разработка педагогического совета
методическая разработка по теме
Разработка педагогического совета по теме:"Учитель, который работает не так..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_na_temu_uchitel_kotoryy_rabotaet_ne_tak.docx | 48.05 КБ |
prezentaciya_k_pedsovetu_uchitel_kotoryy_rabotaet_ne_tak.pptx | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет на тему:
« Учитель, который работает не так!»
Цель: мотивировать педагогов школы на работу в инновационном режиме, стимулировать процесс их профессионально-личностного самосовершенствования.
Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить
(Лизинский В. М.).
Ход педагогического совета
1 этап. Вступительное слово
Коллектив у нас собрался тертый:
В науках, в педагогике у них одни пятерки.
Ты пальчик не клади им в рот –
У нас здесь грамотный народ.
Действительно, сегодня на нашем заседании педагогического совета речь снова пойдет об учителе. Тема педагогического совета «Учитель, который работает не так …!» и сегодня мы поговорим не только о профессиональных качествах педагога, но и о его проблемах, эмоциональном состоянии педагога, ведь Учителя в формулу «знания – умения – навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача этого педсовета – не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.
Каждый из нас слышал словосочетания «компетентный учитель», «современный учитель»» и знает, что его все уважают, ценят, относятся к нему с симпатией. Каждый из нас хотел бы быть таким учителем. Давайте задумаемся – а кто же такой «компетентный и современный учитель», какие качества ему присущи?
Наша задача – создать портрет такого учителя.
Форма нашего сегодняшнего педагогического совета – круглый стол. Весь педагогический коллектив разделен на 3 группы. Группы сформированы по методическим объединениям (каждая группа получает чистый лист и фломастеры, карточки, смайлы) .
В течение 5 минут подумайте и обсудите в группе те качества и свойства, которые на ваш взгляд определяют портрет современного учителя и отразите их в «портрете- модели» современного учителя. Каждое методическое объединение должно представить свою модель «современного, компетентного учителя». (на доске к фигуре человека прикрепляются листочки с качествами.)
***От каждой группы по очереди выступают представители, демонстрируя коллегам портрет и рассказывая о тех качествах и свойствах, которые, по мнению их группы, ему присущи.
Примечание для ведущего. Примеры качеств «компетентного учителя», представлен и подростками (данные взяты из анкет): сообразительный, умный, самостоятельно мыслящий, любящий науку и учение, мудрый, ответственный, трудолюбивый, опрятный, пунктуальный, тактичный, воспитанный, интересный, активный, независимый, солидный; а также это человек, уважающий людей, патриот и индивидуальность.
Ведущий. Спасибо всем, вы отлично поработали. Посмотрите, перед нами 3 модели, которые … (называет 5-6 качеств, присутствующих в работе ребят).
А теперь давайте посмотрим, какую оценку дали ученики 9-11 классов и школе и работе учителей. Всего в опросе участвовало 112 человек их 153 (75% от общего количества учащихся 9-11 классов). Каким, по их мнению, должен быть современный учитель.
Учитель должен быть:
Толерантный, молодой, энергичный, справедливый, чуткий, мобильный… - 112 учеников
Что нравится в работе учителей:
Хорошая подготовка к экзаменам – 63
Внимание со стороны учителя -54
Четкая организация занятий -48
Справедливая оценка знаний – 78
Что не нравится в работе учителей
Безразличие со стороны учителя или предвзятое отношение – 46
Плохая организация занятий, скучные и однообразные уроки – 52
Слабая подготовка к экзаменам – 37
Не справедливая оценка знаний – 22
Что нравится в работе школы
Материально-техническое обеспечение - 80
В школе уютно – 93
Сотрудничество с ДШИ № 18 - 40
Обеспеченность учебниками и литературой - 96
Санитарно-гигиенические условия -71
Что не нравится в работе школы
Питание в школьной столовой (кормят не вкусно) – 98
Большая загруженность школы (учитель не имеет возможности заниматься с учениками после уроков) – 54
Отсутствие УПК – 25
Что влияет на качество работы учителя
Низкая заработная плата - 64
Усталость, учитель имеют большую нагрузку – 23
Неуважение со стороны учеников и родителей – 13
Хотели бы вы в будущем работать учителем?
Нет – 110
Да - 2
Что вас привлекает в работе учителя
Ничего – 110
Работа с людьми - 2
Что останавливает от выбора данной профессии
Низкая заработная плата – 110
Низкий социальный статус учителей – 110
Необходима ли профессия учителя в наше время
Да, живое общение ни чем не заменишь -57
Не знаю - 32
Не нужна, можно учиться через интернет - 11
А теперь давайте предоставим слово нашим председателям ШМО учителей начальной школы, гуманитарного цикла и естественно математического циклов которые дадут аналитическую справку о педагогах своих МО
1. Лагутина Т.Е.
2. Марахтанова Н.Г.
3. Алексеева Н.В.
Педагогический коллектив нашей школы действительно состоит из настоящих профессионалов, но давайте подумаем, можем ли мы действительно считать себя таковыми на все 100%, особенно в связи с глобальными изменениями в образовании, стоим ли мы на этом пьедестале. Я прошу вас проанализировать в течение 3-5 минут с коллегами этот вопрос, а затем, попрошу по одному представителю от каждого ШМО подойти ко мне и определить то расстояние, на котором, как вы считаете находятся наши педагоги от идеала «современного учителя» (на доске нарисованы мелом уровни: я уже идеал, мне надо еще немного поработать над собой, мне еще очень далеко до идеала) И исходя из общих результатов, поставьте фигурку учителя на принятый группой уровень. Свою позицию поясните, указывая те качества или компетенции, а может быть и способы достижения этой цели, которые необходимы, чтобы преодолеть этот путь между нами и идеалом.
*****Вот результат: пока никто из нас не является по-настоящему современным учителем, мы все только стремимся к этому идеалу. Как видите, мы все находимся на разном расстоянии от нашего идеала – образованного человека. Непростая, оказывается, это задача – стать «компетентным учителем»!
Примечание для ведущего. примеры: трудолюбие, усидчивость, усердие, упорство, оптимистичность, умственные способности, эрудированность, смелость.
Но задача педагогов заключается не только быть компетентным учителем, но и в умении решать сложные педагогические ситуации, и в умении сформировать компетенции в своих учениках.
Вот об этом и пойдет сегодня речь на нашем педсовете. Мы постараемся понять, почему мы иногда работаем «не так», что нам помогает или наоборот мешает. К чему нам необходимо стремиться.
Вчера, в нашей школе проходило совещание, где особое место было отведено умению учителя общаться с детьми, находить к ним индивидуальный подход, особенно к детям «трудным» , «не стандартным». Я предлагаю вам проанализировать педагогическую ситуацию, которую в виде сценки «Образовательный заказ» представят вам наши учителя…
и определить, какой ребенок сегодня приходит в школу, какой заказ на образовательные услуги школы сегодня существует? Каким мы представляем себе идеального ребенка и с каким ребенком нам трудно? Для ответов на эти вопросы предлагаем вам с помощью мозгового штурма определиться в эпитетах, коими мы можем «наградить» наших воспитанников. Как вы думаете, почему именно эти ребята - самые проблемные? Какова роль родителей в воспитании детей? Почему дети с неохотой идут в школу? Что мы можем сделать для них?
Ведущий. Подведем итоги. Нам труднее всего работать со школьниками, которые обладают следующими характеристиками и качествами:
• ___________________________
• ___________________________
• ____________________________
Нам легче всего работать со школьниками, которые обладают следующими характеристиками и качествами:
• ___________________________
• ___________________________
• ____________________________
Не секрет, что взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотивации учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений, по мере того как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению.
Итак, как выяснилось, одной из причин, влияющих на работу педагога, являются непростые взаимоотношения педагогов с учениками, а как следствие и с их родителями.
Что же еще влияет на качество работы современного учителя? Давайте поговорим о профессиональном становлении педагога.
Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. Сейчас, когда проблема компетентностного подхода стала актуальной и значимой, необходимо обратить внимание на систематическое повышение квалификации и самообразование каждого учителя, и сделать процесс работы над темой самообразования не формальным, а продуктивным, творческим. Хочется отметить, что на протяжении последнего времени, педагоги нашего района получили более широкую возможность повышать свою квалификацию в НИРО, в прошлом году более 20 педагогов повысили свою квалификацию. К сожалению, большинство педагогов воспринимает прохождение курсов как ненужную повинность, хотя сейчас, во время модернизации системы образования возникает необходимость непрерывности образования, в результате которого человек, а тем более учитель должен на протяжении всей жизни повышать свою квалификацию. Хочется отметить, что в нашем коллективе есть педагоги, стремящиеся к самосовершенствованию и самообразованию. Так Спицына Н.А. и Овсянникова Л.А. окончили дистанционные курсы по LINUX. Грачева Л.А. Толокина Т.А., Молчкова М.О. и Осипова Е.А. окончили курсы пользователей ПК.
Традиционно мы в начале учебного года выбираем и темы по самообразованию. Сегодня председатели МО в своих выступлениях перечислили темы по самообразованию педагогов, но действительно ли педагоги над ними работают на протяжении всего года, существует ли актуальность проблем над которыми работают педагоги, и есть ли реализация данной методической работы педагога на практике, можем ли мы говорить о том, что эта деятельность влияет и на совершенствования педагогического мастерства и на повышение мотивации к изучению учебных предметов. Я предлагаю членам МО поделиться результатами своей работы с коллегами, а так же прокомментировать какие средства мотивации к изучению предмета они применяют в своей педагогической практике. С какими проблемами они сталкиваются.
*** Заслушиваются выступления 1-2 человек от МО
Исходя из анализа работы над методической темой самообразования, наряду с положительными моментами можно выявить следующее:
- формальное отношение педагогов к выбору тем по самообразованию;
- недостаточная теоретическая подготовка учителей;
- высокая информатизация образовательной среды и недостаточная подготовленность педагогических кадров к работе в данных условиях;
- отсутствие обмена опытом с коллегами
А теперь давайте поговорим о мотивации.
Уважаемые коллеги! Посещая уроки учителей нашей школы, администрация, как правило, выделяет следующие положительные моменты: соответствие материала по сложности и типу класса; оптимальный темп урока; общая эрудиция учителей; культура и выразительность речи учителей; сотрудничество с учащимися.
Но вместе с тем есть и негативные моменты:
недостаточная мотивировка учащихся;
стандартность форм работы на уроке;
недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке.
Негативные моменты ставят проблему, которую необходимо решить педагогическим коллективом. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика? Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.
Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация - побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:
1 - осознание ребенком объективной значимости учения;
2 - понимание ребенком субъективной значимости учения.
Предлагаю в течение 10-15 минут разработать памятки «Создание ситуации успеха на уроке» При составлении памятки важно учитывать не только целеполагание, вид и форму проведения урока, применение современных педагогических технологий, но и наличие системы обратной связи на уроках, приемов оценки знаний учащихся. А может быть, кто-то их коллег захочет поделиться своим опытом работы по данной проблеме.
*** Заслушиваются выступления 1 человек от МО
Итак, мы все молодцы, теорию мы действительно знаем не плохо, но все же что еще нам мешает работать не всегда хорошо? Итак…
Педсовет не педсовет
Коль психолога в нем нет!
Скорректирует, проверит
И в себя заставит верить.
Одним из важных составляющих снижения качества работы педагога является синдром эмоционального выгорания. Об этом нам расскажет педагог-психолог Новикова О.В.
Аспекты удовлетворенности жизнедеятельностью школы
1. Организация труда
2. Оплата труда
3. Возможность проявления и реализации профессиональных качеств педагога
4. Отношения с администрацией
5. Отношения с учащимися
6. Обеспечение деятельности учителя
«Творческая позиция учителя как условие успешности»
1.Какие качества характеризуют творческого учителя?
2.Какой урок, занятие, по вашему мнению, можно считать творческим?
3. Назовите Ф.И.О. творчески работающего учителя нашей школы, чей (чьи) ученик(и) добились определенного успеха.
4.Ваши предложения администрации и педагогическому коллективу, что можно изменить, сделать в школе, чтобы способствовать проявлению творческого потенциала учителя.
Инсценировка «Образовательный заказ».
Роли:
Ребенок
Президент
Друг Ребенка
Задача инсценировки: понять, какой ребенок сегодня приходит в школу, какой заказ на образовательные услуги школы сегодня существует.
Президент (выступает по телевизору): Задачами образования сегодня является внедрение федеральных образовательных стандартов 2 поколения, при успешном внедрении которых наши педагоги сумеют сформировать ….
Ребенок. Фу, как скучно… Опять про учебу. Лучше бы мультики показали.
Раздается телефонный звонок. Звонит Друг Ребенка.
Друг Ребенка. Привет! Что делаешь? Скучаешь?
Ребенок. Ага! А ты? Думаешь, как сказать родителям про двойку?
Друг Ребенка. Да… Знаешь, что мне Марья Ивановна сегодня сказала?
Ребенок. Что?
Друг Ребенка. Что я тупой - 3 раза, и «куда мои родители смотрят» - 4 раза! Я специально считал и пальцы загибал!
Ребенок. А пальцев хватило?
Друг Ребенка. Как раз 10! Не пойду я больше на эту литературу, пусть сама свою «Му-му» читает! Не интересно мне это! И вообще в школу больше не пойду - на уроках заставляют все время писать скучные формулы, решать задачки, писать предложения о несущественных для моей жизни вещах, предлагают готовые ответы на вопросы, которые я не задавал. Чему я там могу научиться? Учебники - и те устарели, не говоря уже про саму школу.
Ребенок. Может, куда сходим? В кино, например, на Гарри Поттера.
Друг Ребенка. Не, про Потного я уже смотрел. Хочется чего-то необычного, интересного. То ли музыки и цветов, то ли зарезать кого-то…
Ребенок. Нет, давай сегодня обойдемся без жертв. Есть одно место… Цветов не обещаю, музыка - возможно.
Друг Ребенка. Это что - в кафушку что ли?
Ребенок. Ты про ГПД слышал?
Друг Ребенка. Нет. Это что за абракадабра? Новая группа что ли? Типа ДДТ?
Ребенок. Нет, это школа полного дня. Что это такое лучше увидеть своими глазами. Идешь?
Друг Ребенка. Да.
Решение педсовета
Для осуществления возможности на демократической и профессиональной основе выстраивать организационно-методическую и исследовательскую работу в школе с учетом имеющихся проблем и выявленных факторов, которые влияют на успешность работы учителя.
Необходимо:
1.Педагогу-психологу
- составить технологическую карту критериев успешности для проведения самоанализа и самодиагностики учителей.
- Оказывать консультативную помощь учителям-предметникам.
2. Учителям-предметникам:
- провести самодиагностику на основе технологической карты критериев успешности;
- спланировать работу и подготовить отчет по самообразованию и ведению исследовательской работы к концу учебного года и представить его на заседание ШМО;
3. Председателям ШМО
- При планировании работы МО на 2011-2012 учебный год проконтролировать наличие индивидуального плана работы над темой у всех членов МО. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению каждый педагог должен представить наработанный материал. Формы представления могут быть различными (выступления (отчет) на заседании МО, педсовета; теоретический, методический и практический семинар; практикум; мастер - класс; открытый урок; портфолио).
- Вести учет тем самообразования, курировать деятельность педагогов по их реализации, консультировать, оказывать обходимую методическую помощь. Весь наработанный материал должен являться доступным для использования другими педагогами. Результатом данной работы должен стать общешкольный банк методических разработок.
Тема самообразования должна определяется, исходя из:
- методической темы школы;
- затруднений педагогов;
- специфики их индивидуальных интересов.
3. Учителям информатики
- На базе кабинетов информатики организовать цикл обучающих занятий для учителей не владеющих компьютерной грамотностью с целью повышения их профессиональной компетентности.
4. Заместителю директора по УВР
- Включить в план методической работы организацию недели педагогического мастерства с целью обмена опытом и повышения мотивации.
- Создать творческую группу для разработки портфолио учителя.
- Создать в школе методический кабинет
Педагогический совет подходит к концу. Все педагоги сегодня очень хорошо поработали. Большое вам за это спасибо. А ученики 11А класса нашей школы, которые занимались социологическим опросом и тоже помогали мне в подготовке педсовета еще раз решили доказать, что наверное мы в школе работаем не зря и наши дети, несмотря на их неоднозначные оценки действительно любят своих учителей. Для вас они приготовили музыкальный сюрприз.
Уважаемые коллеги! Пока вы будете слушать песню Пожалуйста, определите свое эмоциональное состояние в процессе работы педсовета, выбрав один из предложенных рисунков и в конце педсовета прикрепите его к доске.
Звучит песня.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: Портрет современного учителя Аналитическая справка о педагогических кадрах школы Взаимоотношения между участниками образовательного процесса Профессиональное становление учителя Роль мотивации в процессе обучения Синдром эмоционального выгорания
сообразительный, умный , самостоятельно мыслящий, любящий науку и учение, мудрый , ответственный , трудолюбивый , опрятный , пунктуальный , тактичный , воспитанный , интересный , активный , независимый , солидный ; а также это человек, уважающий людей, патриот и индивидуальность. Примеры качеств современного учителя
Результаты анкетирования учеников « Удовлетворенность работой школы и педагогического коллектива» Всего в опросе участвовало 112 человек их 153 ( 75% от общего количества учащихся 9-11 классов).
Что нравится в работе школы Материально-техническое обеспечение - 80 В школе уютно – 93 Сотрудничество с ДШИ № 18 - 40 Обеспеченность учебниками и литературой - 96 Санитарно-гигиенические условия -71 Что не нравится в работе школы Питание в школьной столовой (кормят не вкусно) – 98 Большая загруженность школы (учитель не имеет возможности заниматься с учениками после уроков) – 54 Отсутствие УПК – 25
Что нравится в работе школы Материально-техническое обеспечение - 80 В школе уютно – 93 Сотрудничество с ДШИ № 18 - 40 Обеспеченность учебниками и литературой - 96 Санитарно-гигиенические условия -71 Что не нравится в работе школы Питание в школьной столовой (кормят не вкусно) – 98 Большая загруженность школы (учитель не имеет возможности заниматься с учениками после уроков) – 54 Отсутствие УПК – 25
Что останавливает от выбора профессии учитель Низкая заработная плата – 110 Низкий социальный статус учителей – 110 Необходима ли профессия учителя в наше время Да, живое общение ни чем не заменишь -57 Не знаю - 32 Не нужна, можно учиться через интернет - 11
Взаимодействия между участниками образовательного процесса Нам трудно работать со школьниками которые обладают следующими характеристиками и качествами… Нам легко работать со школьниками, которые обладают следующими характеристиками и качествами…
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
положительные моменты: соответствие материала по сложности и типу класса; оптимальный темп урока; общая эрудиция учителей; культура и выразительность речи учителей; сотрудничество с учащимися.
негативные моменты: недостаточная мотивировка учащихся; стандартность форм работы на уроке; недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ « ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» В. А. Сухомлинский
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ МОТИВ от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. МОТИВАЦИЯ – побуждение, вызывающее активность и определяющие его направленность. – совокупность побуждений к деятельности.
Целеполагание Вид, формы и методы проведения урока Использование современных педагогических технологий Приемы обратной связи на уроке Приемы оценки знаний обучающихся на уроке Виды и формы контроля по предметам Приемы создания ситуации успеха на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"
Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся в разных предметных линиях и во внеурочной деяте...
методическая разработка педагогического совета "Семья и шкрола: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"
Педагогический совет «Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества». Примеры диагностики и мониторинга воспитательного процесса по теме педсовета.Памятка для учителя «Какие фактор...
Методическая разработка педагогического совета учителей и учителей-дублёров на Дне самоуправления
Сценарий педагогического совета учителей и учителей-дублеров на День самоуправления (11 класс)...
Разработки педагогических советов
Предлагаю на обзор коллег разработки педагогических советов по темам "Одарённый ребёнок", "Легко ли быть учеником", "Взаимосвязь и совместная деятельность начальной и средней школ"....
Методическая разработка педагогического совета
Выступление на педсовете на тему "Личность педагога в современной школе"...
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...
методическая разработка педагогического совета "Причины неуспеваемости и пути их решения"
Так как в нашем образовательном учреждение (бывшее профессиональное училище) учаться разные дети, с разными проблемами: здоровье. сложная жизненная ситуация, да и просто неспособность и нежелани...