«Мир, доступный каждому»
статья на тему

Полякова Елена Ивановна

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями. Поэтому одной из важнейших  проблем современного российского общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Мир, доступный каждому»21.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                     «Мир, доступный каждому»

"Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества". В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.

С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями. Поэтому одной из важнейших  проблем современного российского общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость.

Проблема: Отсутствие  педагогических и социально-психологических условий, позволяющих  учащимся с ограниченными возможностями  овладеть навыками социализации

Причины проблемы: 

1.Отсутствие достаточного материально-технического обеспечения.

2. Недостаточная  нормативно-правовая база.

3.  Отсутствие  индивидуальных образовательных маршрутов  для детей с особенностями в развитии по включению в коллективные дела, проектную деятельность и творческие занятия.

5. Несовершенность  системы  вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья  в коллективные дела, проектную деятельность и творческие занятия  в образовательном процессе МКОУ «СОШ№15»

Способ решения проблемы:  Создание условий для успешной социализации учащихся     с ограниченными возможностями через включение в коллективные дела, проектную деятельность и творческие занятия  в образовательном процессе МКОУ «СОШ№15»

 

Решение:

На уровне муниципалитета:

 Реализация Программы «Развития муниципальной системы образования Мирнинского района на 2012-2016г,

«Создание условий для интеграции (инклюзии) обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях»,

Реализация проектов «Дети-инвалиды» и  «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями»

На уровне школы:

Реализация проекта «Мир, доступный каждому»:

1.Разработка  локальных актов, регламентирующих введение инклюзивного образования

2. Повышение квалификации педагогических работников по вопросам инклюзивного образования через семинары, дистанционные курсы.

3. Создание банка данных детей- инвалидов ,разработка индивидуальных образовательных маршрутов  

4. Разработка  индикаторов для определения внепредметных компетенций учащихся и определение уровня социализации.

5. Заседание проектной группы по формированию плана практических мероприятий

6. Укрепление материально- технической базы

7.Заседание Административного совета по представлению описанной модели инклюзивного образования в школе

8. Педсовет по утверждению  модели инклюзивного образования в школе

9. Разработка методических рекомендаций для педагогов, родителей

10. Создание системы взаимодействия с семьей для оказания компетентной помощи

  • Скрининг — исследование семьи. (Анкетирование родителей с целью выявления: социального статуса семьи).
  • Присутствие родителей на коррекционно — развивающих занятием с ребенком (выполнение с ребенком домашних заданий);
  • Своевременное информационное обеспечение.
  •  Организация работы «Родительский университет», где занятия ведут педагоги-психологи, педагоги-социологи, медицинские специалисты
  • Консультации, методические рекомендации родителям по воспитанию, обучению и проведению реабилитационных мероприятий на дому. 
  •  Повышение психолого-педагогической компетенции и психологическая адаптация.
  • Информационно-консультативная работа по вопросам социальной адаптации, социально-бытового ориентирования и интеграции в социум. 
  • Образовательная работа. 
  • Организация совместной досуговой деятельности родителей и детей. 

11.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

12. Мероприятия по интеграции детей с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников:

  • Оформление информационного стенда
  • Участие в классных и общешкольных мероприятиях (конкурсы рисунков, сочинений, Праздник Знаний, Осенний бал, День именинников , Новогодние утренники и т.д.)
  • Свободное посещение уроков изо, музыки
  • День открытых дверей (экскурсия по школьным кабинетам)
  • Посещение школьной библиотеки
  • Групповые занятия с логопедом, психологом
  • Праздник «Мир наших увлечений» для родителей и детей
  • Посещение школьного краеведческого музея

13. и т.д.

Эффекты от реализации проекта:

1.Успешная социализация и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников.

 2.Изменение отношения общественности к деятельности школы по созданию условий для успешной социализации учащихся  с ограниченными возможностями через включение в коллективные дела, проектную деятельность и творческие занятия  в образовательном процессе .

3.Положительные отклики родителей  на помощь детям  с ограниченными возможностями через включение в коллективные дела, проектную деятельность и творческие занятия.

4.Школа может стать стажировочной площадкой по  теме «Создание условий для успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями через включение в коллективные дела, проектную деятельность и творческие занятия  в образовательном процессе»

Актуальность: 

1.Для оптимального развития и адекватной самореализации ребенку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социализации, общения, коллективной деятельности.

2. Увеличение количества детей с ограниченными возможностями. (2012-2%; 2013г- 5%) 3.Социальные условия поселка

Риски реализации проекта

Способы преодоления рисков

1.

Несоответствие нормативов  финансирования.

 2. Недостаточное количество квалифицированных специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями,

недостаточная психологическая готовность родителей к обучению детей в режиме инклюзивного образования.

1.Поиск опыта работы других регионов по созданию

 материально-технической  базы.

2. Привлечение внебюджетных средств.

3. Привлечение учредителя и Управляющего совета  

2. Повышение квалификации педагогических работников по вопросам инклюзивного образования.

3. Проведение всеобуча родителей по вопросам

 инклюзивного образования через

индивидуальные консультации.

.

Ссылки:

1.Модель 2020 или

Федеральная целевая программа развития образования 2010-2015г.г.  «Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию»

2. Ориентиры Республики (Программа «Развития образования РС(Я)»

«Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья»

3. Программа «Развития муниципальной системы образования Мирнинского района на 2012-2016г

«Создание условий для интеграции (инклюзии) обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиз нашего объединения - успешность каждого ребенка. Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии - ступень к успешности обучения и достижения результата

Материал выступления на областном научно-практическом семинаре "Формирование успешности ребенка в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества"...

Презентация« Каждый горел усердием. Каждый превосходил себя». А. П. Ермолов, генерал, участник войны 1812 г.

Автор материалаНестерова Марина ГеоргиевнаДолжностьПреподаватель социально - гуманитарных дисциплинОбразовательное учреждениеБалейский филиал ГОУ СПО " Читинский педагогический колледж".Название матер...

Программа предметного элективного курса для учащихся 9 классов " Математика доступная каждому"

Элективный курс адресован учащимся 9-х классов.Главная идея-организация системного и систематического повторения, помочь профессиональному ориентированию и самоопределению школьников....

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждый день полезный, каждый день чудесный"

Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность  ребенка на вс...

Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?

Ссылка на материал http://pedsovet.su/publ/26-1-0-2727...

Использовать ИКТ в учебном процессе - это доступно каждому учителю!

Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, с...