АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ «ВКЛЮЧЁННОСТЬ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»
статья по теме
Стремление к повышению качества становится приоритетом образовательной политики. Эта цель определена в научных исследованиях и в стратегических планах развития федеральной и региональных систем образования...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ
«ВКЛЮЧЁННОСТЬ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»
Санкт-Петербург
2012
«…Система образования сегодня должна соответствовать новым требованиям и запросам потребителей в лице учеников и их родителей, а также заказчиков образования (государство и работодатели). Стремление к повышению качества становится приоритетом образовательной политики. Эта цель определена в научных исследованиях и в стратегических планах развития федеральной и региональных систем образования...»
Так же, как и в школе, в дошкольном образовательном учреждении необходимо повышать качество профессиональной деятельности педагога. Это невозможно обеспечить в полной мере без включения педагогического персонала в систему управления ДОУ. Актуальной становится взаимозависимость между повышением качества профессиональной деятельности педагога и включенностью его в систему управления учреждением. В связи с этим меня заинтересовала дипломная работа, цель которой заключается в выявлении связи между профессиональной компетентностью учителя и его включённостью в управление школой.
Чтобы управление было демократичным и эффектиным, а сотрудники интеллектуально росли, необходимо делегирование полномочий. Делегирование – это проявление доверия, это инструмент включения сотрудника в процесс управления, а следовательно, демократизация последнего.
Управление нашим дошкольным образовательным учреждением, как и управление любым учреждением образования, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом. На основании ст. 35 Закона РФ «Об образовании» в учреждении существуют такие формы самоуправления, как Совет образовательного учреждения и Педагогический Совет, куда входят педагоги детского сада. Они и являются субъектами внутренней оценки деятельности учреждения.
«Объект, предмет и цель исследования определили постановку задач
исследования:
1. Выявление традиций участия российских учителей в управлении школой (на историческом материале второй половины XIX века);
2. Выявление процессов, осуществляемых в образовательной системе школы, на основании процессного подхода, используемого в современной
теории управления.
3. Выявление профессиональных задач, решаемых учителем при осуществлении процессов, реализуемых в образовательной системе школы.
4. Определение связи между уровнем развития компетенций учителя и его включённостью в управление школой;
5. Определение условий, способствующих эффективному развитию компетенций учителя посредством его включения в управление школой».
«В основе исследования лежит следующая гипотеза:
• участие учителя в управлении школой опирается на традиции отечественной педагогики, проявлявшиеся в коллегиальном утверждении кандидатур на замещение вакантных педагогических и административных должностей, согласовании принципов работы школы, регулярном посещении уроков коллег с целью оценки их эффективности и обмена опытом;
• участие в управлении школой даёт возможность развития профессиональных компетенций учителя, наличие которых необходимо для эффективного решения профессиональных задач, возникающих при участии в реализации образовательной программы школы и взаимодействии с коллегами и партнёрами;
• оценка развития компетенций учителя осуществляется путём сопоставлением результатов самооценки и независимой экспертной оценки».
«Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Впервые профессиональная деятельность учителя рассмотрена в контексте совокупности осуществляемых в образовательной системе школы процессов и их составляющих (подпроцессов).
2. Уточнено понимание качества профессиональной деятельности учителя, существенно зависящего от уровня развития компетенций, необходимых для реализации этой деятельности.
3. Впервые определены профессиональные задачи учителя и необходимые для их решения компетенции путём соотнесения профессиональной деятельности учителя с процессами, осуществляемыми в образовательной системе школы.
4. Выявлена взаимно неоднозначная связь между включённостью учителя в профессиональную деятельность и необходимыми компетенциями.
5. Определены условия развития компетенций учителя посредством его включения в управление школой».
«Теоретическая значимость исследования заключается в развитии
теории управления образовательными системами, в частности:
1. Обоснована правомерность рассмотрения деятельности школы через структурированную совокупность основных, управленческих и вспомогательных процессов и возможность участия учителя в их реализации.
2. Определены профессиональные задачи, решаемые учителем при реализации в образовательной системе школы управленческих процессов (текущее и стратегическое планирование, управление персоналом и контингентом обучающихся, текущее администрирование и отчётность перед обществом).
3. Структура профессиональных компетенций учителя уточнена в части компетенций, обеспечивающих участие в управлении школой.
4. Определены процессы управления в школе, участие в реализации которых способствует развитию профессиональной компетентности учителя. Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем:
1. Разработка инструментария, предназначенного для определения включённости учителя в управление школой и использования при отборе кандидатов на замещение вакантных педагогических должностей.
2. Разработка методики проведения самооценки работы школы, являющейся последовательным алгоритмом включения учителя в управление школой и допускающей тиражирование и использование после адаптации к условиям конкретной школы».
«Использование процессного подхода к управлению даёт школе следующие потенциальные преимущества:
• лучшее понимание учителем своего места в образовательной системе школы за счёт соотнесения своей профессиональной деятельности с реализуемыми в системе процессами;
• учителя получают возможность предъявлять требования к результатам работы коллег - «концепция внутренних рынков» современной теории управления (например, учителя-предметники средней школы – потребители услуг, или результатов процессов, осуществляемых учителями начальных классов, и предъявляют определённые требования к их качеству);
• улучшение психологического климата в коллективе: процессный подход к управлению основан на философии позитивного мышления (любая сложность рассматривается как возможность для улучшения, а не как проблема)».
«Использование процессного и деятельностного подходов даёт возможность рассматривать профессиональную деятельность отдельного учителя как элемент процесса, реализуемого в образовательной системе школы. Профессиональная деятельность учителя включает в себя отдельные компоненты процессов в школе: непосредственное осуществление образовательного процесса и его методическое сопровождение, вовлечение в него родителей учащихся и налаживание внешних контактов, управленческую деятельность и пр.»
«В главе обоснован вывод о том, что для участия в управлении школой учителю требуются способности, которые мало используются при
реализации основных процессов (образовательный процесс и методическое
сопровождение):
• способность учителя осознать значение своей профессиональной деятельности в целом и отдельных её элементов для реализации образовательной программы школы;
• группа способностей, определяющая эффективность профессионального взаимодействия с коллегами;
• способность принимать ответственность за деятельность школы.
Участие учителя в управлении школой как целостной системой требует конструктивного взаимодействия с коллегами и понимания своей профессиональной деятельности как части деятельности школы».
«В главе «Экспериментальное определение связи между профессиональными компетенциями учителя и включённостью в управление школой» представлены методика определения сформированности профессиональных компетенций учителя и его включённости в управление школой, а также методика проведения самооценки. Результаты применения указанных методик анализируются и сопоставляются друг с другом. Для определения включённости учителя в управление школой и уровня развития соответствующих компетенций, необходимо выявить перечень решаемых в профессиональной деятельности задач».
«Первоначальная гипотеза исследования подтвердилась в эксперименте. Удалось определить условия эффективности предлагаемого подхода к профессиональному развитию. Так, существенными факторами, определяющими включённость учителя в управление школой, являются готовность принять на себя личную ответственность за работу школы как целостной системы и способность конструктивно взаимодействовать с коллегами. Предложенный подход к развитию компетенций предназначен для использования в процессе повышения квалификации учителей в профессиональной деятельности, а также в профессиональном образовании. Перечень способностей, необходимых учителю для участия в управлении школой и раскрытый в исследовании через содержание конкретных профессиональных задач, является основой для описания педагогических вакансий».
Общая оценка содержания автореферата по следующим критериям и ответы на вопросы (использую приложенную таблицу):
Критерий оценки | Балл (от 1 до 10) |
Доступность содержания автореферата | 10 |
Степень личного знакомства с учеными и их работами, на которые ссылается автор диссертации в автореферате | 4 |
Укажите фамилии известных Вам авторов:
| |
Актуальность темы исследования для своего ОУ | 10 |
Возможность использования выводов диссертанта в своем ОУ | 10 |
Вопросы | Да/Нет |
Возникла ли у Вас потребность внимательно изучить научную литературу по теме, затронутой в автореферате? | Да |
Являлось ли Ваше ОУ в какой либо период базой экспериментальной работы в рамках выполнения диссертационного исследования? | Нет |
Готовы ли Вы к проведению на базе Вашего ОУ экспериментальной работы в рамках выполнения какого-либо диссертационного исследования по управленческой тематике? | Нет |
Материалы проанализированного автореферата помогли мне составить концепцию развития управления в детском саду в плане включенности педагогического персонала.
Так как в настоящее время ответственность за функционирование учреждения полностью лежит на руководителе, целесообразным является делегирование полномочий педагогам, а именно:
- привлечение к распределению бюджетных и внебюджетных средств, в т.ч. материального стимулирования, определение первостепенности приобретения оборудования и методических материалов;
- участие в мониторинге управленческого и педагогического процессов;
- участие педагогов в создании образовательной программы и программы развития, определения целей и задач учреждения;
- привлечение педагогов к обеспечению безопасности учреждения (комиссии по охране труда, пожарной безопасности и т.д.).
В результате включенности педагогов в процесс управления учреждением повышается ответственность сотрудников, появляется стремление к расширению знаний, повышению квалификации.
Считаю, что это помогает сделать процесс управления более прозрачным и доступным в соответствии с требованиями современности
Практическая работа
«Самоанализ сформированности кадровой политики ОУ»
№ | Составляющая (инструмент) кадровой политики | Наличие в практике ОУ | Общая эффективность | Ресурсное обеспечение | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Внутреннее | Внешнее | |||
1. Подбор и расстановка кадров | |||||||||
1 | Наличие образовательного ценза | + | + | ||||||
2 | Предпочтение, имеющим опыт работы | + | + | ||||||
3 | Предпочтение, имеющим категорию | + | + | ||||||
4 | Прием на работу молодых специалистов | + | + | ||||||
5 | Прием на работу штатных сотрудников | + | + | ||||||
6 | Наличие испытательного срока | + | + | ||||||
7 | Ограничение учебной нагрузки | + | + | ||||||
8 | Ознакомление новых педагогов с правилами и традициями ОУ | + | + | ||||||
2. Обучение персонала | |||||||||
1 | Обучение педагогов в НМЦ и СПб АППО | + | + | ||||||
2 | Обучение педагогов в ВУЗах | + | + | ||||||
3 | Поддержка обучения педагогов в аспирантуре | - | |||||||
4 | Обучение педагогов в негосударственных центрах | + | + | ||||||
5 | Общешкольные разовые семинары для педагогов | + | + | ||||||
6 | Внутришкольные программы обучения для педагогов | + | + | ||||||
7 | Поддержка профессионального общения внутри ОУ | + | + | ||||||
8 | Поддержка самообразования педагогов | + | + | ||||||
9 | Обновление школьной библиотеки, подписка на печать | + | + | ||||||
10 | Мониторинг периодов аттестации педагогов | + | + | ||||||
11 | Помощь в прохождении аттестации педагогов | + | + | ||||||
12 | Ведение портфолио педагогами ОУ | + | + | ||||||
13 | Привлечение педагогов к семинарам на базе ОУ | + | + | ||||||
14 | Участие в семинарах и конференциях вне ОУ | + | + | ||||||
15 | Публикации статей педагогов в различных изданиях | + | + | ||||||
16 | Публикации разработок педагогов на сайтах/порталах | + | + | ||||||
3. Информационное обеспечение педагогов | |||||||||
1 | Совещания педагогов | + | + | ||||||
2 | Заседания МО (кафедр) | + | + | ||||||
3 | Индивидуальные собеседования с педагогами | + | + | ||||||
4 | Выпуск печатной продукции (справочники и др.) | - | |||||||
5 | Организация поддержки педагогов методистами | + | + | ||||||
6 | Проведение опросов педагогов | + | + | ||||||
4. Стимулирование персонала | |||||||||
1 | Премирование педагогов | + | + | ||||||
2 | Награждение педагогов грамотами ОУ | + | + | ||||||
3 | Представление педагогов к грамотам РОО и КО СПб | + | + | ||||||
4 | Награждение отраслевыми и государственными наградами | + | + | ||||||
5 | Внутришкольный конкурс педдостижений | - | |||||||
6 | Поддержка педагогов при участии их в профконкурсах | + | + | ||||||
7 | Внутришкольные церемонии чествования педагогов | + | + | ||||||
5. Формы и средства включения педагогов в управление | |||||||||
1 | Формирование корпоративной культуры ОУ | + | + | ||||||
2 | Делегирование полномочий педагогам при подготовке «событий» школьной жизни | + | + | ||||||
3 | Участие педагогов в самооценке работы ОУ | + | + | ||||||
4 | Работа педагога во временных творческих группах | + | + | ||||||
5 | Выстраивание «горизонтальной карьеры» педагога | + | + | ||||||
6 | Включение педагогов в состав «резерва» на руководящие должности | + | + | ||||||
Дополнительно. «Социальный пакет педагога» | |||||||||
1 | Предоставление педагогам льгот и гарантий, установленных законодательством РФ | + | + | ||||||
2 | Реализация специальных программ по сохранению и укреплению здоровья педагогов | + | + | ||||||
3 | Предоставление дополнительных отпусков или отгулов | + | + | ||||||
4 | Другое (укажите) |
Практическая работа
«SWOT-анализ ГБДОУ детского сада №79 компенсирующего вида
Красносельского района Санкт-Петербурга»
Сильные стороны
1 | Квалифицированный педагогический и медицинский персонал |
2 | Укоренившиеся традиции, оставшиеся от детского дома. |
3 | Материально-техническая база на очень высоком уровне |
4 | Поддержка Попечительского Совета |
5 | Взаимосотрудничество с учреждениями района и города |
Слабые стороны (проблемы)
1 | Не хватает опыта работы с родителями |
2 | Мало возможностей для материального поощрения сотрудников |
3 | Мало опыта работы с детьми со сложным дефектом |
Возможности
1 | Дальнейшее развитие материально-технической базы |
2 | Подбор высококвалифицированных специалистов |
3 | Недостаточное количество учреждений данного вида |
Угрозы
1 | Пенсионный возраст технического персонала, мало новых кадров по данной категории работников |
2 | Принятие в действие нового Типового положения ДОУ, что может привести к утрате льгот сотрудниками, работающими на группе для детей со сложным дефектом |
СОДЕРЖАНИЕ
- Тема автореферата; автор; город, организация и год защиты; научная область.
- Обоснование причин выбора автореферата соответствующей темы с учетом индивидуального профессионального опыта и потребностей своего ОУ.
- Комментарий по содержанию автореферата.
- Практическая работа № 1 – Самоанализ кадровой политики ГБДОУ № 79 Красносельского района СПб.
- Практическая работа № 2 – SWOT-анализ ГБДОУ № 79 Красносельского района СПб.
- Список использованной литературы.
Тема автореферата: «Включенность в управление школой как фактор повышения качества профессиональной деятельности учителя».
Автор: Остряков Дмитрий Валерьевич.
Санкт-Петербург, кафедра педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена», 2010 год.
Научная область: общая педагогика, история педагогики и образования.
Список использованной литературы:
- Закон РФ «Об образовании» ст. 35.
- Закон РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
- «Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020».
- «Концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге».
- «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 4 апрель 2011 г.
- «Рабочая тетрадь стажера по образовательной программе «Проектирование государственно-общественного управления образованием в современных условиях» СПб, 2011, СПбАППО.
- Лазарев В.С. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие. http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8097.php.
- Сологуб С.С. Практика применения новых технологий в управлении образовательным учреждением. Из опыта работы МОУ СОШ № 21 г.о. Коломна Московской области. http://b.in-i.ru/node/34.
- Стрижак С.Н. дипломная работа: «Развитие профессиональной компетентности педагогов посредством системы управления», Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, Гомель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый аналитический отчет Первого Международного научно-практического заочного (дистанционного) семинара по теме: "Ключевые компетенции директора школы как фактор повышения качества образования" ( 09-23 апреля 2012 года)
В данном материале содержится итоговый аналитический отчет по результатам моей научно-исследовательской работы....
Профессиональный рост педагога, как фактор повышения качества образовательной деятельности.
Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного ...
Формирование базовых педагогических компетенций как фактор повышения эффективности профессиональной деятельности
Педагогические компетенции...
Выступление на заседании МО учителей естественно- математического цикла по теме «Развитие творческих способностей учащихся как фактор повышения качества знаний на уроках математики.»
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремлен...
Социокультурная деятельность как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа
Современная практика работы со студентами и усиление социально-воспитательной функции профессионального образования в колледже означает реализацию комплексного подхода по гражданскому, идейному, ...
Презентация ТЕМА : Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей в соревновательной деятельности, через представление и обобщение собственного педагогического опыта.
Цель темы: повышение компетентности педагогов при подготовке воспитанников к соревновательной деятельности, в легкой атлетикеЗадачи :Обобщить и распространить опыт работы среди педагогов....
Доклад на тему"Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС."
Важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методиче...