Задачи, проблемы социально-профессионального самоопределения школьников
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Задачи, проблемы социально-профессионального самоопределения школьников
Ливн Марина Валентиновна, заместитель директора МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
Современное развитие страны привело к тому, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, за территорию, за свободу. Требования к выпускникам школы растут. Молодежь должна быть: социально защищенной, нравственно стойкой, закаленной, имеющей знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоровой, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.
Все это требует глубокого переосмысления функций школы, создания условий для нормального социального развития обучающихся.
В настоящее время наблюдается тенденция к самоустранению родителей от воспитания, сиротству, бродяжничеству, проблеме трудоустройства подростков, распространению детского алкоголизма, наркомании, преступности…
Решить эти проблемы можно только в программно-целевом объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. И главным социальным институтом для ребенка в этом трио остается школа.
Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.
Умение правильно организовать работу по социально-профессиональному самоопределению школьников с учетом их возрастных и психических особенностей способствует социальной адаптации выпускников в обществе.
Социальная адаптация – проведение индивидуального и группового поведения в соответствии с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Человек обретает свою индивидуальность в процессе никогда не завершающейся социализации и социальной адаптации.
Успешность человека зависит от верного выбора жизненного пути. У человека могут быть задатки многих способностей. Но многие очень талантливые люди не сразу находили себя, по несколько раз меняли профессию. Некоторые люди уже в более старшем возрасте меняют профессию, благодаря работе над собой и сильной мотивации. Иногда
интересы ребенка идут вразрез с планами родителей.
Диплом об окончании высшего учебного заведения не гарантирует жизненного успеха. Согласно официальным статистическим данным, из 1,5 млн. специалистов, ежегодно выпускаемых высшими учебными заведениями России, рынок труда способен обеспечить рабочими местами только 500 тыс. чел. (то есть каждого третьего выпускника)[1]. Остальные же выпускники вузов работают либо не по специальности, либо на рабочих местах, не требующих столь высокой квалификации. Около 38% окончивших образовательные учреждения, из числа молодежи в возрасте до 29 лет, являются безработными[2].
Намерения выпускников 11 классов ХМАО 2011 года показывают, что продолжить обучения в ВУЗе собираются 80,3%.
Хотя наш регион постоянно испытывает нехватку рабочих в нефтяной, энергетической промышленности и смежных с ними отраслях.
Реалистичный выбор профессии автоматически влечет за собой решение психологических и социальных проблем. Таким образом, необходимо видеть связь между этими явлениями и понимать причинно-следственный характер, если мы претендуем на роль учителя и воспитателя. С целью выявления направленности профессиональных интересов, жизненных планов и трудовой мотивации подростков необходимо провести через разнообразные формы, приемы и методыработы в этом направлении.
Формируя образ выпускника школы необходимо хорошо понимать экономическую политику государства, владеть статистикой востребованности тех или иных профессий на рынке труда, ориентироваться в региональном пространстве. Только владея этими данными можно верно запланировать концепцию развития образовательного учреждения, образовательные программы, привлечь тех социально-педагогических партнеров, которые помогут школе воспитать у учащихся необходимые для этого качества личности.
В ходе экспериментальной работы школы по теме «Создание организационно-педагогических условий формирования у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению» сложилась система организации учебных и дополнительных занятий, обеспечивающих индивидуальные запросы учащихся, формирующая образ выпускника, заложенный в программе развития нашей школы.
Модель формирования осознанного выбора и профессионального самоопределения учащихся МБОУ Излучинской ОСШ №1Школа работает в режиме 5-дневной рабочей недели. Занятия проходят в первую смену. Вторая половина дня используется для реализации индивидуальных образовательных и развивающих потребностей учащихся. Для их обеспечения используются ресурсы школы и других образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования.
В школе организованы 22 кружка и секции по 3 направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое ;
- техническое.
Для учащихся начального звена умение действовать в ситуации выбора, самоопределения достигается через систему дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса. Знакомство с миром профессий на классных часах, внешкольных и внеклассных мероприятиях . Благодаря введению образовательных стандартов второго поколения, мы смогли индивидуализировать обучения через организацию внеурочной деятельности учащихся 1 классов.
Для учащихся 5-8 классов из компонента образовательного учреждения выделены часы для проведения спецкурсов. В 8 классе формируются классы с углубленным изучением предметов.
В 9-х классах для обеспечения успешного выбора дальнейшей траектории обучения проводиться предпрофильная подготовка. Для этого в учебном плане школы были установлены следующие нормы.
Планируя предпрофильную подготовку, проводим анкетирование учащихся, родителей, анализируем возможности педагогического коллектива, программно-методическое обеспечение, материальную базу.
Такая диагностика позволяет выявить эмоциональное отношение учащихся к учебным предметам, их интересы, склонности.
Учебный план составляем, учитывая такие факторы как: обеспеченность учебного плана кадровыми, программно – методическими, материально - техническими ресурсами, наличие и вариативность элективных курсов в поддержку профиля, уровень обучаемости учащихся, желание школьников.
Для проведения предпрофильной подготовки девятиклассников используем сетевую модель. В состав образовательной сети входят ОСШ №1 , ОСШ №2 , МОЦО, РЦДО «Спектр», ДШИ, ДЮСШ. Активным участником сети выступает молодежная биржа труда «Луч», с помощью которой многие учащиеся поселка реально знакомятся с миром профессий.
Информационная и профориентационная деятельность проводится силами классных руководителей, школьного психолога, заместителя директора по учебной работе, привлекаются специалисты Центра занятости населения, других организаций. В течении года проводятся различные беседы, тренинги, экскурсии.
В результате этой деятельности учащиеся ознакомятся с образовательной картой района, узнают о видах и типах образовательных учреждений, о содержании профильного и универсального обучения, познакомятся с понятием «элективный курс», «портфолио», «образовательный рейтинг». Ребята расширяют свои знания о мире профессий, получают представление о профпригодности, о соответствии выбранной профессии собственным возможностям.
Большую роль в принятии решения о выборе профиля обучения играет психолого – педагогическая поддержка. На протяжении учебного года психолог ведет диагностику выбора профиля обучения, коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные беседы с учащимися, педагогами и родителями.
Как результат проведения предпрофильной подготовки формируется образовательный рейтинг учащегося и его готовность к выбору образовательной траектории.
Школа реализует внутришкольную модель профильного обучения. При этом при организации профильного обучения школа использует ресурсы других образовательных учреждений: Нижневартовского государственного гуманитарного университета, Нижневартовского филиала тюменского нефтегазового университета, Томского политехнического государственного университета, Нижневартовской энергетической академии, Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа.
В настоящее время в старшей школе реализуются физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный профили.
В рамках выбранного профиля обучения учащиеся имеют возможность построения индивидуального образовательного маршрута путем введения в учебный план 10-11 -х профильных классов элективных предметов, курсов.
Приоритетными направлениями работы в содержании и организации профильного обучения являются:
- Использование методов и форм обучения, обеспечивающих направленность образовательного процесса базовых предметов учебного плана на формирование функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в меняющихся социальных условиях.
- Усиление практической ориентации и инструментальной направленности образования (через деятельностный подход в том числе):
- через расширение лабораторных практикумов по всем естественнонаучным предметам, что возможно лишь при серьезной целенаправленной работе по совершенствованию учебно-материальной базы по данным курсам (создание лабораторий физики, химии, биологии); введение социальных практикумов по общественным дисциплинам.
- изучение процедур и технологий, формирование практических навыков анализа информации и самообучения.
3. Обязательная организация системы проектной работы, в первую очередь проектно-исследовательской в образовательной деятельности школы (урочной и внеурочной) по профильным и элективным курсам учебного плана в первую очередь.
При проведении итоговой аттестации в профильных классах школы проводятся экзамены по профильным предметам. Формы аттестации по каждому профильному курсу устанавливаются методическим советом школы
Содержание и адекватные ему технологии, методики и формы организации деятельности учащихся формируют определенную совокупность знаний, умений и навыков, на базе которых возможно развитие качеств личности, определяющих ее общую культуру, мировоззрение, социальную и экологическую ответственность, личность, способную к самоопределению и самореализации в различных сферах человеческой деятельности.
Результаты анкетирования по теме «Трудоустройство и дальнейшее обучение выпускников 9,11 классов» свидетельствуют о положительной динамики уровня самоопределения выпускников основной и полной средней школы.
В целях развития творческого потенциала педагогов и распространения опыта методическая служба образовательного учреждения проводит семинары «Педагогические приемы и техники», « Педагогические технологии, проблемы выбора»…
Традиционно, в рамках проведения в образовательном учреждении методической недели учителя дают открытые уроки, с элементами профориентационной направленности.. Разработки уроков, сценарии мероприятий, демонстрационные презентации пополняют банк материалов методического кабинета школы. Лучшие работы размещаются на сайте школы.
В образовательном учреждении были проводятся предметные недели, в рамках которых учителя предметники проводят открытые мероприятия, позволяющие развивать познавательную деятельность учащихся, индивидуализировать образовательный процесс, выйдя за рамки урока и позволившие детям увидеть изучаемый предмет с другой стороны.
В школе ежегодно проводиться конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в творчестве учителя». Организуя конкурс включаем такие номинации как «Лучший проект в предпрофильной подготовке», «Лучшее электронное портфолио педагогов», «Лучший урок предметника, реализующий вопросы профориентации» и т. п.
Практико-ориентированное обучения приводит к большему использованию других, альтернативных методов оценивания. Одним из таких методов является оценивание при помощи портфолио, и используется он в обучении, основанном на компетентностном подходе.
По результатам мониторинга проведенного в школе, портфолио имеется у 80% учащихся. В начальной школе это в основном накопительная папка достижений, где представлены грамоты и дипломы. В среднем звене учащиеся самостоятельно анализируют свои будущие планы, выставляют итоговые оценки, вписывают свое участие в различных конкурсах и олимпиадах, заполняют бланки под контролем классного руководителя. Обучающиеся 9-11 классов заинтересованы в ведении портфолио, хорошо владеют компьютерной грамотностью и поэтому заполняют портфолио самостоятельно.
Термин "портфолио" прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь "прорекламировать" себя с помощью собранной информации. Портфолио ученика в первую очередь это механизм построения индивидуальных учебных траекторий учащихся. Портфолио должно помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать профиль и выстроить индивидуальную программу обучения на старшей ступени средней школы. Благодаря такому досье образовательных результатов нашего выпускника можно судить о его учебных, творческих, коммуникативных способностях.
Много времени уделяется информированности участников образовательного процесса. Это и информационная деятельность на родительских и ученических собраниях, оформление стендов.
В 2011 году на сайте школы создан виртуальный консультационный пункт «Я и мое будущее», где можно получить рекомендации по развитию способностей в заданном направлении и воспитании личностных качеств, необходимых для различных профессий, ознакомиться с предложениями учебных заведений, проверить свои способности с помощью различных методик. (http://www.86nvr-izl1.edusite.ru, http://www.86nvr-izl1.edusite.ru/p50aa1.html)
Такая форма работы позволяет расширить доступ учащихся к информационной базе по вопросам самоопределения, обеспечивает самостоятельность, анонимность, свободный регламент использования. Ребята, родители и педагоги, используя гостевую книгу могут задать вопросы педагогам, психологу.
В рамках действия программы эксперимента формируется электронная система мониторинга, которая включает в себя:
Технологически мониторинг формируется как база данных с взаимосвязанными диапазонами.
Статистика демонстрирует, что выпускники школы готовы к профессиональному самоопределению, а это доминирующее качество современного молодого человека.
Однако результаты экспериментальной работы школы показывают, что имеются причины, по которым содержание образования в школе нуждается в модернизации. Среди них:
- введение стандартов нового поколения, внедрение нового учебного плана требует пополнения учебно – методического комплекса программами учебных проектов. Переоценки педагогами роли образовательного продукта, активное использование интерактивных методов обучения (ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, не всегда содержание занятия социально и личностно значимо для учащегося);
- изменяющаяся ситуация социально-экономического развития страны.
Педагогический коллектив осознает необходимость перемен, понимает целесообразность применения новых педагогических технологий, готов создать условия для безболезненного вхождения выпускника школы во взрослую жизнь
[1] Бизнес и образование: проблемы, тенденции, приоритеты // Официальные документы в образовании. 2006. № 10. С. 60.
[2] Распоряжение Правительства РФ № 1193-р от 15 августа 2008 г. «О Концепции действий на рынке труда на 2008–2010 гг.» // Собрание законодательства РФ. 2008. 25 авг. № 34. Ст. 3964.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы профессионального самоопределения школьников
Презентация авторской программы на педагогическом совете....
"Возрастные этапы становления социально-профессионального самоопределения"
В сфере профессионального самоопределения помощь психолога необходима почти каждому. Специалист помогает ориентироваться подрастающему поколению в мире профессий исходя из индивидуальных качеств...
Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...
Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Статья "Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"...
Статья Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
В новом «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации....
формы работы организации ДО в рамках социально-профессионального самоопределения обучающихся
профессиональное самоопределение обучающихся...
Проблемы социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях среднего профессионального образования
Статья подготовлена для участия в X Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию социальной работы в России.Выходные данные:Бирбаева Я.Ж., Найденова Т.М., Суворова А.Л., Се...