Целевой раздел ООП ООО (проект)
консультация по теме

Проект Целевого раздела ООП ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselevoy_razdel_oop_ooo.docx123.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ООП ООО  (проект)

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Образовательная программа - основной нормативный документ МКОУ «Алексеевская СОШ», регулирующий содержание и организацию образовательного процесса, разработан при участии органа государственно-общественного управления - Управляющего совета школы.

Основная образовательная программа основного общего образования (далее – образовательная программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы.

Цель ООП: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; подготовка компетентностного и конкурентоспособного выпускника на рынке труда.

Задачи ООП:

1. Разработка и коррекция компетентностной модели выпускника второй ступени обучения на основе социального заказа заинтересованных сторон на образование.

2. Проектирование образовательной программы ООО на основе компетентностной модели выпускника второй ступени обучения.

3. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию компетентностной модели выпускника.

4. Развитие новых форм и механизмов оценки качества деятельности школы по реализации образовательных программ.

5. Реализация эксперимента по поэтапному введению системы учебных достижений учащихся на основе компетентностного подхода.

6. Повышение уровня профессиональной компетентности учителя в области реализации компетентностного подхода в урочной и внеурочной деятельности.

7. Совершенствование системы менеджмента качества образования на основе компетентностного подхода.

8. Обеспечить условия внедрения ФГОС ООО с 2013-2014 учебного года.

9. Совершенствование условий для создания здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

10. Продолжить работу по созданию условий для осознанного выбора профессии, дальнейшей их социализации и профессионального самоопределения учащихся школы.

Уровень разработки ООП –  частично-поисковый.

Принципы и подходы к формированию ООП ООО:

  • Принцип адресности ОП;
  • Принцип доступности качественного образования;
  • Принцип инновационной направленности образовательного процесса;
  • Принцип преемственности;
  • Принцип системно-деятельностного подхода к организации процесса образования;
  • Принцип обеспечения метапредметного подхода к содержанию и организации образовательного процесса;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации содержания и организации образовательного процесса;
  • Принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • Принцип интеграции ОУ с учреждениями дополнительного и профессионального образования, культуры и спорта;
  • Принцип формирования информационно-образовательной среды;
  • Принцип социализации обучающихся;
  • Принцип общественного участия в формировании содержания и организации образовательного процесса;
  • Принцип оценки образовательных достижений обучающихся.

В основу реализации ООП ООО положены системно-деятельностный, компетентностный и личностно-деятельностный подходы в образовании.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

1.2.1. Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.

При создании системы оценивания учебных достижений учащихся (планируемых результатов освоения обучающимися ООП ООО) учтены новые направления, заложенные в стандартах второго поколения: система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов; оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования; ориентация оценки на деятельностный подход; комплексный подход к оценке результатов образования.

Личностные результаты включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные результататы включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В соответствии с реализуемой деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учѐтом зоны ближайшего развития ребѐнка. В структуре планируемых результатов выделяются: 1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведѐтся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют эффективность деятельности системы образования на федеральном и региональном уровнях. 2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках «Знать/понимать», «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы. Достижение планируемых результатов выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки и портфолио достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации.

Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», включаются в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксируются в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитываются при определении итоговой оценки.

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;

• учебных программ по всем предметам — «Русский язык. Родной язык», «Литература. Родная литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

С целью повышения качества образования и приведение образования в соответствии с международными нормами и стандартами, учитывающей результативность всех видов учебной деятельности ученика, процессуальную сторону усвоения учебного материала, проявления личностных качеств учащихся, система оценивания учебных достижений МКОУ «Алексеевская СОШ» основывается на реализации компетентностного подхода. Практическая реализация системы оценивания ключевых компетенций учащихся осуществляется через систему оценочных средств и технологий, адекватно отражающих результаты освоения программы. Оценочные средства позволяют измерять уровень установленных результатов обучения. Компетенции рассматриваются как требуемый результат образовательной деятельности обучающихся, включающий в себя не только знания, но и освоенные способы действий, личностные качества, необходимые для продуктивной деятельности по отношению к предметам и явлениям действительности. Компетентность является интегральной характеристикой личности, определяемой совокупностью компетенций.

1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты.

В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:

• порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);

• расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей — за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;

• формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.

В контексте определения необходимо выделить социальное качество компетентности, которое определяет  требования к выпускникам 9-11 классов, а именно, следующие цели-ориентиры:

  • умения гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
  • самостоятельно приобретать необходимые знания,
  • умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
  •  самостоятельно критически мыслить,
  • уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
  • быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах,
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ  направлена  на индивидуальную оценку учебных достижений  учащихся.

1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ

Структура планируемых результатов (строится под компетентностную модель выпускника)

Компетентностная модель выступает основным инструментом оценки качества образования. Проектирование компетентностной модели подразумевает выбор ключевых компетенций путём выявления наиболее значимых из них и реализацию управленческих решений по развитию этих компетенций в соответствии со стратегическими целями школы. Качество образования – это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствия потребностям и ожиданием различных социальных групп. Личностные качества – это система социально-значимых, жизненно важных качеств, без которой сложно быть успешным в конкретных жизненных ситуациях. Показателями качества в компетентностной модели являются определённый набор компетенций, личностных качеств, формирование которых для разных ступеней обучения обеспечивается показателями и оценочными средствами.

        Разработанная «обобщенная компетентностная модель выпускника второй ступени обучения» принимается в качестве главной конечной цели ООП и всего образовательного процесса по отношению ко всем его учащимся и как обобщённая норма качества конечного результата образования.

При проектировании компетентностной модели выпускников разных ступеней обучения был изучен социальный заказ: родителей учащихся, учащихся, учительского состава. Проведены опросы относительно состава компетенций и личностных качеств, которые позволили определить «портфель компетенций и личностных качеств» предъявляемых к выпускнику, необходимых для второй ступени обучения (рисунок 1).

Рис. 1 Компетентностная модель выпускника II ступени обучения

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции.
Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Предметная компетенция. Частные по отношению к другим, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Компетенция здоровьесбережения. Качества личности, включающего знания о строении и функциях организма человека, нормах и правилах гигиены, ценностные ориентации на здоровый образ жизни, опыт здоровьесберегающей деятельности

Планируемые результаты в структуре компетентностно-ориентированной модели выпускника основной  школы

Учащиеся научатся (освоят, овладеют)

основами предметных знаний Федерального государственного образовательного стандарта в предметных областях:

филология (русский язык), литература, иностранный язык (английский), математика и информатика, история, обществознание,  естествознание (география, физика, химия, биология), искусство (изобразительное искусство), музыка, технология, физическая культура на базовом уровне  в соответствии с требованиями  государственного стандарта

Учащиеся получат возможность

  • расширенным уровнем освоения предметных областей:  иностранный язык,  естествознание (биология, география, физика, химия), обществознание и предметов художественноэстетического цикла.
  • основами предметных знаний по французскому языку;
  • основами предметных знаний в предметных областях русский язык и математика на расширенном уровне обучения.

Самоуправление и самоорганизация

Учащиеся научатся (у учащихся сформируется)

  • умениям планировать, выбирать,  организовывать свою деятельность, проводить самоконтроль;
  • приемам самомотивации;

Учащиеся получат возможность научится

  • умения решать сложно-организованные проблемы:  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Субъектность

(самоидентификация, самооценка)

У учащихся сформируются

устойчивые позиции  познавательной и личностной рефлексии;

Учащиеся получат возможность для формирования

готовности к независимому мышлению и индивидуальному (автономному) действию (способность к выбору, готовность к реализации личных и жизненных проектов, способность к самостоятельному решению проблем).

Личностные результаты (характеристика (качества) личности)

У учащихся сформируется

целостный, социально ориентированный  взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,  культур и религий, осознание мира как единого целого с определением своего места в мире (личностная и социальная самоидентификация);

*установка на развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

У учащихся появится возможность для формирования основ

исследовательского поведения, способность к инновациям и творчеству, критическому мышлению, рефлексивному поведению.

1.2.3.1.Формирование универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности 

• основ социальных компетенций • готовности и способности к переходу к самообразованию, в том числе готовности к выбору направления профильного образования, чему способствуют:

• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

• реализация уровневого подхода как в преподавании , так и в оценочных процедурах • формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии • организация системы проб подростками своих возможностей • целенаправленное формирование представлений о рынке труда 

• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры 

приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

приоритетное внимание уделяется:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе • практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

приоритетное внимание уделяется:

• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, инструментария и понятийного аппарата, широкого спектра логических действий и операций.

усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их.

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации 

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временно2й перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

1.2.3.2.Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Выпускник научится:

• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

• соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности.

Фиксация изображений и звуков

Выпускник научится:

• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

• проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

• проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;

• осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;

• использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;

• осуществлять трёхмерное сканирование.

Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Естествознание», а также во внеурочной деятельности.

Создание письменных сообщений

Выпускник научится:

• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.

Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История».

Создание графических объектов

Выпускник научится:

• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

• создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

• создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;

• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать мультипликационные фильмы;

• создавать виртуальные модели трёхмерных объектов.

Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика».

Создание музыкальных и звуковых сообщений

Выпускник научится:

• использовать звуковые и музыкальные редакторы;

• использовать клавишные и кинестетические синтезаторы;

• использовать программы звукозаписи и микрофоны.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач.

Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предмета «Искусство», а также во внеурочной деятельности.

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

Выпускник научится:

• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;

• работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;

• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;

• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;

• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;

• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;

• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).

Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство», могут достигаться при изучении и других предметов.

Коммуникация и социальное взаимодействие

Выпускник научится:

• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Выпускник получит возможность научиться:

• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);

• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;

• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).

Примечание: результаты достигаются в рамках всех предметов, а также во внеурочной деятельности.

Поиск и организация хранения информации

Выпускник научится:

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать и заполнять различные определители;

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «История», «Литература», «Технология», «Информатика» и других предметов.

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

Выпускник научится:

• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;

• строить математические модели;

• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;

• анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.

Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов «Обществознание», «Математика».

Моделирование, проектирование и управление

Выпускник научится:

• моделировать с использованием виртуальных конструкторов;

• конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;

• моделировать с использованием средств программирования;

• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

Выпускник получит возможность научиться:

• проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования.

Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов «Технология», «Математика», «Информатика», «Обществознание».

1.2.3.3.Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий выпускник научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

1.2.3.4.Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Выпускник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Планируемые результаты по учебным предметам приведены в разделе 5 «Программы отдельных предметов и курсов»

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

1.3.1. Общие положения

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.

Результаты освоения ООП ООО – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения учащихся и выпускников, выраженные на языке компетенций. Оценивание проводится как целенаправленный упорядоченный процесс определения достигнутого уровня компетенций.

Компоненты процесса оценки включают в себя:

- определение целей обучения; 

- выбор контрольных заданий, определяющих достижение этих целей;

- отметка или иной способ выражения результатов проверки. Составляющие системы оценивания представлены схематично на Рис. 2.

Рис. 2. «Составляющие системы оценки ключевых компетенций учащихся школы»

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Главной целью образования, с позиции компетентностного подхода, заключается в следующем:

  • Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
  • Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
  • Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.
  • Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих  разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.
  • Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.)
  • Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п. ).
  • Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему профильному обучению, обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

Эти цели достигаются не только при изучении учебных предметов, но и «через» всю организацию школьной жизни. С этой точки зрения следует учитывать, что образовательный процесс не равен учебному  процессу. Образовательный процесс включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование детей, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. В данном случае общие цели образовательного процесса нельзя представить как простую совокупность целей изучения отдельных предметов. С позиций компетентностного подхода программа по отдельному предмету рассматривается как элемент образовательной программы школы.

 Основным результатом деятельности школы становится формирование учащегося, готового к продуктивному самостоятельному и ответственному действию, демонстрирующего уровень сформированности компетентности (способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области некий потенциал для будущей деятельности)

Особенность организации образовательного процесса состоит в  создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.

Оценка образовательных результатов строится на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимся на определенном этапе обучения.

Система контроля предполагает наличие системы оценки, с помощью которой осуществляется проверка соответствия знаний, умений и навыков предъявляемым к ним требованиям, т.е. контроль. В компетентностно-ориентированном подходе результативность учебного занятия определяется продуктом, результатом активной деятельности учащихся по освоению компетенций и личностных качеств.

Объективность оценивания компетенций обучающихся достигается в процессе комплексного измерения основных компонентов содержания с помощью совокупности общепринятых и инновационных методов и средств контроля:

- компетентностно-ориентированные задания;

- ситуативные и практические задачи;

- контекстные задачи;

- компетентностно-ориентированные тестовые задания;

- портфолио учебных достижений учащихся;

- модульно-рейтинговая система оценивания и др.

Разнообразие проявлений контрольно-оценочной деятельности повышает значение опыта её осуществления в различных ситуациях, в том числе жизненных, применительно к разным объектам и процедурам. Происходит изменение характера оценки от единовременного измерения к комплексному измерению.

Для определения уровня сформированности компетенций используется накопительная систему учёта результатов и критериально-уровневый подход в интерпретации суммарного рейтингового балла обучающегося. Оценивание проводится посредством нестандартизированных заданий, используемых учителем для установления уровней учебных достижений обучающихся по учебным предметам. Такое оценивание позволяет проводить систематический контроль за достижением планируемых образовательных результатов и их своевременную коррекцию. Планируемые результаты обучения диффириенцируются по уровням учебных достижений. В соответствии с ними разрабатываются измерители, которые включают действия обучающихся, характерные для каждого уровня освоения программы. Измерители – это учебные задания, выявляющие по заранее заданным показателям уровни учебных достижений обучающихся в соответствии с установленными критериями оценивания.

Компетентность приобретается и проявляется в деятельности, соответственно, формы оценивания носят деятельностный характер. Все задания соотносятся с формируемыми компетенциями для программы в целом и для модуля в частности. Учитель определяет цели и задачи модуля, предмета; описывает результаты обучения; разработывает стратегию преподавания и обучения, позволяющая учащимся достичь результатов обучения; проектирует метод оценивания для проверки того, были ли достигнуты результаты. Формула оценки ключевых компетенций учащихся: цель – измеряемые критерии – виды деятельности – оценивание – оценка.

Требования к оцениванию ключевых компетенций учащихся:

- требования к оценке доведены до каждого учащегося;

- задания должны проверять достиг ли учащийся ожидаемого результата;

- соответствовать заявленным целям и ожидаемым результатам.

        Принципы системы оценивания:

- важность – оценивание только самых важных ожидаемых результатов;

- объективность – оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях;

- открытость – ученики изначально знают, что будет оцениваться и по каким критериям;

- простота – формы оценивания должны быть просты и удобны в применении.

Виды контроля:

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Предназначен для определения текущего уровня сформированности ключевых компетенций и осуществляется во время проведения практических занятий, консультаций в форме устного опроса, проверки письменных и практических заданий. Он позволяет оперативно вносить изменения в формы и методы учебной работы и своевременно оценивать успеваемость учащихся. Текущий контроль выполняет три функции: диагностирует, формирует и прогнозирует. Функция диагностирования даёт возможность проконтролировать состояние учащегося на данный момент, определить его сильные и слабые стороны в обучении. Всё это даёт возможность формировать учебную деятельность в желаемом направлении, исправлять ошибки учителя и учащегося, а также прогнозировать учебные результаты учащегося.

Осуществляется по результатам завершения модуля, темы, раздела курса. Для проведения промежуточного контроля учитель разрабатывает комбинированные тесты усвоения качества предмета, разрабатывает  и проводит компетентностно-ориентированные задания, учитываются все виды заданий выполненных за модуль, тему, раздел.

Проводится по завершении предмета, класса, четверти в форме экзамена, зачёта, защиты портфолио и др. на выбор учителя. Он позволяет определить уровень сформированности ключевых компетенций по курсу, предмету. Итоговое оценивание даёт информацию об уровне владения предметом на определенный момент (в конце учебной четверти, курса, учебного года).

Контрольный процесс реализуется путём различного вида процедур: оценки результатов работы на занятии, семинаре, проверки контрольных работ, оценки выполнения учебных заданий, как в классе, так и в домашних условиях, тестов, зачётов и т.д. Контроль может осуществляться в различных формах: тестирование, контрольная работа, коллоквиум, зачёт, защита работы, проекта, портфолио, может быть как устной так и письменной и т.д. Способность выполнять учебные задания могут оцениваться либо по саму факту выполнения в соответствии с принятыми требованиями, либо балльной или рейтинговой системе. Это касается, например, учебных творческих заданий (написания эссе, рецензии, исследования и т. п.), отработки методов работы с источниками информации (работа с документами, создание концептуальных таблиц, кластеров и т.п.).

1.3.2. Особенности оценки образовательных достижений обучающихся.

Важнейшим условием реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы является систематический анализ результатов образования на каждом завершенном временном этапе (четверть, полугодие, год) позволяющий проследить динамику уровня сформированности у учащихся той или иной компетенции, и одновременно оценить эффективность внедряемых инноваций в учебный процесс по формированию компетенций учащихся школы. В этой связи важной частью работы по формированию ключевых компетенций у учащихся является диагностика уровня их сформированности. Для отслеживания изменений уровня сформированности компетенций учащихся в школе осуществляется мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы.

Мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы –  это сбор, хранение, систематизация информации о состоянии и основных показателях уровня сформированности компетенций учащихся; функционирования образовательного процесса с целью принятия обоснованных управленческих решений обеспечивающие повышение качества образования. Основой такого мониторинга выступает сочетание традиционных форм оценивания с инновационными (компетентностно-ориентированными) формами оценивания, позволяющие получить наиболее объективную характеристику уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы.

В ходе опытно-экспериментальной работы разработана процедура мониторинга обеспечивающая широкий спектр параметров оценки уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы. Структурно мониторинг представлен тремя блоками:когнитивный компонент й (знание и понимание), дятельностный (практическое и оперативное применение знаний) и личностный (личностные качества, установки, ценностные ориентации). В каждом из компонентов компетенции выявлены показатели, определены уровни сформированности, подобраны формы, методы, диагностические методики оценки сформированности компетенции. Когнитивный компонент компетенции представлен двумя параметрами: декларативные знания (Что?) и процедурные знания (Как?), отражающие знание терминологии, правил и др. Деятельностный компонент отражает виды деятельности учащихся характерные для той или иной компетенции по наблюдению за выполнением деятельности (умеет, владеет выполнять деятельность), позволяющая выявить уровень сформированности той или иной компетенции. Личностный компонент отражает проявление личностных качеств учащихся характерные для проявления той или иной компетенции.

Показатели сформированности компетенций по четырех бальной шкале: 3, 2, 1, 0.

3 – показатель ярко выраженный;

2 – показатель заметно выражен;

1 – показатель выражен, но проявляется не всегда (редко);

0 – данный показатель не проявляется.

Учитывая то, что формирование ключевых компетенций осуществляется в процессе деятельности, выделены следующие уровни сформированности компетенций: высокий, средний, низкий (представленные в уровневой характеристике сформированности ключевых компетенций учащихся). Каждый уровень отличается качественными и количественными проявлениями той или иной компетенции. На основании этих показателей можно выявить коэффициент компетентности: от 2,5 до 3 оптимальный уровень; от 2 до 2,5 хороший уровень; от 1,5 до 2 допустимый уровень; до 1,5 критический уровень.

Мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций учащихся базируется на компетентностной модели выпускника той или иной ступени обучения, которая отражает функциональные требования к выпускнику.

Диагностика компетенции проводится с помощью разнообразных средств диагностики и самодиагностики, таких как анкетирование, выполнение компетентностно-ориентированных заданий, тестов, решение задач, самопрезентация, представление портфолио, представление результатов проектной деятельности, контрольные работы и т.д.

Для оценивания ключевых компетентностей обучающихся используется модульно-рейтинговая система оценивания. Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости обучающихся – это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основной образовательной программы по предметам с использованием модульного принципа построения учебного процесса. При этом осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на модули и проводится систематизированный текущий контроль успеваемости учащихся по каждому дисциплинарному модулю и дисциплине в целом.

Целью внедрения модульно-рейтинговой системы является внедрение альтернативной формы контроля учебного процесса путем формирования системы внутреннего контроля успеваемости обучающихся и оценки уровня сформированности ключевых компетентностей для интенсификации учебного процесса, активизации работы, развития самостоятельности и ответственности обучающихся при освоении образовательных программ.

 Задачи модульно-рейтинговой системы:

- повышение объективности оценивания ключевых компетенций обучающихся преподавателями за счет выработки четких параметров контроля выполнения учащимися учебной работы;

- создание информационного банка данных, отражающего в динамике успеваемость каждого учащегося;

- повышение уровня организации образовательного процесса в школе и активизация учебной деятельности учащихся;

- повышение качества обучения и развитие самостоятельности и ответственности учащихся школы.

Основные принципы модульно-рейтинговой системы:

  • структурирование содержания каждого учебного предмета на логически завершенные части – дисциплинарные модули;
  • интенсификация самостоятельной работы учащихся за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов;
  • рейтингование (оценивание) достигнутых результатов обучения для повышения мотивации учащихся при освоении ими основных образовательных программ;
  • регулярность и объективность оценки результатов работы учащихся

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся основана на суммировании и учете накапливаемых баллов за активность и качество при выполнении обязательных учебных поручений (текущий рейтинг-контроль) и степень усвоения пройденного материала по результатам сдачи контрольно-тестовых (проверочных) заданий (рубежный рейтинг-контроль) по каждому дисциплинарному модулю в период изучения учебного предмета.

Количество дисциплинарных модулей  по каждой дисциплине определяется преподавателем в зависимости от количества часов, выделенных на изучение предмета  и логики ее построения. 

Основа – рейтинг по предмету. Оценка по каждой дисциплине определяется по 100-балльной шкале как сумма баллов, набранных обучающимся в результате работы в четверти, полугодии (текущая успеваемость), года и на зачете или экзамене (промежуточная аттестация). Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся по текущей успеваемости - 60, а на промежуточной аттестации - 40. Большее число баллов на текущей работе предусматривается для стимуляции более регулярной, самостоятельной работы обучающихся, а, следовательно, для формирования более глубоких и прочных знаний. Количество дополнительных баллов не должно превышать 10.

        Каждый модуль включает обязательные виды работ – лабораторные, практические, самостоятельные, проекты, домашние индивидуальные работы и др., а также дополнительные работы по выбору (участие в олимпиаде, написание реферата, выступление на конференции, решение задач повышенной сложности, выполнение комплексных усложненных лабораторных работ).         

Этапы внедрения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:

1.Составления оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.

2.Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.

3.Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал.

4.Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу.

5.Перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневники.

Разработка технологических карт для каждого предмета, выбор используемых методических приемов, контрольных процедур, порядка проведения текущей и промежуточной аттестации, условий допуска к ним, шкалы оценок по отдельным модулям, разделам, заданиям является творческой прерогативой учителя.

Формула подсчета баллов и перевод в традиционное оценивание производятся по шкале перевода баллов по текущей успеваемости в оценки:

   Где А – сумма всех аудиторных занятий в процентах от максимально возможного количества баллов.

     С – сумма баллов в процентах от максимального количества баллов по карте самостоятельной работы.

     К – сумма баллов полученных на рубежном и итоговом контроле.

     Шкала оценок:

    «5» - 85 – 100%;

    «4» - 70 – 84%;

    «3» - 55 – 69%;

    «2» - менее 55%

Диагностический инструментарий мониторинга позволяет проводить оценку уровня сформированности компетенций по всем предметам, входящим в образовательную программу школы, при этом учитывается специфика каждого из этих предметов.

1.3.3. Портфель достижений (портфолио) обучающихся.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в определённый период его обучения, коллекция работ и результатов, которая демонстрирует его усилия».

Целью учебного портфолио является доказательство прогресса обучения по результатам, приложенным усилиям ученика, по его материализованным продуктам результатов деятельности. Портфолио выступает в качестве способа фиксирования, накопления и оценки учебных достижений учащихся за определённый период времени его образовательной деятельности. Оцениванию подлежат все достижения, которые были достигнуты учащимися в процессе изучения того или иного предмета или цикла предметов за определенный период времени.

В школе ведется комплексное портфолио достижений, которое представляет папку с материалами, распределенными по блокам.

Комплексное портфолио состоит из нескольких блоков:

•        портфолио документов,

•        портфолио работ,

•        портфолио отзывов.

Для систематизации материалов, включенных в каждый блок используется зачетная книжка, в которой собирается вся информация об образовательных и внеучебных достижениях.

Портфолио документов – портфель сертифицированных  (документированных) индивидуальных достижений. В портфолио документов ученик представляет сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад и т.п., документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т.п.

Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в зачетную книжку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в папку в качестве приложения.

Преимущество данного блока портфолио в том, что итоговая балльная оценка по нему становится действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика. Однако портфолио документов не раскрывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, интересов и т.п.

К компетентностной части портфолио относится портфолио работ, по которым можно оценить ключевые компетентности, т.е. способность самостоятельно применять  компетенции для достижения определенных результатов.

Портфолио работ – представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.  Эти материалы могут быть представлены в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей, которые вкладываются в папку.

В зачетной книжке ученика фиксируется вид работы, тема, краткое содержание, учреждение на базе которого учащихся выполнял работу, дата, результат.

Портфолио работ дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов.

Портфолио отзывов – представляет отзывы, характеристики,  представленные учителями, научными руководителями, одноклассниками, родителями, работниками системы дополнительного образования, другими лицами, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. В «портфолио отзывов» ученик может представить отзывы на творческие и исследовательские работы, проекты, социальные практики, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил.  Важной составляющей данного блока является самоанализ ученика.

Компоненты портфолио отзывов:

•        рецензии

•        отзывы

•        резюме

•        рекомендательные письма

•        самоанализ деятельности ученика

•        др.

Портфолио отзывов дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Для оценивания портфолио достижений используется балльная система оценивания. Для оценки каждого компонента портфолио определяется количество баллов и закрепляется в положении о портфолио достижений.  По итоговой оценке определяется рейтинг учащихся.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.


Промежуточная аттестация


Итоговая аттестация (в том числе государственная)

результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражающие динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:
• результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
• оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
• оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
• оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее — ГИА).
При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности.
Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании.
В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей школы. В характеристике обучающегося:
• отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
• даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.

 В соответствии с ФГОС ООО к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований на основе неперсонифицированных процедур.

План работы по созданию разделов, входящих в целевой раздел ООП.

п\п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Планируемый результат

Создание нормативного обеспечения для разработки ООП

1

Подготовка приказов «О разработке ООП в МКОУ «Алексеевская СОШ» на основе ФГОС ООО»

Апрель 2012

Директор школы

•         назначен  руководитель творческих групп;

•         определен список участников групп;

•         обеспечена подготовка групп к разработке разделов ООП;

•        определены задачи членов групп,

•         утверждено Положение о творческой  группе

2

Утверждение творческих групп по разработке разделов ООП и определение порядка их работы

Апрель 2012

Координационный совет  

3

Подготовка пакета необходимых для работы группы инструктивно-методических материалов и рекомендаций по разработке ООП

Апрель-май 2012

МСШ

(руководители МО, заместители директора)

Разработка разделов ООП

1

2

3

-  Целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 

Содержательный раздел (программа развития универсальных учебных действий программы отдельных учебных предметов);

- Содержательный раздел (программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования);

- Содержательный раздел (программа коррекционной работы) и  организационный раздел (нормативно-правовое обеспечение; учебный план основного общего образования;  система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта);

В течение года

(с мая 2012 г.)

Проектная группа  1

Проектная группа  2

Проектная группа  3

Проектная группа 4

Протокол заседания проектной группы об утверждении пояснительной записки, планируемых результатов освоения ООП, системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП; документ «Система оценки достижения образовательных результатов освоения ООП».

Протокол заседания рабочей группы об утверждении программы формирования УУД, программ учебных предметов, курсов; программа формирования УУД;  программы по каждому учебному предмету.

Протокол заседания проектной группы об утверждении программы воспитания и социализации обучающихся; программа воспитания и социализации обучающихся.

Протокол заседания проектной группы об утверждении программы коррекционной работы, учебного плана; программа коррекционной работы, учебный план

2

Оценка проектов разделов ООП

Февраль-март

МСШ

Определение уровня достаточности проектов для реализации ФГОС и степени готовности проекта для реализации в ОУ.

3

Внесение поправок и изменений в проекты разделов ООП, разработка  основной образовательной программы

Февраль - апрель

Координационный совет

Корректировка единичных проектов, документ «Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Алексеевская СОШ»

4

Утверждение основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения на заседании педагогического совета

август

Директор школы

Протокол (выписка из протокола) заседания педагогического совета.

Приказ об утверждении основной образовательной программы начального общего начального образования ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о реализации целевого институционального проекта «И нитью братства связаны одной… Сетевое взаимодействие как средство организации дополнительного образования и социализации обучающихся специализированных (кадетских) классов»

В современных условиях развития системы образования, большую актуальность приобретает сетевое взаимодействие более высокого уровня, которое условно можно назвать – «метасетевая» организация деят...

Написание первого ЦЕЛЕВОГО раздела ООП ФГОС ООО

СЕМИНАР ПО МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ «СОЗДАНИЕ ООП ФГОС ООО»Тема семинара : Написание первого ЦЕЛЕВОГО раздела ООП ФГОС ОООГлавный смысл Федеральных государственных образовательных стан...

Целевой раздел рабочей программы "Ребенок и окружающий мир. Формирование элементарных экологических представлений"

Целевой разлел рабочей программы по познавательному развитию дошкольников "Ребенок и окружающий мир. Формирование элементарных экологических представлений"...

структура и содержательное наполнение целевого, содержательного и организационного разделов основной образовательной программа основного общего образования

Доклад на ШМО учителей - предметников на тему "Структура и содержательное наполнение целевого, содержательного и организационного разделов основной образовательной программа основного общего обра...

Целевая комплексная программа по реализации Федерального проекта Национальный парк «Сенгилеевские горы» «Партнерство» на 2019 – 2022 г.г.

Современное образовательное учреждение не может эффективно функционировать без установления взаимовыгодного социального партнерства. Здесь типичным является сетевое  взаимодействие. Партнерство п...

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки...

Шаблон выполнения Целевой раздел ТКУ

Шаблон выполнения Целевой раздел ТКУ...