Школа - творческая мастерская
статья по теме

Малова Екатерина Александровна

Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения…

                                                                                                                                                                                                             Анри Барбюс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola-tvorcheskaya_masterskaya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Малова Екатерина Александровна - директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа д.Верёхново» Волотовского района Новгородской области

Школа – творческая мастерская

Школа – это мастерская, где формируется мысль                                                                               подрастающего поколения…

                                                                              Анри Барбюс.

Творчество – это умственная гимнастика.

Творчество – это ключ для развития мышления.

Творчество – это свобода деятельности и мысли.

В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, раскрытие его творческих способностей, вопросы развития самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности приобретают особое значение.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного,  всё понимающего учителя, его творческого потенциала.

Поэтому в нашей школе перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:

- замечать любые творческие проявления учеников, их интересы, склонности с целью их дальнейшего развития;

- создавать условия для формирования самодостаточной личности учащегося, адаптированной к социуму; развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе;

- формировать потребность в дальнейшем совершенствовании своих творческих возможностей.

В этом смысле нашему коллективу учителей близка педагогическая идея К.А.Москаленко, что «нестеснённое слово» ребёнка, открытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременными условиями детского творчества.

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Для него характерны:

- активность протекания всех процессов;

- слабое выражение рефлексии и критичности;

- рост поля реального самовыражения и самореализации за счет расширения круга общения;

- вхождение ребенка в новые социальные группы;

- развитие мотивации, самосознания;

- потребность в оценке взрослого человека;

- потребность в игровой деятельности;

- свобода воображения и фантазии;

- эмоциональная подвижность и чувствительность;

- стремление к новым впечатлениям.

С целью полноценного проживания ребенком детства, разностороннего развития личности младшего школьника, оказания помощи в нахождении своего места в культуре (выборе ценностей, среды и способов культурной самореализации в ней), все дети начальной школы являются активными участниками общешкольных и районных мероприятий. Таким образом мы стараемся решить не только выше обозначенные задачи, но и выстроить пространство заинтересованного и продуктивного образования для желающих и могущих учащихся и учителей, не нарушая равных шансов на образование для всех и не впадая в «педагогику селекции».

Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся. Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия и в первую очередь стимулировать его деятельность. Скудный арсенал используемых стимулов во время уроков, формирующих мотивацию успеха, не дает возможности получить желаемый результат. В свое время мы сделали анализ стимулов, используемых в школе, и определили следующие виды стимулов:

- словесное поощрение (помнить при этом: ласковое слово и кошке приятно);

- выставка лучших работ;

- использование игровой технологии на уроках и во внеурочной деятельности;

- дозированное домашнее задание;

- сравнение своих результатов с прошлыми (ребенок должен видеть свой рост);

- выпуск «молний» по итогам олимпиад, спортивных мероприятий, контрольных работ, конкурсов, итогов за четверть, полугодие и т.д. (причем, эти молнии несут только положительную информацию);

- подведение итогов деятельности на общешкольной линейке;

- запись благодарности в дневник.

Создание портфолио (папок творчества) – еще одна возможность увидеть рост ученика, оценить его способности. Каждый ученик свои достижения отражает в папке творчества, в конце четверти подводятся итоги. Ребенок сам  имеет возможность анализировать свои успехи и неудачи. В конце учебного года победители приглашаются на районный праздник «Созвездие».

Одной из действенных форм развития творческих способностей учащихся – является проведение интеллектуальных состязаний, олимпиад. Уже не первый год учащиеся школы активно принимают участие в районной интеллектуальной игре «Что? ГДЕ? Когда?». Чтобы выглядеть достойно в этих состязаниях, члены команды много читают дополнительной литературы, работают с Интернет ресурсами и другими источниками получения информации.

На протяжении ряда лет в  нашей школе проводятся олимпиады среди учащихся  2 – 9 классов. Учащиеся 4 класса, 9 класса, победители I этапа Всероссийской олимпиады школьников, активно участвуют во втором, районном этапе. Ежегодно есть участники и призеры III этапа Всероссийской олимпиады школьников.

С целью создания мотивации к учебным предметам учителя школы активно внедряют в учебный процесс новые информационные технологии. Уже много лет информатика, как учебный предмет, введена в учебный план

со 2-го класса. Это помогает формировать представление о природе информации, о механизме получения информации, о компьютере как приборе, предназначенном для автоматической обработки информации; освоении приемов управления компьютером.

Цель творческого поиска учителя – способствовать развитию личности учащегося. Тот педагог, который сам обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом ребенке ростки таланта. Педагогическое творчество не есть свойство избранных, овладеть мастерством может каждый.

Еще одним из важных шагов в развитии творческого потенциала школьников является  создание внутренней и внешней среды  школьного коллектива, их жизненного пространства, в котором реализуются цели, задачи, идеи участников педагогического процесса.

Роль учителя состоит в педагогизации ближайшей среды с помощью любых полезных инициатив в воспитании детей – знакомства и деятельного её освоения, формирования адекватного отношения к положительным и отрицательным явлениям окружающей жизни.

В нашей школе есть музей, компьютерный класс, библиотека.    Все это способствует развитию кругозора школьников.

Большую роль  в развитии творческих способностей детей, интеллекта оказывает организация дополнительного образования.

Работает шесть школьных объединений (кружков):

  1. Юный эколог
  2. Деревенское детство
  3. Столяр-конструктор
  4. Спортивный
  5. Я и компьютер
  6. Привет, английский!

 При формировании объединений по интересам представляется  возможность увидеть детей со средними способностями по учебным предметам, но огромным интересом к другим видам деятельности: они активно включаются во внеурочную деятельность, добиваются успехов в смотрах и конкурсах. Чем больше объединений, тем большее количество детей находит себе место для развития.

Педагоги школы, реализуя программы дополнительного образования, создают условия для максимального развития каждого школьника. С этой целью активно включают учащихся  в исследовательскую деятельность.

Цель исследовательской деятельности заключается в развитии коллективизма, упорства в достижении результата, умении отстаивать свое мнение, практике публичных выступлений.

 В основу исследовательской деятельности  в нашей школе  положен ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП:

В выполнении работ участвуют все:

            - кто хочет

            - кто знает что-либо по выбранной теме

            - кто сам предложил тему

Работу «Староверье на Волотовской земле» выполнял ученик, у которого бабушка является староверкой.

Педагоги школы совместно с учащимися выбирают темы для        исследовательских работ, позволяющие глубже изучать родной край, узнавать что-то новое о нем: «Хвойные деревья лесов моего края», «Питьевая вода в окрестностях д.Верехново Волотовского района», «Своеобразие творческой личности местного поэта Ф.М.Карпова».

 При выполнении любой работы кроме главного исполнителя есть творческая группа. В ее состав, как правило, входят ребята разного возраста. При выполнении работы «Сторона родная» в сборе информации принимали участие практически все учащиеся с 5 по 9 класс. Кто-то фотографировал, другой чертил схемы, третьи собирали информацию у жителей деревень.

Часто родители принимают активное участие в исследовании: помогают собирать информацию, выделяют лошадей для поездки в отдаленные деревни, сопровождают ребят.

По продолжительности  выполнения работы  разные. Сбор информации о реке - Снежа длился более трех лет. За это время ребята практически прошли вдоль всей реки, побывали у истока и устья, родника.

А работа «Распространение широколиственных пород на территории Верехновского сельского совета» выполнялась в течение года. В процессе проведения исследования ребята раскрывают свои творческие способности: пишут стихи, сочиняют сказки, делают зарисовки, фотографируют.

Узнают о нераскрытых талантах своих земляков. Выполняя работы, ребята вступают в сотрудничество с различными организациями, учреждениями района.

Богатейший материал собирают учащиеся при выполнении исследований.

Работа «Река Снежа» находится в Новгородской научной библиотеке и вошла в сборник «Общественный мониторинг водных объектов Новгородской области». А работа «Староверье на Волотовской земле» заинтересовала Алексея Борисовича Островского, кандидата научного Санкт- Петербургского этнографического музея. Он пригласил нашу исследовательскую группу выступить в названном музее. Работа «Коса, ее гениальность и будущее» нашла признание на Российском фольклорном фестивале «Псковские жемчужины».

С целью повышения качества воспитания обучающихся, создания коллектива единомышленников,  педагоги школы  также используют в учебно - воспитательном процессе технологию проектной деятельности

Проект реалистичен, сориентирован  на имеющиеся в распоряжении  школы ресурсы.

Проектная деятельность:

- развивает творческие способности обучающихся,

- воспитывает ответственность за результаты своей работы;

- активизирует деятельность учащихся;

- развивает умение критиковать идею, а не людей;

- выявляет склонности, интересы, возможности учащихся,

- способствует сплочению коллектива;

А еще  учит ребят анализировать информацию, составлять конспекты, узнавать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации.

При использовании в учебно-воспитательном процессе метода проектов,  в корне меняются отношения  УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК.

Используя технологию проектной деятельности, учащиеся школы под руководством педагогов озеленили пришкольный участок, создали новые игровые места на детской площадке в группе детей дошкольного возраста, провели реконструкцию колодца в деревне.

Результаты своей работы ребята оформляют в форме стендов, пишут статьи  в районную газету, выступают с презентациями.

Учебный год в нашей школе не заканчивается вручением аттестатов выпускникам. Ежегодно на базе школы функционирует оздоровительное учреждение - лагерь с дневным пребыванием. Наш лагерь – это лагерь творчества, лагерь общения, лагерь самовыражения, лагерь деятельности. Лагерь – это замечательная возможность наряду с вышеизложенным еще и в рамках личностно-ориентированного подхода выстраивать особенную программу развития ребенка, согласованную с ним и родителями, и представляющую собой набор целей и деятельностей, совпадающих с запросами ребенка и соответствующих педагогическим нормам.

Большое внимание в лагере уделяется школьному туризму (пешеходному и экскурсионному).

Такой туризм:

- приучает детей переносить бытовую неустроенность, трудности и лишения;

- сдерживает развитие инфантилизма, эгоизма, капризности;

- способствует развитию их самостоятельности и формирует навыки самообслуживающего труда;

- учит брать на себя и нести ответственность за общее дело и других людей;

- учит бережному отношению к родной природе и родной культуре;

- учит рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

В походах ребята учатся определять стороны горизонта, ориентироваться по карте, компасу, солнцу, знать съедобные и несъедобные растения и многому другому. Подростки, даже так называемые «трудные», любят романтику и приключения, и лагерь дает возможность проверить свои силы, подготовиться к сложной жизненной ситуации и, конечно, лагерь дисциплинирует.

Во время походов ребята не только исследуют родные просторы, но и встречаются с удивительными талантливыми людьми, местными жителями.

Во время экскурсий расширяют свои знания об истории земли Новгородской, об областном центре  г.Великом Новгороде.

По данным ежегодного мониторинга «Качество и результативность воспитательного процесса» 100% ребят и родителей чувствуют себя в школе комфортно, 100% - удовлетворены деятельностью и взаимоотношениями в школе

 Это дает нам право считать, что в нашей школе созданы условия для формирования самодостаточной личности учащегося, способной адаптироваться в современном обществе, личности у которой сформирована потребность в дальнейшем совершенствовании своих творческих возможностей.          

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...