процесс внедрения фгос в деятельность педагогов дополнительного образования
учебно-методический материал по теме

Кущий Ирина Дмитриевна

Модернизация системы российского образования предъявляет новые требования к образовательным результатам, причем  не  только предметным, но и личностным. Главная задача общества состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания.

Современные образовательные стандарты предполагают, что результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, и от эффективности внеурочной и внешкольной работы.

Дополнительное образование детей обладает следующими конкурентными по отношению к общему образованию преимуществами:

- свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций;

- широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся

осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей;

-отсутствием ограниченной регламентацией поведения и общения, более широкими

возможностями саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), проявления инициативы, индивидуальности

и творчества детей;

- гибкостью (мобильностью) образовательных программ;

- общественно-значимой связью с практикой (социальной, профессиональной);

- возможностями для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности;

- возможностями межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов в сфере ДОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protsess_vnedreniya_fgos_v_tsdt.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Модернизация системы российского образования предъявляет новые требования к образовательным результатам, причем  не  только предметным, но и личностным. Главная задача общества состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания.

Современные образовательные стандарты предполагают, что результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, и от эффективности внеурочной и внешкольной работы.

Дополнительное образование детей обладает следующими конкурентными по отношению к общему образованию преимуществами:

- свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций;

- широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся

осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей;

-отсутствием ограниченной регламентацией поведения и общения, более широкими

возможностями саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), проявления инициативы, индивидуальности

и творчества детей;

- гибкостью (мобильностью) образовательных программ;

- общественно-значимой связью с практикой (социальной, профессиональной);

- возможностями для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности;

- возможностями межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов в сфере ДОД.

Условием повышения качества дополнительного образования на сегодняшний день является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов.

      Изменения, происходящие в системе  общего образования, введение ФГОС в работу образовательных учреждений ставит учреждения дополнительного образования перед необходимостью самостоятельно внести изменения в организацию образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

  В связи с этим, составление программы вызвано насущной потребностью в необходимости серьезных изменений в организации образовательной деятельности педагогов учреждения в соответствии с ФГОС.

  Цель – программирование образовательной деятельности педагогов на реализацию ФГОС.

   Задачи:

  1. Изучить нормативно-правовую базу базой по внедрению ФГОС.
  2. Провести социально-психологический аудит для определения готовности педагогического коллектива к работе в условиях ФГОС на новом уровне.
  3. Разработать и реализовать программа  поэтапного внедрения ФГОС в практику работы педагогов учреждения.

Этапы работы:

  1. Подготовительный:
  • осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований;
  •  формирование рабочей группы из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к внедрению ФГОС;
  • проблемный анализ ЦДТ, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы ЦДТ.
  1. Выработка программной идеи. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости ЦДТ и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.
  2. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление программы реализации идеи.
  3. Отслеживание первых шагов по реализации программной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

Результат реализации программы:

• разработка нормативно-правовой базы управления процессом внедрения ФГОС, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

 • определение содержания процесса внедрения ФГОС, обеспечивающих целостное развитие ЦДТ на основе интеграции потенциалов ЦДТ, семьи и социальной среды;

 • разработка учебно-методического обеспечения процесса внедрения ФГОС;

• подготовка подразделений структуры управления процессом внедрения ФГОС  к выполнению их функциональных обязанностей;

• создание рабочих  групп;

• внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении ФГОС;

 • осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

• разработка и введение нормативов оценивания деятельности;

Организационно-подготовительный этап.

        В соответствии  с  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «_17_» _мая_ 2012 г. № _413_  утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в связи с этим ЦДТ переходит на процесс внедрения ФГОС, которые призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности учащихся и активизации деятельности педагогических работников.

Проблемно-ориентированный анализ помог выявить  готовность  педагогов и образовательного учреждения к переходу на ФГОС.

      В результате опроса выявились основные затруднения педагогов:

-  смутное представление по переходу на ФГОС;

- упрощенное понимание сущности и технологии реализации личностно-ориентированного подхода;

- ранее сложившаяся методика проведения занятий  становится препятствием  в достижении  планируемых   результатов  образовательной  программы;  

- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);  

-отсутствие опыта  разработки разделов  образовательной программы ЦДТ, части, формируемой участниками образовательного процесса.

  Следовательно, мы видим противоречие между новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС и недостаточной подготовленностью педагогов  к внедрению ФГОС.

Отсюда вытекает проблема: несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям затрудняет переход на ФГОС.

Основной целью внедренческого этапа является:

  • осмысление всех положений ФГОС;
  • овладение специальными знаниями;
  • достижение достаточного уровня педагогической квалификации педагогов ЦДТ;
  • анализ реализуемых программно-методических комплектов на соответствие ФГОС.

Встали следующие задачи:

  1. Выявить профессиональные затруднения педагогов по вопросу реализации ФГОС.
  2. Разработать систему педагогических мероприятий.
  3. Создать условия для непрерывного повышения квалификации  педагогов ЦДТ.
  4. Оценить результативность и определить перспективы профессиональной деятельности  педагогов в соответствии с ФГОС.

 Анализ причин противоречия и несоответствий позволил спрограммировать следующие направления в работе на ближайшую перспективу:

  1. Повышение квалификации через прохождение курсов, в соответствии с графиком.
  2. Повышение профессиональной компетентности через методические мероприятия ЦДТ  (педагогический совет, школа профессионального мастерства, педагогическая лаборатория, школа молодого педагога, постоянно семинар-практикум по внедрению ФГОС в образовательный процесс, творческие группы по направлениям.
  3.  Повышение профессиональной компетентности через самообразование.
  4.  Создание необходимых условий для профессиональной  деятельности педагогов:

- психолого-педагогических условий, способствующих формированию личностных, психологических механизмов развития профессионального потенциала педагогического коллектива;

- организационно-педагогических условий, определяющихся уровнем организации и стимулирования образовательного процесса, его материально-технической оснащенностью, особенностями управления;

- информационных условий, способствующих оптимизации информационных потоков и расширению информационного пространства ЦДТ.

      5.  Создание системы внешнего поощрения творческих инициатив и повышения профессионального мастерства педагогов. К таким условиям, в частности, относятся:

- отсутствие строго регламентированной деятельности, излишних указаний;

-активность педагогов в подготовке и принятии управленческих решений;

- атмосфера профессионального успеха и система презентации  личных достижений.

В результате:

  • активизируются инновационные  процессы в ЦДТ в рамках реализации  ФГОС:

-повысится уровень теоретической и практической готовности педагогов к деятельности  в условиях ФГОС  15% до 60%;

-повысится восприимчивость педагогов к новому знанию и опыту  с 20% до 60%;

-уменьшится доля педагогов, имеющих психологические барьеры к деятельности в условиях ФГОС с 80% до 30% в их общем количестве;

  • освоение содержания образования будет обеспечено деятельностными технологиями на основе интеграции и комплексного планирования образовательных областей;
  • повысится уровень индивидуальной ответственности педагогов за результативность образовательного процесса.
  • правильное делегирование полномочий обеспечит увеличение количества педагогов, участвующих в управлении образовательным процессом  (до 40%)

Важным этапом в реализации программы ««Процесс внедрения ФГОС в деятельность  педагогов ЦДТ» является этап разработки и реализации образовательной программы ЦДТ.  Проблема состоит в том, чтобы привести в соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам образовательную программу ЦДТ, реализовав при этом новое содержание дополнительного образования. Проблема, на наш взгляд, имеет две составляющих: собственно разработку образовательной программы с учетом государственных стандартов и специфики ЦДТ, а также подготовку педагогов не только к внешнему принятию происходящих изменений, но и формированию внутренней мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

Решение данной проблемы лежит в плоскости программного подхода к разработке образовательной программы, поскольку только данный подход позволит подвести педагогов ЦДТ к осознанию происходящих в образовательной среде изменений. Тем самым работа с педагогами перейдет на качественно новый уровень — уровень методического сопровождения процесса саморазвития педагога, обеспечивающий его умение выявлять проблемы своей педагогической деятельности, формулировать запрос, целенаправленно обращаться за помощью и нести ответственность за достигнутый результат.

Обобщающий этап программы заключается в том, что приведение содержания образовательного процесса в ЦДТ в соответствие ФГОС может стать механизмом управления процессом развития коллектива в целом и каждого педагога в отдельности. Реализация данной идеи возможна при осуществлении методического сопровождения саморазвития педагога в процессе разработки нового содержания образовательной программы. Основным способом реализации обобщающего этапа является организация деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС. Таким образом, содержательным аспектом обобщающего этапа является методическое сопровождение саморазвития педагогов ЦДТ, технологическим аспектом — управление рабочими программами педагогов ЦДТ в процессе организации внеурочной деятельности детей.

Ожидаемый результат:

— приведение в соответствие ФГОС организационной, методической и материальной составляющей образовательного процесса;

— повышение компетентности педагогов в вопросах обеспечения нового содержания дополнительного образования.

Критерии оценки результата:

1. Сформированность комплекса условий для внедрения ФГОС в образовательный процесс ЦДТ:

— соответствие планирования и методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс в ЦДТ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и среднего (полного) общего образования.

— наличие рабочих программ в соответствии с ФГОС;

— наличие изменений в развивающей среде, позволяющей осуществить комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

2. Оптимизация системы управления персоналом:

— функционирование системы методического сопровождения саморазвития педагогов ЦДТ;

— наличие реализованных программ педагогов;

— овладение педагогами компетентностным, технологическим, деятельностным  подходами в работе с детьми и взрослыми (родителями и другими педагогами);

— положительные изменения в мотивированности педагогов на саморазвитие.

Основным критерием оценки образовательной деятельности является соответствие содержания разработанных мероприятий требованиям ФГОС, а именно:

— осуществлять принцип развивающего образования;

— сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

— соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

— обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного учащихся;

— предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении различных мероприятий в соответствии со спецификой дополнительного образования, а также в условиях интеграции усилий микросоциума (взаимодействия с социально значимыми объектами);

— предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

__ реализация образовательной деятельности должна предполагать изменения в построении развивающей среды.

Паспорт программы

Наименование программы        

 Процесс внедрения ФГОС в деятельность педагогов  ЦДТ

Основания для разработки

Федеральные государственные образовательные стандарты, Примерное положение о рабочей программе неурочной деятельности.

Цель программы

Обеспечение соответствия условий  организации и осуществления образовательной деятельности ЦДТ  современным требованиям к дополнительному образованию  (ФГОС), изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.

Задачи программы

  1. Перейти  на деятельность в соответствии с ФГОС.
  2. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов и выявить профессиональные затруднения.

  3. Обеспечить информационно – методическое сопровождение целостного педагогического процесса на основе анализа, диагностики, изучения и формирования педагогических потребностей педагогов ЦДТ.

  4. Разработать положение о рабочей программе педагога и приступить к реализации ФГОС.

  5.Оценить результативность программы и определить перспективы деятельности ЦДТ, в соответствии с  ФГОС.

Структура программы

- Содержание проблемы.

- Цели и задачи программы.

- Ресурсное обеспечение программы.

- Этапы реализации.

- Ожидаемые результаты реализации программы.

- Критерии оценки результата.

Сроки и этапы реализации

1 этап.  Организационно-подготовительный.

(февраль 2014 – май 2014 г.)

2 этап. Внедренческий (сентябрь 2014 года – май 2015 года)

3 этап. Обобщающий (июнь-август 2015 года)

Назначение программы

Программа является целеполагающим документом деятельности методистов    на 2014-2015 г.

Ожидаемый конечный результат реализации программы        

1.Профессиональная готовность педагогов ЦДТ

к реализации ФГОС.

2. Создание условий для реализации образовательной программы ЦДТ.

3.Разработка и реализация  образовательной программы ЦДТ, в соответствии с ФГОС.

Система организации контроля за исполнением программы

Контроль в рамках программы осуществляет  заместитель директора   ЦДТ.

Участники программы

 методисты,  педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы и  прочие специалисты ЦДТ. 


«Процесс внедрения ФГОС в деятельность педагогов  ЦДТ МАОУ МО г. Нягань ДОД «Центр детского творчества»

2013-2014 учебный год

Цель: совершенствование форм и методов образовательной  деятельности с учетом введения нового ФГОС

Задачи:

1. Оказание помощи педагогам в совершенствовании форм и методов организации образовательной  деятельности.

2. Формирование у педагогов теоретической и практической базы для организации и проведения занятий в соответствии с ФГОС.

3. Изучение и обобщение педагогического опыта работы во внеурочной деятельности.

№ п\п

Направления работы

результат

ответственный

сроки

1.

Организация рабочей группы по сопровождению деятельности педагогов в соответствии с ФГОС.

Положение о рабочей группе, план работы рабочей группы, протоколы заседаний.

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

Январь 2014

2.

Изучение документов федерального, регионального, муниципального  уровня, регламентирующих введение ФГОС.

Владение информацией

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

Январь 2014

3.

Анализ обеспеченности методическими пособиями в соответствии с требованиями ФГОС

Данные по методическим пособиям

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

Январь 2014

4.

Изучение документов по изменениям и дополнениям в  модифицированные дополнительные общеобразовательные программы педагогов  МАОУ МО г. Нягань  ДОД «Центр детского творчества».

Готовность кадров к созданию модифицированных дополнительных общеобразовательных программ с изменениями и дополнениями

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

Январь 2014

5.

Разработка и утверждение положения о  рабочих программах в соответствии с требованиями ФГОС

Положение о рабочей программе

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

Январь-февраль 2014

6.

Разработка и утверждение рабочих программ по направленностям в соответствии с требованиями ФГОС.

Рабочие программы

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

Январь-февраль 2014

7.

Изучение методических материалов по теме: «Требования к современному занятию в условиях введения ФГОС. Проектные задачи в дополнительном образовании».

Выступление на заседании рабочей группы. Протокол  рабочей группы.

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

Март-апрель 2014

8.

Изучение технологии ведения занятия с учётом

требований государственного образовательного

стандарта и концептуальных

подходов к его построению внеурочной

деятельности.

Выработка рекомендаций

технологии занятия с

учётом требований

ФГОС и концептуальных

подходов к его построению. Протокол  рабочей группы.

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

Март-апрель 2014

9.

Посещение и анализ занятий и мероприятий  с позиций ФГОС.

Анализ и самоанализ занятий и мероприятий с позиций ФГОС

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

В течение года

10.

Изучение материалов по теме: « Личностные, предметные и метапредметные результаты. Организация диагностической работы на уровне педагогов».

Выступление на заседании рабочей группы, разработка методических рекомендаций. Протокол  рабочей группы.

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

В течение года

11.

Круглый стол.

Анализ деятельности за учебный год с учётом ФГОС и концептуальных подходов к их построению. (Что получилось, что не получилось, почему, что требует доработки)

Доработка рекомендаций технологии

Занятия с учётом высказанных

предложений и замечаний членов рабочей группы

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

Май  2014

12.

Подготовка к семинару для педагогов  «Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС»

Выступление на семинаре, материалы выступления.

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

Сентябрь-октябрь 2015

13.

 Изучение критериев и уровней сформированности универсальных учебных действий. Разработка примерных единых критериев оценивания УУД.

Сообщение. Протокол  рабочей группы.

Разработка карт-схем, инструкций.

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

Октябрь-ноябрь

2015

14.

Индивидуальные консультации по организации рабочих

программ внеурочной деятельности в детском объединении

Разработка рекомендаций.

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

В течение года

15.

Семинар для педагогов  «Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС»

Протокол семинара

Амирова Д.Р.

Кущий И.Д.

Декабрь 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования

В статье рассматривается применение методов проектной деятельности на занятиях по судомоделированию...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Дополнительное образование является сегодня необходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивид...

Методическая разработка - Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования

Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том...

Статья - Деятельность педагога дополнительного образования в контексте требований ФГОС

Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным инеобходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено наформирование и развитие творческих способностей дет...