздника День матери.
Дети, готовясь к этому празднику, написали очерки о мамах, показали поэтическую композицию.
Были разработаны и проведены следующие мероприятия:
- беседы в 5-7 классах «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью» Серова Л.Г.
- конкурс рисунков «Я и моя семья»3-4 кл.Казарина М.Е.
- праздник для мам «От всей души»5 - 6 кл. Серова Л.Г.
- «Мой папа защитник Родины» и др.5 -9 кл. Горбатых Л..
- Фотовыставка « Мои родные - защитники Родины». Кукушкина З.В.
- Семейный праздник «Сказ от сердца и души о том как мамы хороши!» Терёшина В.Н.,классный руководитель 7-8 классов.
- Конкурс поделок «Цветы для мамы» Каукенас О.В., 3 -4 кл.учитель начальных классов Каукенас О.В.
- «Моя будущая семья» - вечер вопросов и ответов.6 -9 кл. Кукушкина З.В.
3. « Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ ».
Ценность: здоровый образ жизни.
С целью формирования потребности в здоровом образе жизни, создания здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса в школе разработана программа «Здоровье».
Одна из задач нашей школы – достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни учащихся. В школе складывается система, направленная на укрепление здоровья детей. Обучение ведётся в школе в одну смену. В школе и в каждом классе контролируется температурный режим воздуха, На уроках учителя проводят физкультминутки. В школе проводятся Дни здоровья. Регулярно устраиваются различные внутришкольные соревнования.
Большая часть уроков физкультуры проводится на спортивной площадке.
В школе функционируют спортивная секция и Туристический кружок.
Используется время перемен для расширения двигательной активности (через подвижные игры).
Пропаганда здорового образа жизни, обучение способам оздоровления организма, раскрытие значения взаимосвязи человека с окружающей средой как фактор, влияющий в значительной мере на здоровье – на эти вопросы акцентировано внимание в отдельных школьных предметах и классных часах. Ведётся целенаправленная работа по формированию навыков здорового образа жизни – прогулки, беседы, подвижные игры, соревнования. Проведена
- Акция «Школа за здоровый образ жизни» .
- Занятие по профилактике» Я выбираю жизнь» (беседа медицинского работника).
- Игра Весёлые и озорные (работники СДК)
- Викторина« Мое здоровье – в моих руках».
- Уроки здоровья.
В результате нашей работы обучающиеся стремятся к к здоровому образу жизни; осознают здоровье как одну из главных жизненных ценностей, занимаются физическим самосовершенствованием
4.«Я и Культура»
Ценности: Осознание красоты, культура общения.
Понимание красоты формируется через музыкальную, художественную грамотность, привитие эстетического вкуса посредством творческой деятельности. Начиная с начальных классов, дети привлечены к творчеству. Это часы общения, фольклорный праздник «Горячи калачи из русской печи» Кукушкина З.В., классные часы, воспитывающие на примерах выдающихся людей, конкурсы, интеллектуальные игры, выпуск плакатов, газет различного содержания. Классными руководителями проведены беседы
- «Научись правильно сидеть за столом»;
- «Слова приветствия в нашей жизни »;
- «Мы пришли в гости…»;
- «Старшим – уважение и почёт»;
- «О взаимоотношениях мальчиков и девочек»;
- «Поведение подростков в общественных местах»
- Проведены следующие мероприятия: экскурсия в районный краеведческий музей, экскурсия в цирк), ФОК (г.Семенов), праздники «Золотые хиты Осени», «Новогодний серпантин», рождественские колядки, «Масленица»». Эти мероприятия проводились совместно с СДК и библиотекой.
- Так же ребятам были предложены занятия в кружках «Сделай сам», «Волшебная спичка», «народный артист». В результате проделанной работы ребята стали активнее участвовать в художественной самодеятельности, у них развивается умение видеть прекрасное в окружающей жизни.
- Участие в районном фотоконкурсе «Дети. Творчество. Родина».
- Районный конкурс «Я рисую мир», конкурс юных флористов, «Арт – деко» 2 место.
5. «Я и Планета»
Ценность: бережное отношения к Земле.
Целью следующего направления «Я и планета» является формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи этого направления:
1.Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
- Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества детей.
В школе проводится работа по формированию у школьников понимания ценности природы для каждого человека. В школе действует кружок «Человек и природа». Члены кружка участвуют в конкурсах, акциях, проводят эксперименты, работают на опытном участке.
Проведены мероприятия :
- экскурсии в природу « Вот и осень к нам пришла»,
«В гости к зеленой аптеке»,
- конкурс рисунков «Мир вокруг нас».
- Классный час «Землянам – чистую планету»
- Экологический урок «Фауна Нижегородского края»
- Выпуск открыток «Сохраним родной уголок».
- Чтение и обсуждение экологического рассказа «Воскресенье в лесу»
- Познавательно – развлекательная программа «Экологическое ассорти»
- Изготовление скворечников
Школьная выставка цветов.
- «День птиц». Конкурсы, викторины. 1-8 классы. На экологическую тему.
- Участие в районной экологической акции.
В ходе проводимой работы стало заметно, что ребята задумываются о сохранении планеты Земля, о том, что настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
6. «Я и Труд»
Ценность: трудолюбие.
Одним из направлений духовно – нравственного воспитания является трудовое воспитание. В сельской школе оно является одним из приоритетных направлений деятельности. Уважение к труду формируется через трудовую деятельность в школьной бригаде, на пришкольном участке, трудовых акциях.
Трудовая деятельность помогает решать вопросы самообеспечения.
Главное, чтобы дети видели результат своего труда. Сегодня сельская школа видит свои задачи в обучении учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основам жизнедеятельности человека.
Особое место в работе школы занимает учебно-опытный участок. Пришкольный участок – место, где ребята трудятся, проводят опыты. Труд детей дает значимые результаты. Дети видят в труде радость, пользу, чувствуют необходимость в нём. Сегодня трудовая деятельность стала неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания учеников школы. Трудовая жизнь школьников начинается с раннего детства. Первые «уроки» труда они получают в семье под руководством родителей. В школе круг выполняемых ими работ значительно расширяется. Он охватывает самую разнообразную деятельность: озеленение села, субботники, шефство над детским садом, ветеранами и пожилыми людьми, работа по благоустройству территории школы, благоустройство территории села и территории вокруг мемориала погибшим воинам- односельчанам, дежурства по школе и в классе.
Труд формирует у школьников не только навыки выполнения тех или иных значимых операций, но и представления о ключевых нравственных ценностях: о трудолюбии и взаимопомощи, репутации, чести и достоинстве, милосердии; воспитывает у ребят уважительное отношение к труду односельчан, родителей, педагогов.
Труд развивает у учащихся потребность в труде на личное и общее благо, позволяет школе реализовать воспитательный потенциал уроков технологии, истории, литературы, кружков различной направленности. В школе проведены акции «Спешите делать добро» «Наша помощь ветеранам, пожилым», презентация «Все работы хороши, выбирай на вкус».
В течение учебного года проводились диагностики проявления формирующегося нравственного, деятельно-волевого характера подростков, результаты которых в сравнении с предыдущими годами показали следующее:
Отношения:
- Растет бережное отношение к собственности, к учебному труду, к людям, к себе.
- Положительное отношение к обществу и природе остается примерно на одном уровне.
Такие результаты говорят о воспитательном воздействии классных руководителей, уделяющих особое внимание этим вопросам.
В этом учебном году были проведены диагностики уровня воспитанности учащихся.
В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, некоторые написали: “В школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” обучающиеся написали, что они научились любить Родину, своё село, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.
Подводя итоги, можно сказать, что результатом нашей работы является:
- приобщение детей к истокам народной духовности, сохранение преемственности поколений;
- повышение компетентности детей и родителей в области нравственности;
- отсутствие подростковой преступности (нет ни одного учащегося стоящего на учете в ПДН).
Только объединив все усилия педагогов, родителей, ведомств и учреждений мы смогли добиться таких результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание в современной школе
Прочтите внимательно и вдумайтесь (Из "Поучения" сыновьям Владимира Мономаха) "...Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь нач...
"Духовно-нравственное воспитание в современной школе"
Сегодня перед школой стоит много задач - главная, дать возможность ребенку раскрыться во всем егосвоеобразии, во всей полноте его задатков и особенностей. Но современным детям, на сегодняшний де...
Духовно-нравственное воспитание в современной школе и в частности МОУ "Днестровская СШ№1"
Во все времена люди ценили духовно-нравственную воспитанность .Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению , обнищанию человеческих душ . Моей целью работы в данном направл...
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ ЛИЧНОСТНО- РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА
Практикой нашей школы накоплен значительный опыт в данном направлении. Надо отметить, что школа всегда находилась в режим...