формы работы организации ДО в рамках социально-профессионального самоопределения обучающихся
статья на тему


профессиональное самоопределение обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл самоопределение учащихся18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы в организации ДО в рамках социально-профессионального самоопределения обучающихся

Целью процесса обучения выступает формирование инструментов (методов и приемов) деятельности и мышления. Содержание обучения составляет система компетенций и составляющих их знаний, умений, навыков, которые лежат в основе человеческой деятельности – как профессиональной, так и непрофессиональной.

Цель сопровождения профессионального самоопределения обучающегося на данном этапе – открытие его новых профессиональных и карьерных возможностей.

На макроуровне целью деятельности по сопровождению профессионального самоопределения различных групп населения выступает согласование интересов и потребностей различных возрастно-образовательных и социально-профессиональных групп населения с интересами экономической сферы и общества в целом. Конечным целевым результатом такой деятельности выступает качество трудовых ресурсов, т.е. высокая эффективность труда и развитая профессионально-трудовая мотивация работников, основанная на содержательном интересе к профессии и профессиональной самореализации.

На микроуровне могут быть выделены две взаимосвязанные и взаимодополняющие цели сопровождения профессионального самоопределения человека:

- во-первых, помощь в конкретном выборе и построении персонального

профессионально-образовательного проекта;

- во-вторых, содействие становлению субъекта профессионального

самоопределения, что предполагает формирование и развитие определенных профориентационных компетенций (компетенций профессионального самоопределения).

Под компетенцией профессионального самоопределения понимается готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного осуществления профессиональных и карьерных выборов в динамично меняющихся условиях, в единстве мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-практического и личностного компонентов.

Могут быть обозначены некоторые сквозные тенденции, характеризующие изменение задач сопровождения профессионального самоопределения по возрастным ступеням:

- по мере взросления школьника должны постепенно расширяться его представления о возможностях выбора, что требует поэтапного расширения содержания информационной работы в системе сопровождения профессионального самоопределения;

- по мере развития субъекта самоопределения возрастает степень его самостоятельности, что требует постепенного перехода от «воздействующих» и «направляющих» отношений к «помогающим».

Кроме того, реализация принципа непрерывности предполагает использование определенных сквозных технологий в сопровождении профессионального самоопределения, используемых на всех ступенях и уровнях образования:

1) технологии профессионального информирования (экскурсионные технологии, исследовательская деятельность учащихся и др.);

2) технологии формирования и развития компетенций профессионального самоопределения (технология проектирования личностно-профессионального плана, игровые технологии, социально-психологические тренинги, социальные и культурные практики и др.);

3) практикоориентированные технологии сопровождения профессионального выбора(профессиональные пробы, проектная деятельность учащихся и др.);

4) технологии формирующего оценивания (образовательно-профессиональное портфолио).

Значимым фактором профессионального самоопределения на данном возрастном этапе является дополнительное образование детей, что обусловлено следующими особенностями данного вида образования:

- охватывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования,

дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем;

- дополнительное образование обладает высокой вариативностью, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций, обеспечивает право обучающегося на пробы и ошибки;

- дополнительное образование способно обеспечить тесную связь с практикой, его технологии ориентированы на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию.

С учетом сказанного, именно дополнительное образование способно стать в современной России основной сферой профессионального самоопределения детей, подростков и молодёжи. Соответственно, программы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся оптимально проектировать именно как программы дополнительного образования детей; соответственно, наилучшей базой для реализации таких программ могут выступать организации дополнительного образования.
Основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального

самоопределения обучающихся:

задачи: - Создание атмосферы увлечённости творческой, продуктивной, проектно-исследовательской деятельностью.

-Выявление и поддержка детей, имеющими инженерно-технические и - Создание атмосферы увлечённости творческой, продуктивной, проектно-

Исследовательской деятельностью.

-Выявление и поддержка детей, имеющими инженерно-технические и мануальные способности.

Основные средства:


- Программы, направленные на проектирование личностного профессионального плана обучающихся.

- Программы профессиональных проб и других практикоориентированных форматов профессиональной ориентации, реализуемые как сетевые программы дополнительного образования во взаимодействии со школами,

организациями профессионального и высшего образования, предприятиями

экономической и социальной сферы.

- Короткие карьерные курсы-погружения.

- Включение детей в разнообразные виды деятельности на основе использования активно-деятельностных форм и методов педагогической работы.

- Привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью.

- «Хэнд-хантинг» как система творческих конкурсов, игровых чемпионатов,

диагностических и других форм работы с детьми и подростками, имеющими

инженерно-технические и мануальные способности.

- Учебные фирмы.

- Работа обучающегося с личным предпрофессионально-образовательным портфолио.
В процессе профориентационного сопровождения у обучающихся

наблюдается не только развитие первоначальных профессиональных

предпочтений и намерений, но и постепенное формирование социальных

навыков, представлений о себе как об активном субъекте своей

жизнедеятельности. И как следствие – ребята лучше и успешнее адаптируются  в социуме, находят в нем своем место, реализуют свою индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возрастные этапы становления социально-профессионального самоопределения"

В сфере профессионального самоопределения помощь психолога необходима почти каждому. Специалист помогает ориентироваться подрастающему поколению в мире профессий исходя из индивидуальных качеств...

статья "Формирование социальной профессиональной компетенции у обучающихся учреждений среднего профессионального образования"

в статье представлены цели, ход реализации и итоги инновационного образовательного проекта...

Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Статья "Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"...

Статья Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

В новом «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации....

Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства

     Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии...

Статья по теме "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ И ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)"

Статья посвящена проблеме интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в общество. В статье нашли отражение разработка проблем организации работы по социальн...