Написание первого ЦЕЛЕВОГО раздела ООП ФГОС ООО
методическая разработка по теме

СЕМИНАР ПО МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ «СОЗДАНИЕ ООП ФГОС ООО»

Тема семинара : Написание первого ЦЕЛЕВОГО раздела ООП ФГОС ООО

Главный смысл Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.

Инструментом для достижения нового качества образования является Основ Образов Прогр.

В новом Федеральном законе Российской Федерации  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определению Образовательной программы посвящена Статья 12.

Из этого закона следует, что

Образовательная программа является документом СТРАТЕГИЧЕСКОГО развития школы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №1, г.Переславль-Залесский, Ярославской области 19.11.2013 год

СЕМИНАР ПО МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ «СОЗДАНИЕ ООП ФГОС ООО»

Тема семинара : Написание первого ЦЕЛЕВОГО раздела ООП ФГОС ООО

Добрый день, уважаемые коллеги

На специальной Интернет-конференции, посвященной введению ФГОС и прошедшей в августе 2011 года на сайте интернет сообщества учителей, появился вопрос-крик учителя:

 Я учитель- практик с довольно уже большим стажем работы и знаю, что переходные процессы самые тяжелые. Результаты образования, которые с нас требуют по новым ФГОС, формируются в процессе практической деятельности, то есть и сам учебный процесс, и вся образовательная деятельность должна быть построена таким образом, что бы в «старых» классах, при классно-урочной системе, при поточном принципе обучения мы получили новый результат. А каким образом? Где это обсуждается? Кто-нибудь уже получил результаты?

Ответов пришло много. Были холодно-официальные, откровенно дилетантские, но был ответ и от команды разработчиков стандартов. Суть его такова: Новые результаты можно получить только планово, прогнозируемо работая, …работая по новым технологиям.

Цитата

Все результаты новых стандартов достигаются планомерной работой на основе грамотной, продуманной Образовательной  Программы. И рассчитаны на использование инновационных технологий ( проектной, исследовательской, ИКТ и др.), которые и обеспечивают деятельностный подход, необходимый для их достижения..

Попробуем и мы ответить на вопрос учителя. Каким образом, через что получается результат, заложенный в новых стандартах.

Информационное поле меняется столь стремительно, что актуальная сегодня информация – завтра станет устаревшей, возникает необходимость обучения не информации, а формированию компетенций по ее нахождению, сохранению, обработке и созданию новой.

Новые стандарты уже вводятся, три ОУ нашего города с 1 сен 2013 года работают по ФГОС нового поколения. С 1 сент 2014 года все школы страны должны принять 5-тиклассников и начать их обучение по новому. Образовательное учреждение должно быть готово к этому. Что это значит? 

Первое, что необходимо сделать, это, конечно же, создать ООП ООО, потому что она выступает главным объектом стандартизации образования и поэтому вся система стандартов подчинена удовлетворению трех групп требований, предъявляемых к ПРОГРАММЕ (требования к ее структуре, условиям ее реализации, и результатам ее освоения).

Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) – новый вид программы для образовательного учреждения, но именно она должна стать объектом проектирования, особой заботы для всего педагогического коллектива, администрации и родительской общественности школы.

Мы с вами в нашем городе стали первопроходцами  в реализации важных государственных задач, направленных на обновление всего образования.

Нормативно-правовой основой  разработки и существования основной образовательной программы  в образовательном учреждении являются  документы, среди которых надо назвать новый закон об образовании в РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ             и               ФГОС ООО от 17 декабря 2010 г . 

•        Закон Российской Федерации "Об  образовании в РФ" (в  ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897  (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644 ).

•        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  

•        «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано  в   Минюсте    РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993).

•        Приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 №986 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N 19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

•        Приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 № 2106 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N 19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

Главный смысл Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.

Инструментом для достижения нового качества образования является Основ Образов Прогр.

В новом Федеральном законе Российской Федерации  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определению Образовательной программы посвящена Статья 12.

Из этого закона следует, что

Образовательная программа является документом СТРАТЕГИЧЕСКОГО развития школы

Хочу обратить внимание на те позиции в законе, которые, на мой взгляд, содержательно поддерживают ФГОС ООО и должны учитываться при написании ООП ООО:

  • возможность выбора учебных курсов как в ОУ, так и вне его (внешкольные ОУ, учреждения культуры, спорта);
  • аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов;
  • нормативно-подушевое финансирование, гибкие финансовые механизмы (целевое финансирование, программы развития, образовательное кредитование и так далее);
  • учет особенностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • дистанционное образование и сетевое взаимодействие как расширение возможностей индивидуальных образовательных программ;
  • оценка качества образования — переход от распределения статусов к содержательной оценке результатов образования;
  • общественное участие в жизни ОУ— расширение полномочий общественности, наличие компетенций, высокий уровень образования у родителей наших учеников.

Основная образовательная программа основного общего образования это Единственный официальный нормативный документ в школе, который

  • Определяет содержание образования определенного уровня и направленности;
  • Разрабатывается  ОУ самостоятельно c учетом (на основе) примерных образовательных программ ст 12 «З об Обр в РФ»;
  • Обеспечивает  реализацию ФГОС с учетом типа и вида ОУ, запросов участников образовательного процесса;
  • в соответствии с которым осуществляется организация образовательного, производственного, управленческого процессов в ОУ.

Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения является локальным нормативным документом, описывающим содержание образования и механизм реализации требований ФГОС ООО в общеобразовательном учреждении. В ней конкретизируются положения ФГОС ООО применительно к особенностям вида общеобразовательного учреждения, состава обучающихся, места расположения, педагогических возможностей. Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении.
Примерная основная образовательная программа нормативным документом

не является

( и как вы видели из предыдущего слайда, в перечень документов, для разработки ООП не входит).

Формат примерной основной образовательной программы представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения. (Описан подробно в ст 12 «З об Об в РФ»

Каждая школа при написании Программы эту модель берет за основу.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 30 % от общего объема основной образовательной программы. Данным соотношением необходимо руководствоваться при разработке каждого раздела основной образовательной программы школы.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предоставляет возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные), а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность.

Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования — преемственность и развитие 

При проектировании и разработке основной образовательной программы основного общего образования образовательное учреждение должно руководствоваться требованиями ФГОС ООО к её структуре. Стандарты основной школы содержат полное описание.

Первое, что мы рассматриваем – это структуру ООП.

Для этого вспоминаем самое начало Примерной ООП и ее раздел «Общие положения».

ООП состоит из трех больших разделов,… целевой, содержательный и организационный ….!

из трех больших разделов будет состоять И наша ООП ООО (целевой, содержательный и организационный).

Первый раздел, который сегодня является предметом нашего интереса,,,,,,, включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения.

В содержательном разделе программа развития универсальных учебных действий (которая присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни.

Организационный раздел содержит учебный план и совершенно новый материал — систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов.

Кроме указанных разделов основная образовательная программа школы может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и общеобразовательного учреждения. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия и др.

Приступая к написанию ООП надо иметь в виду и учесть при написании

Концепция УМК, которую реализует школа 
(цели, задачи, результаты, подход, содержание, технологии, формы, средства)

Социальный заказ родителей (цели, результаты→ содержание, формы, средства)

Традиции школы 
(цели, задачи, результаты, содержание, технологии, формы, средства)

Если концепция УМК может для разных ОУ быть общей, то социальный заказ родителей и, безусловно, традиции ОУ разные. Поэтому ООП ООО для каждого ОУ СВОЯ!!!

перед началом разработки программы ОУ должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей социального окружения ОУ, учесть и отразить в своей образ. программе тип и вид ОУ, его особенности, а также конкретизировать конечные результаты обучения в виде предметных знаний и умений, метапредметных умений (ключевых компетентностей) и социального опыта (личностных  результатов).

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Давайте сопоставим данные цели реализации ООП со структурой ООП ООО: (на столах – таблицы с перечисленными целями ООП и карточки с названиями ПОДПРОГРАММ, направленных на решение целей ООП, прошу ВАС переместить карточки и положить их в ячейки так, что бы они соответствовали  целям!

слушатели перемещают их, раскладывают в соответствующие ячейки таблицы, устанавливая соответствие)

Цели реализации ООП ООО

Какие подпрограммы направлены на решение целей ООП ООО

Обеспечение планируемых результатов ООП ООО

«Планируемые результаты

освоения обучающимися ООП ООО»

Формирование целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей

Программы отдельных учебных

предметов, курсов 

Учет личностных, семейных, общественных, государственных потребностей и возможностей обучающихся

Учебный план основного

общего образования 

Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости

Программа воспитания

и социализации обучающихся

Учет индивидуальных особенностей развития обучающегося и состояния здоровья

Программа воспитания

и социализации обучающихся

Давайте сверим результат вашей работы

- обеспечение планируемых результатов – у нас есть раздел «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования»;

- формирование целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей как будем достигать, с помощью чего? – (Программ отдельных учебных предметов, курсов), а также с помощью  (Программы развития универсальных учебных действий). Как мы будем оценивать? Что у нас для этого есть (или будет)? - Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- где учтем личностные, семейные, общественные, государственные потребности и возможности обучающегося?  (В учебном плане основного общего образования);

- а какая программа будет направлена на становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости? (Программа воспитания и социализации обучающихся);

- с помощью какой программы будем учитывать индивидуальные особенности развития обучающегося и состояния здоровья? (с помощью Программы воспитания и социализации обучающихся, т.к одним из разделов этой программы будет Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры).

Итак, маленькие дети, закончившие начальную школу, перешли в среднее звено. Что важно учитывать при организации ОП в это время?

Верно, прежде всего, ООП основного общего образования  должна опираться на возрастные особенности школьников.

Чтобы учитывать возрастные и психолого-педагогические особенности школьников, что будет предпринимать школа и учитель? (адекватно строить образовательный процесс, что означает: выбирать  и создавать необходимые условия, изучать, отбирать и применять на практике наиболее эффективные методики обучения).

Но для того, чтобы выбирать методы и приемы обучения, учителю необходимо что знать? (на что они должны быть направлены, на какой результат ориентироваться при выборе методик обучения).

Поэтому в ООП ООО должен быть раздел, посвященный планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Обратимся к данному разделу ООП (на ваших столах  СТР,1 материала ПРИЛОЖЕНИЕ №2).

В первой части этого раздела – в Общих положениях – можно увидеть такое словосочетание – «система планируемых результатов». Почему «система»? Как вы считаете? Или это просто устойчивое словосочетание, не обремененное особым смыслом? Почему результаты даны во множественном числе?

(Только система результатов – личностных, метапредметных и предметных – дает возможность сделать вывод об успешности ученика, позволяет вывести ему итоговую комплексную оценку и отметку.)

В соответствии с требованиями Стандарта / система планируемых результатов устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, / которые осваивают обучающиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников.

Успешное выполнение этих задач требует от обучающихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных).

Зачитаю выдержку из Примерной Программы на стр 1 ваших материалов ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых обучающимся

Давайте назовем классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые должны освоить учащиеся в ходе обучения:

ПРОШУ ВАС из раздела ООП (фрагмент которой лежит перед вами) найти и зачитать классы учебно-познавательных и учебно-практических задач и их предназначение.

Зачитываем класс задач и на формирование чего они направлены.

(Чтение слушателями из текста Примерной ООП  ООО)

- учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;

- учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний;

- учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций;

- учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

- учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом;

- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания;

- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности;

- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование  ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме;

- учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.

На слайд надо вывести эти результаты!!! НЕ ЗАБУДЬ

Переходим к структуре планируемых результатов     В структуре планируемых результатов выделяются:

1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, описывающие основной вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют эффективность деятельности системы образования на федеральном и региональном уровнях.

2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»  к каждому разделу учебной программы.

Рассмотрим

2.5. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ.

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

* четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом» и

* учебных программ по всем предметам — «Русский язык» и т.д.

какова особенность структуры планируемых результатов?

Да, верно, прописаны результаты двух уровней – то, чему обучающиеся научатся, то, что у них будет сформировано,

и то, чему ученик получит возможность научиться, получит возможность для формирования.

То есть определена динамика картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы - зоны ближайшего развития ребёнка.

Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации.

Оценка достижения планируемых результатов этого блока ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня.

Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения.

Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

А теперь поработаем в группах. Я предлагаю создать 5 групп. Каждая группа получает определенную часть текста данного раздела (Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ), знакомится с содержанием этой части и отмечает, выделяя различным цветом, что формировали и раньше, работая по старым стандартам, а что – новое, будем формировать в рамках Стандарта. Затем группы представляют результат своей работы по следующему плану

1) Назвать раздел, с текстом которого работала группа.

2) Познакомить присутствующих с планируемыми результатами данного раздела.

3) Представить мнение группы о том, какие учебные действия формировали всегда, а какие – будем формировать в рамках ФГОС.

4) Ответить на вопросы слушателей, выслушать их мнение по данной проблеме.

Таким образом, все присутствующие познакомятся с содержанием всех разделов.

1 группа – личностные УУД;

2 группа – регулятивные и коммуникативные УУД;

3 группа – познавательные УУД и основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;

4 группа – формирование ИКТ-компетентности;

5 группа – основы (стратегии) смыслового чтения.

(Групповая работа. Выступления групп)

Я попрошу сделать вывод из услышанного.

Если раньше под образовательными результатами имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь имеем дело и с метапредметными и личностными результатами, определяющими мотивацию и направленность деятельности человека.

Существенной проблемой для учителя становится определение ресурсов своего предмета в формировании и совершенствовании УУД: в каких учебных темах, какими средствами формировать те или иные УУД.

Ну, а следующий блок ООП ООО – это планируемые результаты учебных программ по всем предметам.

Это нам наиболее знакомая часть результатов, но и эта часть требует внимательного изучения.

Предлагаю Вам провести в коллективах следующую практическую работу:

Учителям по МО  выбрать учебный предмет и самостоятельно ознакомиться с содержанием планируемых результатов, используя Примерную программу.

А далее – выполнить задание вот какого характера.

В соответствии с тем, что  планируемые результаты представлены двумя блоками – «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться», учителя обязаны создавать на уроке такие условия, чтобы дети достигли результатов базового уровня и попробовали достичь результаты повышенного уровня.

Предложите учителям Попытаться спроектировать учебную ситуацию (фрагмент урока) на уроке по своему предмету, в ходе которой будут формироваться результаты того и другого уровня. Для оформления результатов блока «Ученик получит возможность научиться» используйте курсив.

Этот материал находится в Папке материалов нашего семинара

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования – это один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени основного общего образования, ее  содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП.

Система  оценки достижения планируемых результатов ООП представляет  собой один из механизмов управления реализацией  основной  образовательной  программы основного  общего  образования и выступает как неотъемлемая часть  обеспечения  качества  образования. На этапе основного общего  образования  система оценивания  приобретает новый виток качества. На этом этапе  любая  отметочная  система  оценивания (пятибалльная, многобалльная и др.) не имеет принципиального  значения, как это было в начальной школе. Акцент делается на формирующем оценивание и экспертной качественной  оценки со стороны взрослого, в том числе и педагога.

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:

  • внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе  службами)
  • внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допускается предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.
В соответствии с ФГОС ООО, основным
 объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. (В ТАБЛИЦЕ ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ НЕ НАДО!!! ДАЛЬШЕ ИДЕТ ПОЯСНЕНИЕ!!!)_

Категория оценивания

Объект оценивания

Процедура оценивания

Итоговая оценка подготовки выпускников

планируемые результаты содержания блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ.

Итоговая аттестация выпускников

Оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования

планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» всех изучаемых программ

аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических кадров, а также мониторинговые исследования разного уровня

Оценка состояния и тенденций развития систем образования

ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, составляющие содержание первых, целевых блоков планируемых результатов всех изучаемых программ

мониторинговые исследования разного уровня. При этом дополнительно используются обобщённые данные, полученные по результатам итоговой оценки, аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров

Внешняя оценка

       При проектировании и реализации  ООП необходимо учитывать, что внешняя оценка образовательных  результатов может  проводиться:

      1.  На старте (в начале 5-го класса) в рамках регионального мониторинга качества  образования силами региональных структур оценки качества образования.

Основная цель диагностики – определить готовность пятиклассников обучаться на следующей ступени школьного образования.

Готовность  обучения в основной школе может определяться двумя параметрами:

  • сформированностью у обучающихся желания и основ  умения  учиться (учебная грамотность в рамках автономного  действия);
  • уровнем освоения основных культурных предметных  средств/способов действия необходимых для продолжения  обучения в основной  школе.

               2. В ходе аккредитации образовательного учреждения силами региональной службы по контролю и надзору в сфере образования с привлечением общественных институтов независимой оценки качества образования.

     Цель оценочных процедур – определить возможности образовательного учреждения выполнить взятые на себя обязательства в рамках  созданной основной  образовательной  программы основного  общего  образования и дать оценку достижений запланированных образовательных результатов всеми субъектами ООП.

         3. В рамках государственной  итоговой аттестации (9 класс). Предметом государственной итоговой аттестации освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования являются достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в рамках учебных дисциплин, необходимых для продолжения образования.

Итоговая аттестация по результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования включает три составляющие:

- результаты промежуточной аттестации обучающихся за последние  три года (7-9 классы), отражающие прежде всего динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;

-  итоги внеучебных (школьных и внешкольных) достижений обучающихся за 7-9-й классы, которые оформляются  в специальное  индивидуальное портфолио  учащихся;

- результаты экзаменационных испытаний (экзамены) выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения  основной образовательной программы основного общего образования.

Внутренняя оценка планируемых результатами силами образовательного учреждения

Внутренняя оценка предметных и метапредметных результатов образовательного учреждения  включает в себя стартовое, текущее (формирующее) и промежуточное (итоговое) оценивание.

Предметом  стартового оценивания, которое проводится в начале  каждого учебного года, является определение остаточных знаний и умений учащихся относительно  прошедшего  учебного года, позволяющего  учителю  организовать эффективно процесс повторения и  определить эффекты от  своего обучения за прошлый учебный год.

Предметом  текущего (формирующего) оценивания является операциональный состав предметных способов действия и ключевых компетентностей. Такое оценивание производится  как самим  обучающимся, так и учителем и осуществляет две важные функции: диагностическую и коррекционную. Цель  такого  оценивания увидеть проблемы и трудности в освоении  предметных способов действия и компетентностей и наметить план работы по ликвидации возникших  проблем и трудностей.

Предметом  промежуточного (итогового) оценивания на конец учебного  года является уровень освоения обучающимися культурных предметных способов и средств действия, а также ключевых компетентностей. Проводит такое оценивания внешняя относительно  учителя школьная  служба оценки  качества образования.

Формирующая оценка образовательных результатов детей проводится в соответствии с согласованным подходом к планированию и реализации  образовательного процесса для всех учащихся на протяжении  всего периода обучения. Цель  такого  оценивания выявлять сильные и слабые стороны каждого  ученика, разрабатывать и реализовывать стратегии, направленные на повышение успеваемости обучающихся. У учеников должно  сложиться четкое понимание того, в каких  разделах программы происходит их рост и что именно они могут сделать для улучшения своей успеваемости.

 В целях эффективности,  внутренняя оценка образовательных  результатов учащихся включает в себя:

  • указание технологии  оценивания, которая будет использоваться в ходе  образовательного процесса и работать на повышение эффективности и доступности  образования;
  • краткие сведения о способах  оценивания, которые будут использоваться, а также указание на то, когда и каким образом будет происходить;
  • сведения о том, каким образом предполагается обеспечить дифференцированный подход к обучению, т.е. каким образом будут варьироваться организация класса/ методики обучения, учебные ресурсы и оценка знаний учащихся с целью развития всего  спектра способностей учащихся;
  • сведения о том, каким образом предполагается производить анализ и оценку учебной программы (включая все элементы процесса оценивания).

Контрольно-оценочные  действия в ходе образовательного процесса осуществляют как педагоги, так и учащиеся.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.

Основными функциями системы оценки

являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом  системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных

Оценка личностных результатов

может быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий. Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии, которые могут быть представлены в форме универсальных учебных действий.

Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.
В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что
личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения.

Вы видите фрагмент ООП ФГОС ООО нашей школы.

Что можно оценить?

- соблюдение норм

и правил поведения в ОУ;

-участие в общественной жизни;

-прилежание и ответственность;

-способность выбирать

образ. траекторию;

-ценностно-смысловые

установки;

КАК ОЦЕНИТЬ? Через специальные процедуры

Оценочные суждения педагогов;

Самооценка;

Мониторинговые процедуры;

ЭТО ОУ прописывает в ООП ООО

Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований,.

привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития учащегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.

В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся.

К проведению оценки результатов образовательной деятельности должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.

Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.

Принципиально новое явление, вводимое в педагогическую практику стандартами второго поколения – это метапредметные умения обучающихся (метапредметные результаты)

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов И НАДПРЕДМЕТНЫХ КУРСОВ способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формиро-вания универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основными объектами оценки метапредметных результатов являются

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося

5-9 классов, перешедшего на обучение по новым ФГОС

, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Оценка сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания

проектной деятельности

Как пример оценки сформированности ключевых компетенций предлагаю Вам рассмотреть систему оценки сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания  проектной деятельности

Оценка сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания проектной деятельности

          В процессе проектной деятельности учащегося возможна с помощью специальных  оценочных процедур исключительная возможность оценки уровня сформированности ключевых компетентностей, в частности, решения проблем, поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта. Также по целому ряду оснований – способов деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся, - можно выявить также уровень сформированности таких компетентностей, как работа с информацией и коммуникация.

         С этой целью  разработаны  специальные  уровневые критерии и оценочные бланки[1]. В специальных таблицах приводятся для каждого уровня показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-6 классах, третий – в 7-9 классах, четвертый – на старшей ступени

Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию. При этом предполагается, что по некоторым составляющим той или иной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, предполагается, находится учащийся той или иной ступени обучения.

           Рекомендуется разъяснить учащимся критерии оценки их проектной деятельности и давать качественную оценку продвижения учащегося. При необходимости выставлять отметку рекомендуется ориентироваться на общий балл и принимать за основу отсчета средний балл по уровню, на котором проводится оценка. При этом учащийся может набрать минимальное количество баллов по одним позициям и количество баллов, превышающее требование к данному уровню, – по другим

Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности обучающегося, презентация продукта, а также наблюдение за работой в группе и консультацией. Субъекты оценки в первых двух случаях могут быть разными: руководитель проекта, другие педагоги; при оценке презентации – также обучающиеся и педагоги. Наблюдение и оценку рабочих листов портфолио проектной деятельности проводит только руководитель проекта.

         Продукт, полученный обучающимся, не является объектом оценки, поскольку его качество очень опосредованно указывает на уровень сформированности компетенции учащегося в целом (т.е. соорганизации внешних и внутренних ресурсов для решения проблемы).

Вместе с тем, факт получения обучающимся продукта является обязательным для легализации оценки. Проводить оценку на основании наблюдения за работой в группе и консультациями необходимо с момента начала проекта, но другие объекты могут быть оценены лишь по завершении проекта, т.е. после получения продукта.

        Другими словами, получение продукта является единственным свидетельством того, что проект состоялся, а значит, деятельность обучающегося может быть оценена.

Напомню, что выполнение проекта является обязательным условием обучения по ФГОС ООО и обязательным условием успешного завершения ступени.

На ваших столах лежит фрагмент Оценочной таблицы по
ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ И РАЗВИТИЯ УУД НА СТУПЕНИ ООО. Мы только начинаем с ней работать. Оно понятно, 5-е классы только начали свой путь по ФГОС

Это является продуктом работы наших учителей.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи». Прописан предметный результат в ПРОГРАММАХ по предметам.

Оценка достижения предметных результатов так же прописана в ПРОГРАММАХ по предметам и ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале. 

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения учебного содержания  обучающимися.

Планируемые результаты освоения образовательной программы представлены дифференцировано:. А так же процент освоения учебного материала с переводом в пятибалльную отметку. Мы сохранили (НЕСМОТРЯ НА СЕРЬЕЗНУЮ КРИТИКУ!) именно пятибалльную систему оценки. Т.К. даже при выборе другой системы в итоге все равно приходят к пятибалльной системе.

Высокий

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Повышенный

Базовый

Освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач.

Достаточный уровень для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.

Пониженный

Отсутствие систематической базовой подготовки,  обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся,  имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня.

Данная группа обучающихся  требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий

Наличие только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно.

Обучающимся требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы ооо является достижение предметных и метапредметных  результатов ооо, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности.

На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

• результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

• оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

• оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

• оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (т.е. ГИА).

На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию.

Пояснительная записка.

Не случайно после обзора

2.      Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО;

3.      Система оценки достижения планируемых результатов освоения  ООП ООО.

Мы возвращаемся к ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ.

Эту часть

Разделы программы:   I.             Целевой

Вы будете составлять после того, как вся ООП будет готова. И вся ПРОГРАММА предстанет перед вами во всей своей красе.

Тогда вы приступаете к написанию пояснительной записки.

Пояснительная записка - это та часть документа, со знакомства с которой может быть начат диалог между школой и семьей, социальными партнерами, между учителем и администрацией. Определенную роль в этом может играть наличие общей характеристики ООП, которую можно рассматривать как своего рода маршрутизатор по документу, раскрывающий его содержание и характеризующий разделы и структурные компоненты ООП.

В пояснительной записке необходимо ответить на вопросы:

Каково назначение данного структурного компонента ООП?

Что собой представляет ООП (что это за документ, каково его предназначение)?

Каковы основания для разработки ООП ОУ?

Какова структура и содержание ООП?

Какова цель, на достижение которой направлена данная ООП?

Цель конкретизирует требования ФГОС к результатам освоения ООП, фиксирует характеристики обучения, воспитания и развития с точки зрения личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития.

Главное не переписать общую цель, зафиксированную в примерной ООП (п. 1.1 примерной ООП), а конкретизировать ее с учетом специфики ОУ (ценностей, приоритетных направлений и т. п.).

Целей и задач не должно быть слишком много, они должны быть понятными для всех, конкретными, проверяемыми и достижимыми.

Нам с вами предстоит стать первопроходцами в реализации важных государственных задач, направленных на становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, укрепление их физического и духовного здоровья.

Сегодня мы с вами рассмотрели лишь отдельные стороны серьезного и сложного вопроса ПО ПЕРЕХОДУ ШКОЛЫ НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ. И уже увидели, что нужен новый подход к педагогической деятельности учителя. Я считаю, что главным в сложно процессе введения ФГОС ООО является учитель. Если он примет все нововведения, то у нас все получится.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно,  педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. 




Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА «СОЗДАНИЕ ЦЕЛЕВОГО РАЗДЕЛА ООП ООО  19.11.2-13 год_ МОУ СОШ №1

Семинар «Создание целевого раздела ООП ООО»_19.11.2013 год/ МОУ СОШ №1

Уважаемые участники, просим вас по итогам работы семинара принять участие в опросе эффективности работы. Участие добровольное и анонимное.

Укажите свое отношение к каждой позиции, поставив знак «+» в соответствующем столбце.

ПОЗИЦИЯ

Полностью согласен(на)

Скорее «да», чем «нет»

Не уверен(а)

1

Вопросы, рассмотренные на семинаре, актуальны

2

Есть возможность применения представленного опыта в своем ОУ

3

Информация по представленному опыту интересна

4

Я смогу передать информацию с семинара своим коллегам

5

Я буду использовать в своей работе полученные материалы

6

Вопрос семинара стал мне более понятен

7

Материалы семинара помогли повысить мою профессиональную компетентность

8

Я хочу узнать больше по обсуждаемому вопросу

9

Организация и проведение семинара полностью соответствует заявленным целям

Ваш комментарий

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо.

Семинар «Создание целевого раздела ООП ООО»_19.11.2013 год/ МОУ СОШ №1

Уважаемые участники, просим вас по итогам работы семинара принять участие в опросе эффективности работы. Участие добровольное и анонимное.

Укажите свое отношение к каждой позиции, поставив знак «+» в соответствующем столбце.

ПОЗИЦИЯ

Полностью согласен(на)

Скорее «да», чем «нет»

Не уверен(а)

1

Вопросы, рассмотренные на семинаре, актуальны

2

Есть возможность применения представленного опыта в своем ОУ

3

Информация по представленному опыту интересна

4

Я смогу передать информацию с семинара своим коллегам

5

Я буду использовать в своей работе полученные материалы

6

Вопрос семинара стал мне более понятен

7

Материалы семинара помогли повысить мою профессиональную компетентность

8

Я хочу узнать больше по обсуждаемому вопросу

9

Организация и проведение семинара полностью соответствует заявленным целям

Ваш комментарий

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старшеклассников "Требования для написания части С ( раздел "Письмо") ЕГЭ -2011".

Презентация для подготовки к ЕГЭ. Как правильно написать письмо и эссе....

Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме: "Основание Екатеринодара и первых станиц". Раздел: "История Кубани".

Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия....

Целевой раздел ООП ООО (проект)

Проект Целевого раздела ООП ООО...

Рубежная контрольная работа по русскому языку. Первый курс. Раздел "Морфология и орфография"

Тестовые задания для рубежной контрольной работы по русскому языку предназначены  для студентов первого курса среднеспециальных учебных заведений....

Целевой раздел рабочей программы "Ребенок и окружающий мир. Формирование элементарных экологических представлений"

Целевой разлел рабочей программы по познавательному развитию дошкольников "Ребенок и окружающий мир. Формирование элементарных экологических представлений"...

Рекомендации по написанию личного письма. Раздел ОГЭ

Презентация рекомендована для подготовки детей к письменной части ОГЭ...

Шаблон выполнения Целевой раздел ТКУ

Шаблон выполнения Целевой раздел ТКУ...