Программа экспериментальной площадки
опыты и эксперименты (5 класс) по теме

Мордвинова Елена Александровна

 В 2013 году между ПГСГА и  МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара заключили Договор об осуществлении научно-педагогического сотрудничества, направленного на совершенствование общеобразовательного процесса МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара. МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара,  получившая статус экспериментальной площадки по теме «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся», является базой для организации и проведения научно-методических педагогических исследований и осуществления инновационной исследовательской деятельности в сфере образования профессорско-преподавательского состава и студентов ПГСГА. Цель и задачи создания экспериментальной площадки – научное обоснование целостной системы сопровождения профессионального самоопределения учащихся и  методическое сопровождение программы профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мордвинова Елена Александровна,

заместитель директора по ВР, НМР

МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара

Программа работы экспериментальной площадки  

«Организационно-педагогическое сопровождение

профессионального самоопределения учащихся»

Актуальность темы:

В концепции модернизации Российского образования говорится, что одной из важнейших задач воспитания является «формирование у школьников  способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Составная часть социализации – профессиональное самоопределение, умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности, осуществлять жизненный и профессиональный выбор. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование такой ключевой компетенции у выпускника современной общеобразовательной школы как, умение осуществлять   профессиональный (и шире – жизненный) выбор.

Для этого необходимо глубокое теоретическое осмысление проблем социального воспитания в аспекте профессионального самоопределения детей (на пропедевтическом уровне в начальной школе) и подростков (в основной школе в связи с предпрофильным и профильным обучением); выявление особенностей формирования социального самосознания; разработка и осуществление специальных программ, с помощью которых возможно создать условия для  основ профессионального становления и самореализации личности, решить важную проблему самоопределения подростка в системе жизненных ценностей, его социализации.

Социальное становление личности учащегося на уроке и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую и социальную активность, построить карьеру, быть успешным в профессии, в жизни. Традиционные и новые профессии все больше начинает рассматриваться как средство для построения жизненного успеха, а также становятся средством для нахождения с помощью профессии учащимися своего места в российском обществе. Таким образом, в период, современного изменяющегося общества и динамичных общественных процессов, необходимо разработать современные подходы к формированию профессионального самоопределения учащихся, отвечающие изменяющимся профессиям и изменяющемуся человеку. Задача школы – создание условий для профессионального самоопределения выпускника.

Школа и общество – объективно коэволюционирующие системы. И для обеспечения коэволюции школа должна моделировать процессы, происходящие в обществе, в том числе действие универсальных законов, которые имеют место на всех этапах его развития. Освоив модель, учащиеся смогут проецировать систему универсальных законов на актуальное состояние общества, обнаруживать различные аспекты личностного проявления в многообразии социальных связей и способов их взаимодействия, прогнозировать будущее, смогут самоопределиться в выборе профессии.

Далее под профессиональным самоопределением (далее – ПС) мы будем понимать «активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса». В своих работах Н.С.Пряжников подчеркивает неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни.  Он считает, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации», т.е. профессиональное самоопределение неразрывно связано с профессиональным становлением личности.

Основные моменты процесса профессионального становления:

1. ПС – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром ПС является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3. ПС осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4. Актуализация ПС личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5. ПС является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:

  • информационно-справочные, просветительские;
  • диагностические  (в идеале – помощь в самопознании);
  • морально-эмоциональная поддержка обучающихся;  
  • помощь в выборе, в принятии решения.

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения –  постепенно сформировать у учащихся внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно  планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Опыт зарубежных образовательных учреждений, в частности – в «Международной сети европейских продуктивных школ» (INEPS),  а также опыт работы школьных экспериментальных площадок г.Москвы, г.Челябинска и др.,  наталкивает нас на процесс соединения допрофессиональной и профессиональной подготовки,  профессиональной ориентации молодежи средствами ИКТ, социально-ориентированной деятельности на уроках и во внеурочной практики учащихся.

Таким образом, организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в школе – взаимодействие всех вовлеченных субъектов: обучающихся и их семей; администрации, учителей, кл.руководителей, педагогов дополнительного образования; социальных партнеров школы (вузы, организации, предприятия), а также: учреждений дополнительного образования различной направленности; специализированных профориентационных (государственных и негосударственных) учреждений; органов управления образованием; предприятий экономической сферы.

В современной системе общего среднего образования России возникли следующие противоречия:

– между содержанием среднего образования, определяемым стандартами первого и второго поколения и практически отсутствием в нем содержания, определяющего активную социализацию учащихся в аспекте их профессионального самоопределения, что определяет повышение  качества трудовых ресурсов страны в условиях ее включения в мировое разделение труда и жесткой экономической конкуренции;

– между необходимостью решения проблем активной социализации, профессионального и личностного самоопределения учащихся, и отсутствием условий для активной социализации учащихся, организационно-педагогогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся и психолого-педагогической помощи выпускнику школы.

Кроме этого:

–  слабо просматриваются связи между образовательными учреждениями и  социумом (другими образовательными учреждениями, бюджетными организациями, центром занятости населения и др.), программно-целевое взаимодействие с которыми обеспечивало бы успешное формирование учащихся к профессиональному самоопределению, в том числе и социальную практику учащихся, что явилось бы фундаментом активной социализации учащихся.

Таким образом, актуальность заявленной темы эксперимента вытекает из:

  1. Потребностей общеобразовательной школы в разработке системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.
  2. Недостаточной теоретической и научно-методической разработанности проблемы  организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в условиях внедрения ФГОС второго поколения в общеобразовательную школу.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современных условиях послужили необходимым основанием для определения темы экспериментальной деятельности.

        Идея эксперимента:

  1. Апробация личностно-ориентированного, деятельностного, ценностного и контекстного подходов к профессиональному самоопределению учащихся через внедрение современных научных достижений в учебно-воспитательный процесс школы для повышения его эффективности и создание организационно-педагогических условий профессионального самоопределения учащихся, направленных на становление их субъектной позиции, формирование социально-профессиональной мобильности, способности ориентироваться в изменяющейся социально-экономической ситуации.
  2. Осуществление комплексной профориентационной работы всеми субъектами, участвующими в организационно-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения учащихся.
  3. Возможность трансформирования накопленного и систематизированного педагогического опыта по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся, накопленного за годы эксперимента в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ г.о.Самара.

        Объект эксперимента: Процесс профессионального самоопределения учащихся МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара.

        Предмет эксперимента: организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся как ключевой компетенции выпускника школы.

        Гипотеза: Если создать оптимальные педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся, разработать и внедрить систему организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся (через встраивание социальной практики в учебный и воспитательный процесс и тем самым обеспечение вхождения учащихся в социальную среду, их приспособления к культурным и социологическим факторам), то произойдет успешная профессиональное самоопределение (и шире – социализация) учащегося.

        Цель эксперимента: Теоретически и экспериментально обосновать целостную систему сопровождения профессионального самоопределения учащихся и  методическое сопровождение программы профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты (в соответствии целями программы развития школы на 2013-2018 гг.: 1) помощь обучающимся в конкретном выборе, связанном с определением либо сферы профессиональной деятельности / конкретной профессии, либо варианта дальнейшего обучения; 2) формирование и развитие компетенций, необходимых выпускнику школы для самостоятельной ориентации и осуществления профессионального выбора в динамично меняющихся условиях (компетентностный подход к организации УВП в школе).

        Задачи:

  1. Разработка системы и реализации программы профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты.
  2. Оказание психолого-педагогической помощи в составление индивидуальных образовательных траекторий для более глубокого удовлетворения интересов, развития способностей учащихся с учетом их образовательных потребностей и профессиональных запросов.
  3.  Определение и создание условий  эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (кадровое обеспечение, материально-техническое, научно-методическое).
  4.     Формирование и развитие единой информационной научно-методической базы (системы тематических предметных, внеклассных Интернет-ресурсов различного уровня, видеоматериалов профориентационной направленности по новым и высокотехнологичным профессиям, издание специализированного методического пособия «Мир профессий от А до Я» для детей, подростков, родителей по проблеме профессионального самоопределения) в сфере поддержки профессионального самоопределения обучающихся на всех ступенях образования в соответствии с ФГОС и обеспечение их доступности субъектам УВП.
  5. Уточнение путей и способов включения профориентационных аспектов в содержание общего образования (варианты:  в учебный и воспитательный план работы школы, дополнительное образование и др.)
  6. Реструктуризация социальных связей общеобразовательной школы и  социума в связи с реализацией ФГОС НОО и ООО.
  7.  Формирование целостного набора критериев оценивания результативности социально-профессионального самоопределения выпускников школы  и внесение предложений о совершенствовании соответствующей статистики.
  8.  Разработка системы показателей результативности деятельности администрации, учителей-предметников, классных руководителей, педагогов ДО  по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся (дифференцированно по уровням образования, по уровням деятельности и по содержательным линиям).
  9.  Внедрение в практику и распространение в педагогическом сообществе достижений ОУ в области организационно-педагогического сопровождения профес.самоопределения обучающихся.
  10.  Повышение культуры делового взаимодействия в сфере социального партнерства с целью учета локальных изменений  в потребностях рынка труда и образования, удовлетворения запроса региона в кадровом обеспечении в соответствии с перспективами его социально-экономического развития.

Диагностический инструментарий:

  1. Входящее, промежуточное и итоговое тестирование.
  2. Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов учащихся.
  3. Анкетирование, направленное на определение готовности учащихся к профессиональному самоопределению (карта наблюдения, таблица уровней готовности, соцопрос, рекомендации по переходу на более высокий уровень готовности).
  4. «Портфолио учащегося по профессиональному самоопределению», включающий дневник профессионального самоопределения и дневник социальной практики.

        Критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. Уровень мотивации учащихся в рамках реализации задач допрофессиональной подготовки  и профессиональной подготовки.
  2.  Мониторинг готовности учащихся к профессиональной деятельности на основании анализа «Портфолио учащегося по профессиональному самоопределению».
  3.  Общая высокая культура, толерантность выпускников, удовлетворенность подготовкой к продолжению образования и адаптации к современным условиям жизни, как со стороны учащихся, так  и их родителей.
  4.  Научно-методический и творческий образовательный продукт (проектные и творческие работы).
  5.  Контролинг поступления учащихся в учебные заведения (ПУ, ССУЗы, вузы) в соответствии с моделью профессионального самоопределения.
  6.  Успешное обучение в учебных заведениях страны и трудоустройство.
  7.  Сотрудничество в системе «школа-выпускник» переписка, участие в фестивалях, коллективно-творческих делах, профориентационных классных часах, выступление в СМИ и т.д.
  8.  Транслируемость достигнутых результатов (возможность и актуальность публикации материалов эксперимента), трансформирование модели в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

        Сроки эксперимента: 3 года

        Этапы эксперимента:

1 год эксперимента:  

сентябрь-декабрь

Аналитический этап

Цель этапа: изучить отечественный и зарубежный опыт по вопросу организационно-педагогического сопровождения и условия формирования профессионального самоопределения учащихся как ключевой компетенции выпускника школы.

январь-март

Формирующий этап

Цель этапа: собрать, проанализировать и структурировать информацию об образовательных потребностях учащихся для создания алгоритмов оперативного и стратегического управления деятельностью по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

апрель

Аналитико-диагностический этап

Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП и выявить результативность системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.

май

Контрольный этап

Цель этапа: провести мониторинг первого года эксперимента, внести коррективы

2 год эксперимента:

сентябрь-декарь

Аналитический этап 

Цель этапа: собрать, проанализировать и структурировать информацию по реализации и внедрению системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в условиях реализации ФГОС НОО и ОО в ОУ;  разработать программу профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты; определить условия  эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (кадровое обеспечение, материально-техническое, научно-методическое).

январь - март

Формирующий этап

Цель этапа: оказать содействие и психолого-педагогическую помощь учащимся в решении проблемы «выбора», выстраивании собственной образовательной траектории профессионального самоопределения и  социальной практики. Реализация социальной практики учащихся на основе социального партнерства через программу профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты.

апрель

Аналитико-диагностический этап

Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП для выявления результатов деятельности системы и программы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.

Контрольный

Цель этапа: провести мониторинг второго года эксперимента, внести коррективы.

3 год эксперимента:

сентябрь-октябрь

Аналитический этап

Цель этапа: провести анкетирование участников УВП с выявления положительных и отрицательных результатов реализации системы и программы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся и развития социального партнерства ОУ.

ноябрь-март

Формирующий этап

Цель этапа: создать условия для обобщения материалов «Портфолио учащегося по профессиональному самоопределению», включающий дневник профессионального самоопределения и дневник социальной практики.

апрель

Аналитико-диагностический этап

Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП для выявления результатов деятельности системы и программы.

май - июнь

Контрольный этап 

Цель этапа: организовать работу по программе.

Итоговый анализ:

 – Методический аудит;

 – Информационный банк.

Прогноз возможных негативных последствий 

  1. Пассивность социальных партнеров ОУ в оказании действенной помощи при организации эксперимента.
  2. Недостаточность финансовых средств для реализации проекта.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

  1. Разработка и согласование плана, договора о  совместной деятельности с социальными партнерами.
  2. Разработка и согласование плана и программы привлечения спонсорских средств через НКО Благотворительный фонд «Ильинка».
  3.  Взаимодействие со СМИ с целью привлечения внимание общественности к данной проблеме.

Состав участников эксперимента.

Функциональные обязанности (в соответствии с приказом по ОУ от 03.09.2013)

Администрация школы

Директор:

–  координация условий и хода эксперимента

– разработка, корректировка нормативно-правовой базы школы в рамках программы.

Зам. директора по УВР:

 – корректировка УВП в целях реализации задач предпрофессиональной и профессиональной подготовки школьников.

Зам. директора по ВР:

– заключение договоров с социальными партнерами на предмет реализации профориентационной работы с учащими на уроках и во внеурочной деятельности;  

– разработка базы учетно-отчетной документации по реализации задач профориентационной работы (и возможно –  социальной практики).

Зам. директора по НМР и педагог ДО:

–  методическое сопровождение эксперимента;

– организация работы по формированию содержательной части основных разделов программы эксперимента.

Методист школьного музея:

– связь с СМИ с целью привлечения внимания общественности  и дополнительного финансирования эксперимента.

Системный администратор (зам. директора по ИКТ):

– создание страницы школьного сайта по вопросам профориентации;

– проведение виртуальных телемостов между учебными заведениями, работодателями, общеобразовательными школами.

Социальный педагог (психолог, учитель химии):

– разработка диагностического материала для отслеживания результатов реализации системы и программы профессионального самоопределения учащихся;

– оказание индивидуальной социально-психолого-педагогической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, выборе индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающей формирование профессионального самоопределения учащихся;

– психолого-педагогическое сопровождение хода эксперимента;

– организация сотрудничества с социальными партнерами на предмет реализации социальной практики.

Библиотекарь:

–– информационно-библиографическое сопровождение программы эксперимента.

Классные руководители:

– организация пропедевтической деятельности (1–8 классы) и деятельности учащихся по дневнику профессионального самоопределения (9–11 классы);

– контроль программы по профессиональному самоопределению.

Медицинская служба:

– контроль состояния здоровья участников эксперимента.

База эксперимента: МБОУ СОШ № 12 имени Героя Советского Союза Сафонова Ф.М. г.о.Самара

В эксперименте принимают участие учащиеся 1–11 классов, классные руководители данных классов и воспитатели ГПД.

Среди учащихся 9-х классов на уровень эксперимента выводится 9А класс, 9 Б класс – контрольный.

В рамках экспериментальной деятельности к сотрудничеству привлекаются социальные партнеры ОУ.

Научно-методическая обеспеченность эксперимента

  1. Нормативно-правовая база:

1.1. Проекты концепций профориентации и сопровождения профессионального самоопределения (на федеральном уровне):

• проект Концепции педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в условиях перехода на      12-летнее образование (РАО, Н.С. Пряжников, 2001);         

• проект Концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников (РАО, Н.Ф. Родичев, 2006);

• проект Концепции профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений (ФИРО, Е.А. Рыкова, 2009);

 • концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования России от 18.07.2002 № 2783), практика реализации которой в 2003-2006 гг. оказала влияние на формирование более гибких подходов к построению учебных планов основной и старшей школы, отразившихся в новых ФГОС общего образования.

1.2. Продуктивные идеи и подходы, содержащиеся в обозначенных выше документах, были учтены при разработке Концепции «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях непрерывности образования» (разработана Федеральным агентством по делам молодежи// Вестник образования, октябрь, 2013).  

1.3. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) содержит положения о профессиональной ориентации обучающихся, согласно которым:         • детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, оказывается помощь, в том числе в профориентации и получении профессии (ст. 42.2);

  1. • в старшей школе предусматривается индивидуализация и профессиональная ориентация содержания среднего общего образования (ст. 66.3);

  2. •  дополнительное образование детей направлено в том числе, на обеспечение их профессиональной ориентации (ст. 75.1).

  3.         Нормативно-правовая база МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара: Устав ОУ, Программа развития и др. локальные акты ОУ.

2. Кадровая обеспеченность: административный блок ОУ, классные руководители, воспитатели ГПД, учителя-предметники, социальный педагог, внештатный психолог, медик, педагоги дополнительного образования.

3. Курсы и обучающие семинары по теме эксперимента:

– КПК по теме: «Управление инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения»;

– семинар с педагогическим коллективом (обмен опытом);

– обучающие семинары для педагогического коллектива ОУ и учащихся, формирование творческих групп (в течение эксперимента).

– перспективный план прохождения курсовой переподготовки педагогических кадров.

Форма представления результатов эксперимента для массовой практики

  1. Оказание консультативных услуг.
  2. Участие в конференциях разного уровня по теме экспермента.
  3. Проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению системы и программы в УВП ОУ.
  4. Разработка методического пособия «Мир профессий от А до Я» (из опыта работы).

Список используемой литературы

  1. Кобелева Л.Ю., Третьякова В.Ф. Мониторинг готовности школьников к профессиональному самоопределению: В помощь классному руководителю. – Челябинск: СИМАРС, 2008
  2. Кобелева Л.Ю., Третьякова В.Ф. Я и моя будущая профессия. Портфолио: Дневник профессионального самоопределения. – Челябинск: СИМАРС, 2007.
  3.  Концепция «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях непрерывности образования» // журнал «Вестник образования», октябрь, 2013 (разработана Федеральным агентством по делам молодежи).
  4.  Профессиональное самоопределение как одно из условий  успешной социализации личности подростка: Материалы по реализации программы экспериментальной площадки /Т.А. Ничкова, О.В. Ядрышникова. – Панаевск: Методическая служба, 2011
  5. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. – М., 20002.
  6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – Москва: Вако, 2005. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

Опыт работы учителя английского языка по реализации программы экспериментальной муниципальной площадки «Старт к успеху» по развитию детской одарённости

В статье описывается опыт работы с одарёнными детьми по изучению английского языка в рамках реализации экпериментальной муниципальной площадки "Старт к успеху" по развитию детской одарённости....

Программа школьной экспериментальной площадки "Формирование социокультурной иноязычной компетенции учащихся средствами информационно- коммуникационных технологий"

ПРОГРАММАшкольной экспериментальной площадкиТема:«Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихсяв урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного ци...

Программа экспериментальной площадки

Расчитана на учащихся 3-5 года обучения, так как основная программа расчитана на 2 года....

Реализация программы областной экспериментальной площадки «Создание системы героико-патриотического воспитания в школе» в рамках преподавания обществоведческих дисциплин и внеклассной работы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...