Школа и общество: укрепление позиций и расширение горизонтов.
статья по теме
Ещё недавно школа и социум находились на разных полюсах: школа – в позиции подшефного, ждущего милости со стороны организаций (в нашем случае – колхоза, плодозавода), а предприятия – в позиции шефов-наставников, помогающих школе в осуществлении трудового воспитания посредством организации работы детей на ферме, плантации, цехе. Наблюдая за деятельностью школы, они не спешили обременять себя партнерством со школой и выполнением своей социальной роли. Но когда начался отток рабочих кадров в город, представители организаций пришли в школу с целью профориентации выпускников. Это была «точка роста». Социальное партнерство рождалось как осознанная необходимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_esse_na_konkurs.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа и общество: укрепление позиций и расширение горизонтов
Колосова Татьяна Измайловна, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения Логовская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области
Тема сотрудничества школы и социума ныне актуальна, её обсуждают студенты, ученые, педагоги – практики. Интернет пестрит публикациями и, кажется, белых пятен в теме уже нет. Содержание, методика выстраивания сотрудничества у всех образовательных учреждений примерно одинаковы, но пути формирования и развития этого взаимодействия в каждом случае имеют свои особенности.
Немного истории
Историческая лента нашей сельской школы имеет длину в 77 лет. За этот длинный промежуток времени школа обогатила сельское сообщество огромным количеством полезных дел, прославилась устоявшимися традициями, выпустила в жизнь около 4 тысяч юношей и девушек, что равно количеству жителей нашего села в настоящее время.
Окончив школу, институт, я вернулась в своё село в качестве учителя химии. Через несколько лет коллектив вручил мне тяжелый портфель директора, и я ношу его уже 23 года. За это время почти полностью обновился педагогический коллектив, и сейчас он на 50 % состоит из выпускников школы. Пятеро представителей учительских династий являются педагогами школы. Этот кадровый ресурс обеспечивает создание атмосферы товарищества и взаимопонимания, творчества и высокой результативности, поддерживает все положительные перемены в достаточно большом, по сельским меркам, школьном коллективе, насчитывающем 350 обучающихся и 31 педагога.
Смена позиций
Ещё недавно школа и социум находились на разных полюсах: школа – в позиции подшефного, ждущего милости со стороны организаций (в нашем случае – колхоза, плодозавода), а предприятия – в позиции шефов-наставников, помогающих школе в осуществлении трудового воспитания посредством организации работы детей на ферме, плантации, цехе. Наблюдая за деятельностью школы, они не спешили обременять себя партнерством со школой и выполнением своей социальной роли. Но когда начался отток рабочих кадров в город, представители организаций пришли в школу с целью профориентации выпускников. Это была «точка роста». Социальное партнерство рождалось как осознанная необходимость.
Школа – инициатор перемен.
Мониторинг и диагностику с целью выявления проблем в образовательном и воспитательном процессе мы начали использовать к моменту разработки нашей первой программы развития в 2003 году. Были установлены негативные факторы, имеющие место в сельском сообществе: асоциальные явления в отдельных семьях (безработица, пьянство, межэтнические конфликты), низкий уровень благосостояния многих жителей села, преобладание рыночных отношений над духовными ценностями, педагогическая неграмотность родителей являлись тормозом для развития интеллектуальных, творческих способностей детей, их успешной социализации.
Однако происходят и позитивные процессы в социальном окружении школы, требуется провести их количественный, качественный анализ и использовать как ресурс.
Активная часть педагогического коллектива, осознавая ответственность школы за выполнение социального заказа, понимала, что: 1) положительный воспитательный потенциал социума используется школой недостаточно;
2) нужны инновационные действия для получения ощутимых эффектов педагогической деятельности.
Обозначилась проблема: поиск новых способов расширения и углубления партнерских связей школы и представителей социума для выполнения образовательной и воспитательной задачи в условиях модернизации.
Творческая группа педагогов разработала программу развития на тему: «Школа открытой социально – педагогической среды» на 2008 – 2012 годы. Сотрудничество с социальными партнерами строилось по принципу двусторонней пользы, были определены области взаимодействия, в том числе на договорной основе:
с жителями села и родителями учащихся – организация конкурсов поделок из природного материала; с крестьянскими фермерскими хозяйствами – организация работы ученической производственной бригады; с учреждениями дополнительного образования – организация досуга и развития творческих способностей; учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования – организация трудоустройства, научно – исследовательской и проектной деятельности; с академией повышения квалификации – организация сетевой опытно – экспериментальной площадки на базе школы и повышение квалификации учителей и т.д.
Для организации продуктивной деятельности потребовалось внести изменения в локальные акты школы или разработать новые:
договора о сотрудничестве с образовательными учреждениями, крестьянскими фермерскими хозяйствами, акционерными обществами, организациями культуры, здравоохранения, территориальными органами самоуправления (ТОС), Положение об управляющем совете школы.
В настоящее время окружающий школу социум демонстрирует не только одобрительное наблюдение за тем, как школьный коллектив улучшает социальную обстановку в селе (благоустраивает территорию школы и села, помогает ветеранам и вдовам, опекает больных престарелых людей, организует массовые мероприятия), но и зачастую принимает на себя ответственность за социальные процессы.
К сожалению, наряду с активными сторонниками были среди учителей и пассивные наблюдатели нарастающих перемен в жизни школьной организации. Ощущалось внутреннее сопротивление «наблюдателей», так как им предстояло изменить их устоявшийся ритм и путь в профессиональной деятельности, перейти на качественно иной уровень работы. Кроме того, эта работа получит не только внутреннюю, но и внешнюю оценку. Такими наблюдателями стали учителя – вынужденные переселенцы из стран ближнего зарубежья, которые не были знакомы с укладом сельской жизни и ресурсным потенциалом школы. От меня требовалось принятие управленческих решений, которые позволят свести к минимуму стрессовые и конфликтные ситуации в коллективе, настроят людей на позитивное отношение к переменам. Семинары, заседания педагогического совета с обязательным участием представителей социума (формы проведения – «круглый стол», «педагогический консилиум» и другие), обучение педагогов на курсах повышения квалификации и переподготовки, аттестация с целью получения первой и высшей квалификационных категорий, участие педагогов в муниципальных и региональных педагогических конференциях, работе методических объединений учителей принесли ожидаемый результат: педагоги включились в инновационную деятельность. Для обеспечения системной деятельности инициативная группа учителей разработала школьную целевую программу «Сотрудничество -2010», которая предполагает сведение рисков и неудач к минимуму.
Гордимся достижениями.
Школа ежегодно выпускает медалистов;
До 60% выпускников становятся студентами Высшей школы, до 40% - учащимися колледжей, техникумов, профессионально-технических училищ;
Около 20% обучающихся школы вовлечены в социально значимую научно-исследовательскую и проектную деятельность; вот некоторые результаты за 2010 – 2012 годы:
1 место в региональном конкурсе
Комитет по культуре Администрации Волгоградской области присвоил школьной театральной студии «Маски» звание «Образцовый молодежный театр» по представлению комитета по культуре Иловлинского района, на сцене которого коллектив студии выступал со спектаклями;
2 и 3 места в IX региональной научно – практической конференции «Современное экономическое мышление». Использованы статистические сведения от предприятий села;
1, 2, 3 места в Областном Фестивале учебных проектов на базе лицея № 8 «Олимпия». В 2011 году – Главный приз за проект «Дорога к храму», разработанный при сотрудничестве учащихся с настоятелем храма святых Петра и Павла, расположенного в нашем селе;
Победитель в номинации «Публицистика» областного конкурса творческих работ «Нарко – стоп». Использованы материалы комитета по делам молодежи Иловлинского муниципального района;
3 место в IV межвузовской студенческой конференции «Студенческая молодежь в научно – исследовательском поиске». В работе участвовали родители школьников;
3 место в региональном конкурсе исследовательских работ «Музеи XXI века». Использованы материалы школьного музея боевой и трудовой славы, который функционирует с 1970 года. В его открытии я, будучи школьницей, принимала непосредственное участие. Сейчас его учредителем является УДО Иловлинский Центр детского творчества;
1 и 2 места в номинациях регионального детского экологического праздника «Земля – наш дом». Подготовка материалов велась при участии природного парка «Донской», расположенного на территории нашего района; руководитель работы - учитель географии нашей школы, победитель в областном конкурсе «Лучший педагог – эколог – 2009»;
2 место в областной полеводческой практике «Семиречье – 2011». Учащиеся работали под руководством ученых естественно-географического факультета Волгоградского СПУ;
Индикатором успешности реализации программы развития является социально зрелое поведение, которое демонстрируют выпускники, их благотворительная и волонтерская деятельность, которую оценивают представители муниципальной и местной власти посредством благодарственных писем, грамот, дипломов в адрес школьного коллектива.
В 2011 году МБОУ Логовская СОШ стала региональной площадкой по опережающему введению ФГОС НОО, в 2012 году – ФГОС ООО;
МБОУ Логовская СОШ внесена в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России - 2011».
Мотивация социума к сотрудничеству с образовательными учреждениями в нашем случае обусловлена:
получением новых статусов в пределах своей компетенции (статус организации - победителя в конкурсах, смотрах, соревнованиях с участием школьного коллектива, присвоение звания «лучший»);
участие в государственно – общественном управлении образованием;
пополнение своей ресурсной базы в виде информационного и человеческого ресурса, возможность обмена;
уважительное отношение со стороны сельского сообщества.
Что там, за горизонтом?
В целях поддержания положительного имиджа школы и укрепления партнерских отношений с социумом, мы готовы:
продолжить эксперимент по внедрению федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
с 1 сентября 2013 года начать работу в качестве экспериментальной площадки ВГАПК и ПРО.
8 учителей школы заявили о своем намерении участвовать в IV Всероссийском слете учителей в г. Сочи (п. Лоо), желая поделиться своим полезным опытом, собрать «зерна» профессионального опыта коллег из российских школ, чтобы «посеять» их на своей плодородной «почве».
Таким образом, наши позиции укрепляются и горизонты сотрудничества расширяются. А трудности даже нужны для закаливания и желания двигаться к намеченной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расширение горизонта познания детей как средство профилактической зависимости
Работа в социуме....
Социологическое исследование "Современная школа глазами общества" Яхлакова Мария и Худышина Анастасия
Проект выполнен учениками 5 классов, обобщён Яхлаковой Марией и Худышиной Анастасией....
Экспресс-диагностика процесса или результата моей деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Экспресс-диагностика процесса или результата моей деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Для получения объективной информации о состоянии и динамике развития физической по...
Статья "Спортивные соревнования в школе как аспект укрепления физического здоровья обучающихся 7 классов"
Детско-юношеские организации как средство формирования патриотизма...
Школа и общество. Модернизация содержания школьного образования в условиях реализации социального заказа
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.Состояние образования в Ро...
Укрепление позиций России в Закубанье
Презентация по теме "Укрепление позиций России в Закубанье" для 10 класса...
Благодарность педагогическому коллективу и учащимся МБОУ "Селезневская средняя школа" за активную гражданскую позицию и помощь участникам СВО
Благодарность педагогическому коллективу и учащимся МБОУ "Селезневская средняя школа" за активную гражданскую позицию и помощь участникам СВО...