Управление качеством образования в лицее
статья по теме
Цель деятельности современного образовательного учреждения - повышение качества образования, под которым понимается высокий уровень успеваемости и личностный рост обучающихся. Успешное развитие современного образования зависит от эффективного руководства, признаками которого выступают готовность к управленческой деятельности, а также наличие определенных качеств, отражающих уровень сформированности управленческой культуры. Эффективность образовательной деятельности – это оптимальное использование и эксплуатация образовательных ресурсов, которая выражается в качестве, доступности и конкурентноспособности знаний, умений и навыков как конечных продуктов образовательной деятельности. В нашем лицее государственно-общественная структура управления. В управление учреждением включены педагоги, ученики, родители, представители общественных организаций, выпускники. Эффективности управления способствует распределение полномочий и ответственности между органами лицейского самоуправления, постоянный мониторинг образовательной деятельности, открытость управленческих решений и доступность информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
burkaeva_nn_upravlenie_litseem_statya.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Буркаева Н.Н.,
директор МАОУ лицея № 8
имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска,
Заслуженный учитель РФ
…Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет…
Ю. А. Конаржевский
Цель деятельности современного образовательного учреждения - повышение качества образования, под которым понимается высокий уровень успеваемости и личностный рост обучающихся. Успешное развитие современного образования зависит от эффективного руководства, признаками которого выступают готовность к управленческой деятельности, а также наличие определенных качеств, отражающих уровень сформированности управленческой культуры. Эффективность образовательной деятельности – это оптимальное использование и эксплуатация образовательных ресурсов, которая выражается в качестве, доступности и конкурентноспособности знаний, умений и навыков как конечных продуктов образовательной деятельности. Для целенаправленной работы с образовательными ресурсами необходимо управление, которое включает следующие этапы:
- планирование;
-контроль и анализ результативности и эффективности привлечения, использования и развития ресурсов;
- мотивация результативного и эффективного формирования и использования ресурсов;
- мониторинг образовательной среды, которая влияет на ресурсы.
В нашем лицее государственно-общественная структура управления. В управление учреждением включены педагоги, ученики, родители, представители общественных организаций, выпускники. Эффективности управления способствует распределение полномочий и ответственности между органами лицейского самоуправления, постоянный мониторинг образовательной деятельности, открытость управленческих решений и доступность информации.
Административное управление осуществляет директор и его заместители.
Основной функцией директора лицея является направление и координация усилий всех участников образовательного процесса.
Формами самоуправления лицея являются Управляющий совет, научно-методический совет, педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, Головной родительский комитет, психолого-медико-педагогический консилиум, детская организация «Импульс», Совет Дела, Совет научного общества обучающихся «Большая восьмерка». В лицее работает методический совет и десять предметных методических объединений.
Система самоуправления лицея в настоящее время находится на этапе активного развития и совершенствования, образуя новые структуры, получающие полномочия управления различными направлениями деятельности лицея.
Реальное влияние на решение проблем улучшения жизнедеятельности лицея оказывает Управляющий совет, в составе которого – представители педагогического коллектива, представители родителей обучающихся, старшеклассники. Деятельностью Управляющего совета лицея руководит председатель, выбранный из числа родителей.
Деятельность всех органов соуправления лицея регламентируется локальными актами и зафиксирована в Уставе лицея. Нет ни одного глобального вопроса, к решению которого не привлекались бы все участники образовательного процесса.
Система лицейского самоуправления имеет три уровня. Первый – классное ученическое самоуправление, второй – лицейское ученическое самоуправление, третий – лицейское соуправление. Высшим органом самоуправления на первом уровне является классное собрание, на втором уровне – ученическая конференция. Организационные проблемы жизнедеятельности обучающихся решает Совет Дела лицея.
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное непрерывное взаимодействие сотрудничества администрации лицея и всех участников педагогического процесса по достижению поставленных целей. Цели согласуются с социальным заказом, который формируется местными органами власти, родительской общественностью, вузами города, государственной политикой в области образования. Перевод в режим развития на основе создания обеспечивается архивированием информации, созданием компьютерного банка данных, который постоянно обновляется. С учетом этой информации строится анализ, постановка целей, планирование, организация работы, контроль, регулирование и коррекция. Эти функции осуществляются во всех управляющих звеньях лицея и каждым членом коллектива, что обеспечивает надежные горизонтальные и вертикальные связи между управляющей и управляемой подсистемами на любом уровне. Документооборот и деловая переписка лицея осуществляются посредством электронной почты, что позволяет организовать устойчивый процесс обмена информацией между лицеем и различными общеобразовательными учреждениями, органами местного самоуправления, родителями и общественностью.
Общее собрание трудового коллектива – высший орган управления ОУ.
Родители как участники образовательного процесса активно включены в управление школьной жизнью через родительские комитеты классов и лицея, родительские собрания и конференции. С Открытым информационно-аналитическим докладом директор выступает на общелицейских родительских собраниях, Управляющем совете лицея.
Головной родительский комитет избирается на основе общеклассных родительских собраний по одному представителю от каждого класса.
Родительский комитет:
- обсуждает кандидатуры и утверждает списки обучающихся, которым необходимо оказать материальную помощь в любой форме;
- утверждает списки на бесплатное питание;
- координирует деятельность классных родительских комитетов;
- оказывает содействие в проведении общелицейских мероприятий;
- участвует в подготовке Учреждения к новому учебному году;
- совместно с администрацией лицея контролирует организацию качества питания и медицинского обслуживания.
Все родительские комитеты имеют право обсуждения вопросов лицейской жизни и принятия решений в форме предложений.
Предложения классных родительских комитетов подлежат обязательному рассмотрению администрацией лицея с последующим сообщением о результатах рассмотрения.
Целостная работа механизма управления, координирование деятельности педагогического коллектива осуществляется через:
- чёткое определение уровней управления, их функционала и связи между ними;
- построение работы по перспективной, прогнозируемой концептуальной основе по программе развития;
- перевод делопроизводства лицея на компьютеризированную основу;
- внедрение системы электронного самоанализа деятельности каждым членом коллектива;
- ежедневное взаимодействие членов коллектива через локальную сеть;
- мониторинг учебно-воспитательной работы и качества преподавания и т.д.
Об эффективности внутришкольного управления, стабильности работы коллектива лицея свидетельствуют высокие результаты образовательного процесса. Ежегодный мониторинг качества обучения по предметам показывает стабильность результатов обучения. Среднестатистический тестовый балл ЕГЭ выпускников в лицее в течение пяти лет выше, чем в городе Томске и Томской области и России.
В лицее осуществляется:
-мониторинг образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения (промежуточная аттестация);
-анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников, результатов внешней оценки качества образовательных достижений;
- оценка уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся;
-анализ творческих достижений школьников;
-анализ результатов аттестации педагогических и руководящих работников;
-анализ результатов статистических и социологических исследований, проведенных по инициативе администрации и органа государственно-общественного управления лицея;
-внутришкольный контроль;
-результаты медицинских исследований школьников;
-психологический мониторинг уровня раскрепощенности в познавательной сфере у одаренных и талантливых обучающихся;
-мониторинг интеллектуальной готовности к школе будущих первоклассников лицея;
-мониторинг особенностей интеллектуального развития обучающихся с ОВЗ;
-психологический мониторинг соответствия развития видов мышления выбранному типу деятельности в профильных классах;
-мониторинг качества образования (лицей является областной экспериментальной площадкой по теме «Организация на уроке мониторинга качества преподавания»)
Следует отметить возросшее за последнее время влияние функций контроля и оценки, диагностики, мониторинга и педагогического анализа на качество преподавания и учения, на уровень знаний, умений и навыков обучающихся, на аналитическую и прогностическую культуру педагогического коллектива.
Формами изучения общественного мнения являются дни открытых дверей, конференции, круглые столы социологические опросы родителей, мониторинг по различным вопросам воспитания и образования.
Система управления качеством необходима нашему общеобразовательному учреждению для:
- повышения эффективности образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами;
- развития творческой и деятельной атмосферы в учреждении, активизации профессиональной деятельности работников;
- улучшения в целом системы управления в общеобразовательном учреждении;
- оптимизации финансового, ресурсного и кадрового обеспечения образовательного процесса;
- повышения конкурентоспособности лицея;
- создания современных безопасных условий образовательной деятельности;
- обеспечения широкого участия общественности в управлении нашим общеобразовательным учреждением.
Таким образом, качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха. Для администрации нашего лицея управление качеством образования в условиях модернизации и улучшения качества образования, становится приоритетным в работе. Нам, руководителям, необходимо умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения. И только в этом случае управление коллективом становиться профессионально мобильным.
Resource id #510
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей
Работа "Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей" - победитель областного конкурса "Методическая копилка руков...
Влияние участия в региональном проекте «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» на высокое качество организации образовательного процесса
В статье показаны результаты участия педагога в региональном проекте...
Экспертиза в образовании.Экспертиза управлением качества образования.
Удостоверение - 2011 год, 72 часа....
«Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»
Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...
Управление качеством образования. Качество знаний – главная миссия учителя.
Управление качеством образования. Качество знаний – главная миссия учителя....
Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся
Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельно...
От оценки качества образования к управлению качеством образования: используемые данные
В статье анализируются условия, необходимые для адресного планирования образовательных результатов и перехода от оценки образовательных результатов к оценке достижения запланированных результатов для ...