Преподавание математики в пилотных школах в контексте новых образовательных стандартов
материал на тему

Гаглоева Лариса Алибековна

Преподавание математики в пилотных школах в контексте новых образовательных стандартов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподавание математики в пилотных школах в контексте новых образовательных стандартов

Гаглоева Л.А.

Основные отличия ФГОС второго поколения от предыдущих документов, определяющих цели и содержание общего образования, связаны с заданием ориентиров развития системы образования и с описанием требований к результатам образования. Новое понимание результатов общего образования в рамках концепции нового стандарта основывается на тезисе развития личности как основной цели и смысле образования. С этой позиции  предметные результаты изучения  математики (конкретные знания, умения, навыки) являются лишь органичной составляющей в комплексе результатов обучения предмету и важным средством формирования универсальных (метапредметных) знаний, умений и способов деятельности . Последние как раз и обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию, а значит, их формирование является главной целью образовательного процесса в школе.

В проекте  примерных программ основного общего образования по математике  требования к результатам обучения и освоения содержания курса дифференцируют результаты обучения на личностные, метапредметные и предметные.

               Цели изучения математики в основной школе:

 в направлении личностного развития

  1. развитие логического и критического мышления, культуры речи, способность к умственному эксперименту;
  2. формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  3. воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  4. формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  5. развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

    в метапредметном направлении

  1. формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  2. развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  3. формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой  для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении

  1. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения  в старшей школе или иных образовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  2. создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности».

Средствами реализации новых подходов в образовании являются такие технологии и методы обучения,  которые позволяют достичь  личностных и метапредметных результатов. Применительно к математике можно выделить:

  1. проблемное обучение;
  2. поисково-исследовательскую (задачную) технологию обучения;
  3.  модульную технологию;
  4. коллективную систему обучения (КСО) и т.п.

        На стыке урочной и внеурочной деятельности школьников наиболее эффективны исследовательские и проектные методы. Невозможно представить современное обучение без использования средств, предоставляемых  информационно-коммуникационными технологиями.

Но никакие самые передовые средства и технологии обучения не смогут в обозримом будущем решить проблему качественного обучения без грамотного, деятельного, современно мыслящего учителя.

 Один из базовых принципов общесистемных изменений, заявленных в новой модели образования, звучит так:   «Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления». Именно учитель создаёт атмосферу поиска, радости открытия нового в мире и самом себе. Именно учитель организует такое сотрудничество учеников, когда происходит обмен опытом познавательной деятельности, взаимообогащение в сфере интеллектуальной и коммуникативной деятельности.

        Современный учитель математики  нуждается в осмыслении и переосмыслении изменений в современном образовательном пространстве и, соответственно,  своей  педагогической деятельности.

Деятельностный подход в обучении математике

 

Простейшие математические знания могут применяться умело и с пользой

лишь в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит 
сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно

А.Н. Колмогоров

         Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

          Исторически сложилось мнение, что школа обязана «давать» знания, а ученики должны их «получать», но результат такой системы отрицательный, то есть воспитывали ученика-потребителя, который считал, что ему всё должны «дать» в готовом виде.

          В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, которые способствуют формированию культуры мышления, развитию воображения и фантазии, улучшению памяти и внимания, гибкости мышления.

     Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся. Наряду с этой проблемой необходимо  поставить задачу: учить своих школьников рассуждать, учить их мыслить. Вы согласитесь, что ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

Способность школьников к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности по следующей структуре: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднений, определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения.

     Исследования психологов и педагогов показывают: чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную самостоятельную деятельность, сделать "хозяевами” этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы к учебной деятельности.

     Неизмеримо больший стимул учения – положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед и развития. Одной из перспективных форм формирования культуры мышления учащихся, развития творческих способностей личности является исследовательская деятельность.

     Введение в школьное образование элективных курсов по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и прежде всего, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

         Образовательная среда в практическом преподавании при реализации технологии деятельностного метода организуется в соответствии со следующей системой дидактических принципов:

1) принцип  активизации деятельности учащихся – заключается в том, что ученик вовлекается в процесс изложения учителем нового знания с помощью приемов проблемного объяснения (подводящий диалог, побуждающий диалог, эвристическая беседа и др.);

2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

3) принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук);

4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания на максимальном уровне (определяемой зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей);

5) принцип  психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в лицее и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

6) принцип вариативности - предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

7)  принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Принцип минимакса обеспечивает для каждого ученика возможность продвижения вперед в собственном темпе на посильном для себя уровне трудности и является при правильном его использовании совместно с принципом психологической комфортности саморегулирующимся  и здоровьесберегающим механизмом разноуровневого обучения.

       Таким образом, разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она создает условия для выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории.

     На кафедре математики МАОУБСОШ 7 семь учителей, из них трое имеют высшую категорию. Методическая работа каждого учителя подчинена единой методической теме школы: «Развивающее обучение - как решающий фактор развития мышления и эмоциональной сферы личности и повышения мотивации ребенка к учебе».

Общая цель работы учителей математики состоит в необходимости сформировать у учащихся прочные знания, умения и навыки по предмету.

 Уже много лет в нашей школе проводятся переводные экзамены по математике в 6 классе и по геометрии в 7 классе  с теоретической и практической частью,   в этом году разработаем экзаменационный  материал и по геометрии в 8 классе. Эта практика себя полностью оправдывает, учащиеся подходят к итоговой аттестации более подготовленные, что подтверждают   хорошие результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

     При проведении уроков учителями используются ИКТ для организации фронтального опроса, объяснения и закрепления нового материала, промежуточного и итогового контроля, а также подготовка простейших дидактических материалов, в том числе для решения задач по готовым чертежам на уроках геометрии. Это ведет к значительной экономии времени

     

 Учащиеся нашей школы традиционно принимают участие самое активное  как в предметных олимпиадах, так и в предметных конкурсах, становясь призерами,  лауреатами и даже победителями. Это и Республиканская  олимпиада для студентов и школьников (СОГУ), и «Кенгуру-выпускникам», и «Кенгуру», и «Олимпус», и «Фоксфорд». Ученица нашей школы стала лауреатом Всероссийской олимпиады «Звезда»- Таланты на службе обороны и безопасности и была зачислена вне конкурса в СКГМИ.

В школе традиционно проводится неделя математики. Учителя проводят викторины, конкурсы, математические бои, КВН, смотры знаний, конкурсы стенгазет, с учащимися 7,8 классов разбираются задачи ОГЭ.

17 ноября 2016 года в МАОУ БСОШ №7 проходил семинар директоров школ республики, для них были проведены открытые уроки, в том числе и по геометрии в 8 классе учителем Будаевой В.А. Урок изучения новой темы «Теорема Пифагора». Этапы урока:

1.Актуализация знаний (повторение)

2.Постановка проблемы

3.Совместный поиск решения проблемы

4.Подведение учащихся к формулировке и доказательству теоремы

5. Закрепление-решение задач

6.Рефлексия-подведение итогов.

 Урок получил высокую оценку директоров, посетивших его, как полностью соответствующий стандартам ФГОС.

Учителя кафедры регулярно проходят курсы    РИПКРО, посещают семинары.

       Жизнь не стоит на месте, общество постоянно развивается. Сегодня не нужны пассивные граждане, не умеющие думать, самостоятельно принимать решения, а главное не готовые осознанно отвечать за принятые решения. Поэтому обучение в школе не должно давать знания ради самих знаний, ведь еще К. Венцель говорил, что: « задача истинного педагога состоит в помощи молодой душе свободно созреть и родиться для свободной самостоятельной жизни». Знания и навыки должны помогать жить человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль общеобразовательных дисциплин в контексте новых образовательных стандартов для системы НПО и СПО

В условиях становления  современного  рынка труда,   предъявившего новые требования к уровню компетентности выпускников образовательных учреждений как никогда возрастает наша роль,...

«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»

Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...

Преподавание математики в контексте новых образовательных стандартов

Основные отличия ФГОС второго поколения от предыдущих документов, определяющих цели и содержание общего образования, связаны с заданием ориентиров развития системы образования и с описанием требований...

Система мероприятий, обеспечивающая подготовку учителя начальной школы к реализации новых образовательных стандартов

Система мероприятий, обеспечивающая подготовку учителя начальной школы к реализации новых образовательных стандартов  День добрый, уважаемые участники семинара!Внедрение новых стандартов, являясь...

Создание условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов

Опыт МБОУ СОШ №7 по созданию условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов...

Выступление к педсовету ТЕМА: «Совершенствование системы работы школы в контексте новой образовательной политики в области образования»

Современное российское общество находится в состоянии цивилизованного кризиса. Это наиболее подходящий период для новаций, так как неустойчивость социальной системы есть условие для изменений....

Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов

Обобщение опыта работы.  В условиях модернизации системы образования своей главной задача сельских школ -  предоставить каждому ученику возможность  реализовать интеллектуальные и ...