Доклад: Приоритеты работы с одарёнными, способными и инициативными детьми
материал по теме

Доклад о системе работы с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

                   «Аксеновская средняя общеобразовательная школа»


                                      Кирилло-Мефодиевские чтения

                                                                     Выполнила:

                                                                     Учитель химии

                                                                     Воронина И.В.

Аксёново-2013

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

В нашей школе много лет ведется работа с детьми обладающими способностями в каких-либо областях. Сложно в данном случае давать определение «одарённые дети», т.к. данная характеристика далеко не всегда видна сразу. При этом, следует отметить, что основной направляющей в работе является работа с инициативными детьми, в ходе которой выявляются способности. Зачастую бывает так, что ребенок способностями обладает, но желания развиваться у него нет, тогда все попытки педагогов что-то сделать сводятся на нет, в другой ситуации, ребенок желающий работать, но не обладающий ярко выраженными способностями добивается большего и обнаруживает у себя способности к этому виду деятельности.

С этой целью школа активно сотрудничает с ДДТ, НОУ «Поиск», был опыт сотрудничества с музыкальной школой. До этого года в школе работало 11 кружков различной направленности: танцевальный, театральный, прикладного творчества, спортивный, краеведческий и ряд кружков по предметам. К огромному сожалению, из-за объединения классов –комплектов мы лишились половины часов на ведение кружковой работы, пришлось объединяться в клубы, но неоплачиваемые кружки по предметам все же сохранили.

Однако, только лишь кружковой работой дело не обходится. Зачастую бывает так, что ребёнок начинает лениться, пропадает интерес к начатому делу, поскольку требуется отдавать много сил для достижения результата. Учителям приходится работать с каждым учащимся в отдельности, уговаривать, убеждать ребёнка в том, что он справится с поставленной задачей. В ходе такой работы учителя наблюдают за ребёнком, помогают ему, подталкивают вперёд.

На мой взгляд, не стоит перед ребёнком ставить лёгких задач, поскольку он будет справляться с ними за короткое время, очень скоро у него пропадёт интерес, не будет должного развития. Необходимо в ребёнке разжечь хорошую злость, когда у него появится необходимость доказать, что он это действительно может сделать, что он не хуже других. Благодаря этому подходу, наши ребята неоднократно становились лауреатами областной НПК.  

Работа с одаренными детьми очень сложная. Требует огромной самоотдачи от педагога, его личной заинтересованности в том, чтобы ребёнок добился результата. Но, порой, уровень самопожертвования педагога настолько высок, что он сам выполняет работу, а ребёнку остается её только представить. Такие случаи бываю и у нас в школе. Я ярый противник такой помощи. Ребёнок, в случае удачного выступления, благополучно забывает об истинном авторстве работы, приписывает себе незаслуженные достижения, развивая в себе тем самым определённого рода паразитизм по отношению к другим, как правило, по отношению к тому педагогу, который ему «помог».

Благодаря этой работе наши учащиеся постоянные участники районных мероприятий. Как правило, дети занимают призовые места, что позволяет им успешно заявляться на области.

Зачастую основным критерием выявления одаренности у детей служит победа в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, в то время как идентификация одаренности того или иного конкретного ребенка должна являться результатом психолого-педагогического мониторинга, носящего комплексный и длительный характер. Но даже комплексный подход к выявлению одаренности не может полностью избавить от ошибок, в связи с чем проблема выявления одаренных детей приобретает четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее определяя его субъективные ожидания. Лучше просто дать ребенку возможность самореализовываться. При этом, правда, возникают проблемы с аппаратом чиновников  в сфере образования. Инициативных детей в нашей школе становится с каждым годом всё меньше и меньше. Причин этому много: низкий уровень образования родителей, и как следствие, недостаток воспитания с их стороны; слишком большое количество проводимых мероприятий на маленькую численность учащихся; нежелание педагогов дополнительно работать с детьми за бесплатно (новая система оплаты труда весьма болезненно ударила по бюджету учителей, отбив у них желание работать и вселив страх) и т.д., а свыше требуют участия в олимпиадах, конференциях, телекоммуникационных проектах. Дети не всегда хотят участвовать в такого рода мероприятиях, т.к уровень сложности высок, способностей таких нет, в результате развиваются комплексы неполноценности…

Когда учитель выступает в роли направляющего, или, как модно теперь говорить, в роли тьютора взаимоотношения с ребёнком складываются сложнее. Порой, видя пример, приведенный выше, ребёнок обижается, у него возникает чувство несправедливости. Задача учителя объяснить ребёнку необходимость именно такой работы и не отступать от поставленной цели. Не нужно бояться возвращать ребёнка к исходной точке, убеждать в необходимости исправления ошибок, коррекции своей работы.

Большая ошибка педагогов заключается в том, что одаренными являются только дети, преуспевающие в учебе. Бесспорно, с такими детьми гораздо легче подготовиться к предметной олимпиаде, научно-практической конференции, но не стоит сбрасывать со счетов слабоуспевающих детей, особенно, если они проявляют интерес к работе. Учитель должен быть готов оказать помощь ребёнку на любом этапе, тем более, что дети не имеющие высоких результатов в учёбе могут иметь весьма слабую самооценку, что затрудняет работу с ними. Первоочередной задачей учителя является необходимость убеждения ребёнка в его способностях.

Такая практика в нашей школе уже дала первые плоды. Двоечник занял 2 место в районном конкурсе сочинений. Перед учителем стояла непростая проблема: мальчик плохо идет на контакт, агрессивен, путает звонкие и глухие согласные, но у него хорошо развит слог, однако то, что он пишет нужно в буквальном смысле расшифровывать.

Троечник стал лауреатом районной НПК с работой о вреде табакокурения. Другой троечник имеет неплохие результаты в спорте. Конечно, это пока единичные случаи, но в школе обучается 70 человека, поэтому и такие результаты имеют вес.

Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений, часто являющегося следствием формального отношения специалистов (педагогов, психологов, экспертов и т.д.) к выявлению одаренных детей, либо их недостаточной профессиональной компетентности.

Одной из проблем является и то, что в работе с одаренными детьми основной акцент делается на развитии способностей детей, тогда как развитию личности, помощи в социально-психологической адаптации, становлению мировоззрения, мотивации к здоровому образу жизни уделяется гораздо меньше внимания. Особое внимание следует уделять воспитанию морально-нравственных качеств у этих детей и мотивации к служению общественному благу, так как нельзя допустить, чтобы они использовали свои дарования в антиобщественных и  противоправных целях.

И все же, как бы ни были значимы роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Именно семья становится первой воспитательной средой человека, в которой закладываются основы его личности. Однако в настоящее время российская семья демонстрирует слабую состоятельность как коллективный воспитатель, отмечается тенденция к социальному нездоровью семьи, основная часть супругов недооценивает важность влияния семейной среды на процесс формирования личности ребенка и перспективы развития его способностей, что значительно снижает возможности семьи в формировании основных структур самосознания и жизненного самоопределения детей.

Требуется коренное изменение отношения общества к миссии семьи, укрепление семьи как социального института, проведение масштабной просветительской работы, направленной на формирование психолого-педагогической культуры населения по вопросам семейно-брачных отношений и воспитания детей. Несмотря на то, что до трех лет определить наличие детской одаренности невозможно, особое внимание в работе с  детьми должно быть отведено именно этому периоду. Развитие и становление личности ребенка начинается задолго до его рождения. Пренатальная, перинатальная, ранняя постнатальная стадии развития ребенка и первые годы жизни в значительной степени определяют его биологическую и психологическую структуру. Эти периоды чрезвычайно важны для закладывания основ личности индивидуума, а их благоприятное протекание обеспечивает уникальную и наилучшую возможность для формирования природных задатков и последующего развития способностей ребенка. Однако, именно этому периоду придается самое малое значение в общественном сознании. Тем самым теряется драгоценнейшее время для «закладки» психофизической базы под развитие одаренности, упускаются невосполнимые возможности, которые больше в жизни ребенка уже никогда не повторятся.

Конечно, запретить неблагополучным семьям заводить детей невозможно, но при этом социум становится всё более нездоровым. В социально-неблагополучной среде нет заинтересованности родителей в успехах ребенка, если это не подкреплено финансовым вознаграждением. Более того, зачастую на поддержку способных детей из таких семей педагоги тратят собственные средства, а дети и родители воспринимают это как должное. Последнее время мы пытаемся изменить модель своего поведения и сначала ведем работу с родителями, убеждая их в необходимости вкладывать средства в развитие своего ребенка, но успеха достигаем далеко не всегда. В таких случаях всё зависит от ребенка, если он прикладывает все усилия к тому, чтобы его работа была лучшей, учитель и администрация школы помогает такому ученику.

Именно поэтому работа с родителями является одним из важнейших факторов, влияющих на создание благоприятной среды для развития детской одаренности. просветительская работа с родителями проводится в каждом образовательном учреждении и включает в себя различные формы: занятия, лектории, клубы, родительские собрания, беседы, консультации и т.д. Однако в современных условиях этого становится недостаточно. Требуется проведение системной и последовательной работы с родителями.

Кроме того, в практике работы с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется детям, в той или иной степени уже проявившим свою одаренность. Но, учитывая, что незаурядные результаты своей деятельности демонстрирует сравнительно небольшая часть детей, а нереализованные возможности, творческий потенциал, лежащий в основе одаренности, имеется у каждого ребенка, очень большая часть детей с непроявленными или скрытыми способностями оказывается вне внимания учителей, в виду отсутствия желания детей работать, и потому не получает необходимой для развития одаренности помощи и поддержки. Поэтому недостаточно работу с одаренными детьми сводить лишь к поддержке того небольшого количества детей, которые, в силу стечения благоприятных для их развития условий, проявили свои способности. Даже при самых благоприятных условиях это малое количество одаренных все же не сможет существенно повлиять на ход развития региона и страны. Да и с точки зрения гуманизма такой подход себя не оправдывает. В связи с этим проблема выявления одаренных детей может быть переформулирована в проблему создания необходимых условий для развития творческих способностей у всех детей без исключения. Для этого должен быть пересмотрен подход к образованию в целом.

На мой взгляд, должны быть введены аналоги переводных экзаменов, но не по заданным кем-то предметам, а по желанию ученика. При этом экзамен должен проходить в виде творческого отчета, где ребенок представляет свои творческие проекты или готовый продукт деятельности, картину, вышивку, резьбу и т.д.. Если ребенок не чувствует в себе сил к творчеству, но при способности к науке ярко выражены, участие в олимпиадах и спортивных соревнованиях районного и областного уровня может быть учтено при переводе. В случае неисполнения данных требований возможно повторение курса обучения.

Конечно, найдутся те, кто данную систему не поймет и таких будет большинство, но иначе помочь ребенку найти себя, развить какие-либо способности в условиях нашей школы представляется очень сложной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы с одарёнными детьми» (доклад на семинаре РМО учителей математики)

Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к...

Программа работы с одарёнными (мотивированными к математике) детьми.

Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов в количестве 34 часов на 2 года. Так как массовая общеобразовательная школа остается основной, то работа с одаренными детьми есть работа в обычном классе...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Доклад""Организация работы с одарёнными детьми на уроках технологии"

Доклад на тему"Организация работы с одарёнными детьми на уроках технологии"....

Работа с одарёнными детьми по развитию математических способностей

Работа с одаренными детьми по развитию математических способностей...

"Работа с одарёнными в области литературы детьми"

Презентация  - сопровождение обобщения опыта работы с детьми , одарёнными в области литературы...