Анализ отечественного опыта стандартизации в образовании
презентация к уроку по теме
Презентация подготовлена к первому семинару в школе по теме "ФГОС ООО".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_fgos_ooo.pptx | 111.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание образования и образовательные стандарты
Традиционная педагогика Содержание образования – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных ресурсов и практической подготовки
Знаниево-ориентированный подход «плюсы» Способствует социализации личности, вхождению человека в социум «минусы» Знания являются абсолютной ценность и заслоняют самого человека
Личностно-ориентированный подход Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения => формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
Чему учить?
стандарт От англ. Standart – «норма, образец, мерило» Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала ( В.С.Леднёв )
Необходимость введения образовательных стандартов в России
Модель содержания образования (или «стандарт общего образования» до 1992 г.) Учебный план Учебные программы Учебники Методические пособия Дидактические материалы
Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование содержание образования (основных образовательных программ), был введен Законом рф «об образовании» в 1992 г.(ст.7) недействующая редакция
Государственные образовательные стандарты
Модель содержания образования (после 1992 г.) стандарт Учебные планы учебники Учебные программы Дидактические материалы Методические пособия
Нормативное обеспечение и особенности реализации стандарта первого поколения
Стандарт первого поколения как стандарт содержания образования Обязательный минимум содержания основных образовательных программ; Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; Требования к уровню подготовки выпускников.
Комплекс документов Концепция стандарта; Базисный учебный план (БУП); Стандарты основных учебных предметов; Система измерителей.
Вывод Несмотря на то что образовательные стандарты расширили академическую свободу образовательных учреждений общего образования в формировании образовательных программ (до 30-40% в 2004 г.), они в полной мере не изменили подход к проектированию содержания образования, поскольку сохранили ориентацию на информационно-знаньевую модель общего образования, в которой основной акцент делается на формирование перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требованиях к уровню освоения учебного материала.
Актуальность введения стандартов второго поколения
Основная задача фгос - Подготовка инициативного, творческого человека , готового жить и трудиться в постоянно меняющемся мире => Должен быть сделан переход к системно-деятельностному , компетентностному подходу как методологии стандарта.
Стандарт должен задавать требования к выпускнику и способы достижения и измерения достигнутых результатов.
проблемы Способ измерения результатов; Готов ли учитель?
Главная функция стандарта – повышение качества образования
Составляющие качества образования: Качество учебного процесса; Качество педагогической деятельности; Качество управления; Уровень материально-технической базы и информационно-образовательной среды; Качество исследований.
Сравнительный анализ подходов к стандарту общего образования Стандарт как совокупность документов (до 1992г) Стандарт первого поколения (ГОС -1998, 2004) Стандарт второго поколения (ФГОС) Определение стандарта Цель, смысл образования Понимание результата образования Предмет регулирования
Стандарт как совокупность документов (общего образования до 1992г) Стандарт первого поколения (ГОС -1998, 2004) Стандарт второго поколения (ФГОС) Определение стандарта Де-юре отсутствовало. Фактически стандарт как совокупность учебно-методических средств. Стандарт как совокупность обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки выпускников, максимальной допустимой учебной нагрузки обучающихся. Стандарт как совокупность трех систем требований: к результатам, к структуре, к условиям. Цель, смысл образования «Триединая задача»: обучение, воспитание, развитие. Система основ научных знаний (по различным предметным областям) Духовно-нравственное развитие личности, формирование и развитие «компетентности к обновлению компетенций» Понимание результата образования Результат – достижение заявленных целей, ЗУН Система знаний, умений и навыков. Личностные, предметные, метапредметные результаты Предмет регулирования Образовательный процесс: цели, содержание и методика, система воспитательной работы. Учебный процесс: перечень изучаемого учебного материала, уровень освоения изучаемого материала. Образовательный процесс: цели и результаты образования ( в т.ч. – личностные); обеспечение и условия , необходимые для достижения результатов.
История стандартизации общего образования
До 1992 года Отсутствие понятия стандарта В качестве стандарта – совокупность документов: единый учебный план + единые учебные программы
1998 год – гос-1998(стандарт первого поколения) БУП Обязательный минимум содержания начального, основного, среднего (полного) общего образования
2004 год – гос-2004 (стандарт первого поколения) Федеральный БУП Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
2007 год – фгос (стандарт второго поколения) Федеральный закон от 1 декабря 2007 № 309-ФЗ Закон РФ «Об образовании» ст.7
Важный вывод Определяющим фактором возникновения стандартизации в России выступает стремление к повышению качества образования. Понятие стандарта эволюционировало от «стандарта –минимума» к «стандарту –требованиям», определяющему единые цели и результат образования.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с «одаренными детьми»: проблемный анализ западного и отечественного опыта.
В статье представлен опыт работы с одаренными детьми в США, Англии, Франции, Японии, а также система работы с одаренными детьми в России: проблемы и пути их решения....
ТЕКСТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА /из опыта работы: анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»/.
В современном преподавании литературы в школе одной из самых важных является работа над анализом, изучением, исследованием художественного произведения.В связи с этим наиболее эффективной формой...
«Роль русского языка в развитии Отечественной культуры, науки и образования»
Язык - это история народа... Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.А.И. Ку...
«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».
Это материал обобщения опыта по географии.География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету требует...
«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».
Это обобщение опыта учителя географии. География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету треб...
Анализ позитивного опыта использования компьютерных технологий на уроках биологии.
В современном образовании стремительно протекает информатизация процесса обучения. Между тем, что касается биологии, то информации о месте и роли компьютера на уроках биологии недостаточно. Анализ исп...
Анализ педагогического опыта обучения детей гитарному ансамблевому музицированию
В отличие от большого количества учебно-методических пособий, предназначенных для развития индивидуальной исполнительской техники гитаристов, работ, посвященных становлению искусству ансамблевого музи...