Взаимодействие психологической службы и учителей музыки в школе-интернате.
методическая разработка по музыке по теме
Данная методическая работа раскрывает и обосновывает важность взаимодействия учителей и психологической службы сопровождения школьников в свете продуктивности образовательного процесса, раскрытия потенциальных возможностей ученика, снятия зажатости и закомплексованности, с которыми сталкивается учитель в работе с проблемными детьми. А также подробно обозначаются конкретные цели и задачм работы психолого-педагогической службы поддержки школьников, их родителей и учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_psihologicheskoy_sluzhby.doc | 39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
И УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ.
Методическая работа
учителя музыки
Евдокимовой Н.А.
2013 г.
В рамках современного положения школы в обществе перед педагогическим коллективом школы встают качественно новые цели и задачи. От школы ждут решения многих социальных и нравственных проблем общества. Это возможно лишь при совершенном образовательном процессе, в котором принимают равноправное участие школа, учащиеся и их родители. Т. О., от школы сегодня ждут создания оптимальной для развития ребёнка и педагога образовательной среды. Образовательная среда - широкое и многогранное понятие. Оно включает в себя эмоциональный микроклимат, личностное благополучие каждого участника образовательного процесса, особенности микрокультуры образовательного учреждения, качество учебно-воспитательного процесса и т.д., в результате взаимодействия которых происходит становление личности ребёнка.
Психологическая служба образования - это своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их воспитателями, учителями, родителями. В центре этого взаимодействия находятся интересы формирующейся личности.
Всякий работающий в школе знает, что в настоящее время снижается общий уровень воспитания детей, а музыкального воспитания как такового нет вовсе, особенно у тех детей, которые приходят в интернат. Дети зажаты в эмоциональном и двигательном плане, имеют проблемы с координацией движения. Многие дети имеют большие проблемы со своими сверстниками, не умеют вести себя на уроке, не могут спокойно сидеть и внимательно слушать учителя, боятся выступлений перед слушателями. Все вопросы, возникающие при работе с нашими детьми, обсуждаются не только на заседаниях методических отделов, но и со школьным психологом. Возможность получить оценку психологического состояния данного ученика, раскрытия его внутренних качеств, его скрытые потенциальные возможности, положение в семье, воздействие друзей и родителей, помогают в составлении индивидуальных программ, просто в каждодневной работе с проблемными учащимися.
Взгляд профессионала-психолога порой кардинально меняет подход и даёт новый взгляд на трудности, делает нас терпимее и выравнивает отношения с учащимися, помогает более углублённым и качественным занятиям.
Концепцией развития школы стало создание системы психологического сопровождения педагогического процесса и всех его участников - учеников, их родителей и педагогов, предполагающее отслеживание обучения, развития и воспитания учащихся. Это процесс непосредственного взаимодействия психологической службы учителей, учащихся и их родителей.
Школа выделила для себя следующие цели:
Сделать процесс обучения и воспитания более эффективным, гуманным, демократичным при уменьшении физических и психических энергозатрат и времени как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.
Сделать разработку, апробацию и внедрение педагогических теорий и технологий психологически обоснованной, с учётом закономерностей психики учащихся и педагогов.
Ввести в педагогический процесс психологические технологии, которые помогут решать образовательные задачи.
Используются следующие принципы психологического сопровождения школьников, их родителей и учителей:
1. Психологическое сопровождение направлено на всех (учителя, учащиеся, родители ).
2. Психологическое сопровождение охватывает одиннадцатилетний курс обучения, включая определение готовности ребёнка к школе.
3. Психологическое сопровождение должно быть последовательным и гибким.
4. Психологическое сопровождение должно ориентироваться на потребности школы.
5. Психологическое сопровождение - интегрированная часть образовательного процесса. Оно обеспечивает цели, содержание, технологии образовательного процесса.
6. Психологическое сопровождение должно быть эффективным и действенным, базироваться на деятельностном подходе и носить комплексный характер.
Направления психологического обеспечения учителя музыки:
1. Обучение психологическому пониманию целей воспитания и обучения.
2. Психологический анализ педагогических технологий.
3. Раскрытие психологических механизмов и эффективности различных педагогических воздействий.
4. Анализ результатов психодиагностических методик.
5. Разработка программ индивидуального и коллективного взаимодействия, оптимального для педагога.
6. Снятие психического напряжения педагога ( аутотренинги, консультации и пр. ).
Основные функции специалиста психологического сопровождения школьников, их родителей и учителей, с нашей точки зрения, заключаются в следующем:
1. Психодиагностика - процесс измерения психических состояний и свойств личности. Выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.
2. Обучение - формирование знаний, умений и навыков в области психологии.
3. Воспитание - формирование относительно устойчивых отношений человека к внешнему миру и самому себе.
4. Развитие - рост психических ( нравственных, личностных ) качеств человека.
5. Психопрофилактика - формирование знаний, умений, навыков и отношений, которые будут предохранять, предупреждать возникновение каких-либо отрицательных проявлений у человека.
6. Психологическое консультирование - процесс формирования, исправления, вычёркивания знаний, умений, навыков, отношений.
7. Психологическая коррекция - исправление выявленных знаний, умений, навыков, отношений (групповая, индивидуальная, семейная ).
8. Исследовательская - психологические исследования по различным направлениям.
9. Психологическая реабилитация - восстановление прежней репутации, знаний, умений, навыков, уверенности в себе.
10. Сопровождение экспериментальной работы в школе.
11. Психологический анализ уроков.
12. Психолого-педагогические советы и семинары.
Организация внедрения в школу психолого-педагогической службы сопровождения школьников, их учителей, родителей.
Это многоаспектный процесс. Но, тем не менее, можно выделить основные этапы внедрения:
1. Формирование команды психологов и социальных педагогов.
2. Обсуждение места и роли психолого-педагогической службы сопровождения школьников, их родителей и учителей в контексте практической работы школы. Организация работы каждого психолога и социального педагога.
3. Формирование группы педагогической поддержки внедрения психолого-педагогической службы сопровождения школьников, их родителей и учителей. Обсуждение задач и ожиданий в результате внедрения психолого-педагогической службы сопровождения школьников, их родителей и учителей.
4. Формирование запроса родителей на психолого-развивающую работу с детьми.
5. Внедрение программы психолого-педагогической службы сопровождения школьников, их родителей и учителей. Анализ внедрения.
6. Принятие решения об изменении в программе.
7. Обсуждение возможностей и специфики внедрения психолого-педагогической службы сопровождения школьников, их родителей и учителей в другие школы района и города.
8. Распространение информации о разработке, поиск источников материальной поддержки программы психолого-педагогической службы сопровождения школьников, их родителей и учителей.
Работа с учителями занимает весомую часть работы психологов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МО учителей начальных классов школы-интерната № 23 г.Белгорода
В презентации показаны основные направления работы методического объединения учителей начальных классов школы-интерната для учащихся с ОВЗ....
Отчётный концерт детей и педагогов дополнительного образования "Волшебный мир музыки" коррекционной школы-интерната VIII вида.
Сценарий отчётного концерта детей и педагогов дополнительного образования "Волшебный мир музыки" коррекционной школы-интерната VIII вида....
Создание психологических комфортных условий пребывания ребенка в школе- интернате.
При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе – интернате значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно важен на начальном...
Методическая разработка "Взаимодействие воспитателя школы-интерната и учителя в вопросах интеллектуального развития школьников".
Материал посвящён вопросам развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена в условиях взаимодействия школы-интерната и СДЮСШОР по хоккею с шайбой....
Статья "Взаимодействие учителя-дефектолога в «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на методическом совете школы...
План мероприятий службы школьной медиации КОУ «Петропавловская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год
План мероприятий службы школьной медиацииКОУ «Петропавловская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год № п/пНаименование мероприятияВремяпроведениясентябрь1Заседание членов службы мед...
Анализ работы службы школьной медиации КОУ «Петропавловская школа-интернат» за 2022-2023 учебный год
Анализ работы службы школьной медиацииКОУ «Петропавловская школа-интернат»за 2022-2023 учебный годСлужба школьной медиации КОУ «Петропавловская школа-интернат» осуществляла сво...