Пение – как коррекционный потенциал для творческого развития детей с ОВЗ (задержкой психического развития – ЗПР). Докладчик: Головина Е. М., учитель музыки ГБОУ школы № 609
материал по музыке
Научно-практическая конференция:
«Вопросы творческого развития детей инвалидов»
Пение – как коррекционный потенциал для творческого развития детей с ОВЗ
(задержкой психического развития – ЗПР).
Докладчик: Головина Е. М., учитель музыки ГБОУ школы № 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_28.03.2023_parus_mechty.docx | 29.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Научно-практическая конференция:
«Вопросы творческого развития детей инвалидов»
Пение – как коррекционный потенциал для творческого развития детей с ОВЗ
(задержкой психического развития – ЗПР).
Докладчик: Головина Е. М., учитель музыки ГБОУ школы № 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Из всех видов активной музыкальной деятельности, способной охватить широкие массы детей, является хоровое пение – подлинно массовый вид музыкально - эстетического воспитания и образования. Хор, прежде всего, решает задачу музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Именно хоровое пение как искусство истинно массовое воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине, народу, развивает важные качества коллективизма и товарищества, способствует всестороннему выявлению творческих способностей. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на развитие личности ребёнка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Музыка, окрылённая поэзией, ещё глубже воздействует на психику ребёнка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд.
ГБОУ школа № 609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга проводит обучение по адаптированной программе, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития (вариант 7.2).
Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности.
Музыка играет существенную роль для эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и в то же время обнаруживает существенный коррекционный потенциал, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных данным учащимся. Занятия музыки представляют определенную сложность для учащихся с ОВЗ. Это связано с недостаточностью интереса к окружающему миру и себе, дефицитом регулятивных умений, препятствующих целенаправленному прослушиванию музыкальных произведений, неполной сформированностью возможностей символического опосредствования своих эмоциональных состояний, эмоциональной рефлексии. Для обучающихся с ОВЗ типичны трудности саморегуляции, которые препятствуют адекватному поведению на уроках музыки. Недостатки речевого развития нередко проявляются в несовершенном речевом дыхании, нечеткости артикуляции. Общее несовершенство аналитико-синтетической деятельности затрудняет дифференциацию звучания различных музыкальных инструментов, определения характера музыкального произведения. Бедный словарный запас и необращенность к себе препятствует вербализации собственных чувств, возникающих при прослушивании музыкального произведения. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп. Учащимся требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Негрубая моторная недостаточность затрудняет выполнение двигательных заданий.
Пение – средство укрепления здоровья детей. Последние достижения в сфере музыкальной терапии подтверждают гипотезу влияния музыки на человеческую психику и воздействия звуков на живую клетку, целительно воздействуя музыкой на человеческий мозг. Пение – это своеобразные дыхательные упражнения. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Пение используется, чтобы помочь людям с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм. Песня снимает стрессы, влияет на наше настроение.
Музыкальное искусство оказывает огромное воздействие на детей с задержкой психического развития, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного вкуса.
Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся. Музыка помогает детям лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует их мышление, способствует развитию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность детей в целом, то есть несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.
Занятия с детьми с ОВЗ могут выполнить свою коррекционную функцию только при учете специфических образовательных потребностей обучающихся.
Работа построена с учётом следующих принципов:
- использование педагогических технологий, адекватных имеющимся нарушениям развития у ребенка;
- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей определённого возраста, дозировка заданий, темп работы, соответствующий работе детей;
- подбор эмоционально привлекательного и доступного по возрасту музыкального материала, с сохранением общего базового уровня;
- новый материал формируется с опорой на уже имеющиеся знания, которые постепенно углубляются и усложняются;
- материал преподносится развернуто, пошагово, с элементами новизны и закрепляется на протяжении нескольких занятий, обеспечивая преемственность в усвоении материала и формировании умений и навыков;
- наглядно-действенный характер: при введении новых терминов используется визуальная опора: включается различный наглядно-дидактический материал, например, в виде опорных карточек, который помогает формировать самостоятельную речь;
- специальное внимание уделяется включению новой лексики в активный словарь;
- используется деятельностная основа процесса обучения, удовлетворяющая потребности детей в игровой и познавательной деятельности;
- применяются разнообразные формы работы, которые мотивируют учащихся к изучению предмета;
- обязателен дифференцированный подход к детям: необходимо обращать внимание на общее состояние ребёнка, осуществляя при необходимости гибкую корректировку адресуемых ему заданий.
- активизация самостоятельных и творческих проявлений детей в музыкальной деятельности; поощрение любых проявлений детской активности;
- связь с жизненными ситуациями и применимость полученных знаний в жизни;
Вывод:
Программа по вокально-хоровой работе адаптирована для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
Актуальность занятий музыки для детей с ОВЗ заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль вокально-хоровой деятельности в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недоразвитием интеллекта в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы
Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программ...
психолого-педагогические условия подготовки к школе детей с ЗПР ( задержка психического развития)
В данной презентации рассматриваются психолого-педагогические условия подготовки детей с ЗПР к школе...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Выступление на семинаре: "Индивидуальная программа коррекционной-развивающей работы с воспитанником подготовительной группы, имеющим задержку психического развития".
Индивидуальная программа коррекционной-развивающей работы с воспитанником подготовительной группы, имеющим задержку психического развития....
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)
Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...
Коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития
Направления коррекционной работы педагога - психолога....