Методическая разработка педагогического совета на тему: «Работа с одаренными детьми в контексте реализации идей новых образовательных стандартов»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Педсовет на тему: «Работа с одаренными детьми в контексте реализации идей новых образовательных стандартов»
Цели:
1. Раскрыть суть понятия «одарённость», рассмотреть её особенности.
2. Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми.
3. Выработать систему работы с одаренными детьми.
4. Привлечь внимание коллектива к современным технологиям, способствующим развитию детской одарённости.
Повестка:
- Сообщение заместителя директора по учебно-воспитательной работе по теме : «Одаренный ребенок. Создание условий для развития и поддержки высокой мотивированности обучающихся в учебной деятельности. Работа с одарёнными детьми»
- Анализ работы коллектива школы по проблеме работы с одарёнными детьми
(выступление представителей разных методических объединений).
Ход педсовета.
Способность предполагается заранее,
но она должна стать умением.
Иоганн Вольфганг Гете
- Вступительное слово директора школы.
Объявляется тема педсовета, его цели.
- Сообщение заместителя директора по учебно-воспитательной работе по теме: «Одаренный ребенок. Создание условий для развития и поддержки высокой мотивированности обучающихся в учебной деятельности. Работа с одарёнными детьми»
- Выступление сопровождается показом презентации.
1.Актуальность проблемы работы с одаренными детьми.
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Выявление одарённых детей, организация системной работы с ними – одна из задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года все образовательные учреждения нашей страны реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов, что имеет прямое отношение и к одаренным детям.
2.Какого же ребёнка считать одарённым?
Существует две крайние точки зрения:
Все дети являются одарёнными.
Одарённые дети встречаются крайне редко.
3.В чем разница между способностями, одаренностью, талантом и гениальностью?
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности.
Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Одаренность - комплексное явление, связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей.
Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.
Гениальность - практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей.
4.Виды одаренности: ранняя и поздняя.
5.Формы проявления одаренности: явная и скрытая.
6.Положительные и отрицательные показатели одаренности.
7.Категории детей, которых в настоящее время принято считать одарёнными:
- дети с высокими показателями по специальным IQ тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
- дети с одаренностью в определенной области наук и конкретными академическими способностями (академическая одаренность) (эту категорию детей чаще называют талантливыми);
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
- дети, одаренные в психомоторной сфере (спортсмены, танцоры);
- дети с высокими лидерскими способностями;
- дети со «специальными способностями» (экстрасенсорные способности).
- Выступления учителей, рассказывающих об одаренности своих учеников и о системе работы с ними.
IV.Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе.
1.Цели работы с одаренными детьми общеобразовательной школы:
- выявлять одаренных детей;
- создавать условия, способствующие их оптимальному развитию (создание программ или подпрограмм работы с одаренными детьми);
- внедрять в учебно-воспитательный процесс все виды и формы творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
- совершенствовать систему подготовки учителей через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
- устанавливать сотрудничество в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами;
- создавать банк данных «Одаренные дети»;
- найти нестандартному ребенку нестандартного учителя.
2.Методы выявления категорий одаренных детей:
- различные варианты метода наблюдения за детьми (в школе, во внешкольной деятельности);
- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
- специальные психодиагностические тренинги;
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».
Знакомство с методикой «Карта одаренности»
3.Формы работы и технологии по обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
- - индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения (разноуровневые задания);
- - активное использование технологий проблемного, дистанционного обучения;
- - дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
- - участие в школьных, районных, городских олимпиадах;
- - проектная деятельность обучающихся;
- - научно-исследовательская деятельность обучающихся;
- - посещение предметных и творческих кружков, спортивных секций, внеклассных мероприятий;
- - конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
- - создание детских портфолио.
4.Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися.
V.Подведение итогов педсовета.
«Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.
VI.Решение педагогического совета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Выступление на заседении педагогического совета на тему "Работа с одаренными детьми в летней школе".
Работа с одаренными детьми в летней школе. Когда я начинала работать, на одном из заседаний кафедры математики, рассматривая вопрос о работе с одаренными детьми, наш руководитель - ди...
Создание целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знани...
Выступление на педагогическом совете по теме "Работа с одаренными детьми как необходимое условие качества образования"
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результато...
Статья по теме "Работа с одаренными детьми" в условиях реализации ФГОС на уроках немецкого языка
Статья по теме "Работа с одаренными детьми" в условиях реализации ФГОС на уроках немецкого языка...
Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».
Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...
обобщение опыта по теме "Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС"
В работе представлен опыт учителя истории и обществознания по работе с одаренными детьми...