«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ»: ПОТЕНЦИАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛ
статья по теме
Из опыта методической работы заместителя директора по УВР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О профессиональных компетенциях учителя | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 г. Павлово
Заместитель директора по УВР высшей квалификационной категории
Пугина Елена Евгеньевна
«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ»: ПОТЕНЦИАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛ
В условиях решения государством важнейших стратегических задач модернизации и инновационного развития возникает необходимость говорить о новом учителе и новом педагогическом профессионализме, который представляет собой постоянное образование и самообразование педагогов.
Профессионализм – это интегральное качество (новообразование) субъекта профессиональной деятельности, характеризующее продуктивное выполнение профессиональных задач, обусловленное творческой самодеятельностью и высоким уровнем профессиональной самоактуализации. Включает профессионализм деятельности, как качественную характеристику субъекта деятельности, отражающую высокий уровень профессиональной квалификации и компетентности, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что в совокупности и обеспечивает продуктивность профессиональной деятельности, и профессионализм личности, как качественную характеристику субъекта труда, отражающую высокий уровень личностно-деловых качеств, адекватный уровень профессиональных притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие. Смысл нового педагогического профессионализма заключается в способности педагога решать задачи общего развития детей своими педагогическими средствами, своим содержанием педагогической деятельности, адекватными для каждой ступени образования.3
Каждое образовательное учреждение в настоящее время в вопросе развития профессионализма педагогических кадров организует работу самостоятельно, ориентируясь на следующие основные государственные стратегические и нормативные документы: Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», где одним из главных направлений развития является развитие учительского потенциала; Стратегию-2020: Новая модель роста – новая социальная политика, где отмечается ухудшение качества педагогического корпуса на уровне государства; приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», где в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» - четко указаны должностные обязанности педагогов в контексте современных тенденций развития современного образования; положение ОУ о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, нормативные документы по аттестации педагогических работников в новой форме.
Нормативно-организационной формой обеспечения данного направления развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 10 г. Павлово является перспективная программа развития «Школа опережающего образования», включающая проект «Учитель новой формации», цель которого выработка у учителя новой позиции педагога-профессионала, способного к позиционному самоопределению и управлению собственным содержанием развития. Основными направлениями работы по этому проекту являются: повышение профессионализма учителей, организация научно-методической деятельности учителей, обобщение передового педагогического опыта учителей, расширение профессиональных ролей учителя новой формации на основе программы профессионального саморазвития и самореализации учителя.
Научно – содержательным основанием работы по реализации проекта является участие школы в опытно-экспериментальной работе ГБОУ ДПО НИРО в рамках сетевого образовательного проекта «Нижегородская инновационная школа» и участие школы в Нижегородском университетском округе НИУ ВШЭ, как добровольной ассоциации образовательных учреждений города и области. Научно-методологической основой деятельности педагогического коллектива в контексте этих взаимодействий выступает присвоение профессионально-педагогических ценностей антропологической проектно-преобразующей парадигмы, где в рамках антропологического подхода в основе развития профессионализма учителя лежит нормативно – деятельностная модель педагога как субъекта инновационной деятельности-«автора» уникальной образовательной практики.
Используя обобщенную типологию представлений о нормах развития (В.И. Слабодчиков), в ходе инновационной деятельности педагога администрация школы старается обеспечивать три типа норм профессионального развития: статистическую (я – номинально учитель, соответствие квалификационным характеристикам), социокультурную (определенных общностях: я – учитель-профессионал), индивидуально-личностную (я – субъект своей профессиональной деятельности, уникальной в своем роде). Именно две последних нормы учителям нашей школы помогает реализовать участие в мероприятиях «Нижегородской инновационной школы» и Нижегородского университетского округа НИУ ВШЭ, в рамках которых педагоги имеют возможность обучаться на курсах повышения квалификации в контексте модернизации образования, информатизации школы, развития содержания и технологий обучения, участвовать в семинар и научно-практических конференциях, транслировать свой инновационный опыт через публикацию статей и практическое участие в данных семинарах и конференциях. В 2011 году на базе образовательного учреждения был проведен семинар для школ Университетского округа «Реализация программы развития «Школа опережающего образования» в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в ходе которого администрация и педагогический коллектив смогли представить обобщенный опыт своей работы. На семинаре были представлены основные направления работы школы в контексте современных направлений развития образования, так как на семинаре присутствовали представители практически всех образовательных учреждений, входящих в состав Университетского округа, то деятельность школы получила авторитетную внешнюю экспертную оценку от участников данного семинара, что стало поводом для самоанализа деятельности и определения перспектив дальнейшего развития учреждения в целом и каждого педагога в частности.
Мы делаем однозначный вывод, что используя нормативно – деятельностную модель педагога «Нижегородской инновационной школы», которая является способом фиксации конкретного пути становления педагога как субъекта собственной деятельности в профессиогенезе, взаимодействие школ входящих с 2012 года в Федеральную инновационную площадку «Проектно-сетевой институт инновационного образования» и школ Университетского округа и является для нас одним из механизмов, формирования главного ресурса деятельности – педагога, способного быть субъектом изменений в образовании и работать в условиях перемен за счет освоения принципиально новой – практико-преобразующей компетенции. В этом взаимодействии мы видим для себя серьезные перспективы, которые позволят образовательному учреждению работать в соответствии с современными тенденциями развития образования, помогут педагогам выстраивать индивидуальные траектории собственного профессионального развития и получать адекватную экспертную оценку собственной деятельности.
Ссылки:
1. Проектно-сетевой институт инновационного образования: сборник проектных инициатив (специальный выпуск информационного бюллетеня) / под ред. Н.Ю. Бармина, Г.А. Игнатьевой. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011.- 168с.
2. Тулупова О.В., Мольков А.С. Технология сценирования в инновационном образовании: кейс папка / Под ред. Г.А. Игнатьевой. – Н.Новгород: ООО Типография «Мастер-Принт», 2011.- 56с.
3. Тулупова О.В., Компетентностная уровневая модель профессионального стандарта педагогической деятельности «специалист» - «профессионал» -«эксперт».- М.: ж. Методист, 2011, № 10
4.Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятия по использованию потенциала педагогов школы для оказания методической помощи учителям начальных классов МБОУ СОШ № 3 г.Вязники по внедрению ФГОС НОО
Данная разработка позволяет в системе на основе принципа преемственности вести работу по переходу на новые ФГОС...
Развитие профильного направления образования в средней общеобразовательной школе через взаимодействие школа-ВУЗ
Статья о механизме сотрудничества средней общеобразовательной школы с ВУЗом. Работа учащихся и учителей в системе школа-ВУЗ в свете внедрения ФГОС основоной общеобразовательной школы....
Взаимодействие учителя начальных классов и учителя - логопеда в школе для детей с ОВЗ
Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для ...
Пение – как коррекционный потенциал для творческого развития детей с ОВЗ (задержкой психического развития – ЗПР). Докладчик: Головина Е. М., учитель музыки ГБОУ школы № 609
Научно-практическая конференция:«Вопросы творческого развития детей инвалидов» Пение – как коррекционный потенциал для творческого развития детей с ОВЗ (задержкой психичес...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Современному обществу нужен человек с целостным представлением картины мира, в том числе: обучаемый - способный к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности; интеллектуально ...