пролонгированный семинар
статья на тему
в школе с 2012 года реализуется профессиональный проект "Обучаем и воспитываем по-новому". цель проекта - подготовка педагогов к реализации фгос
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prolongirovannyy_seminar_-_doklad.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация профессионального проекта «Обучаем и воспитываем по-новому»: пролонгированный семинар как одна из форм подготовки педагогов к работе в условиях реализации ФГОС ОО2.
Российская школа стоит на пороге серьезных преобразований в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта. Главным образом эти изменения будут касаться организации и содержания деятельности образовательного учреждения. Естественно, возникают вопросы: готово ли образовательное учреждение к таким переменам, готов ли педагогический коллектив, справятся ли учителя с поставленными задачами?
Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала образовательного учреждения является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом. При этом темпы модернизации подготовки и переподготовки педагогов должны опережать темпы модернизации системы образования.
Обучать и воспитывать по-новому, является важной задачей педагогической деятельности. Принципиальным отличием образовательных стандартов является их ориентация на результаты образования и деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу.
Сегодня критерием образованности выступает не воспроизведение знаний в форме стандартных решений, а наличие «интеллектуальной инициативы» как продолжения решения в ситуациях неопределенности, необходимости самостоятельного определения стратегий поиска и использования информации. Ценным становится не только результат, но и сам процесс учения как саморазвитие личности. Следовательно, значимыми при обучении становятся диалог, общение, самовыражение. Функцией познания становится не только собственно узнавание, отражение, но и осмысление мира, что предполагает не только присвоение, но и дополнение знания в собственном измерении.
Становление нового культурного типа личности (активность, самостоятельность, способность принимать решения и оценивать моральное значение действий и выбора) требуют от учителя существенной корректировки целей образования, выстраивания новых отношений с участниками образовательного процесса – учениками, их родителями, коллегами, администрацией, предъявляются новые требования к деятельности педагога в процессе обучения и воспитания.
Как определить готовность учителя к работе по новому стандарту?
Традиционно о компетентности учителя мы судим по успешности учеников.
С приходом в школу стандартов изменились и требования к педагогу. Сформировать компетентную, социально успешную, ответственную личность может только компетентный учитель.
Уровневая модель «восхождения»
учителя-предметника к новой профессиональной позиции.
(автор Т.А. Стефановская)
Рассматривая позицию педагога-воспитателя как ближайшую перспективу развития готовности учителя-предметника к реализации ФГОС общего образования, в качестве средней перспективы обозначаем позицию педагога-тьютора. Тьютор в современной школе – это профессионал, который может (должен, по определению его позиции) сопровождать, оказывать помощь, координировать деятельность в овладении педагогами системой знаний в условиях реализации ФГОС. Далекой перспективой развития готовности учителя-предметника к реализации ФГОС выдвигаем позицию «педагога-системщика». Но ни одна из перечисленных позиций педагога не будет достигнута, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Школе необходимы новые учителя «открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего» (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)
В чем же принципиальное отличие традиционного преподавания учителя от его профессиональной деятельности по стандартам второго поколения спросите вы?
Важнейшей особенностью стандартов второго поколения является их опора на деятельностную парадигму, которая выступает в качестве цели и основного результата образования, т.е. развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Важным становится организация таког7о учебного процесса, главным звеном которого является учебная деятельность, построенная на основе освоения способов деятельности.
Другой важнейшей отличительной особенностью, тесно связанной с предыдущей, является ориентация стандарта на результат образования (личностные, предметные, метапредметные). Это в наибольшей степени влияет на содержание и особенности организации образовательного процесса, в том числе и на проведение урока, в свою очередь влияет и на требования к подготовке и квалификации учителей.
В период перехода школы к реализации новых государственных стандартов движущей силой ее развития являются новые инновационные формы подготовки педагогов, внедряемые непосредственно в школе.
В 2010 году мы начали работать над программой реализации профессионального проекта «Обучаем и воспитываем по-новому», цель которого подготовка учителя к реализации ФГОС общего образования.
Мы определили основную задачу:
Создание условий для введения тьюторского индивидуального сопровождения подготовки педагогов к освоению ФГОС второго поколения, основанного на мониторинге профессиональных проблем и затруднений, рассматриваемого как механизм усиления воспитательного потенциала школы.
Ожидаемые результаты реализации программы проекта непрерывного образования педагогов – профессиональная готовность работников образовательного учреждения к освоению ФГОС второго поколения
На базе диагностических данных (проведение старт-диагностики) о сформированности базовых компетенций и грамотности педагога определили направления подготовки педагога к ФГОС общего образования второго поколения (заимствованы из профессионального проекта «За гранью урока», СОШ№3 г. Саянска):
- Ориентация на системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся (личностные, предметные, метапредметные) в соответствии с ФГОС общего образования как новое в деятельности учителя-предметника.
- Овладение новыми средствами расширения пространства урочной и внеурочной деятельности учителей-предметников через реализацию системно-деятельностного подхода.
- Тьюторское индивидуальное сопровождение подготовки педагогов к освоению ФГОС (индивидуальные маршруты, пилотные группы)
Структура тьюторского сопровождения подготовки педагогов.
Участники образовательного процесса
Тьютор 1-5 – представители пилотной группы.
S1- S3 – тьюторы по направлениям.
Участники образовательного процесса (педагоги), которые взаимодействуют с тьюторами (тьюторы формируют собственные пилотные группы).
В марте 2011 года запустили действующий пролонгированный учебный семинар на базе нашей школы по теме . Учебный семинар действовал в течение двух месяцев. Участники семинара – 22 педагога нашей школы. В работе семинара принимали участие, как педагоги начальной школы, так и педагоги основной школы.
В первую очередь мы решили проблему, связанную с обеспечением педагогов методическим сопровождением, т.е. учебной литературой. В подборке литературы нам оказал помощь наш научный консультант Т.А. Стефановская, которая предоставила нам (каждому педагогу): рабочая тетрадь «Воспитание на уроке: новые смыслы в условиях ФГОС второго поколения», брошюра основных «Ключевых терминов образовательных стандартов второго поколения», материалы по теме «Системно-деятельностный подход в образовании», книга «Воспитание на уроке: новые смыслы в условиях реализации ФГОС второго поколения».
Тьюторы учебного семинара в течение года прошли курсовую подготовку под рук. научного руководителя Т.А. Стефановской по теме «Новые смыслы образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС», т.е. самостоятельно выполнили предложенные на курсах заданий.
В соответствии с направлениями написали тематический план проведения учебного семинара:
- ФГОС общего образования: базовые документы. Знакомство с основополагающими документами («Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Концепция ФГОС общего образования второго поколения», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России») – (составление интеллект-карт);
- Новой школе – новый учитель – эссе «Новой школе – новый учитель или педагог в новом формате» ( выдержки)
- Личностные универсальные учебные действия как новые результаты образования – составление таблицы по теме «Воспитательный потенциал (личностные результаты) содержания учебного материала»
- Моделирование внеурочной деятельности (планирование). Методический конструктор: содержание, результаты. – модель внеурочной деятельности классного руководителя
- Системно-деятельностный подход в ВД в образовательном учреждении – систематизация текста, используя технологию «ИНСЕРТ»
- К реализации системно-деятельностного подхода на уроке: УРОК В НОВОМ ФОРМАТЕ. – конспект пробного урока.
Все задания, выполненные педагогами проверил руководитель учебного семинара Стефановская Т.А. Таким образом, в течение работы семинара осуществлялась обратная связь между педагогами - тьюторами – руководителем учебного семинара.
С сентября 2012 года учебный семинар продолжил свою работу. Совместно с педагогами рассмотрены темы: «Новое в документации педагога-предметника: разработка модели рабочей программы педагога-предметника в соответствии с ФГОС общего образования», система работы учителя- предметника по достижению новых результатов образования: личностных, метапредметных, предметных»
Итак, на сегодняшний день мы вплотную подошли к теме «УРОК В НОВОМ ФОРМАТЕ»: критерии и показатели.
Одной из задач реализации программы профессионального проекта «Обучаем и воспитываем по-новому» на 2012-2013 год является подготовка тьюторского ресурсного пакета пролонгированного семинара по теме «Обучаем и воспитываем по-новому».
Зачем?
МО учителей естественно-научного цикла
МО учителей истории и обществознания
МО учителей гуманитарного цикла
МО учителей точных наук
МО педагогов начальной школы
Т2
Т3
Т4
Т5
Т1
S
S
S
S
S
S
S
S
S
S
S
S
S
S
S
Системное построение целостного педагогического процесса
ПЕДАГОГ - СИСТЕМЩИК
ПЕДАГОГ – ТЬЮТОР
(проводник, помощник, оказывает сопровождение педагога)
Предметно-тьюторское сопровождение познавательной деятельности школьника
Субъект-субъектное взаимодействие
ПЕДАГОГ – ВОСПИТАТЕЛЬ
(разрабатывает Программу воспитания, грамотно ставить и реализует воспитательные задачи на уроке)
ПЕДАГОГ – ПРЕДМЕТНИК
ВАРИАНТ 1
В
А
Р
И 2
А
Н
Т
В
А
Р
И 3
А
Н
Т
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".
Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....
Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».
23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...
Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.
laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...
Рабочая программа по предмету "Музыка и движение" пролонгированного 9 класса
Программа учебного предмета «Музыка и движение» разработана для обучающихся пролонгированного 9 «Ю» класса. Составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной про...
Рабочая программа по предмету "Музыка и движение" пролонгированного 9 класса (2 год обучения)
Программа учебного предмета «Музыка и движение» разработана для обучающихся пролонгированного 9 «Ю» класса ( 2 год обучения). Составлена на основе адаптированной основной общео...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика» 1-4 класс (пролонгированное обучение)
Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий....