Управление качеством образования в лицее
статья по теме

Буркаева Надежда Николаевна

Цель деятельности современного образовательного учреждения - повышение качества образования, под которым понимается высокий уровень успеваемости и личностный рост обучающихся. Успешное развитие современного образования зависит от эффективного руководства, признаками которого выступают готовность к управленческой деятельности, а также наличие определенных качеств, отражающих уровень сформированности управленческой культуры.  Эффективность образовательной деятельности – это оптимальное использование и эксплуатация образовательных ресурсов, которая выражается в качестве, доступности и конкурентноспособности знаний, умений и навыков как конечных продуктов образовательной деятельности. В нашем лицее государственно-общественная структура управления. В управление учреждением включены педагоги, ученики, родители, представители общественных организаций, выпускники. Эффективности управления способствует распределение полномочий и ответственности между органами лицейского самоуправления, постоянный мониторинг образовательной деятельности, открытость управленческих решений и доступность информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burkaeva_nn_upravlenie_litseem_statya.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Буркаева Н.Н.,

директор МАОУ лицея № 8

 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска,

 Заслуженный учитель РФ


Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других  путей  нет…

Ю. А. Конаржевский

Цель деятельности современного образовательного учреждения - повышение качества образования, под которым понимается высокий уровень успеваемости и личностный рост обучающихся. Успешное развитие современного образования зависит от эффективного руководства, признаками которого выступают готовность к управленческой деятельности, а также наличие определенных качеств, отражающих уровень сформированности управленческой культуры.  Эффективность образовательной деятельности – это оптимальное использование и эксплуатация образовательных ресурсов, которая выражается в качестве, доступности и конкурентноспособности знаний, умений и навыков как конечных продуктов образовательной деятельности. Для целенаправленной работы с образовательными ресурсами необходимо управление, которое включает следующие этапы:

- планирование;

-контроль и анализ результативности и эффективности привлечения, использования и развития ресурсов;

- мотивация результативного и эффективного формирования и использования ресурсов;

- мониторинг образовательной среды, которая влияет на ресурсы.

В нашем лицее государственно-общественная структура управления. В управление учреждением включены педагоги, ученики, родители, представители общественных организаций, выпускники. Эффективности управления способствует распределение полномочий и ответственности между органами лицейского самоуправления, постоянный мониторинг образовательной деятельности, открытость управленческих решений и доступность информации.

Административное управление осуществляет директор  и его заместители.

Основной функцией директора лицея является направление и координация усилий всех участников образовательного процесса. 

Формами самоуправления лицея являются Управляющий совет,  научно-методический совет, педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, Головной родительский комитет, психолого-медико-педагогический консилиум, детская организация «Импульс», Совет Дела, Совет научного общества обучающихся «Большая восьмерка». В лицее работает методический совет и десять  предметных методических объединений.

Система самоуправления лицея в настоящее время находится на этапе активного развития и совершенствования, образуя новые структуры, получающие полномочия управления различными направлениями деятельности лицея.

Реальное влияние на решение проблем улучшения жизнедеятельности лицея оказывает Управляющий совет, в составе которого – представители педагогического коллектива, представители родителей обучающихся, старшеклассники. Деятельностью Управляющего совета лицея руководит председатель, выбранный из числа родителей.

Деятельность всех органов соуправления лицея регламентируется локальными актами и зафиксирована в Уставе лицея. Нет ни одного глобального вопроса, к решению которого не привлекались бы все участники образовательного процесса.

Система лицейского самоуправления имеет три уровня. Первый – классное ученическое самоуправление, второй – лицейское ученическое самоуправление, третий – лицейское соуправление. Высшим органом самоуправления на первом уровне является классное собрание, на втором уровне – ученическая конференция. Организационные проблемы жизнедеятельности обучающихся решает Совет Дела лицея.

Внутришкольное  управление представляет собой    целенаправленное  непрерывное взаимодействие сотрудничества администрации  лицея и всех  участников педагогического процесса по достижению поставленных целей. Цели согласуются с социальным заказом, который формируется местными органами власти, родительской общественностью, вузами города, государственной  политикой  в  области образования. Перевод в  режим развития на основе создания обеспечивается  архивированием   информации,   созданием   компьютерного   банка   данных, который постоянно   обновляется. С учетом этой информации строится анализ, постановка целей,  планирование, организация работы, контроль, регулирование и коррекция. Эти функции  осуществляются  во всех управляющих звеньях лицея и каждым членом коллектива, что обеспечивает надежные горизонтальные и  вертикальные  связи  между  управляющей  и управляемой подсистемами на любом уровне. Документооборот и деловая переписка лицея осуществляются посредством электронной почты, что позволяет организовать устойчивый процесс обмена информацией между лицеем и различными общеобразовательными учреждениями, органами местного самоуправления, родителями и общественностью.

Общее собрание трудового коллектива – высший орган управления ОУ.

 Родители как участники образовательного процесса активно включены в управление школьной жизнью через родительские комитеты классов и лицея, родительские собрания и конференции. С Открытым информационно-аналитическим  докладом директор выступает на общелицейских родительских собраниях, Управляющем совете лицея.

Головной родительский комитет избирается на основе общеклассных родительских собраний по одному представителю от каждого класса.

Родительский комитет:

  •  обсуждает кандидатуры и утверждает списки обучающихся, которым необходимо оказать материальную помощь в любой форме;
  •  утверждает списки на бесплатное питание;
  •  координирует деятельность классных родительских комитетов;
  • оказывает содействие в проведении общелицейских мероприятий;
  • участвует в подготовке Учреждения к новому учебному году;
  • совместно с администрацией лицея контролирует организацию качества питания и медицинского обслуживания.

Все родительские комитеты имеют право обсуждения вопросов лицейской жизни и принятия решений в форме предложений.

Предложения классных родительских комитетов подлежат обязательному рассмотрению администрацией лицея с последующим сообщением о результатах рассмотрения.

Целостная работа механизма управления, координирование деятельности педагогического коллектива осуществляется через:

- чёткое определение уровней управления, их функционала и связи между ними;

- построение работы по перспективной, прогнозируемой концептуальной основе по программе развития;

- перевод делопроизводства лицея на компьютеризированную основу;

- внедрение системы электронного самоанализа деятельности каждым членом коллектива;

- ежедневное взаимодействие членов коллектива через локальную сеть;

- мониторинг учебно-воспитательной работы и качества преподавания и т.д.

Об эффективности внутришкольного управления, стабильности работы коллектива лицея  свидетельствуют высокие результаты образовательного процесса. Ежегодный мониторинг качества обучения по  предметам показывает  стабильность результатов обучения. Среднестатистический тестовый балл ЕГЭ выпускников в лицее в течение пяти лет выше, чем в городе Томске и Томской области и России.

В лицее осуществляется:

-мониторинг образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения (промежуточная аттестация);

-анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников, результатов внешней оценки качества образовательных достижений;

- оценка уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся;

-анализ творческих достижений школьников;

-анализ результатов аттестации педагогических и руководящих работников;

-анализ результатов статистических и социологических исследований, проведенных по инициативе администрации и органа государственно-общественного управления лицея;

-внутришкольный контроль;

-результаты медицинских исследований школьников;

-психологический мониторинг уровня раскрепощенности в познавательной сфере у одаренных и талантливых обучающихся;

          -мониторинг интеллектуальной готовности к школе будущих первоклассников лицея;

          -мониторинг особенностей интеллектуального развития обучающихся с ОВЗ;

          -психологический мониторинг соответствия развития видов мышления выбранному типу деятельности в профильных классах;

           -мониторинг качества образования (лицей является областной экспериментальной площадкой по теме «Организация на уроке мониторинга качества преподавания»)

Следует отметить возросшее за последнее время влияние функций контроля и оценки, диагностики, мониторинга и педагогического анализа на качество преподавания и учения, на уровень знаний, умений и навыков обучающихся, на аналитическую и прогностическую культуру педагогического коллектива.

Формами изучения общественного мнения являются дни открытых дверей, конференции, круглые столы социологические опросы родителей, мониторинг по различным вопросам воспитания и образования.

Система управления качеством необходима нашему общеобразовательному учреждению для:

  - повышения эффективности образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами;

- развития творческой и деятельной атмосферы в учреждении, активизации профессиональной деятельности работников;

- улучшения в целом системы управления в общеобразовательном учреждении;

- оптимизации финансового, ресурсного и кадрового обеспечения образовательного процесса;

 - повышения конкурентоспособности лицея;

 - создания современных безопасных условий образовательной деятельности;

- обеспечения широкого участия общественности в управлении нашим общеобразовательным учреждением.

Таким образом, качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха. Для администрации нашего лицея управление качеством образования в условиях модернизации и улучшения качества образования, становится приоритетным в работе. Нам, руководителям, необходимо умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения. И только в этом случае управление коллективом становиться профессионально мобильным.

Resource id #510

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей

Работа "Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей" - победитель областного конкурса "Методическая копилка руков...

«Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»

Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...

Управление качеством образования. Качество знаний – главная миссия учителя.

Управление качеством образования. Качество знаний – главная миссия учителя....

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся

Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельно...

От оценки качества образования к управлению качеством образования: используемые данные

В статье анализируются условия, необходимые для адресного планирования образовательных результатов и перехода от оценки образовательных результатов к оценке достижения запланированных результатов для ...