Положение о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями ФГОС.
материал по теме
В Положении о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями ФГОС размещен материал о её принципах, видах контроля, контроль и оценка планируемых результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_sisteme_otsenoke.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Масальская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено
Директор школы
Приказ № 50/3
от 01.11.2011г.
______________________
Т.И. Вакулина
Положение
о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Пояснительная записка
Настоящее Положение определяет основы организации оценки знаний, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и является обязательным для исполнения.
Цель создания Положения заключается в разъяснении принципов и особенностей организации оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся в условиях реализации ФГОС.
- Общие положения
1.1. Положение о системе оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании п.3 ст. 15 Закона РФ «Об образовании», Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Устава МБОУ «Масальская СОШ».
1.2. Настоящее Положение принимается Педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения и утверждается руководителем образовательного учреждения.
Положение устанавливает требования к оценке учебных достижений, а также порядок, формы, периодичность промежуточной аттестации обучающихся. Настоящее Положение обязательно для обучающихся и педагогических работников школы.
1.3. Система оценок, форм и порядка промежуточной аттестации, обучающихся начальной школы направлена на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования. Оценка отражает уровень достижения поставленных целей и выполнения требований образовательного стандарт.
Промежуточная аттестация - форма контроля, определяющая успешность обучения в течение всего учебного года и подведение итогов за контролируемый период (урок, серия уроков по теме, четверть, полугодие, год) в виде стартового, текущего, рубежного, годового контроля предметных знаний, умений и навыков обучающихся и метапредметных результатов.
Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной формой оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная)
контрольная работа. Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.
Оценка личностных результатов обучающихся начальной школы осуществляется только в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся, по запросу педагогов (или администрации ОУ) при согласии родителей (законных представителей).
1.4. Основными принципами систем оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:
- Критериальность - контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с обучающимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия.
- Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов.
- Суммативность оценки – фиксирующая возможность суммирования результатов.
- Приоритетность самооценки обучающегося. (Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки может применяться сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
- Гибкость и вариативность форм оценивания результатов. (Содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов.)
- Открытость: информация о целях, содержании, формах и методах контроля и оценки должна быть доведена до сведения учащихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.
1.5. Основными видами контроля являются:
- Стартовый (предварительный) контроль: имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов).
Цель: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связные с предстоящей деятельностью.
- Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
- Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);
- Итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных результатов) в конце учебного года.
Количество тематических, проверочных, диагностических и итоговых работ установлено по каждому предмету в соответствии с авторской программой.
1.6. Оценка результатов.
Основными функциями оценки являются:
- Мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует её продолжение;
- Диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;
- Воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебой деятельности школьника;
- Информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.
На начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, которая включает разнообразные методы оценивания:
- наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений),
- оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);
- тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний);
- оценку открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных;
- оценку закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа);
- оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений, дневников учащихся и т.п.).
1.7. Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
2. Контроль и оценка планируемых результатов обучения.
2.1. Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Их оценка осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.
- Динамика обучения и развития учащихся фиксируется учителем совместно с классным руководителем на основе итоговых контрольных работ, диагностических заданий, проводимых в конце учебного года.
- Контроль и оценка планируемых результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.
- Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку.
- Объектами контроля являются знания, умения, навыки, универсальные учебные действия.
- Для оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:
- стартовые диагностические работы на начало учебного года
- стандартизированные письменные и устные работы
- интегрированные контрольные работы
- тематические проверочные (контрольные) работы;
- проекты
- практические работы
- творческие работы
- самоанализ и самооценка
- индивидуальные накопительные портфолио обучающихся
2.7. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Стартовые работы проводятся, начиная со второго года обучения. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в специальной тетради для учёта в работе, оценка результатов в классном журнале не фиксируется и не учитываются при выставлении оценки за четверть. Материалы стартовых диагностик включаются в состав портфолио обучающегося.
2.8.Тематическая проверочная (контрольная) работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей темы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал и учитываются при выставлении оценки за четверть.
2.9. Стандартизированные письменные и устные работы проводятся по концу четверти и включают проверку сформированности предметных результатов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
2.10. Проекты разрабатываются и защищаются обучающимися, по одному или нескольким предметам. Оценка за проект выставляется в журнал. За интегрированный проект оценка выставляется на специальной странице, там, где выставляется оценка за интегрированную контрольную работу.
2.11. Практические работы выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом. 2.12. Творческие работы выполняются в соответствии с учебно - тематическим планом. Оценки выставляются в журнал.
Количество практических, творческих, проектных работ установлено по каждому предмету в соответствии с рекомендациями к программам учебно — методического комплекта «Гармония».
- Итоговые годовые контрольные работы проводятся по математике и русскому языку в конце апреля - начале мая и включают требования ключевых тем учебного периода. Результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале и учитываются при выставлении оценки за год.
- Интегрированная контрольная работа проводится в конце учебного года и проверяет уровень сформированности у обучающегося универсальных учебных действий. Оценка за интегрированную контрольную работу фиксируется учителем в классном журнале на отдельной странице и учитывается при выставлении оценки за год.
3. Порядок промежуточной аттестации обучающихся.
3.1.Содержанием промежуточной аттестации являются две стандартизированные контрольные работы: по математике и русскому языку - и одна комплексная контрольная работа (на метапредметной основе). Решение о переводе обучающегося в следующий класс выносится на основе успешного выполнения учащимся двух контрольных работ из трех обязательных.
3.2.Мониторинг (Диагностика) сформированности личностных результатов проводится в мае заместителем директора или школьным психологом с согласия родителей (законных представителей) обучающихся и имеет неперсонифицированный характер.
Содержание диагностических материалов утверждается на методическом совете школы.
Содержание итоговых контрольных работ по предметам и интегрированной контрольной работы разрабатывается методическим объединением и утверждается руководителем школы.
3.3. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, «волшебных линеечек», «лесенок успеха», значков «+», «-», «?». Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом Министерства образования РФ от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». В течение 1-го года обучения в журнале фиксируются пропуски уроков, а по итогам года в журнале и личных делах обучающихся делается запись об уровне освоения учебного материала «освоил», «не освоил».
Со второго класса используется текущая оценка в виде отметок «5», «4», «3», «2». Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15. Текущая оценка по результатам урока в виде отметки выставляется в журнал и учитывается при оценивании за четверть.
Оценки за тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы выставляются в журнал в виде отметок «5», «4», «3», «2».
Оценка по результатам сформированности универсальных учебных действий выставляется на отдельной странице журнала «Универсальные учебные действия», в личном деле ученика вводится специальная графа «Универсальные учебные действия». Оценка выставляется в виде отметок «5», «4», «3», «2»
В личном деле обучающегося выставляется оценка в двух шкалах — в процентах или в виде «зачтено — незачтено», и осуществляется перевод в пятибальную шкалу.
3.4. Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе листа образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса. Качественная оценка может быть выражена оценкой «зачтено». Учитель составляет письменную характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с листом оценки. Оценочный лист разрабатывается и предъявляется родителям на первом собрании. Критерии подбираются в соответствии с уровнем подготовленности класса так, чтобы все 100% учащихся смогли справиться с большинством заданий и получить оценку «зачтено».
Для некоторых учащихся возможно введение дополнительных критериев оценивания достижений.
Примерное количество тематических, творческих, итоговых контрольных работ и проектов по годам обучения
Русский язык | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
- диктант с грамматическим заданием | 4 | 4 | 4 | |
- контрольное списывание | -/1 | 2 | 1 | - |
- контрольное изложение | - | - | - | 1 |
- контрольный словарный диктант | - | 2 | 2 | 2 |
- тестирование | - | - | 1 | 1 |
- итоговый диктант с грамматическим заданием | -/1 | 4 | 4 | 4 |
Всего по русскому языку | -/2 | 12 | 12 | 12 |
Математика | ||||
- тематические | - | 6 | 6 | 6 |
- тесты | - | 2 | 2 | 2 |
- итоговые | 1 | 4 | 4 | 4 |
Всего по математике | 1 | 12 | 12 | 12 |
Окружающий мир | ||||
- тематические | - | 6 | 6 | 6 |
- проекты | 1 | 1 | 1 | 1 |
- практические работы | 4 | 4 | 4 | 4 |
- итоговые по окружающему миру | - | 1 | 1 | 1 |
Всего по окружающему миру | 5 | 12 | 12 | 12 |
Литературное чтение | ||||
- творческие работы | 1 | 2 | 4 | 4 |
- проекты | 1 | 1 | 1 | 1 |
- тематические тесты | - | 3 | 4 | 4 |
- итоговые | - | 1 | 1 | 1 |
Всего по литературному чтению | 2 | 7 | 10 | 10 |
8. Оценка по результатам сформированности универсальных учебных действий выставляется на отдельной странице журнала, в личном деле ученика вводится специальная графа «Универсальные учебные действия». Оценка выставляется в процентах выполнения всего объёма работы и в форме оценки «зачтено» или «не зачтено».
4. Оценочные шкалы
4.1. Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 – 4 классов оценивается по системе «зачтено – не зачтено». В личном деле, наряду с оценкой «зачтено» выставляется процент освоения учебной программы и отметка по пятибалльной шкале. Перевод в пятибалльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.
Качество освоения программы | Уровень достижений | Отметка в пятибалльной шкале | Отметка в системе «зачтено – не зачтено» |
90-100% | высокий | «5» | Зачтено |
66-89% | повышенный | «4» | Зачтено |
50-65% | средний | «3» | Зачтено |
Меньше 50% | Ниже среднего | «2» | Не зачтено |
4.2. В журнале ставится оценка «з» (зачтено) или «н/з» ( не зачтено), или процент от максимального балла выполненной контрольной работы.
По итогам четверти, начиная со 222 третьего класса, в журнал выставляется отметка в четырехбалльной шкале, в зависимости от процента освоения образовательной программы. Он вычисляется, исходя из нахождения среднего значения результатов выполнения тематических, творческих и итоговых работ. Итоговая оценка по предметам вычисляется в процентах, исходя из нахождения среднего значения результатов учебных четвертей и результатов итоговых контрольных работ, переводится в отметку в четырехбалльной шкале и выставляется в журнал. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно - познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий
составляется на основе "портфолио" ученика (См. Положение о «Портфолио» ученика), его рефлексивной самооценки.
Средства фиксации результатов контроля и оценки: классные журналы, дневники (или электронные дневники), портфолио.
Условия эффективности системы оценки - систематичность, личностная ориентированность, динамика.
Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
5. Итоговая оценка выпускника
- При переходе на новую ступень обучения предполагается качественная характеристика личностных достижений учащегося.
- Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение (как минимум) 3-х итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
- На основании оценок по каждому предмету и по программе формирования УУД делаются выводы о достижении планируемых результатов:
- выпускник овладел опорной системой знаний и УД, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета (правильность выполнения итоговых работ – не менее 50% заданий базового уровня);
- выпускник овладел опорной системой знаний, необходимых для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения УД ( результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня:
- выпускник не овладел опорной системой знаний и УД, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования (в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня).
- Решение об успешном освоении обучающимися ООП НОО и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом школы на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения ООП НОО.
- Решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника, в которой:
- отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника,
- определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка,
- даются рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.
- Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений.
- Администрация школы управляет процессом контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основании данного Положения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы «Разработка и апробация системы оценки достижений планируемых результатов по физической культуре в 1 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Отчёт опытно-экспериментальной работы в МБОУ СОШ №94 за 2011-2012 уч. год. В презентации представлена безотметочная система оценивания результативности на личностном, метапредметном и предметном...
Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущей и промежуточной аттестации
Данный локальный акт раскрывает систему оценки, формы порядок проведеня промежуточной аттестации учащихся МОУ СОШ с. Николаевка...
Статья "Инклюзивное образование – стратегическое направление современного образования в соответствии с требованиями ФГОС"
В статье раскрыты законодательная база, цель, принципы, специальные условия, необходимые для успешного развития системы инклюзивного образования....
Система оценки планируемых результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС
Система оценки планируемых результатов образования (из опыта работы)...
Положение об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
В В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее ...
Результаты промежуточной аттестации обучающихся по ступеням обучения в динамике за аналогичные периоды обучения за 3 последние года
Результаты промежуточной аттестации обучающихся по ступеням обучения в динамике за аналогичные периоды обучения за 3 последние года...
Проект. Модели оценки качества знаний учащихся основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. 5-7 класс.
Модели оценки качества знаний учащихся составлены в соответствии с проектом концепции оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования к критер...