Роль руководителя при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА в МБОУ СОШ № 1 г. Собинки
материал по теме
Доклад "Роль руководителя при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА в МБОУ СОШ № 1 г. Собинки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_rukovoditelya_pri_podgotovke_uchashchikhsya_k_ege_i_gia.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль руководителя при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА
в МБОУ СОШ № 1 г. Собинки
Подготовка к школьным выпускным экзаменам и в особенности к ЕГЭ и ГИА– это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат .
Данная работа понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ГИА мы выделяем следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА следующие:
- организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;
- мониторинг качества;
- психологическая подготовка к ЕГЭ.
Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации и учителей-предметников (годовой план подготовки школы к ЕГЭ и ГИА )
Информационная деятельность МБОУ СОШ № 1 г. Собинки
по вопросам ЕГЭ и ГИА
В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ и ГИА мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами
1) Информирование учителей на педагогических советах, совещаниях с:
- нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ГИА;
- о ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА в школе, в районе и области;
2) Включение в планы работы школьных УВЦ следующих вопросов:
- проведение пробных ЕГЭ и ГИА, обсуждение результатов пробных ЕГЭ и ГИА;
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);
- психологические особенности выпускников 9, 11 (12) классов
3) Направление учителей на районные семинары и курсы по вопросам ЕГЭ и ГИА.
При реализации данного направления работы в нашей школе были проведены:
- педагогические советы «Анализ государственной итоговой аттестации учащихся в 2012 году» (30 августа 2012г., протокол № 17), «Разъяснительная работа по нормативно-правовому, инструктивному обеспечению проведения ГИА в новой форме в 2012-2013 учебном году», «Нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение ЕГЭ и ГВЭ в 2012-2013 учебном году» (09.01.2013г., протокол № 1), « Выбор форм и утверждение состава экзаменационных комиссий при проведении государственной (итоговой) аттестации, организация щадящего режима» (28.03.2013 г., протокол № 5),
- совещания при директоре и заместителе директора – 17
- заседания УВЦ «Анализ государственной итоговой аттестации учащихся в 2012 году» (01.09.2012 г., протокол № 1), «Анализ проверочных работ по русскому языку и математике в 9,11 классах» (28.11.2012 г., протокол № 2), «Анализ проверочной работы по биологии в 11 классе» (24.11.2012 г., протокол № 2), «Анализ проверочной работы по обществознанию в 11 классе» (21.02.2013 г., протокол № 4), «Анализ проверочной работы по физике в 11 классе и биологии в 9 классах» (08.02.2013 г., протокол № 4), «Анализ проверочной работы по русскому языку в 9 классах» (02.04.2013 г., протокол № 5)
-Прошли тематические курсы по темам подготовки к ЕГЭ и ГИА: 12педагогов (60 %) . Лебедева Л.В. Будет направлена на курсы в мае 2013 года.
(1.Гуреева Л.М.-«Подготовка к новым формам итоговой аттестации по предметам» (36часов, с 14.02.-18.02.2011г.) -русский язык и литература.
2.Новикова Т.А. совместитель – «Подготовка учителей к введению новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе» ( 36часов, 2007-2008год) - русский язык и литература.
3. Сапега Н.А.- «Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию»(36часов, 209-2010уч.год) –история, обществознание.
4. Кошеварова Е.Г.- «Новые формы итоговой аттестации в 9 и 11 классах» (36часв,2007-2008уч. год) – математика.
5. Миронова М.М..- «Новые формы итоговой аттестации в 9 и 11 классах» (36часв,2007-2008уч. год) - математика.
«Методика подготовки учащихся к экзамену по математике в форме ГИА», февраль, 2013год.
6. Сидорова В.В. – «Подготовка экспертов по проверке задания с развёрнутым ответом, выполненных на бланках ответов №2 ЕГЭ» (12часов, 2008-2009уч.г.) - математика.
7. Тимофеева Г.В. – « Методологические основы подготовки учащихся к ЕГЭ».(36часов, 2009-2010уч.г.) – химия, биология.
8.Чистякова Е.Е. «Подготовка учащихся к новым формам итоговой аттестации», февраль, 2013год
9.Котов А.Н. «Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию» февраль, 2013год
10.Садовникова Т.С. «Методика подготовки учащихся к экзамену по математике в форме ГИА» февраль, 2013год
11.Червова Е.Н. « Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ», апрель, 2013год.
«Методика подготовки учащихся к сдаче экзамена по физике за курс средней школы в форме ЕГЭ», март, 2012од
12.Борисова Н.В. «Подготовка учащихся к новым формам итоговой аттестации по предметам». Февраль, 2011 год.)
Не прошли курсы: 7 учителей
1.Кузилов А.А.- учитель физической культуры
2. Бычкова Л.Б.- учитель физической культуры
3.Корнева Л.Б.- учитель технологии
4. Кудряков Ю.А.- учитель технологии
5. Егорова Т.А. - учитель географии, молодой специалист.
6.Луговкина И.В. - учитель иностранного языка, молодой специалист
7. Блахов В.В. - учитель иностранного языка
Содержание информационной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажей учащихся:
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
- расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ГИА.
3) Проведение занятий по заполнению бланков.
4) Пробные ЕГЭ и ГИА по различным предметам.
При реализации данного направления работы были проведены:
- собрания учащихся по вопросам подготовки и проведению ЕГЭ и ГИА (15.11.2012, 20.12.2012, 14.02.2013, протоколы собраний учащихся),
- консультации с учащимися по изучаемым предметам (согласно графику консультаций), - индивидуальные консультации с учащимися по ликвидации пробелов в знаниях (по необходимости,
- оформлен информационный стенд для учащихся и родителе
Содержание информационной работы с родителями учащихся
1) Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробных ЕГЭ и ГИА
2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители).
При реализации данного направления работы были проведены:
- родительские собрания по вопросам подготовки и проведению ЕГЭ и ГИА (15.11.2012, 20.12.2012, 14.02.2013, протоколы родительских собраний), индивидуальные беседы с родителями по результативности выполнения работ учащимися, индивидуальные консультации с родителями с педагогами по вопросам подготовки учащихся к сдаче экзаменов;
2. Мониторинг качества в МБОУ СОШ № 1 г. Собинки
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ и ГИА. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА включает следующие направления деятельности:
- посещение администрацией уроков учителей-предметников, с целью оказания методической помощи при подготовке к экзаменам– 55 посещений.
- включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕГЭ, курсы повышения квалификации;
- индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
- привлечение ресурсов Интернет для подготовки к ЕГЭ;
- введение элективных курсов, расширяющих и углубляющих программу базового обучения; в учебный план школы включены элективные курсы в 9.11 классах по русскому языку и математике по 1 часу в неделю.
- психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ и ГИА. Данная работа проводится не смотря на отсутствие в штате должности педагога-психолога.
О результатах сдачи экзамена по русскому языку в 9 классе (ГИА) за 3 года
Учебный год | Областной показатель | Средний балл по школе | Динамика |
2009-10 | 3,5 | 3,6 | + 0,1 |
2010-11 | 3,7 | 4,3 | + 0,6 |
2011-12 | 3,9 | 4 | + 0,1 |
Итого: средний показатель | 3,7 | 3,97 | + 0,27 |
Показатель выше среднеобластных на 0,27 единиц.
О результатах сдачи экзамена по математике в 9 классе (ГИА) за 3 учебных года
Учебный год | Областной показатель | Средний балл по школе | динамика |
2009-10 | 3,3 | 3,1 | - 0,2 |
2010-11 | 3,6 | 4,1 | + 0,5 |
2011-12 | 4,07 | 4,1 | + 0,03 |
Итого: средний показатель | 3,66 | 3,77 | +0,11 |
Показатель выше среднеобластного на 0,11 единиц.
О результатах государственной (итоговой) аттестации по русскому языку
в 11-х классах (ЕГЭ) за 3 учебных года
Учебный год | Областной показатель | Средний балл по школе | динамика |
2009-10 | 61 | 54,4 | - 6,6 |
2010-11 | 62,7 | 57,1 | - 5,6 |
2011-12 | 64,8 | 62,7 | - 2,1 |
О результатах государственной (итоговой) аттестации по математике
в 11-х классах (ЕГЭ) за 3 учебных года
Учебный год | Областной показатель | Средний балл по школе | Динамика |
2009-10 | 41,6 | 33,3 | - 8,3 |
2010-11 | 43,3 | 38,3 | - 5 |
2011-12 | 43,2 | 40 | - 3,2 |
Несмотря на то, что средний балл ниже областного, в образовательном учреждении отмечается положительная динамика
О результатах государственной (итоговой) аттестации по предметам по выбору
в 11-х классах (ЕГЭ) за 3 учебных года
Учебный год | Предмет | Областной показатель | Ср. балл по школе | Динамика |
2009-10 | литература | 60 | 50,5 | - |
2010-11 | 61,8 | 67 | + | |
2011-12 | Не выбирали | |||
Итого: средний показатель | 60,9 | 58,8 | - 2,1 | |
2009-10 | физика | 49,5 | 40 | - |
2010-11 | 50,0 | 38,3 | - | |
2011-12 | 46,2 | 35,9 | - | |
Итого: средний показатель | 48,6 | 38,1 | - 10,5 | |
2009-10 | химия | 57,5 | 56,5 | - |
2010-11 | 59,5 | 60 | + | |
2011-12 | 62,3 | 54 | - | |
Итого: средний показатель | 59,8 | 56,8 | - 3 | |
2009-10 | информатика и ИКТ | Не выбирали | ||
2010-11 | Не выбирали | |||
2011-12 | 64,2 | 83,3 | + | |
Итого: средний показатель | 64,2 | 83,3 | Выше ср.областного | |
2009-10 | биология | 57,0 | 49 | - |
2010-11 | 53,3 | 40,8 | - | |
2011-12 | 55,1 | 45 | - | |
Итого: средний показатель | 55,1 | 44,9 | - 10,2 | |
2009-10 | история | 50,0 | 45,3 | - |
2010-11 | 50,1 | 52,5 | + | |
2011-12 | 51,8 | 68,5 | + | |
Итого средний показатель | 50,6 | 55,4 | Выше ср.областного | |
2009-10 | обществознание | 56,0 | 48,3 | - |
2010-11 | 56,4 | 53,9 | - | |
2011-12 | 55,3 | 58,8 | + | |
Итого средний показатель | 55,9 | 53,7 | -2,2 | |
2009-10 | Английский язык | 55,0 | 67 | + |
2010-11 | Не выбирали | |||
2011-12 | Не выбирали | |||
Итого средний показатель | 55 | 67 | Выше ср.областного |
Средний балл на экзаменах по выбору (в форме ЕГЭ) в 11-х классах выше среднеобластных показателей по 3 предметам: информатике и ИКТ, истории, английскому языку.
Выбор и качество сдачи экзаменов по профильным предметам
Количество выпускников 11 классов, выбравших для сдачи экзаменов по выбору предметы, изучаемые на углубленном и профильном уровнях (за последних 3 года) | Доля (%) выпускников 11 классов, выбравших для сдачи экзаменов по выбору предметы, изучаемые на углубленном и профильном уровнях, от общего количества выпускников, изучаемых данные предметы на углубленном и профильном уровнях | 2012 | 2013 |
История - 6 чел. (40 % от числа изучавших) Ср. б. 51,8 – р, 68,5 - ш | Биология – 10чел. (70 % от числа изучавших) | ||
Обществознание - 10 чел. (100 % от числа изучавших) Ср. б. 55,9 – р, 53,7- ш | Химия – 6 чел (67 % от числа изучавших) | ||
Информатика - 5 чел. (60 % от числа изучавших) Ср. б. 64,2 – р, 83,3 - ш | Информатика - 16 чел. (6,3 % от числа изучавших) | ||
Английский язык – 3 чел (33,3 % от числа изучавших) |
В соответствии с планом ВШК, планом по качеству, планами по подготовке к ЕГЭ и ГИА в этом учебном году проедены следующие диагностические работы:
11 класс: Математика (11 класс) в системе СтатГрад
Учитель | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | |||||||
% обученности | % качества | % обученности | % качества | % обученности | % качества | % обученности | % качества | % обученности | % качества | % обученности | % качества | % обученности | % качества | |
Кошеварова Е.Г. | 56,6 | 7,4 | 66,7 | 16,7 | 66,7 | 22,2 | 52 | 20 | 61,5 | 19,2 | 77 | 30,8 | 79 | 16,7 |
Биология (11 класс)
Учитель | % обученности | % качества | Ср. балл | |
Егорова Т.А. | Школа | 100 | 42 | 3,5 |
Район | 93,7 | 30,2 | 3,2 |
Физика (11 класс)
% обученности | % качества | Ср. балл | |
Лебедева Л. В. | 88,5 | 19, 5 | 3,2 |
96,3 | 44,7 | 3,5 |
История 11 класс
Уровень обученности | Уровень качества | |
октябрь | 7 | 57 |
декабрь | 11 | 72 |
март | 25 | 80 |
9 класс: Русский язык
Результаты ГИА в 9-б классе
- год
Выполняли работу | Уровень обученности | Уровень качества | |||||
16.10.2012 | 18 | «5»
| «4» | «3» | «2» | ||
0 | 4 | 10 | 4 | ||||
| 22,2% | 55,6% | 22,2% | 77,8% | 22,2% | ||
17.12.2012 | 19 | 0 | 3 | 11 | 5 | ||
| 15,8% | 57,9 | 26,3 | 73,7 | 15,8 | ||
| |||||||
19.03.2013 | 19 | 0 | 2 | 12 | 5 | ||
10,5 | 63,2 | 26,3 | 73,7 | 10,5 | |||
3.04.2013 | 19 | 0 | 4 | 12 | 3 | ||
21,1 | 63,2 | 15,8 | 84,2 | 21,1 |
Математика (9 класс) в системе СтатГрад
Учитель | Октябрь | Декабрь | Январь | Февраль | ||||
% обученности | % качества | % обученности | % качества | % обученности | % качества | % обученности | % качества | |
Миронова М.М. (9 а) | 83,3 | 16,7 | 84 | 24 | 89 | 45 | 88 | 27 |
Миронова М.М (9 б) | 60 | 10 | 75 | 10 | 75 | 15 | 71 | 0 |
Обществознание 9 класс
Уровень обученности | Уровень качества | |
октябрь | 15 | 68 |
декабрь | 22 | 75 |
март | 37 | 82 |
- Интеллектуально-психологическая готовность старшеклассника к ЕГЭ и ГИА
Единый Государственный Экзамен - это испытание, являющееся обязательным для выпускников школ. Практика последних лет показала, что для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно знания предмета и процедуры экзамена, особую роль играет интеллектуально-психологическая готовность.
Исследователи выделяют следующие наиболее значимые в процессе сдачи ЕГЭ характеристики:
- Четкость и структурированность мышления;
- Высокая мобильность, переключаемость;
- Высокий уровень организации деятельности;
- Высокая и устойчивая работоспособность;
- Сформированность внутреннего плана действий;
- Высокий уровень концентрации внимания.
Форма тестирования предполагает умение выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных; умение оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Традиционное обучение на этом, как правило, не заостряет внимание. Напротив, акцент делается на связности изложения, умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы.
Таким образом, сама форма ЕГЭ предъявляет особые требования к организации мыслительной деятельности выпускника. Следовательно, интеллектуальная готовность учащегося к ЕГЭ должна включать в себя такие качества как эффективная умственная деятельность в непривычных условиях, анализ задания вне зависимости от привычных схем, чувствительность к смысловым нюансам и даже умение интуитивно определить верное направление решения или ответ, а также владение приемами активизации восприятия и концентрации внимания.
Поэтому на уроках русского языка и математики, у каждого ученика уже складывается свой особый стиль учебной деятельности, основанный на особенностях памяти, мышления, работоспособности. Знание и умение учитывать эти особенности помогает значительно облегчить подготовку к экзамену и повысить результат.
В подготовке к ГИА значительную роль играет общее психофизическое состояние подростка, которое во многом зависит от эмоционального настроя, уверенности в собственных силах и возможностях, а также от умения управлять своим эмоциональным состоянием.
Таким образом, подготовка старшеклассников к ЕГЭ нами рассматривается как обеспечение развития мыслительных процессов, установление динамического равновесия между интеллектуальной и эмоциональной сферами ученика, помощь в преодолении стресса, создание условий для формирования индивидуальной стратегии деятельности выпускника на экзамене.
Надежды на улучшение качества образования в ближайшие годы многие педагоги связывают с применением компьютерных обучающих программ. К настоящему времени разработано большое их число по разным школьным предметам. Анализ программ показал, что использование некоторых из них может способствовать лучшему осмыслению изучаемого материала, развитию самостоятельности мышления, творческого отношения к учебе. Опыт учителей показал, что применение даже самых простых контролирующих программ может принести пользу. Вместе с тем стало очевидно, что фигура учителя остается центральной в учебном процессе.
У педагогов сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации. Большое внимание в своей работе уделяют самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки учащихся к ЕГЭ. Начиная с самого начала ведут мониторинг ЗУНов учащихся по всем темам, начиная с 10 по 12 классы. Работа с детьми по ликвидации пробелов знаний, повышает успешность изучения математики. Программа предусматривает различные виды деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной компетентности педагога, изучение документов федеральных, региональных, муниципальных органов образования, федерального института педагогических измерений, работу с учащимися и их родителями.
Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. За последние годы пополнился банк тестовых технологий материалами для использования в разных классах с 10 по 12. Приобретены учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Составлять свои тестовые задания. В работе используются банк открытых задач, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов.
Другое направление организационно-методической работы – освоение тестовых технологий. Использование этих технологий в практике позволяет существенно повысить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ. Задания в форме тестов имеют свои как положительные так и отрицательные стороны. Использование тестовой формы контроля не всегда даёт представление о качестве и глубине знаний, о математических способностях ученика. Тесты должны использоваться умело в соответствии с возрастными особенностями учащихся в нужном месте и определённых временных рамках. Сами тесты должны быть грамотными, поэтому мы тщательно подходим к их отбору и составлению, разумно сочетая традиционные и тестовые технологии. Используем тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяем различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание. Так что, при подготовке к единому государственному экзамену по математике компьютерные технологии можно применять:
- используя компьютерные обучающие и контролирующие программы
- составляя самостоятельно тестовые задания
- создавая мультимедийные презентации
- применяя ресурсы сети Интернет
Несомненным достоинством применения компьютерных технологий при подготовке к ЕГЭ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Компьютерные технологии на уроке:
- экономят время;
- дают возможность многосторонней и комплексной проверки знаний и умений;
- повышают мотивацию;
- усиливают интерес;
- позволяют выбрать темп урока;
- наглядно-красочно представляют материал.
Компьютерный контроль уровня знаний даёт существенные преимущества, которые позволяют осуществить индивидуализацию процесса, сэкономить время, делает результаты наглядными. Многие ученики, которые болезненно относятся к замечаниям учителя на глазах у класса, в диалоге с компьютером чувствуют себя комфортно. Компьютер не читает нотаций, не считает количество неудачных попыток и даже может объяснить, в чём ошибка. Такое применение компьютерных продуктов стимулирует учащихся, вселяет в них веру в собственные силы, снимает психологические барьеры и страх перед предметом.
Применение компьютерных продуктов позволяет решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые и углубленные знания по предмету
- систематизировать усвоенные знания
- психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена
- натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы
- подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Следует сказать ещё раз о значимости новых компьютерных технологий для развития системы образования в условиях её модернизации. Использование компьютерных технологий в обучении обеспечивает:
- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса
- многоаспектное развитие школьника
- подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества
- реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
4. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА
В психолого-педагогической литературе можно найти многочисленные рекомендации как помочь ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов. Например, по организации полноценного и правильного питания, оптимального режима занятий, а также по снижению эмоционального напряжения и преодолению стресса. Данные рекомендации проверены опытом не одного поколения и остаются действенными до сих пор.
Однако наибольший интерес вызывают вопросы, связанные с подготовкой к ЕГЭ и ГИА, так как ни у одного из родителей сегодняшних старшеклассников нет собственного опыта сдачи ЕГЭ и ГИА . Путь к разрешению данной проблемы - в понимании особенностей Единого Государственного Экзамена.
Как отмечалось выше, ЕГЭ и ГИА является одновременно выпускным и вступительным. Руководство ВУЗов советует старшеклассникам сдавать как можно большее количество предметов, что повышает шансы поступления в ВУЗ за счет выбора факультета. Здесь следует отметить, что чрезмерная нагрузка на подростка и «распыление» усилий может привести к снижению реального результата на экзамене. Задача родителей - помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.
Отличие ЕГЭ и ГИА от традиционного экзамена в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, ребятам нужна помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто старшеклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.
Главное условие успешной сдачи ЕГЭ и ГИА - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.
Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства.
Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ и ГИА включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.
Продолжается работа по следующим направлениям:
- Изучение и ознакомление участников образовательного процесса с нормативной базой ЕГЭ и ГИА в групповой и индивидуальной форме
- Проведение мониторинга индивидуальной подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА.
- Использование работ в формате ЕГЭ и ГИА для контроля учащихся на уроках других образовательных предметов (диагностические работы по выбранным предметам - апрель 2013 г).
Задачи:
1.Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразить формы проведения родительских собраний.
- Администрации школы совместно с педагогами продолжить работу с родителями по вопросам подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА.
- С целью предупреждения снижения умственной деятельности учащихся выпускных классов, разнообразить формы работы на уроках, минутки релаксации, упражнения для снятия напряжения.
05.04.2013 г.
Директор школы: Садовникова Т.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
ВЫЧИСЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Существенным элементом общеобразовательной подготовки учащихся являются вычисления. Без них нельзя обойтись ни при изучении арифметики и алгебры, геометрии и тригонометрии. Решение конкретных задач по...
Роль классного руководителя по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.
О новой роли классного руководителя как помощника, сопровождающего процесс самостоятельной познавательной деятельности ученика в связи с введением системы профильного обучения....
Роль родителей при подготовке учащихся к ЕГЭ в 11 классе
Роль родителей при подготовке учащихся к ЕГЭ в 11 классе. Основными факторами, вызывающие или усиливающие экзаменационный стресс. Рекомендации. Советы по подготовки к экзамену....
Роль классного руководителя при подготовке учащихся к ГИА»
Роль классного руководителя при подготовке учащихся к ГИА»...
Роль УМК в подготовке учащихся к итоговому сочинению
статья( выступление на семинаре)...
Роль УМК в подготовке учащихся к итоговому сочинению
помощь учителю в выборе УМК...