"Самообразование, саморазвитие учителя — условие качественного функционирования УВП"
материал по теме

Презентация "Самообразование,  саморазвитие учителя — условие качественного функционирования УВП" подготовлена для проведения педагогического совета в общеобразовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon samoobrazovanie._materialy_k_pedsovetu.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самообразование, саморазвитие учителя — условие качественного функционирования УВП Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская средняя общеобразовательная школа» Материалы к педсовету

Слайд 2

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования . Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания близлежащих научных областей, о различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике.

Слайд 3

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А.Дистерверг Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Слайд 4

Самообразование- процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности «САМООБРАЗОВАНИЕ: Целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.». Педагогический словарь

Слайд 5

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя отсутствие времени нехватка источников информации отсутствие стимулов всего лишь проявление инертности мышления и лености ума самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Слайд 6

Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога. Научить творчеству нельзя. Развить способность к самообразованию у взрослого человека можно только в исключительных случаях. Саморазвитие - признак профессионала высокого класса. К сожалению, не всех педагогов можно отнести к этой категории, однако можно побудить учителя сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии.

Слайд 7

Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию. Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.

Слайд 8

Материалы для исследования самообразовательной работы учителя Вопросник № 4 Работа по самообразованию педагога

Слайд 9

АНКЕТА для выявления способности учителя к саморазвитию Отвечая на «опросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соот­ветствующие вашему мнению: 5 - да: 4 — скорее да, чем нет: 3 - и да, и нет: 2 - скорее нет: I - нет. 1. Я стремлюсь изучить себя. 2. Я оставляю время для своего развития. 3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность. 4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя. 5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время. 6. Я анализирую свои чувства и опыт. 7. Я много читаю. 8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам. 9. Я верю в свои возможности. 10. Я стремлюсь быть более открытым человеком. 11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди. 12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты. 13. Я получаю удовольствие от освоения нового. 14. Возрастающая ответственность не пугает меня. 15. Я положительно отношусь к продвижению по службе. 16. Я выписываю газеты. 17. Я выписываю методическую литературу.

Слайд 10

1. Собственная инерция. 2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач. 3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей. 4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему. 5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие информации о себе. 6. Состояние здоровья. 7. Недостаток времени. 8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства . Препятствующие факторы

Слайд 11

1. Школьная методическая работа. 2. Обучение на курсах. 3. Пример и влияние коллег. 4. Пример и влияние руководителей. 5. Организация труда в школе. 6. Внимание к моей проблеме руководителей, 7. Доверие. 8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования. 9. Занятие самообразованием. 10. Интерес к работе. 11 Возрастающая ответственность. 12. Возможность получения признания в коллективе. Стимулирующие факторы

Слайд 12

Вопросник № 5

Слайд 13

Результаты диагностирования Нужен ли план самообразования? Наличие плана самообразования Вопрос: для чего нужен план самообразования? Для повышения профессионального уровня 36% Активизация, корректировка деятельности учителя 22% Не смогли пояснить 42%

Слайд 14

Выбор темы самообразования Согласованность выбора темы самообразования с учебно-методической частью образовательного учреждения 86% педагогов согласовали выбор темы самообразования с учебно-методической частью школы, 14% - нет Обоснованность выбора темы самообразования 43% педагогов грамотно обосновали выбор темы самообразования, 57% педагогов затрудняются обосновать свой выбор

Слайд 15

Вопрос: что дала самостоятельная работа для повышени я Вашего профессионального уровня? Варианты ответов: Использование разработок в своей профессиональной деятельности -1 Разнообразие форм организации учебной деятельности – 3 Повышение результативности урока – 1 Приведены в систему методические наработки -1 Повышение качества знаний учащихся по предмету – 1 Повышение профессионального уровня – 1 Не смогли объяснить - 5 Вопрос: ведётся ли исследовательская работа? Да – 50%, нет – 50% Выявленные в ходе диагностики профессиональные затруднения позволяют определить пути удовлетворения запросов, в том числе и через самообразование.

Слайд 16

Формы работы по самообразованию индивидуальные консультации практикумы посещение и совместный анализ урока опытного коллеги встречи с мастерами педагогического труда посещение творческой лаборатории педагога психологические тренинги деловые и ролевые игры участие в работе мастер - классов и др. круглые столы

Слайд 17

1 этап - установочный , предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий. 2 этап - обучающий , на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой; 3 этап - практический , во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. 4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов . На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, посещение с обсуждением открытых уроков и др . 5 этап - итогово-контрольный , на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе. Этапы организации самообразования педагогов

Слайд 18

Тема самообразования В начале каждого учебного года все учителя школы выбирают «тему, над которой работает учитель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения. (Если в школе методические объединения работают грамотно, систематически и эффективно)

Слайд 19

Факторы, влияющие на выбор темы Результаты диагностики уровня готовности учителей к профессиональной педагогической деятельности; Анализ результатов прошедшего учебного года; Состояние педагогического процесса школы на начало учебного года, методическая тема школы; Научно-методические интересы и потребности учителей школы; Новейшие достижения педагогики и психологии; Инновационные педагогические технологии; Конкуренция Интерес Материальное стимулирование

Слайд 21

Для молодых специалистов: адаптация педагогической деятельности, осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания; обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства. Для учителей, которые работают больше 5 лет: усвоение технологического цикла профессиональной деятельности; овладение способами проектирования и программирования учебно-воспитательного процесса с целью повышения его эффективности; формирование умений анализировать научно-методическую литературу; применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей . Для опытных, творческих учителей: актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки; проявление творческого потенциала педагога; развитие исследовательской деятельности . Цели самообразования

Слайд 22

компенсация недостатков полученного образования; постоянная адаптация в профессиональной деятельности, которая меняется, к ее технологиям; непрерывное развитие творческого потенциала личности. Функции самообразования

Слайд 23

1. Самостоятельная работа с литературой: знание источника информации; умение находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать; оперативно определять ее пути и условия использования полученных данных в теоретической и практической деятельности. 2. Самостоятельные тренинги и упражнения. 3. Самостоятельные практические задания: разработка заданий для дальнейшего самообразования; шлифовка профессиональных качеств; проверка профессиональных качеств в практической деятельности с учетом усвоенных знаний и полученной информации . 4. Отношение: с коллегами; получение консультаций у представителей администрации учреждения, методической службы школы, района Традиционные методы самообразования

Слайд 24

Выбор темы. Выбор темы по самообразованию происходит на основании той проблемы, над изучением которой работает педагогический коллектив школы. Постановка целей и задач , соответствующих целям воспитательной деятельности в учреждении образования. Содержание деятельности по выбранной теме с указанием сроков исполнения . Повышение научно-теоретического и методического уровня педагогов; Изучение нормативных документов; Изучение методических материалов по теме самообразования; Выбор, освоение инновационных технологий, авторских проектов и программ; Посещение семинаров, методических объединений; Изучение передового педагогического опыта и практики работы своих коллег. Прохождения курсов повышения квалификации. Участие в работе методических объединений, творческих группах с использованием активных форм занятий. Апробация и внедрение инновационных технологий, авторских проектов и программ. Выступление на семинарах, методических объединениях, конференциях; Выявление затруднений в процессе внедрения инноваций; Пути решения проблем; Самоанализ и самоконтроль. Отчеты по самообразованию. Наличие наглядной демонстрации продуктов труда педагогов (доклады, разработки уроков, создание авторских проектов или программ и др.); Создание портфолио педагога. Алгоритм написания плана по самообразованию

Слайд 25

Индивидуальный план по самообразованию на _______ год Учитель ______________________________________________________________ Категория ______________________________________________________________ Учреждение ______________________________________________________________ Образование (когда, какое учреждение закончил)___________________ ______________________________________________________________ Обучение на курсах ______________________________________________________________ Когда по какой теме ______________________________________________________________ Индивидуальная тема по самообразованию (допускается разработка плана от 1 до 3 лет) ______________________________________________________________ Цели и задачи самообразования по теме ______________________________________________________________ Когда начата работа над темой, срок ее завершения ______________________________________________________________ Предполагаемый опыт изучения ______________________________________________________________ Изучение передового опыта коллег (сколько посещено уроков, внеклассных мероприятий)______________________________________ ______________________________________________________________ Практическая реализация работы по теме самообразования (открытые уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, участие в конференциях и мероприятиях) __________________________________ ______________________________________________________________ Практические выходы (планы – конспекты уроков, мероприятий, доклады, рефераты) ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Когда и где выступал с сообщением о личном педагогическом опыте ______________________________________________________________ Изучаемая литература по теме _______________________________________________________________________ по окончании срока темы самообразования __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 26

Каковы могут быть результаты самообразования учителей на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные учебные пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; разработка методических информаций по применению новых методических технологий; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; создание комплектов педагогических разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме. Результат самообразования Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Слайд 27

семинары (где подводятся итоги самостоятельной работы педагога); собеседования; отчеты по самообразованию; ведение карт индивидуального развития (портфолио); участие в методической работе учреждения, района; мониторинг результативности педагогической деятельности; аттестация и другие; заседания методических объединений и творческих групп; посещение занятий и других форм работы с детьми с целью проверки эффективности самостоятельной работы педагогов (теоретический уровень, педагогическое мастерство); коллективные просмотры и др. Формы контроля за самообразовательной деятельностью педагогических работников учреждения образования

Слайд 28

учителя ____________________________________ за 20__ - 20__ уч.г. Литература, изученная по данной проблеме:_____________________________________________________ Основные направления в работе: а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др. б) выступления на методических объединениях по темам: ______________________________________________________________ в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы: ______________________________________________________________ 3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования ______________________________________________________________ 4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию: ______________________________________________________________ а) какие методы, формы использовали? _____________________________________________________________ б) какой результат достигнут? ______________________________________________________________ 5. В каком направлении будут продолжать работу по самообразованию: а) составление каталога литературы ______________________________________________________________ б) обобщение диагностического материала _____________________________________________________________ в) выступление на МО, педсовете и т.д. ______________________________________________________________ г) обобщение опыта ______________________________________________________________ другое________________________________________________________ ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

Слайд 29

На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем образовательного процесса и профессионально - квалификационный рост педагога Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации школьников как условие качественного образования

основные мотивации качественного образования...

Поиск условий безопасного функционирования образовательного учреждения

Проблема безопасности личности и общества становится одной их ключевых и приобретает глобальный характер. С каждым годом в нашей стране растёт количество различных видов чрезвычайных ситуаций. К сожал...

Здоровье учащихся - базовое условие качественного образования.

Причины возникновения неблагополучного здоровья учащихся в стенах школы и меры по их преодолению....

Деятельность учителя музыки как условие качественного проведения урока музыки.

Теоретические основы организации деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе....

Семинар-практикум учителей ОБЖ по теме: "Использование интегрированных педагогических технологий как условие качественного обновления образовательного пространства по предмету ОБЖ"

Доклад + презентация к семинару-практикуму.Интегрированный урок ОБЖ+химия в 8 классе по теме: "Воздействие оксидов на окружающую среду и здоровье человека".Самоанализ урока....

Статья выступление на МО учителей математики "Повышение профессионального мастерства учителя – основное условие качественного образования учащихся "

Повышение профессионального мастерства учителя – основное условие качественного образования учащихся...