"Из опыта работы с одаренными учащимися"
статья на тему
Обобщение опыта работы МБОУ "Лицей №124" с одаренными детьми. Выступление на краевой научно-практической конференции «Развитие системы поддержки одаренных детей в Алтайском крае» 01.11.2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_s_odarennymi_uchashchimisya.doc | 707.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гергет Ирина Петровна
заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей №124» lyceum124@yandex.ru
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Одним из главных направлений развития современных учебных заведений является общегосударственная региональная программа поиска, диагностики, обучения и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку творческого человека и обогащение интеллектуального потенциала страны.
Каждое образовательное учреждение применяет свои формы и методы работы направленные на развитие одаренных детей.
«Лицей №124» является учебным заведением особого типа для наиболее способных и одаренных учащихся 7 – 11 классов, имеющих наклонности к физико-математическим дисциплинам, инженерно-технической и социально-экономической деятельности.
Работа педагога в условиях, где практически каждый ребенок способный и одаренный сопряжена с определенными проблемами. В первую очередь выделяются основные проблемы, которые приходится решать в процессе учебно-воспитательной и научно-творческой работы:
- выявление доминирующих способностей детей (уровень интеллекта и направленности личности);
- создание условий для развития индивидуальных творческих способностей детей;
- проблема нахождения своего места в классном коллективе одаренным ребенком;
- проблема состояния здоровья одаренных детей «срезает» пределы, которые могут быть необходимы для реализации таланта и одаренности;
- проблема оптимального построения общения с одаренным учеником.
Решить эти проблемы можно только при наличии системы, состоящей из последовательной деятельности.
В лицее реализуется комплексно-целевая программа развития по теме «Создание единой информационно-образовательной среды лицея». Одним из приоритетных проектов данной программы является «Поддержка талантливых детей».
Для работы с одаренными детьми в программе разработан модуль
«Творчество» (модуль целевой комплексной программы)
Цель программы:
Достичь оптимального уровня развития индивидуальных творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.
В рамках реализации программы организована научно-исследовательская, экспериментальная работа учителей и лицеистов в рамках региональных, всероссийских и международных программ:
- разработаны направления творческого развития учащихся в учебном процессе по предметам;
- организованы занятия с преподавателями вузов и лицея, направленные на развитие индивидуальных научно-творческих способностей учащихся; - организована научно-творческая деятельность учащихся в процессе подготовки дипломных выпускных работ по информационно-технологическому профилю;
- проводится работа научно-исследовательского центра детской организации «Малая академия наук», а именно: лицейские предметные олимпиады, предметные декады, встречи с представителями научных кафедр базовых вузов, лицейские научно-практические конференции, посещение дней открытых дверей в базовых вузах, работа творческих лабораторий, групп по интересам, кружков, курсов по выбору.
В целях организации деятельности педагогов лицея по всестороннему развитию учащихся, творческому сотрудничеству всех участников образовательного процесса в лицее создан Центр дополнительного образования (ЦДО). В рамках работы ЦДО осуществляется подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам, проводятся занятия секции НОУ, предметные и спортивные секции.
За время работы по программе «Творчество» были получены следующие результаты:
- В учебной деятельности - стабильно высокий показатель качества знаний лицеистов. Ежегодно составляет – 70-71% (при 100%-ной успеваемости).
- По результатам независимой внешней оценки качества знаний лицей ежегодно занимает ведущие места в районе и городе.
- Результатом систематической и целенаправленной работы по поддержке талантливых детей являются итоги научно-творческой деятельности учащихся.
Диаграмма 1. Сравнительное количество победителей олимпиад, конкурсов и нпк
- Произошло увеличение количества учащихся, награжденных за высокие показатели в учебной и научно-творческой деятельности стипендиями краевой и городской администрации, общественных организаций.
Диаграмма 2. Сравнительное количество учащихся, награжденных именными стипендиями
- Все выпускники лицея поступают в вузы.
Эффекты реализации программы «Творчество»:
- Произведено информационно-методическое обновление сайта лицея (появление новых рубрик, УМК для дистанционного обучения, Web-страниц по научно-творческой деятельности).
- Материально-техническая база учебных кабинетов и лабораторий оснащена современным оборудованием для осуществления учебного процесса и научно-творческой деятельности.
- Результаты деятельности лицея отмечены дипломами городского, краевого и Российского уровней. Лицей получает поддержку и признательность администрации города и края, органов образования и других учреждений.
- Лицей имеет высокую оценку деятельности в лице родителей - жителей города и края (контингент обучающихся не только из г. Барнаула, но и близлежащих населенных пунктов). Ежегодно, желающих обучаться в лицее гораздо больше, чем планируется учащихся в набор.
- Сотрудничество с вузами перешло в более активную форму. Абитуриенты-выпускники лицея пользуются большим спросом в вузах г. Барнаула и г.Новосибирска (НГУ, НГТУ, СибГУТИ).
- Значительно возросло количество лицеистов, участвующих в дистанционных и заочных олимпиадах и конкурсах.
- По итогам научно-творческой деятельности учащиеся вышли на Всероссийский уровень. (приглашения для участия в конкурсах и НПК «Старт в науку», «Шаг в будущее», «Леонардо», «Эврика».
- В лицее сложился творчески работающий коллектив педагогов-профессионалов, успешно осваивающих новые технологии обучения и активно участвующих в профессиональных конкурсах, совместных с учащимися проектах, инновационных процессах.
Диаграмма 3. Сравнительная диаграмма участия и результативности в профессиональных конкурсах учителей лицея
- На базе лицея организованы ресурсные методические центры по различным направлениям для школ района, города, края.
Перспективы реализации программы «Творчество»:
- Повышение качества знаний учащихся до 72% при условии сохранения здоровья всех субъектов образовательного процесса
- Увеличение доли учащихся, принимающих участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня на 13%
- Расширение сотрудничества с вузами, учреждениями культуры и другими ОУ по вопросам поддержки талантливых детей (совместные мероприятия, семинары, конференции, круглые столы и т.д)
- Реализация новых информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе и активизация внеурочной деятельности учащихся.
- Расширение научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся с максимальным использованием сети Интернет.
- Создание компьютерной базы данных аналитического характера в современной статистической обработке, сопровождающей инновационный характер деятельности лицея.
- Повышение до 90% доли педагогических работников лицея, активно применяющих в учебно-воспитательном процессе и научно-творческой деятельности ИКТ-технологии.
- Выпуск методических пособий, программ и других изданий лицея в мультимедийном варианте, публикация данных на сайте лицея. Возможность тиражирования на цифровых и бумажных носителях методических пособий и технологий педагогов лицея.
- Создание совместных программ и учебно-методических комплексов с учителями школьного округа.
- Предоставление материально-технической и кадровой базы лицея для проведения ученических очных и дистанционных олимпиад и конкурсов учащимся Ленинского района, города и края.
(Выступление на краевой научно-практической конференции «Развитие системы поддержки одаренных детей в Алтайском крае» 01.11.2012г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта работы с одаренными в средней школе
Приступая к обучению английскому языку учащихся 2 класса в 2006, я ставила своей целью раскрытие возможностей и выявление талантов всех без исключения учащихся группы 2 "б" класса. В группе было...
Из опыта работы с одаренными детьми
формы работы и приемы работы с одаренными детьми....
Из опыта работы с одаренными детьми
формы работы и приемы работы с одаренными детьми....
«Из опыта работы с одаренными детьми»
«Из опыта работы с одаренными детьми»...
Из опыта работы с одаренными детьми
Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...
"Из опыта работы с одаренными детьми"
Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"...