«О процессе внедрения ФГОС НОО: пути, проблемы, перспективы.»
статья на тему
- Информационно-методические ресурсы занимают своё место в системе ресурсного обеспечения реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования. Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся, дифференцированно составляются планы по предметам, обобщается опыт работы. Для успешной учебной деятельности учащихся школа оснащена печатными и электронными носителями, мультимедийными, аудио и видео материалами, цифровыми образовательными ресурсами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_e.a.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«О процессе внедрения ФГОС НОО: пути, проблемы, перспективы.»
- С 1 сентября 2011 года наша школа начала работу по введению ФГОС НОО. К обучению в 1 классе приступило 14 учащихся. Диагностика степени готовности детей к обучению в школе показала, что:
- Имеют высокую степень готовности - 14,2 %;
- Среднюю степень готовности - 57,3 %;
- Низкую степень готовности - 28,5 %
Входные диагностики были направлены на выявление состояния зрительного восприятия, мелкой моторики рук, пространственного восприятия, фонематического слуха и фонематического восприятия.
Из 14 учащихся, - посещали ДОУ – 8, группу кратковременного пребывания -2, не посещали ДОУ - 4. Проведённые тесты, опросы показали, что не у всех выпускников ДОУ достаточно хорошо сформированы необходимые первоначальные знания, умения, навыки. Были выявлены следующие недостатки:
- Не все учащиеся знают буквы, не умеют правильно ставить ударение, делить на слоги;
- Не все учащиеся владеют навыком обратного счёта, возникают проблемы при сравнении чисел, не умеют устанавливать причинно-следственные связи;
- Речь развита плохо, дети не умеют анализировать прочитанный текст, не дают полных ответов.
Исходя из всего выше изложенного, был сделан вывод, что степень готовности детей к обучению в школе – средний.
- Внедрение стандартов осуществлялось по следующим направлениям:
- изучение нормативно-правовой базы по внедрению ФГОС НОО;
- кадровые и научно-методическое обучение;
- финансово-экономическое обеспечение;
- информационное обеспечение;
- контроль и мониторинг.
Модели начального образования, обеспеченные комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы, позволяют выбрать траекторию учебно-воспитательного процесса, соответствующую возможностям и потребностям учеников, педагога, традициям ОУ. Начальные классы нашего учреждения строят образовательный процесс по УМК «Школа России». Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достичь благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения. Система заданий разного уровня сложности, сочетание индивидуальной деятельности ребёнка с его работой в малых группах позволяют обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровней его интеллектуального развития.
- С первых дней учителем первого класса вёлся образовательный мониторинг, реализуемый через ряд этапов:
I этап: изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению к школе;
II этап: анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;
III этап: итоговая диагностика с целью определения уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
Для отслеживания успехов обучающихся использовался «Лист индивидуальных достижений», где учащиеся самостоятельно закрашивал очередной квадратик «Достижений». Для совершенствования навыка чтения на каждого учащегося заведены «Линейки достижений», в течение года учитель и сами учащиеся вносили данные об успехах. К концу года большинство детей первого класса читали целыми словами, темп чтения составил 30 слов.
Также проводились контрольные работы разноуровневого характера, эти тестовые работы позволили оперативно отслеживать и регулировать количество и качество усвоение обучающимися учебного материала. В конце учебного года была проведена интегрированная проверочная работа за первый класс. По результатам проверочной работы учащиеся были распределены на три группы:
- дети, достигшие высокого уровня – 2
- дети, достигшие базового уровня – 8
- дети, группы риска – 4
Итоги комплексной контрольной работы проанализированы и доведены до сведения родителей. Для отслеживания успешности обучения были заведены «Портфолио достижений учащихся», включающий следующие разделы:
- лучшие творческие работы ученика;
- листы индивидуальных достижений;
- линейки достижений;
- стартовая диагностика;
- грамоты, благодарственные письма и дипломы.
- Учебный процесс ведётся с учётом здоровьесберегающих технологий.
Организованно полноценное горячее питание. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждение преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения проводятся физминутки. Физминутки проводятся с элементами двигательной активности и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детском коллективе, приобщает родителей к работе по укреплению здоровья.
- В стандартах нового поколения отводится 10 часов на внеурочную деятельность, которая включена в основную общеобразовательную программу. Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями:
- Спортивно-оздоровительное: программа дополнительного образования «Школа здорового образа жизни»;
- Общеинтеллектуальное: программа «Умные руки»;
- Духовно-нравственное: программа «Мой край»;
- Эстетическое: программа «Кукольный театр».
Внеурочная деятельность оказывает существенное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребёнка потребности в саморазвитии; формирует у ребёнка готовность и привычку творческой деятельности.
- Информационно-методические ресурсы занимают своё место в системе ресурсного обеспечения реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования. Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся, дифференцированно составляются планы по предметам, обобщается опыт работы. Для успешной учебной деятельности учащихся школа оснащена печатными и электронными носителями, мультимедийными, аудио и видео материалами, цифровыми образовательными ресурсами.
- В процессе реализации ФГОС НОО определился ряд проблем:
В части материально-технического обеспечения;
- В школе не хватает кабинетов для организации игровой комнаты;
- Недостаточно информационно-компьютерного оснащения.
В части учебно-методического и информационного обеспечения:
- Отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы НОО;
- Отсутствие практического опыта планирования уроков в соответствии с ФГОС.
В кадровом обеспечении:
- Учитель не имеет опыта педагогической работы в школе, прошёл курсы, но этого недостаточно для качественной работы.
В части оценочной деятельности и диагностики:
- Отсутствие единой системы оценивания результатов учащихся.
Проблемы есть, они решаемы – главное, не останавливаться на достигнутом. Опыт внедрения в ФГОС 2 поколения показал, что концептуальные идеи и прописные пути реализации государственного стандарта нового поколения актуальны и востребованы современной образовательной системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление процессом внедрения ФГОС НОО через планирование внутришкольного контроля на учебный год
ВШК при внедрении ФГОС...
мастер-класс для студентов филологического факультета "Развитие языковой культуры школьников в процессе внедрения ФГОС ООО"
Мастер-класс для студентов филологического факультета, молодых учителей русского языка и литературы по развитию языковой культуры школьников в условиях перехода школы на работу по новым Федеральным ст...
Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"
Представлен опыт по организации системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....
процесс внедрения фгос в деятельность педагогов дополнительного образования
Модернизация системы российского образования предъявляет новые требования к образовательным результатам, причем не только предметным, но и личностным. Главная задача общества состоит в том...
Введение ФГОС ООО: опыт, проблемы, перспективы
Введение ФГОС ООО...
Внедрение ФГОС СОО. Опыт, проблемы. Система оценивания в рамках ФГОС
В работе описаны основные моменты, опыт и проблемы внедрения Федеральны ггосударственных стандартов, система оценивания на уроках географии....
ФГОС ООО: актуальность, проблемы, перспективы внедрения
ФГОС ООО: актуальность, проблемы, перспективы внедрения...