формы работы организации ДО в рамках социально-профессионального самоопределения обучающихся
статья на тему
профессиональное самоопределение обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
самоопределение учащихся | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы в организации ДО в рамках социально-профессионального самоопределения обучающихся
Целью процесса обучения выступает формирование инструментов (методов и приемов) деятельности и мышления. Содержание обучения составляет система компетенций и составляющих их знаний, умений, навыков, которые лежат в основе человеческой деятельности – как профессиональной, так и непрофессиональной.
Цель сопровождения профессионального самоопределения обучающегося на данном этапе – открытие его новых профессиональных и карьерных возможностей.
На макроуровне целью деятельности по сопровождению профессионального самоопределения различных групп населения выступает согласование интересов и потребностей различных возрастно-образовательных и социально-профессиональных групп населения с интересами экономической сферы и общества в целом. Конечным целевым результатом такой деятельности выступает качество трудовых ресурсов, т.е. высокая эффективность труда и развитая профессионально-трудовая мотивация работников, основанная на содержательном интересе к профессии и профессиональной самореализации.
На микроуровне могут быть выделены две взаимосвязанные и взаимодополняющие цели сопровождения профессионального самоопределения человека:
- во-первых, помощь в конкретном выборе и построении персонального
профессионально-образовательного проекта;
- во-вторых, содействие становлению субъекта профессионального
самоопределения, что предполагает формирование и развитие определенных профориентационных компетенций (компетенций профессионального самоопределения).
Под компетенцией профессионального самоопределения понимается готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного осуществления профессиональных и карьерных выборов в динамично меняющихся условиях, в единстве мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-практического и личностного компонентов.
Могут быть обозначены некоторые сквозные тенденции, характеризующие изменение задач сопровождения профессионального самоопределения по возрастным ступеням:
- по мере взросления школьника должны постепенно расширяться его представления о возможностях выбора, что требует поэтапного расширения содержания информационной работы в системе сопровождения профессионального самоопределения;
- по мере развития субъекта самоопределения возрастает степень его самостоятельности, что требует постепенного перехода от «воздействующих» и «направляющих» отношений к «помогающим».
Кроме того, реализация принципа непрерывности предполагает использование определенных сквозных технологий в сопровождении профессионального самоопределения, используемых на всех ступенях и уровнях образования:
1) технологии профессионального информирования (экскурсионные технологии, исследовательская деятельность учащихся и др.);
2) технологии формирования и развития компетенций профессионального самоопределения (технология проектирования личностно-профессионального плана, игровые технологии, социально-психологические тренинги, социальные и культурные практики и др.);
3) практикоориентированные технологии сопровождения профессионального выбора(профессиональные пробы, проектная деятельность учащихся и др.);
4) технологии формирующего оценивания (образовательно-профессиональное портфолио).
Значимым фактором профессионального самоопределения на данном возрастном этапе является дополнительное образование детей, что обусловлено следующими особенностями данного вида образования:
- охватывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования,
дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем;
- дополнительное образование обладает высокой вариативностью, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций, обеспечивает право обучающегося на пробы и ошибки;
- дополнительное образование способно обеспечить тесную связь с практикой, его технологии ориентированы на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию.
С учетом сказанного, именно дополнительное образование способно стать в современной России основной сферой профессионального самоопределения детей, подростков и молодёжи. Соответственно, программы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся оптимально проектировать именно как программы дополнительного образования детей; соответственно, наилучшей базой для реализации таких программ могут выступать организации дополнительного образования.
Основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального
самоопределения обучающихся:
задачи: - Создание атмосферы увлечённости творческой, продуктивной, проектно-исследовательской деятельностью.
-Выявление и поддержка детей, имеющими инженерно-технические и - Создание атмосферы увлечённости творческой, продуктивной, проектно-
Исследовательской деятельностью.
-Выявление и поддержка детей, имеющими инженерно-технические и мануальные способности.
Основные средства:
- Программы, направленные на проектирование личностного профессионального плана обучающихся.
- Программы профессиональных проб и других практикоориентированных форматов профессиональной ориентации, реализуемые как сетевые программы дополнительного образования во взаимодействии со школами,
организациями профессионального и высшего образования, предприятиями
экономической и социальной сферы.
- Короткие карьерные курсы-погружения.
- Включение детей в разнообразные виды деятельности на основе использования активно-деятельностных форм и методов педагогической работы.
- Привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью.
- «Хэнд-хантинг» как система творческих конкурсов, игровых чемпионатов,
диагностических и других форм работы с детьми и подростками, имеющими
инженерно-технические и мануальные способности.
- Учебные фирмы.
- Работа обучающегося с личным предпрофессионально-образовательным портфолио.
В процессе профориентационного сопровождения у обучающихся
наблюдается не только развитие первоначальных профессиональных
предпочтений и намерений, но и постепенное формирование социальных
навыков, представлений о себе как об активном субъекте своей
жизнедеятельности. И как следствие – ребята лучше и успешнее адаптируются в социуме, находят в нем своем место, реализуют свою индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи, проблемы социально-профессионального самоопределения школьников
Статья о профориентации...
"Возрастные этапы становления социально-профессионального самоопределения"
В сфере профессионального самоопределения помощь психолога необходима почти каждому. Специалист помогает ориентироваться подрастающему поколению в мире профессий исходя из индивидуальных качеств...
статья "Формирование социальной профессиональной компетенции у обучающихся учреждений среднего профессионального образования"
в статье представлены цели, ход реализации и итоги инновационного образовательного проекта...
Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Статья "Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"...
Статья Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
В новом «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации....
Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства
Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии...
Статья по теме "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ И ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)"
Статья посвящена проблеме интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в общество. В статье нашли отражение разработка проблем организации работы по социальн...