ВЫЧИСЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
статья по алгебре (5 класс) на тему
Существенным элементом общеобразовательной подготовки учащихся являются вычисления. Без них нельзя обойтись ни при изучении арифметики и алгебры, геометрии и тригонометрии. Решение конкретных задач по смежным с математикой предметам – физика, химия, основы производства и т.п. – в большинстве своем связано с необходимостью выполнять всевозможные вычисления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЫЧИСЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Существенным элементом общеобразовательной подготовки учащихся являются вычисления. Без них нельзя обойтись ни при изучении арифметики и алгебры, геометрии и тригонометрии. Решение конкретных задач по смежным с математикой предметам – физика, химия, основы производства и т.п. – в большинстве своем связано с необходимостью выполнять всевозможные вычисления.
К основным компонентам вычислительной культуры можно отнести:
- Наличие прочных навыков в операциях с рациональными числами
- Умение выполнять несложные вычисления устно
- Умение рационализировать вычисления
- Умение выполнять прикидку результата, не выполняя вычислений или выполняя вычисления частично
В процессе обучения применяются следующие виды вычислений:
- - устные вычисления (общие и частные способы)
- - письменные и полуписьменные, точные и приближенные вычисления
- - табличные, инструментальные и графические вычисления
НАВЫКИ ВЫЧИСЛЕНИЙ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ.
Для установления уровня знаний и умений школьников в начале учебного года при повторении курса предыдущего класса проводится система самостоятельных работ (Дидактические материалы по математике/алгебре для соответствующего класса), устные упражнения и диктанты и намечается система индивидуальных заданий. Задания не содержат громоздких и трудоемких упражнений. Все основные трудные для учащегося случаи могут быть включены в достаточно простые по конструкции упражнения, не содержащие многозначных чисел.
УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ
В средней школе развиваются и совершенствуются навыки устного счета, приобретенные учащимися в предшествующих классах, причем уровень трудности заданий учитывает особенности учащихся коррекционной школы:
- в упражнениях на сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей данные не содержат более двух значащих цифр;
- при умножении – произведение однозначного и двузначного чисел
- при делении – задания, не приводящие к бесконечным десятичным дробям
- в действиях с обыкновенными дробями - сложение и вычитание дробей с одинаковыми или кратными знаменателями; умножение и деление, когда числитель и знаменатель в основном однозначные числа.
Например:
- Число 18 умножить на число 6, к полученному произведению прибавить 12, результат разделить на 20.
- Из квадрата дроби ¾ вычесть 1, полученное число умножить на 2, к результату прибавить 4
- Использование карточек с материалами для устного счета
Используются задания, где устные вычисления являются не целью задания, а средством для ответа на поставленный вопрос, например:
- Решить уравнения: х+5=10; х-5=10; 5х=10; х/5=10; 0,5х=10
- Решить неравенства: -2х>4; ¼ х< -2
- Найти область определения функции: y=√3-6х; 2х⁴ -3х+8/х-1
УМЕНИЕ РАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ ВЫЧИСЛЕНИЯ
- Сложение целых и дробных чисел
- Сложение чисел по частям.
а) 68+25=68+2+23=70+23=93
б) 68+25=68+20+5=88+5=93
в) 654+952=654+900+50+2=1554+50+2=1604+2=1606
г) 54,6+2,8=54,6+0,4+2,4=55+2,4=57,4
д) 54,6+2,8=54,6+2+0,8=56,6+0,8=57,4
- Поразрядное сложение чисел
а) 57+21= (50+20) +(7+1)= 70+8=78
б) 6,7+8,6= (6+8) + (0,7+0,6)=14+1,3=15,3
- Применение переместительного и сочетательного законов
а) 369+257+631= (369+631) + 257= 1000+257 = 1257
б) 46,2+58,6+22,8+12,4= (46,2+22,8) + (58,6+12,4)=49 + 61 =110
- Округление слагаемых путем их увеличения или уменьшения
а) 268+197= 268+200-3 =468-3 =465
б) 356+124= (350+6) +(120+4)=470+10=480
в) 25,23+58,89=25,23+59-0,11=84,23-0,11-84,12
- Вычитание целых и дробных чисел
- Вычитание чисел о частям
а) 854-62=854-60-2=794-2=792
б) 854-62=854-54-8=800-8=792
в) 25,23-14,65=25,23-14,23-0,32=11-0,32=10,68
- Поразрядное вычитание чисел
а) 648-392=648-300-90-2=348-90-2=256-2=254
б) 65,29-42,36=65,29-42-0,36=23,29-0,36=22,93
в) 37,89-25,14= (37-25) + (0,89-0,14) =14+0,75=14,75
- Перестановка вычитаемых
а) 657-129-257=657-257-129=400-129=271
- Округление вычитаемого или уменьшаемого
а) 624-236=624-224-12=400-12=388
б) 37,89-25,14= 38-0,11-25-0,14=13-0,25=12,75
- Дополнение вычитаемого
а) 748 – 559 = 189 Дополнение 559 до 600 равно 41 и дополнение 600 до 748 равно148; все дополнение равно 189
- Умножение целых и дробных чисел
- Поразрядное умножение (распределительный закон умножения относительно суммы)
а) 64*3 = (60+4)*3=180+12=192
б) 42,3*7= 280+14+2,1=296,1
- Перестановка сомножителей
а) 2,5 * 1,25 *0,04* 0,8 =(2,5*0,04)*(1,25*0,8)=0,1*1=0,1
3.3. Последовательное умножение
а) 20*63=(2*10)*63=126*10=1260
б) 423*8=423*2*2*2=846*2*2=1692*2=3384
3,4. Для учащихся представляет интерес индусский способ умножения чисел
83*54=4482 8 3
5 4
Единиц произведения получаются только от умножения единиц сомножителей. Цифрой единиц будет 2, десяток запоминаем.
Десяток получают от умножения десятков на единицы: 8 десятков умножаем на 4 единицы – получаем 32 десятка; 5 десятков умножаем на 3 единицы – получаем 15 десятков. Всего десятков 32+15+1=38. Окончательной цифрой десятков будет 8. Четыре сотни запоминаем.
Сотни произведения получают от умножения десятков сомножителей: 8дес.*5 дес.=40 сот. Всего сотен 40+4=44. Окончательно получаем 4482.
Частные приемы
3.5. Умножения на 5,25,125
а) 726*5=726:2*10=3630 (четный множитель)
б) 440*25 =440:4*100=11000
в)21,6*125=21,6:8*1000=2,7 *1000=2700
3,6. Умножение на 11,12,15,19
а) 233*11 =233*(10+1)=2330+233=2563
б)325*12=325(10+2)=3250+650=3800
в) 324*15=324* (10+5)=3240+324:2*10=3240+1620=3860
г)536*19=536*(20-1)=10720-536=10184
3.7. Умножение чисел, у которых сумма единиц равна 10, а число десятков одинаково
Выведем формулу умножения таких чисел. Пусть а– число десятков каждого из сомножителей, b –числа единиц первого сомножителя, а (10 -b ) – второго.
(10а+ b) * (10а + (10- b))= 100а² +100а -10аb+10аb -b²= а*(а+1)*100+b(10-b)
а) 63*67=6*7*100+3*7=4200+21=4221
б)3,2*3,8=12,16 (32*38=3*4*100+10=1216)
3.8. Изменение обоих сомножителей в одинаковое число раз
а) 64*26=1664
64*26= 32*53=16*106=8*212=4*424=2*848=1664
- Деление целых и дробных чисел
- Деление по частям и округление делимого
а) 527862:26= (52000+7800+26):26=2000+300+1=20301
б) 882:18= (900-18):18= 50-1=49
4.2. Последовательное деление
4572:12= 4572: (2*2*3)=2286:(2*3)=1143:3=381
4.3.Деление на 5,25,125
а) 234:5= 234*2:10=468
б)124:25=124*4:100=48,8
в) 6250:125=6250*8:1000=50000:1000=50
Подобные примеры убеждают учащихся, что знание математики позволяет быстрее и проще выполнять вычисления. Это особенно важно в мотивации учебной деятельности учащихся, так как показывает им практическую ценность изучаемых понятий и правил.
Так же важно научить школьника искать пути рационализации вычислений в повседневной вычислительной практике, в частности, при решении уравнений, неравенств и текстовых задач.
Зачастую время, расходуемое на решении уравнения, во много раз больше времени на составление уравнения по условию задачи, поэтому для упрощения уравнения следует рационально выбирать неизвестное, например:
«Из пункта А и пункт В вышел поезд со скоростью 72 км/час. Через 45 минут вышел поезд из В в А со скоростью 75 км/час. Расстояние между А и В равно 348 км. На каком расстоянии от В поезда встретились?»
Если обозначить через х расстояние от места встречи до пункта В ( в км), то имеем уравнение:
348 – х х 3
72 75 4
Если же принять за х время ( в часах), которое затратит второй поезд на прохождение пути до встречи, то имеем уравнение:
75х + 72(х + ¾) = 348
Очевидно, что проще и быстрее решается второе уравнение.
Рассмотренная задача иллюстрирует тот факт, что на практике ученику необходимо не только находить рациональные способы вычисления данного выражения, но и выбирать такие способы решения задачи, которые приводят к минимальной вычислительной работе.
ПРИКИДКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ
В ряде случаев бывает нужно установить, имеет ли решение некоторая задача при указанных значениях параметров, оценить порядок значения некоторого выражения, сравнить между собой значения нескольких выражений.
Например:
- Для того, чтобы выяснить сколько корней имеет квадратное выражение, достаточно вычислить дискриминант
- Чтобы сравнить выражения 3⁵² или 9²⁴ нет необходимости производить трудоемкие вычисления, достаточно использовать свойства степени: 9²⁴=3⁴⁸ и 3⁵²> 9²⁴
- При изучении уравнений – является ли число (-3,7) корнем уравнения 3х⁴-5х³-7х+24=0? (Очевидно, что никакое отрицательное число не может быть корнем этого уравнения, т.к. при х<0, получим что -5х³>0 и -7х>0 и все члены, входящие в левую часть уравнения дают в сумме положительное число)
- Принадлежит ли множеству решений неравенства х² - 9< 0 число (2+√3), число (5---√2)?
УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ РАЗЛИЧНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
В вычислительной практике учащихся важную роль играют таблицы.
Уже в 5 классе учащиеся знакомятся с простейшими таблицами: таблицей умножения, таблицей квадратов, таблицей простых чисел. В дальнейшем знакомятся с четырехзначными таблицами Брадиса, таблицами в учебниках геометрии, физики и химии, графиками функций при нахождении приближенных значений корней уравнений и систем уравнений с двумя переменными, а также основами вычислений на микрокалькуляторе и ПК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правовое обучение и воспитание в социально-трудовой подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида"
Методический материал по вопросам социализации учащихся коррекционной школы. Содержит вопросы изучения темы "Основы трудового права" с примерами практических заданий по теме....
система подготовки к ГИА учащихся коррекционной школы VIII вида
программа подготовки к ГИА по слесарному делу для учащихся коррекционных школ VIII вида...
статья "Роль внеклассного чтения в формировании читательских навыков учащихся коррекционной школы"
В статье представлены материалы об особенностях воспрития художественных тестов учащимися и методы работы на уроках внеклассного чтения в коррекционной школе....
Доклад на тему: «Подготовка учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни и труду через занятия по программе «Родник творчества».
“С любимым делом жизнь в сто крат милее,Лишь надо приложить к нему терпениеИ мастерство становиться смелее,Когда приходит к сердцу вдохновение.Любовь к искусству вечное горение,Художнику как сладостно...
Роль математики в жизни учащихся коррекционной школы.
Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами...
Программы по предпрофильной подготовке учащихся коррекционных школ 8 вида. 6 класс «Класс наблюдения»
Трудовое обучение в коррекционной школе 8 вида содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся. Наличие таких возможностей подтверждается не только школьной практико...
«Роль внеклассного чтения в развитии учащихся коррекционной школы»
cent;Тип проекта: информационно-исследовательский, межпредметный.¢Участники проекта- учащиеся 6-9 классов.¢По продолжительности- долгострочный. Связь с предметами: русский язык, литература,...