процесс внедрения фгос в деятельность педагогов дополнительного образования
учебно-методический материал по теме
Модернизация системы российского образования предъявляет новые требования к образовательным результатам, причем не только предметным, но и личностным. Главная задача общества состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания.
Современные образовательные стандарты предполагают, что результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, и от эффективности внеурочной и внешкольной работы.
Дополнительное образование детей обладает следующими конкурентными по отношению к общему образованию преимуществами:
- свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций;
- широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся
осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей;
-отсутствием ограниченной регламентацией поведения и общения, более широкими
возможностями саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), проявления инициативы, индивидуальности
и творчества детей;
- гибкостью (мобильностью) образовательных программ;
- общественно-значимой связью с практикой (социальной, профессиональной);
- возможностями для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности;
- возможностями межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов в сфере ДОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsess_vnedreniya_fgos_v_tsdt.docx | 42.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Модернизация системы российского образования предъявляет новые требования к образовательным результатам, причем не только предметным, но и личностным. Главная задача общества состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания.
Современные образовательные стандарты предполагают, что результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, и от эффективности внеурочной и внешкольной работы.
Дополнительное образование детей обладает следующими конкурентными по отношению к общему образованию преимуществами:
- свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций;
- широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся
осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей;
-отсутствием ограниченной регламентацией поведения и общения, более широкими
возможностями саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), проявления инициативы, индивидуальности
и творчества детей;
- гибкостью (мобильностью) образовательных программ;
- общественно-значимой связью с практикой (социальной, профессиональной);
- возможностями для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности;
- возможностями межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов в сфере ДОД.
Условием повышения качества дополнительного образования на сегодняшний день является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов.
Изменения, происходящие в системе общего образования, введение ФГОС в работу образовательных учреждений ставит учреждения дополнительного образования перед необходимостью самостоятельно внести изменения в организацию образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
В связи с этим, составление программы вызвано насущной потребностью в необходимости серьезных изменений в организации образовательной деятельности педагогов учреждения в соответствии с ФГОС.
Цель – программирование образовательной деятельности педагогов на реализацию ФГОС.
Задачи:
- Изучить нормативно-правовую базу базой по внедрению ФГОС.
- Провести социально-психологический аудит для определения готовности педагогического коллектива к работе в условиях ФГОС на новом уровне.
- Разработать и реализовать программа поэтапного внедрения ФГОС в практику работы педагогов учреждения.
Этапы работы:
- Подготовительный:
- осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований;
- формирование рабочей группы из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к внедрению ФГОС;
- проблемный анализ ЦДТ, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы ЦДТ.
- Выработка программной идеи. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости ЦДТ и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление программы реализации идеи.
- Отслеживание первых шагов по реализации программной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.
Результат реализации программы:
• разработка нормативно-правовой базы управления процессом внедрения ФГОС, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;
• определение содержания процесса внедрения ФГОС, обеспечивающих целостное развитие ЦДТ на основе интеграции потенциалов ЦДТ, семьи и социальной среды;
• разработка учебно-методического обеспечения процесса внедрения ФГОС;
• подготовка подразделений структуры управления процессом внедрения ФГОС к выполнению их функциональных обязанностей;
• создание рабочих групп;
• внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении ФГОС;
• осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;
• разработка и введение нормативов оценивания деятельности;
Организационно-подготовительный этап.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «_17_» _мая_ 2012 г. № _413_ утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в связи с этим ЦДТ переходит на процесс внедрения ФГОС, которые призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности учащихся и активизации деятельности педагогических работников.
Проблемно-ориентированный анализ помог выявить готовность педагогов и образовательного учреждения к переходу на ФГОС.
В результате опроса выявились основные затруднения педагогов:
- смутное представление по переходу на ФГОС;
- упрощенное понимание сущности и технологии реализации личностно-ориентированного подхода;
- ранее сложившаяся методика проведения занятий становится препятствием в достижении планируемых результатов образовательной программы;
- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
-отсутствие опыта разработки разделов образовательной программы ЦДТ, части, формируемой участниками образовательного процесса.
Следовательно, мы видим противоречие между новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС и недостаточной подготовленностью педагогов к внедрению ФГОС.
Отсюда вытекает проблема: несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям затрудняет переход на ФГОС.
Основной целью внедренческого этапа является:
- осмысление всех положений ФГОС;
- овладение специальными знаниями;
- достижение достаточного уровня педагогической квалификации педагогов ЦДТ;
- анализ реализуемых программно-методических комплектов на соответствие ФГОС.
Встали следующие задачи:
- Выявить профессиональные затруднения педагогов по вопросу реализации ФГОС.
- Разработать систему педагогических мероприятий.
- Создать условия для непрерывного повышения квалификации педагогов ЦДТ.
- Оценить результативность и определить перспективы профессиональной деятельности педагогов в соответствии с ФГОС.
Анализ причин противоречия и несоответствий позволил спрограммировать следующие направления в работе на ближайшую перспективу:
- Повышение квалификации через прохождение курсов, в соответствии с графиком.
- Повышение профессиональной компетентности через методические мероприятия ЦДТ (педагогический совет, школа профессионального мастерства, педагогическая лаборатория, школа молодого педагога, постоянно семинар-практикум по внедрению ФГОС в образовательный процесс, творческие группы по направлениям.
- Повышение профессиональной компетентности через самообразование.
- Создание необходимых условий для профессиональной деятельности педагогов:
- психолого-педагогических условий, способствующих формированию личностных, психологических механизмов развития профессионального потенциала педагогического коллектива;
- организационно-педагогических условий, определяющихся уровнем организации и стимулирования образовательного процесса, его материально-технической оснащенностью, особенностями управления;
- информационных условий, способствующих оптимизации информационных потоков и расширению информационного пространства ЦДТ.
5. Создание системы внешнего поощрения творческих инициатив и повышения профессионального мастерства педагогов. К таким условиям, в частности, относятся:
- отсутствие строго регламентированной деятельности, излишних указаний;
-активность педагогов в подготовке и принятии управленческих решений;
- атмосфера профессионального успеха и система презентации личных достижений.
В результате:
- активизируются инновационные процессы в ЦДТ в рамках реализации ФГОС:
-повысится уровень теоретической и практической готовности педагогов к деятельности в условиях ФГОС 15% до 60%;
-повысится восприимчивость педагогов к новому знанию и опыту с 20% до 60%;
-уменьшится доля педагогов, имеющих психологические барьеры к деятельности в условиях ФГОС с 80% до 30% в их общем количестве;
- освоение содержания образования будет обеспечено деятельностными технологиями на основе интеграции и комплексного планирования образовательных областей;
- повысится уровень индивидуальной ответственности педагогов за результативность образовательного процесса.
- правильное делегирование полномочий обеспечит увеличение количества педагогов, участвующих в управлении образовательным процессом (до 40%)
Важным этапом в реализации программы ««Процесс внедрения ФГОС в деятельность педагогов ЦДТ» является этап разработки и реализации образовательной программы ЦДТ. Проблема состоит в том, чтобы привести в соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам образовательную программу ЦДТ, реализовав при этом новое содержание дополнительного образования. Проблема, на наш взгляд, имеет две составляющих: собственно разработку образовательной программы с учетом государственных стандартов и специфики ЦДТ, а также подготовку педагогов не только к внешнему принятию происходящих изменений, но и формированию внутренней мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
Решение данной проблемы лежит в плоскости программного подхода к разработке образовательной программы, поскольку только данный подход позволит подвести педагогов ЦДТ к осознанию происходящих в образовательной среде изменений. Тем самым работа с педагогами перейдет на качественно новый уровень — уровень методического сопровождения процесса саморазвития педагога, обеспечивающий его умение выявлять проблемы своей педагогической деятельности, формулировать запрос, целенаправленно обращаться за помощью и нести ответственность за достигнутый результат.
Обобщающий этап программы заключается в том, что приведение содержания образовательного процесса в ЦДТ в соответствие ФГОС может стать механизмом управления процессом развития коллектива в целом и каждого педагога в отдельности. Реализация данной идеи возможна при осуществлении методического сопровождения саморазвития педагога в процессе разработки нового содержания образовательной программы. Основным способом реализации обобщающего этапа является организация деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС. Таким образом, содержательным аспектом обобщающего этапа является методическое сопровождение саморазвития педагогов ЦДТ, технологическим аспектом — управление рабочими программами педагогов ЦДТ в процессе организации внеурочной деятельности детей.
Ожидаемый результат:
— приведение в соответствие ФГОС организационной, методической и материальной составляющей образовательного процесса;
— повышение компетентности педагогов в вопросах обеспечения нового содержания дополнительного образования.
Критерии оценки результата:
1. Сформированность комплекса условий для внедрения ФГОС в образовательный процесс ЦДТ:
— соответствие планирования и методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс в ЦДТ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и среднего (полного) общего образования.
— наличие рабочих программ в соответствии с ФГОС;
— наличие изменений в развивающей среде, позволяющей осуществить комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
2. Оптимизация системы управления персоналом:
— функционирование системы методического сопровождения саморазвития педагогов ЦДТ;
— наличие реализованных программ педагогов;
— овладение педагогами компетентностным, технологическим, деятельностным подходами в работе с детьми и взрослыми (родителями и другими педагогами);
— положительные изменения в мотивированности педагогов на саморазвитие.
Основным критерием оценки образовательной деятельности является соответствие содержания разработанных мероприятий требованиям ФГОС, а именно:
— осуществлять принцип развивающего образования;
— сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
— соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
— обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного учащихся;
— предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении различных мероприятий в соответствии со спецификой дополнительного образования, а также в условиях интеграции усилий микросоциума (взаимодействия с социально значимыми объектами);
— предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
__ реализация образовательной деятельности должна предполагать изменения в построении развивающей среды.
Паспорт программы
Наименование программы | Процесс внедрения ФГОС в деятельность педагогов ЦДТ |
Основания для разработки | Федеральные государственные образовательные стандарты, Примерное положение о рабочей программе неурочной деятельности. |
Цель программы | Обеспечение соответствия условий организации и осуществления образовательной деятельности ЦДТ современным требованиям к дополнительному образованию (ФГОС), изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности. |
Задачи программы |
3. Обеспечить информационно – методическое сопровождение целостного педагогического процесса на основе анализа, диагностики, изучения и формирования педагогических потребностей педагогов ЦДТ. 4. Разработать положение о рабочей программе педагога и приступить к реализации ФГОС. 5.Оценить результативность программы и определить перспективы деятельности ЦДТ, в соответствии с ФГОС. |
Структура программы | - Содержание проблемы. - Цели и задачи программы. - Ресурсное обеспечение программы. - Этапы реализации. - Ожидаемые результаты реализации программы. - Критерии оценки результата. |
Сроки и этапы реализации | 1 этап. Организационно-подготовительный. (февраль 2014 – май 2014 г.) 2 этап. Внедренческий (сентябрь 2014 года – май 2015 года) 3 этап. Обобщающий (июнь-август 2015 года) |
Назначение программы | Программа является целеполагающим документом деятельности методистов на 2014-2015 г. |
Ожидаемый конечный результат реализации программы | 1.Профессиональная готовность педагогов ЦДТ к реализации ФГОС. 2. Создание условий для реализации образовательной программы ЦДТ. 3.Разработка и реализация образовательной программы ЦДТ, в соответствии с ФГОС. |
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль в рамках программы осуществляет заместитель директора ЦДТ. |
Участники программы | методисты, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы и прочие специалисты ЦДТ. |
«Процесс внедрения ФГОС в деятельность педагогов ЦДТ МАОУ МО г. Нягань ДОД «Центр детского творчества»
2013-2014 учебный год
Цель: совершенствование форм и методов образовательной деятельности с учетом введения нового ФГОС
Задачи:
1. Оказание помощи педагогам в совершенствовании форм и методов организации образовательной деятельности.
2. Формирование у педагогов теоретической и практической базы для организации и проведения занятий в соответствии с ФГОС.
3. Изучение и обобщение педагогического опыта работы во внеурочной деятельности.
№ п\п | Направления работы | результат | ответственный | сроки |
1. | Организация рабочей группы по сопровождению деятельности педагогов в соответствии с ФГОС. | Положение о рабочей группе, план работы рабочей группы, протоколы заседаний. | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | Январь 2014 |
2. | Изучение документов федерального, регионального, муниципального уровня, регламентирующих введение ФГОС. | Владение информацией | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | Январь 2014 |
3. | Анализ обеспеченности методическими пособиями в соответствии с требованиями ФГОС | Данные по методическим пособиям | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | Январь 2014 |
4. | Изучение документов по изменениям и дополнениям в модифицированные дополнительные общеобразовательные программы педагогов МАОУ МО г. Нягань ДОД «Центр детского творчества». | Готовность кадров к созданию модифицированных дополнительных общеобразовательных программ с изменениями и дополнениями | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | Январь 2014 |
5. | Разработка и утверждение положения о рабочих программах в соответствии с требованиями ФГОС | Положение о рабочей программе | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | Январь-февраль 2014 |
6. | Разработка и утверждение рабочих программ по направленностям в соответствии с требованиями ФГОС. | Рабочие программы | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | Январь-февраль 2014 |
7. | Изучение методических материалов по теме: «Требования к современному занятию в условиях введения ФГОС. Проектные задачи в дополнительном образовании». | Выступление на заседании рабочей группы. Протокол рабочей группы. | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | Март-апрель 2014 |
8. | Изучение технологии ведения занятия с учётом требований государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению внеурочной деятельности. | Выработка рекомендаций технологии занятия с учётом требований ФГОС и концептуальных подходов к его построению. Протокол рабочей группы. | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | Март-апрель 2014 |
9. | Посещение и анализ занятий и мероприятий с позиций ФГОС. | Анализ и самоанализ занятий и мероприятий с позиций ФГОС | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | В течение года |
10. | Изучение материалов по теме: « Личностные, предметные и метапредметные результаты. Организация диагностической работы на уровне педагогов». | Выступление на заседании рабочей группы, разработка методических рекомендаций. Протокол рабочей группы. | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | В течение года |
11. | Круглый стол. Анализ деятельности за учебный год с учётом ФГОС и концептуальных подходов к их построению. (Что получилось, что не получилось, почему, что требует доработки) | Доработка рекомендаций технологии Занятия с учётом высказанных предложений и замечаний членов рабочей группы | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | Май 2014 |
12. | Подготовка к семинару для педагогов «Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС» | Выступление на семинаре, материалы выступления. | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | Сентябрь-октябрь 2015 |
13. | Изучение критериев и уровней сформированности универсальных учебных действий. Разработка примерных единых критериев оценивания УУД. | Сообщение. Протокол рабочей группы. Разработка карт-схем, инструкций. | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | Октябрь-ноябрь 2015 |
14. | Индивидуальные консультации по организации рабочих программ внеурочной деятельности в детском объединении | Разработка рекомендаций. | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | В течение года |
15. | Семинар для педагогов «Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС» | Протокол семинара | Амирова Д.Р. Кущий И.Д. | Декабрь 2015 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...
Деятельность педагога дополнительного образования в аспекте требований ФГОС
Деятельность педагога...
Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования
В статье рассматривается применение методов проектной деятельности на занятиях по судомоделированию...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Дополнительное образование является сегодня необходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивид...
Методическая разработка - Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования
Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том...
Статья - Деятельность педагога дополнительного образования в контексте требований ФГОС
Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным инеобходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено наформирование и развитие творческих способностей дет...
«Панорама деятельности педагога дополнительного образования в условиях организации дополнительного образования»
спортивные соревнования, как одна из форм совершенствования ЗУН учащихся...