"Духовно-нравственное воспитание в современной школе"
статья по психологии по теме

Мокроусова Юлия Александровна

Сегодня перед школой стоит много задач - главная, дать возможность ребенку  раскрыться во всем егосвоеобразии, во всей полноте его задатков и особенностей. Но современным детям, на сегодняшний день, не хватает гармоничного, духовно-нравственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Мокроусова Юлия Александровна

учитель биологии

МБОУ СОШ с. Наровчат

Духовно-нравственное воспитание

в современной школе

Современный учитель….. В последнее  время это очень часто звучит с высоких трибун, все пытаются объяснить, какими технологиями должен владеть педагог, чтобы достичь совершенства педагогического мастерства. Но каждый из нас понимает, что для решения наших проблем не достаточно ни средств массовой информации, ни использования ИКТ, ни современных способов работы, а необходимо меняться самому в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Кого мы считаем лучшим педагогом? Того, кто знает назубок свою специальность? Да, конечно, без глубоких педагогических знаний сегодня современному учителю не обойтись, но жизнь диктует свои условия…

Сегодня перед педагогом стоит много задач – главная, дать возможность ребенку раскрыться во всём его своеобразии, во всей полноте его неповторимых задатков и особенностей.

Много лет проработав в школе учителем биологии,  я поняла и другое. Современным детям не хватает гармоничного, духовно-нравственного развития. Без чувства гармонии, прекрасного, не существует духовной жизни человека, и всегда во все века это чувство было присуще человеку.  И каким бы суматошным не был наш мир, каждый из нас понимает, что красота внутренняя  является основой эстетического аспекта нашей духовной жизни. Она раскрывает человеку глаза на всё прекрасное, любуясь красотой жизни, человек становится бережнее с ней, взаимоотношения между людьми становятся гармоничными, уважительными, в каждом их поступке видна любовь. «Уберите памятники Красоты, и весь аспект истории нарушится…. Прекрасное - это благородный водитель всей нашей жизни! Беспрестанно прекрасное твердит нам о мудрости утверждения, сердечного и объединяющего… »(Н.К.Рерих). И, главная моя задача на сегодняшний день увидеть, почувствовать и раскрыть эту красоту в каждом ребенке, направить её в нужное русло, не дать ей «своротить» на обочину. Вы, возможно, скажите, что это не в этом заключается задача современного учителя?  Да, и, как это возможно в век компьютерных технологий, мобильных телефонов,где наши дети перегружены ненужной, а порой и «вредоносной »информацией,заковывающей живую детскую душу в серую темницу?

Сегодня мой разговор пойдет о книге. Книга сама не разговаривает, Она требует активного внимания, волевого усилия. Привыкнув смотреть на экран телевизора или компьютерного монитора, без натуги усваивая всякую информацию, ребёнок с трудом преодолевает барьер, отделяющий его от книги. Вместо того чтобы открывать бессмертные творения художников, поэтов, писателей, он знакомиться с ними через легко доступную экранизацию.

«Одна из причин духовной пустоты – отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум, сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе…» (Сухомлинский).

Сколько у нас примеров того, как книга спасала человека от отчаяния, краха, беды. М. Горький  рассказывал, что когда он ребёнком погибал на самом дне жизни, именно книги подняли его из грязи, заставили поверить в благородство человека, в идеал красоты.

Александр Пушкин до девяти лет все дни проводил в библиотеке. Его духовному восхождению способствовали: Вольтер, Руссо, Карамзин, Байрон, Гёте, Шекспир….

Чтение должно стать сегодня одним из любимых занятий ребенка. Я, как педагог, хочу, чтобы наши дети занимались музыкой, пели, читали, мыслили. Чтобы двигался их разум, а не механическая пластинка, чтобы они шли по Земле, делая новые открытия, прославляли свою Родину, сеяли доброе, вечное. Если ребенок вырастил розу, чтобы любоваться ее красотой, а также, его желание дарить эту красоту и восхищение другому человеку – он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность. Именно тогда к нему приходит осмысление того, что он представитель HomoSapiens, занимающийся любимой творческой работой, которая овеяна романтикой, музыкой, поэзией. И в его лексиконе уже главными являются слова «друг», «любовь», «надо», «честно», «стыдно»,  «сберегу», «помогу», и другие мудрые слова, выражающие духовность взаимоотношений людей между собой и с Природным Домом.

Сегодня, к сожалению, очень много примеров  безнравственных поступков не только среди молодёжи, но и взрослого поколения. Порой родители своим чрезмерным проявлением любви к своему чаду, с одновременным игнорированием интересов окружающих, воспитывают кумира, которому подчинен весь уклад жизни семьи,либо, наоборот, ребёнок для родителей является источником разочарования и раздражения. И в том, и другом случае родители  вообще не задумываются о воспитании, и как результат дети агрессивны, враждебны, безразличны к окружающим, они не способны сочувствовать, сопереживать, любить. Дети  живут сложной духовной жизнью. С одной стороны учителя, которые заселяют мир ребенка баллами, оценками, упражнениями, с другой родители, у которых единственный критерий подхода к личности-сделал или не сделал уроки. Именно это прививает ребенку отвращение к книге, культуре, науке. И здесь главное учителю не пропустить момент становления его духовного мира.

За время, которое я проработала в школе, поняла, что есть еще один путь  становления духовного и нравственного потенциала детей. Этот путь требует учиться и открывать мир вместе с ребенком. Заново. И не обязательно быть первым, нужно учиться у своих учеников. Можно просто попросить их помочь. Это откроет у детей такие запасы творчества, даст такие импульсы к познанию, каких не даст ни один наставник. В прошлом учебном году мы с 11 классом приняли участие в зональном конкурсе-смотре театральных коллективов «Сурская весна-2012». Тему театральной постановки выбирали сами дети. Ребята, посещающие воскресную школу в  с. Сканово, предложили поставить «Вифлеемскую ночь», остальные даже спорить не стали, хотя осознавали  всю  ответственность выбранной темы. Дружно взялись за декорации. Некоторые сами изготовили, а старинную домашнюю утварь  собирали у родных и знакомых.C костюмами помогли в Троице-Скановом  монастыре.  Эффект от выступления был поразительный.  Когда дети пели молитву о рождении Иисуса, в каждом ребенке горела искра, как будто он впитал в себя целое море света. Сами ребята были в восторге от выступления, а Диплом Министерства образования Пензенской области и управления культуры и архива Пензенской области за сохранение духовного наследия русского народа, занял почетное место в копилке наград  класса.

Таким образом, после  окончания школы, дети четко определили  основные ценности многонационального народа России - это патриотизм, человечество, социальная солидарность, творчество, традиционные религии, искусство, литература,  природа. И  искра зарождения этих ценностей, зажглась  в каждом моем воспитаннике.

Любое образовательное учреждение нашей страны стремится заложить основы нравственного воспитания в душу каждого своего воспитанника. На мой взгляд, воспитательный  идеал  любой современной школы, на сегодняшний день, это  восходящее движение морали, движение к высшему, лучшему, движение от знаний к нравственным поступкам, осознание   ответственности за настоящее и будущее своей страны, укоренённость в духовных и культурных традициях многонационального народа России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в современной школе

Прочтите внимательно и вдумайтесь (Из "Поучения" сыновьям Владимира Мономаха) "...Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь нач...

Духовно-нравственное воспитание в современной школе и в частности МОУ "Днестровская СШ№1"

Во все времена люди ценили духовно-нравственную воспитанность .Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению , обнищанию человеческих душ . Моей целью работы в данном направл...

Презентация "Духовно - нравственное воспитание в современной школе"

Презентация о духовно - нравственном воспитании в современной школе...

Духовно-нравственное воспитание в современной школе

Учитель рассказывает о подготовке и проведении в МОУ гимназия №24 мероприятий, посвященных 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского...

"Духовно-нравственное воспитание в современной школе"

Статья о трёх формах духовно-нравственного воспитания в школе(урочная, внеурочная и внешкольная деятельность) с ориентацией на предмет "Литература"....