АНАЛИЗ мониторинга системы дополнительного образования в Умётском районе
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Современные технологии оценки качества образования
АНАЛИЗ
мониторинга системы дополнительного образования в Умётском районе
ПОДГОТОВИЛА:
Проскурина С.А.,
Методист МУ «ИМЦ»
Умёт
2009 г.
Анализ
мониторинга состояния системы дополнительного образования в Умётском районе
В соответствии с приказом управления образования и науки Тамбовской области от 09.10.2009 г. №2757 «О проведении мониторинга состояния системы дополнительного образования детей в Тамбовской области» и приказом отдела образования администрации Умётского района от 18.11.2009 г. № 151
«О проведении мониторинга состояния системы дополнительного образования детей в Умётском районе» в ноябре 2009 года проведено мониторинговое исследование состояния системы дополнительного образования детей в Умётском районе.
Проведенное мониторинговое исследование позволило охарактеризовать состояние дополнительного образования в образовательных учреждениях района, выявить динамику и перспективы его развития.
Дополнительное образование в Умётском районе реализуется в государственных учреждениях различных типов: в 6 общеобразовательных школах с филиалами и 3 –ёх учреждениях дополнительного образования детей: МОУ ДОД «Дом детского творчества», МОУ ДОД ДЮСШ, МОУ ДОД Умётская детская музыкальная школа.
По данным мониторинга охват обучающихся дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях в среднем по району составляет 67 %, что на 12 % ниже показателей прошлого года.
Основной возрастной категорией обучающихся, охваченных программами дополнительного образования, в целом по району, является средний школьный возраст. По сравнению с прошлым учебным годом отмечается увеличение количества детей данной возрастной категории на 12% и младшего школьного возраста на 16%, а также сокращение количества детей старшего школьного возраста на 2%. Снизился процент охвата дополнительным образованием обучающихся, стоящих на профилактическом учёте, и на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних.
В учреждениях дополнительного образования детей занимается 625 детей, что составляет 64% от численности детей в районе от 6 до 18 лет. Основная масса занимающихся детей в учреждениях дополнительного образования – обучающиеся младшего школьного возраста (64% от общего количества детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования). Лишь 2% детей занимаются на базе других учреждений, что свидетельствует о низком взаимодействии общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования. Интеграция общего и дополнительного образования представлена одной формой организации: создание на базе общеобразовательной школы объединений, занятия с которыми ведут педагоги дополнительного образования.
Для реализации программ дополнительного образования в 2008-2009 учебном году в ОУ районе создано 53 учебные группы, что на 34% меньше, чем в прошлом году. Наиболее распространенными являются учебные группы художественно-эстетического, физкультурно-спортивного направлений. Их удельный вес в общем количестве групп в 2008-2009 учебном году составляет 42% и 23% соответственно. Отмечается сокращение количества групп по туристско-краеведческому, интеллектуально –познавательному, эколого -биологическому направлениям.
На базе общеобразовательных учреждений развиваются различные формы детских творческих объединений. Наиболее многочисленными являются секции -13, научное общество-1, студий – 4, клубов – 3, мастерских – 2.
Только одна базовая школа сотрудничает с УДОД.
Внебюджетное финансирование дополнительного образования в
2009 г.не производилось.
Анализ программ дополнительного образования, показал, что в ОУ 46% программ- лицензированные, 58 % -реализуются в рамках педагогической нагрузки. Недостаточное количество долгосрочных (по срокам реализации)-2 % приводит к оттоку из системы дополнительного образования детей старшего школьного возраста, что подтвердили полученные данные мониторинга. Кроме того, более активное использование педагогами модифицированных и авторских программ позволит увеличить охват детей дополнительным образованием.
Использование профессионально-ориентированных программ дополнительного образования весьма актуально в настоящее время. Их количество по району составляет 2 % от общего количества программ, реализуемых в общеобразовательных школах.
Учреждения дополнительного образования предлагают образовательные услуги по 5 направлениям: научно –техническое, художественно –эстетическое, туристско –краеведческое, физкультурно –спортивное, социально –педагогическое. 68% от всех реализуемых программ относится к художественно –эстетическому направлению. Программ, ориентированных на профессиональную подготовку, нет. Сегодня в учреждениях дополнительного образования реализуется 22 программы (типовых-27%, модифицированных -41%, авторских -32%. Из них -77% долгосрочных). Программы дополнительного образования позволяют участвовать и обучающимся и педагогам в мероприятиях различного уровня. В 2009 г. обучающиеся учреждений дополнительного образования приняли участие в 2-ух всероссийских конкурсах, 19-ти областных (15 победителей и призёров) и 14 муниципальных( все участники являлись победителями и призёрами).
Одним из результатов работы учебных объединений по дополнительному образованию обучающихся является участие общеобразовательных школ в соревнованиях и конкурсах различного уровня. Составление рейтинга общеобразовательных школ по участию и результативности участия в мероприятиях различного уровня позволяет заявить о достаточно высокой активности и результативности участия МОУ Умётской сош (84 конкурсов различных уровней и 28 соревнований). По сравнению с данными прошлого мониторинга их количество увеличилось почти вдвое. Достаточно хорошие показатели в МОУ Софьинской оош, МОУСулакской оош, МОУ Оржевской сош. Свои показатели снизил МОУ Ивановский филиал. Улучшила свои показатели МОУ Ольхово-Ильинская оош. По- прежнему, на низком уровне находится МОУ Глуховский филиал. Вместе с тем, следует отметить большой разрыв в рейтинговых баллах лидирующих ОУ и ОУ, занимающих нижние позиции . Это указывает на необходимость активизации работы ряда ОУ в этом направлении.
Участие обучающихся общеобразовательных учреждений в конкурсах с использованием ИКТ, телекоммуникационных проектах и тематических олимпиадах является немаловажным показателем результативности процесса дополнительного образования в школе.
По полученным в ходе мониторинга данным о своем участии конкурсах с использование ИКТ в 2008-2009 уч. г. заявила
на всероссийском (международном) уровне – одна МОУ Ольхово –Ильинская оош..
Наибольшее количество участий отмечается в мероприятиях, проводимых на муниципальном уровне (70% от общего количества мероприятий). Более активными участниками мероприятий областного и всероссийского уровня являются обучающиеся МОУ Умётской сош.
Одна общеобразовательная школа области (МОУ Умётская сош) заявила об осуществлении дистанционного обучения.
Анализ полученных в ходе мониторинга данных показал, что для реализации программ дополнительного образования ОУ имеют достаточное материально-техническое обеспечение. В 2009 г наблюдается сокращение библиотек, которое связано с проводимой реструктуризацией сети сельских ОУ.
Анализ данных о педагогических кадрах, осуществляющих реализацию в ОУ программ дополнительного образования обучающихся, показывает, что основную численность педагогов составляют учителя-предметники (77%). Заметим, что по прежнему актуальной остается проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров: доля педагогов, прошедших курсы переквалификации -2%, доля педагогов, чья специализация совпадает с направленностью реализуемой программы -73%. Кадровый состав в общеобразовательных учреждениях характеризуется достаточным уровнем квалификации. 94% педагогов, реализующих программы дополнительного образования, имеют квалификационные категории, причём 71% из них – первую категорию. Из 27 человек, осуществляющих реализацию программ дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования, 77% работников имеют педагогическое образование. 82 % из них являются штатными работниками. У 56 % работников специальность совпадает с направленностью реализуемой дополнительной образовательной программы. 15 % работников не имеют квалификационную категорию. 78 %-работники среднего возраста женского пола.
Проведённое социологическое исследование показало, что 80% и 67% опрошенных детей соответственно считают, что школы и учреждения дополнительного образования предоставляют достаточный набор предоставляемых дополнительных образовательных услуг. 100% обучающихся удовлетворены качеством дополнительного образования в школах и учреждениях дополнительного образования. 67%, удовлетворяют личные потребности и интересы, и 20% считают, что это пригодится им для освоения будущей профессии.
Таким образом, на основании результатов мониторинга отделу образования:
- Результаты мониторинга довести их до сведения руководителей образовательных учреждений.
- Обеспечить организацию дополнительного образования детей в общеобразовательных школах в соответствии с приказом управления образования и науки от 6 декабря 2007 года № 2328 «О мерах по созданию условий для получения общедоступного дополнительного образования детей в дневных общеобразовательных учреждениях».
- Продолжить разработку дополнительных образовательных программ детей на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей, уделяя особое внимание формированию профессионального самоопределения и социализации обучающихся старшего и среднего школьного возраста.
- Возложить на муниципальные учреждения дополнительного образования детей координирующую функцию по развитию дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
МУ «Информационно –методический центр»:
1. Обеспечить повышение квалификации и переподготовку кадров для реализации дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях;
2. Обеспечить качественное методическое сопровождение деятельности педагогов, реализующих программы дополнительного образования детей, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, тьюторства, потенциала сетевых объединений педагогов.
Руководителям общеобразовательных учреждений:
- Принять меры к лицензированию направленностей дополнительных образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении.
- При формировании пакета дополнительных образовательных программ делать акцент на:
- интеграцию содержания дополнительных образовательных программ с изучаемыми предметами в рамках общего образования;
- увеличение доли образовательных (по функциональному значению) программ;
- разработку программ, отвечающих интересам обучающихся старшего школьного возраста;
- увеличение доли долгосрочных программ.
- Продолжить внедрение новых форм организации дополнительного образования детей (создание на базе общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений детей, занятия с которыми ведут педагоги дополнительного образования, организация научно –исследовательской деятельности школьников), международные Интернет-олимпиады, Интернет-проекты, заочное и дистанционное обучение и пр.), современных образовательных и воспитательных технологий с использованием компетентностного подхода.
Современные технологии оценки качества образования
АНАЛИЗ
мониторинга системы дополнительного образования в Умётском районе
ПОДГОТОВИЛА:
Проскурина С.А.,
Методист МУ «ИМЦ»
Умёт
2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник материалов районного педагогического семинара «Значение художественно – эстетического воспитания в системе дополнительного образования»
В сборнике представлены материалы выступлений и практических занятий участников районного педагогического семинара «Значение художественно – эстетического воспитания в системе дополнительного образова...
Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)
В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...
Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа с родителями, является одним из главных направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...
Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное
спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...
Инновационная деятельность в системе дополнительного образования в муниципальном районе.
В настоящее время в семьях становится нормой – с самого раннего возраста приводить детей в различные клубы, кружки, секции. Тем более, что учреждения дополнительного образования предоставл...