Программа по формированию экологической культуры (ФГОС)
методическая разработка по теме
Программа по формированию экологической культуры и формирование здорового образа жизни учащихся 1-2 классов согласно требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologicheskoy_kultury.docx | 58.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6
г. Аткарска Саратовской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы ___________Н. Ю. Сучкова
«____» ________________________ 2012 год
Программа
по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся
2012 год
Наименование программы: Программа по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 г. Аткарска Саратовской области
Актуальность программы: Вопросы, связанные с влиянием процесса обучения на состояние здоровья учащихся, не новы. Так называемые школьные болезни стали предметом медико-педагогического анализа за рубежом и в России еще в XIXвеке (Р.Вирхов, Н.А. Тольский, Ф.Ф.Эрисман и др.). Однако появление в России инновационных образовательных учреждений - гимназий и лицеев, совпавшее по времени не только с общим кризисом образования, но и с ухудшением всех медико-демографических показателей, обострило уже известные "школьные болезни", придав им специфический характер. В медико-педагогической литературе конца 80-х - начала 90х годов ХХ века приводятся многочисленные статистические данные, свидетельствующие о негативной динамике состояния здоровья российских школьников, обучающихся в учреждениях разного типа (В.Ф.Базарный, А.К.Демин, Е.П.Усанова и др.).
В публикациях по данной теме называются различные причины этого явления. Среди них наиболее значимыми являются:
- неготовность детей к интенсивному обучению;
- высокая физиологическая цена учебной нагрузки как следствие открытой и скрытой интенсификации учебного процесса;
- неблагоприятная адаптация учащихся к усложняющейся на каждой ступени обучения учебной программе;
- диспропорция интеллектуального и мотивационного развития;
- недостаточная сформированность рациональных способов учебной работы, приемов и навыков интеллектуальной деятельности.
Проблемы здоровья учащихся школ повышенного статуса рассматриваются в литературе с тех же позиций, что и в отношении обычной общеобразовательной школы, а пути решения - через сокращение учебной нагрузки, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни. Не в полной мере учитываются специфика содержания образования, организация учебного процесса и второй половины дня в этих школах, особенности контингента учащихся и их семей, подбор педагогических кадров, наличие во многих из этих школ воспитательных систем гуманистического типа, т.е. условия, которые определяют в данных школах выбор образовательной стратегии, направленной на решение вопросов здоровья учащихся. Возможно, это связано с односторонним пониманием здоровья преимущественно как физического состояния, несмотря на то, что согласно определению ВОЗ здоровье должно рассматриваться в единстве трех его компонентов – физического, психического и социального.
В настоящее время в нормативных документах Министерства образования России и Министерства здравоохранения активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников, в аспекте необходимости подготовки «специалистов по культуре здоровья» и создания школ, содействующих здоровью.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Нормативно-правовые документы: Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»Санитарно-эпидемиологические требования УК условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Основные разделы программы:
- Цель и задачи программы
- Основные направления программы
- Принципы и особенности организации содержания программы
- Содержание программы по каждому из направлений
- Виды деятельности программы
- Совместная деятельность школы, семьи и общественности
- Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей
- Планируемые результаты.
Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней.
Основные задачи программы:
- формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике;
- формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни;
- воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни
Сроки реализации: 2012 – 2016 годы
Основные направления программы: Работа по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
«Ученик и его здоровье»
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
«Ученик и природа»
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Задачи:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
Содержание программы по каждому направлению
«Ученик и его здоровье» | здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое. |
«Ученик и природа» | родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. |
Виды деятельности и формы занятий
«Ученик и его здоровье» |
|
«Ученик и природа» |
|
Мероприятия по реализации направления программы воспитания
«Ученик и его здоровье»
Название мероприятия | Сроки | Ответственные | Отметка о выполнении |
Анкетирование на тему «Здоровый образ жизни» | сентябрь | социальный педагог | |
Внеклассное мероприятие на тему «Дорожные знаки. Знакомство» | ноябрь | воспитатель ГПД классные руководители | |
Игра-путешествие в страну здоровых людей | декабрь | классные руководители вожатая | |
Конкурс рисунков на тему «Спорт! Спорт! Спорт!» | февраль | классные руководители учитель изобразительного искусства | |
Организация горячего питания | сентябрь-май | заместитель директора по ВР классные руководители |
Мероприятия по реализации направления программы воспитания
«Ученик и природа»
Название мероприятия | Сроки | Ответственные | Отметка о выполнении |
Сбор осенних листьев | сентябрь | классные руководители | |
Конкурс рисунков на тему «Осенний огород» | октябрь | классные руководители учитель изобразительного искусства | |
Операция «Птицы» (сбор семян для подкормки птиц) | ноябрь | классные руководители | |
Изготовление книжек загадок о природе | январь | классные руководители |
Совместная деятельность школы и семьи по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
Задачи:
- создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
- преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
- способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
- создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Содержание воспитательной работы
- изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
- удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;
- разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
- организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
- привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
- демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
- поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Формы внеклассной работы
- родительские собрания, посещение семей учащихся;
- анкетирование;
- тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
- семейные праздники;
- спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
- праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
- походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
- дни творчества, дни открытых дверей.
Повышение педагогической культуры родителей
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении формирования экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Планируемые результаты по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся
на ступени начального общего образования
В результате реализации программы по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов – тех приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
- эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
«Ученик и его здоровье» |
|
«Ученик и природа» |
|
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются также по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к своему здоровью и экологической обстановке.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в социально значимой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС на ступени начального общего образования. Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ
Программа ставит цели и задачи, описывает принципы оргнизации деятельности с учащимися, основные направления, содержание работы по формированию экологической культуры и ценностного отношения к ...
Формирования экологической культуры обучающихся через физическое воспитание в условиях реализации ФГОС
Долгосрочный проект по туризму....
Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край»
Экологические проблемы в настоящее время актуальны.Наиболее благоприятный период для формирования экологического сознания – это ст.дошкольный и младший школьный возраст детей....
Самообразование на тему "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"
Самообразование "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соо...
Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...
Адаптированная образовательная программа по программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью)
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни"...