Программа курса внеурочной проектной деятельности «Научное общество учащихся»
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Кислицына Марина Владимировна

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nou_10a.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.

Внеурочная работа в нашей школе ориентирована на создание условий для неформального общения ребят и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Программа курса внеурочной проектной деятельности «Научное общество учащихся» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.

Сроки реализации программы «НОУ» составляют 1 год по 1часу в неделю.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

  1. Актуальность и особенность программы.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- Системность организации учебно-воспитательного процесса;

- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности: 

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы.

 - анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента; 
– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор ;

- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные УУД:

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- мотивировать свои действия;

 - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения.

Личностные УУД:

-считаться с мнением другого человека;

-проявлять терпение и доброжелательность к дискуссии, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

- желание приобретать новые знания,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

- осваивать новые виды деятельности,        

- участвовать в творческом, созидательном процессе.

Содержание программы

Основное содержание

Характеристика основных видов учебной деятельности

Введение – 3 ч.

Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

Что такое команда?

Учащиеся с помощью тренингов разбиваются на группы. Понятие «НОУ». Определение роли в процессе работы. Типы, виды проектов.

Рразличать понятия «команда» и «группа». Знать приемы установления взаимопонимания

Реферат как научная работа - 6 ч.

Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Знать что такое реферат, структуру реферата. Учатся делать сноски.

Способы получения и переработки информации (7 ч.)

Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Уметь искать и выделять необходимую информацию из большого количества источников.

Структурировать материал

Исследовательская работа (14 ч.)

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.

Участвовать в совместном принятии решения;

Выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми

Сформулировать цели проекта.

Составить задачи, решение которых приведет к достижению поставленных целей.

Публичное выступление (2 ч.)

Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Оформить результат деятельности как конечного продукта.

Представить результаты проекта для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Презентация проекта – 1 ч.

Анализ результатов работы над проектом – 1 ч.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

1

Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность.

2

Особенности научного познания.

3

Что такое команда?

4

Что такое проект? Виды, типы, классификация проектов.

5

Реферат, его виды.

6

Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки.

7

Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

8

Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

9

Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта

10

Виды источников информации.

11

Составление плана информационного текста.

12

Тезисы, виды тезисов, последовательность их написания.

13

Цитирование: общие требования к цитируемому материалу.

14

Использование каталогов и поисковых машин

15

Рецензия, отзыв.

16

Конспект. Правила конспектов.

Начало работы над проектом Резонанс в природе и технике.

17

Этапы исследовательской работы.

18

Как выбрать тему проекта?

19

Составляем цели и задачи проекта.

20

Как распределить роли в работе над проектом? (распределение ролей)

21

Методы исследования.

22

Работа над введением научного исследования

23

Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана.

24

Работа над основной частью исследования: поиск источников и литературы.

25

Работа над основной частью исследования

26

Работа над основной частью исследования

27

Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации.

28

Анализ, выводы, заключение.

29

Создание компьютерной презентации.

30

Составление макета проекта.

31

Публичное выступление.

32

Корректировка проекта.

33

Презентация проекта.

34

Анализ результатов работы над проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности научного общества учащихся

Цель программы - повышение качества и эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования познавательного интереса учащихся,  формирования навыков научно-исследователь...

Презентация деятельности научного общества учащихся, педагогов и родителей "Лидер"

В статье освещается деятельность научного общества МБОУ гимназии №19 г.Липецка....

Краеведение в деятельности научного общества учащихся

Данная статья вкратце описывает систему работы руководителя научного общества, а также его членов над краеведческим материалом. Приложение содержит один из готовых продуктов этой работы - презентацию....

Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Мы – исследователи» 5 класс

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. Рабочая программа  курса внеурочной проектной деятельности «Мы – и...

Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края

Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....

Программа по внеурочной проектной деятельности "Уроки православия" для 6-7 классов

Данная программа является логическим продолжением ОРКСЭ и ОДНКНР в направлении православной культуры. Программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формиров...