Системная диагностика профессионального выгорания педагогов
материал по теме

Эмпирическое исследование личностных характеристик и выявление особенностей профессионального выгорания педагогов общеобразовательных школ ЮВАО г. Москвы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Рыбак Светлана Сергеевна

Вид работы: научно-практическая разработка.

Название работы: Системная диагностика профессионального выгорания педагогов.

Направленность: Управление образовательным учреждением (для общеобразовательных школ)

Краткое содержание авторской разработки:

I. Объем и методы эмпирического исследования.

1. Организация, процедура и методы исследования .

2. Системно-педагогическая оценка доминирующей мотивации педагогов общеобразовательных школ (методика "Профиль мотивации" (Рыжов Б.Н.).

3. Метод выявления многофакторной количественной оценки самоотношения методика В.В. Столина-С.Р. Пантелеева).

4. Исследование наиболее выраженных эмоциональных проявлений (методика "Опросник Изарда").

5. Метод выявления типа психологической защиты (методика Романовой Е.С.).

6. Метод выявления уровня профессионального выгорания (тест MBI).

II. Эмпирическое исследование личностных характеристик и выявление особенностей профессионального выгорания педагогов общеобразовательных школ.

1. Результаты исследования доминирующей мотивации личности педагогов общеобразовательных школ.

2. Результаты исследования самоотношения личности педагогов общеобразовательных школ.

3. Результаты исследования наиболее выраженных эмоциональных проявлений личности педагогов общеобразовательных школ.

4. Результаты исследования типа психологической защиты личности педагогов общеобразовательных школ.

5. Результаты исследования уровня профессионального выгорания личности педагогов общеобразовательных школ.

III. Выводы.



Предварительный просмотр:

           СОДЕРЖАНИЕ

Системная диагностика профессионального выгорания педагогов.

Глава 1

Объем и методы эмпирического исследования

1.1 Организация, процедура и методы исследования

1.2 Системно-психологическая оценка доминирующей мотивации педагогов общеобразовательных школ

1.3 Метод выявления многофакторной количественной оценки самоотношения педагогов

1.4  Исследование  наиболее выраженных эмоциональных проявлений педагогов

1.5  Метод выявления  типа психологической защиты педагогов

1.6 Метод выявления уровня профессионального выгорания  педагогов

Глава 2

Эмпирическое исследование личностных характеристик и системных особенностей профессионального выгорания учителей общеобразовательных школ

2.1  Исследование доминирующей мотивации личности педагогов      общеобразовательных школ

2.2 Исследование самоотношения педагогов общеобразовательных школ  

2.3 Исследование наиболее выраженных эмоциональных проявлений

  1.  Исследование типа психологической защиты.

2.5  Исследование уровня профессионального выгорания  педагогов      общеобразовательных школ.

Выводы

Список использованной литературы

Приложения



Предварительный просмотр:

Литература:

  1. W.S.Paine. Профессиональный стресс и выгорание
  2. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Рогинская//Психологический журнал. – М.:Наука, 2002.)
  3. Freundenberger H.J. Staff burnout// Jornal of Social Issues.1974. Vol.30 (1).
  4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Наука, 1996.
  5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/ Ильин Е.П. – СПб.: Питер, 2002.
  6. C. Maslach, Schaufelim.Histori and conceptual specificity of burnout//Recent Developments in Theory and Research, Hemisphere.New York,1993.
  7. C. Maslach, S.Jackson. The measurent of experienced burnout//Jornal Occupational Behavior.1981.Vol. 2
  8. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования//Журнал практической психологии и психоанализа. - №3. – 2001.
  9. Б. Пельман – нет их цитаты , только фамилии
  10.  Е. Хартман
  11. Е. Махер
  12.  К. Кондо
  13. А.Г. Абрумова
  14. А. Чиром, А. Пинес, Е. Аронсон
  15. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/ Н.Е Водопьянова//Психология здоровья\Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000.)
  16. Сергеева А. Синдром эмоционального сгорания/А.Сергеева//Интернет: http:www.tsale.ru/index.htm
  17. К.Роджерс, Айзенк Г.Ю. Структура личности. СПб, 1999.
  18. М.М.Рубинштейн. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  19. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/ Д. Трунов//Журнал практического психолога. М.:Издательство МГУ,1998, - №8.
  20. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т. В.Форманюк//Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1994. - №6.
  21. Сугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания// Медицинские новости. – 2002. - №7.
  22. В.Е.Орёл. Синдром психического выгорания личности. М., 2005.
  23. Барабаш Н.А. Научно-меттодическое пособие/Под ред. – Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 1995.
  24. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Рогинская//Психологический журнал. – М.:Наука, 2002.
  25. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные мезанизмы. Меры профилактики/Е. Лешукова//Интеренет: http//home.perm.ru~dmitry/arhive/p010.htm#
  26. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей/ А.А. Реан, А.А. Баранов/Вопросы психологии. – М.:Школа – Пресс, 1997. - №1.)
  27. Митина Л.М., 1994; 1998; 2004
  28. Колеченко А.К. Служба практической психологии в системе образования.  СПб., 2006, с.3.
  29. Управление качеством образования./ под ред. М.М.Поташника. М., 2000.
  30. Прибылова  Ю.О. «Сохранение психологического здоровья и профилактика «эмоционального выгорания» педагогов». // Естествознание в школе. – 2005. - №6. – с.66-69.
  31. Липатова Н.Ю. Программа психологического тренинга «Психопрофилактика эмоционального сгорания и обеспечение творческого роста педагогов». // Журнал практического психолога. – 2006. - №2. – с.197.
  32. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М., 2005, с.5.
  33. Казначеев В.П., Склянова Н.А. Основы общей валеологии. Новосибирск, 1998.
  34. Никифорова Г.С. Самоконтроль человека. СПб., 1989.
  35. Никифорова Г., Дмитриева М., Снеткова В. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. СПб., 2001.
  36. Сахно А.В. Теоретико-методологические и медико-социальные проблемы общественного здоровья: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. – М., 1992.  
  37. Garrison R/? Eaton W.W. Secretaries, depression and absenteeism // Women and Health, 1992. Vol. 18 (4). Р. 53-76.
  38. Личность педагога: профессионально-личностные характеристики и требование времени. Шадринск, 2004.
  39. Белкин А.С., В.В.Нестеров. Педагогическая компетентность. Екатеринбург, 2003.
  40.  Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1987.
  41.  Сериков В.В. Образование и личность. М., 1999.

  1.  Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. – Свердловск: Изд-во Урал ун-та 1988.

  1. Качалова Л.П. Теория и практика интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя. Монография. – Шадринск: Изд-во ПО «Исеть» 1999.

  1.  Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя – Л., 1995.

  1.  Левитан К.М. Профессиональное развитие личности педагога в послевузовский период. – Автореф. дис. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1993.

  1. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя, - М.: просвещение, 1993.

  1.  Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зязюна. – М.1989.

  1.  Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М.: Школа-пресс, 1998.

  1. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя //Психология труда и личности учителя. Научные труды Ленинградского гос. пед. ин-та им. Герцена. – Л., 1976.

  1.  Чудновский В.Э. Личностная модель труда учителя. Вопросы психологии. 1999. №2.

  1.  Щербаков А.И. Психология труда и личности учителя. Научные труды Ленинградского гос. пед. ин-та им. Герцена. – Л., 1976.

  1.  Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2001.

  1. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001г. Т.22, №1.

  1.  Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7.

  1.  Форманюк Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.

  1.  Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.

  1.  Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. – М.: Педагокика, 1982.

  1.  Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

  1.  Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1986.

  1.  Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., “Просвещение” 1989г.

  1.  Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., “Просвещение” 1986 г.

  1.  Орел В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001г. сентябрь.

  1.  Трунов Д.Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998 г., N 5.

  1.  Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 1998 г., N 7.

  1.  Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение , 1993 г.

  1.  Гнгездилова О.Н.

  1.  Каптерев П.Ф.

  1.  Гороболин Ф.Н.

  1. Freurd A. The and mechanisms of defense // The writings of  Anna Freud,Vol.2, London, 1977.

  1.  Рыжов Б.Н. Системная психология-М.:МГПУ, 1999

  1. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи. 1996.

  1.  Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. С.-Петербург: МФИН, 1992. – 448 с.

  1. Практикум по психологии под ред. Никифорова Г., Дмитриевой М., Снеткова В. – СПб., 2001.

  1. Л.И.Анциферов

  1. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М., издательство “Флинта”, 2001 г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Глава 1

Объем и методы эмпирического исследования

1.1. Организация, процедура и методы исследования

 

Эмпирическое исследование системных особенностей профессионального выгорания (развития мотивации, когнитивных и личностных характеристик) учителей общеобразовательных школ было организовано и проведено в 2011 – 2012 гг. на  базе ГОУ СОШ г. Москвы ЮВАО: ГОУ СОШ № 1148, 1085, 846, 1987, 333, прогимназия 1893, школа «Здоровья» № 2028 и других образовательных учреждений.

В исследовании принимали участие учителя-предметники среднего и старшего звена, учителя начальных классов, представители администрации – директора школ и заместители директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных школ.

Режим работы школ: I смена

Возраст: 21 год – 72 года

Пол: женский (преимущественно) и мужской.

Общее количество участников: 367 человек.

Табл.

Сводная таблица использованных методик

и количества  участников исследования.


Перечень методик

Кол-во участников

(человек)

директор

зам. директора

учитель начальных классов

учитель

старших классов

общее

кол-во

участников

Профиль мотивации

(Рыжов Б.Н.)


25


29


90


62



206 чел.

Наиболее выраженные эмоциональные проявления

(Опросник Изарда)



-------



------



19



13





32 чел.

Выявление типа психологической защиты

(Романова Е.С.)



-------



------




21



11




32 чел.

Опросник самоотношения

(Столин В. В.)



-------



------



21



11



32 чел.

Уровень профессионального выгорания

(Тест MBI)


-------



11



20



34




65 чел.


Итого:  


25


40


171


131


367 чел.

В методическом отношении исследование строилось на принципах системного подхода в психологии и включало использование следующих методов и методик:

  1.  Методика «Профиль мотивации» (Рыжов Б.Н., 2004);
  2. Метод выявления наиболее выраженных эмоциональных проявлений 

             ( «Опросник Изарда» )

  1. Метод выявления типа психологической защиты (Романовой Е.С.
  2. Методика «Опросник самоотношения»  (Столин В. В., 1985)
  3. Тест MBI (уровень профессионального выгорания)

Исследование системных особенностей учителей общеобразовательных школ г. Москвы включало в себя выявление:

  1. системно-психологической оценки доминирующей мотивации педагогов
  2. наиболее выраженных эмоциональных проявлений педагогов
  3. типа психологической защиты педагогов
  4. уровня самоотношения педагогов
  5. уровня профессионального выгорания педагогов

При обработке эмпирического материала использовались методы системно-психологической интерпретации данных. Полученные данные анализировались с помощью статистических и математических методов с использованием компьютерных программ обработки данных «ДА-СИСТЕМА 4.0» и «STATISTICS 5.5».

1.2 Системно-психологическая оценка доминирующей мотивации  

педагогов общеобразовательных школ

        (методика «Профиль мотивации» - Б.Н.Рыжов, 2004 г.)

Данное исследование проводилось с целью выявления типов доминирующей мотивации педагогов общеобразовательных школ г. Москвы ЮВАО. В исследовании принимали участие директора, представители администрации (заместители директоров по УВР), учителя начальных классов и учителя-предметники среднего и старшего звена; женского и мужского пола; возраст – от 21 года до 72 лет.

                                                                                                                   Табл.

                             Контингент и количество участников исследования.

Преподаваемый

предмет

Кол-во

участников

Директор

25

Зам. директора

По УВР

29

Учитель

начальных классов

90

Учитель

старших классов

62

Итого

206 чел.

 

Сущность методики «Профиль мотивации», заключается в поэтапном ранжировании испытуемым 32 потребностей и ценностей, соотнесенных с 8 выделенными факторами или системными типами мотивации. Тест может предъявляться в бланковом (Приложение № 1) и компьютерном (Инструкция по использованию компьютерного варианта теста - Приложение № 2) вариантах,  как индивидуально, так и при групповом обследовании.

Для определения типов доминирующей мотивации учителей общеобразовательных школ г. Москвы использовалась методика «Профиль мотивации», предложенная в 2004 г. Б.Н.Рыжовым (методика валидизирована в 2004-2005 гг. на репрезентативной выборке из 300 человек - студентов высших и средних специальных учебных заведений и учащихся старших классов общеобразовательных школ г. Москвы). Тест валидизирован с участием 120 обследуемых в 2005-2006 гг.

Тест профиля мотивации (ПМ) разработан на основе теории системной психологии (см. Рыжов Б.Н., 1999). Тест имеет целью определение количественного соотношения 8-и системных характеристик (факторов) мотивации обследуемого и построение с их учетом профиля мотивации на основе ранжирования обследуемым 32 потребностей и ценностей. На основе суммирования рангов потребностей, отнесенных к каждому типу мотивации, определялся количественный индекс выраженности этого типа мотивации, позволявший построить, таким образом, профиль мотивации личности.

Методологическая база исследования доминирующей мотивации

Отличительной особенностью теории системной психологии является ряд принципов, включающих как уточнение методов общесистемного анализа, так ряд вытекающих из них психологических требований.

К наиболее важным из этих принципов относятся:

1.   Формальное   описание   статических   (объем,   сложность, энтропия,     напряженность)     и     динамических     характеристик дискретных систем, позволяющая представить системную картину мира не в том ракурсе, в каком она традиционно рассматривается естественными науками, а в том, в каком она непосредственно предстает нашему сознанию.

2.   Формальное   описание   типов   системодинамики   живой природы,   (интенсивное   и   экстенсивное   развитие,   деградация, распад, диссипация и коллапс).

3.  Формальное описание деятельности человека как процесса системо-образования   в  параметрах  объема,  сложности   и  темпа образования системы.

4.    Формальное    описание    специальных   психологических категорий с учетом разработанной и пригодной для психологии системной метрики.

Использование принципов системной психологии (Рыжов Б.Н., 1999) позволяет разработать типологию мотивации, основанную на общих закономерностях развития живых систем. Прежде всего, системный анализ мотивации указывает на ее исходный дуализм, вытекающий из соотнесенности двум видам живых систем - первичной биологической и возникшей на ее субстрате социальной. Учитывая это, выделяются два основных вида мотивации: биологический, имеющий целью развитие вида "человек", и социальный, имеющий целью развитие генеральной социальной системы - цивилизации. При этом для каждого из основных видов мотивации выделяются два особых подвида, связанных с уровнем их системной организации. Для биологической мотивации это будет уровень развития вида (смыслообразующий макроуровень) и уровень развития индивида (микроуровень, обеспечивающий процесс развития биологической системы). Аналогично, для социальной мотивации это будет уровень развития социума (смыслообразующий макроуровень) и уровень развития личности (микроуровень, обеспечивающий процесс развития социальной системы).

В то же время, с позиций системной психологии любая деятельность человека представляет собой работу системообразования или системорегуляции, направленную на развитие значимой для человека системы (т.е. воспроизведение новых элементов этой системы) или увеличение ее упорядоченности благодаря установлению новых внутренних и внешних связей этой системы. В результате,  для каждого из установленных подвидов мотивации будут характерны две тенденции: стремление к репродукции элементов системы - фактор «п» и стремление к поддержанию порядка в данной системе - факто𠫧».

Таким образом, с учетом двух тенденций («п» и «в») для каждого подвида биологической и социальной мотивации, в целом, системная структура мотивации подразумевает существование 8 типов мотивации. В том числе содержательный анализ этих типов позволяет выделить 4 типа биологической мотивации, включая:

  1. репродуктивную мотивацию, обеспечивающую биологическое размножение человека и отвечающую требованию увеличения числа элементов макросистемы - вида (фактор «п»);
  2. хранительную мотивацию (альтруизм), направленную на сохранение других членов человеческого сообщества и обеспечивающую выживание человеческого вида в целом. Этот тип мотивации отвечает системному требованию сохранения информационной структуры вида и обеспечивает его устойчивость при взаимодействиях с внешней средой (фактор «5»);
  3. витальную мотивацию, обеспечивающую нормальную жизнедеятельность человеческого организма, направленную на достижение необходимого баланса обменных процессов между человеческим организмом и средой обитания и отвечающую системному требованию репродукции элементов организма индивида (фактор «п»);
  4. мотивацию самосохранения, направленную на достижение индивидуальной устойчивости человека и его организма во взаимоотношениях со средой и отвечающую требованию сохранения информационной структуры индивида (его устойчивость) при взаимодействиях с внешней средой (фактор «8»), Аналогично, классификация видов социальной мотивации строится, исходя из принципиального положения об их двухуровневом характере, соотносящемся с механизмами развития социума и отдельной личности. При этом выделяется, во-первых, мотивация развития социальной макросистемы, отражающая: 
  5. тендецию увеличения числа элементов этой системы, проявляющуюся в стремлении к репродукции своего "Я" за счет прямого или косвенного воздействия на других членов социума, создание предметов, несущих отпечаток своего "Я" и т.д. Эта мотивация отвечает системному требованию: репродукции элементов социума (фактор «п»). Это мотивация самоактуализации. В зависимости от степени зрелости личности, или соответствия сложности ее связей в структуре общества типичному для данного общества уровню сложности таких связей, эта мотивация может принимать виды от примитивного самоутверждения до высокой творческой мотивации. Иначе, это - творческий потенциал личности.
  6. тенденцию сохранения и развития информационной структуры макросистемы, обеспечивающую ее устойчивость при взаимодействии с внешней средой (фактор «я»). Это нравственный потенциал личности, соответствующий усвоенным ею нормам морали данного общества. В его основе лежит чувство справедливости, т. е., субъективное понимание внутреннего равновесия макросоциальной системы в целом и ее отдельных частей. Результатом такого равновесия должно стать достижение оптимального для макросистемы баланса ее взаимодействий с внешней средой и снятие напряженности внутри самой системы. Данный вид мотивации проявляет себя в целой гамме устремлений, направленных на приведение в порядок окружающего мира. Они простираются от поддержания элементарного порядка вокруг себя до    различного    рода   нравственных   устремлений,    борьбы    с общественными пороками, патриотизма и др.

Во-вторых, выделяется мотивация развития личности, отражающая:

  1. тенденцию увеличения элементарных структур личности - знаний и умений, (фактор «п»). Это познавательная мотивация, или познавательный потенциал личности.
  2. тенденцию сохранения информационной структуры личности, ее устойчивости при внешних взаимодействиях, представленную комплексом различных защитных механизмов личности. Это - мотивация самоуважения или защитный потенциал личности.

Приведенная 8-и факторная системная структура мотивации (ее графическая интерпретация приведена на рис. 1) позволяет обнаружить мотивационную структуру или иерархию мотивов личности, выявив приоритетный (доминирующий) уровень и вид системной организации социальных отношений.

Для практической реализации метода системной диагностики мотивации, предложен тест Системного профиля мотивации.

Табл.

8-и факторная системная структура мотивации

Мотивация

биологическая

социальная

развитие и

сохранение индивида      

развитие и

сохранение

вида          

развитие и

сохранение

личности

развитие и

сохранение

социума

Мотивация

развития индивида

ВИТАЛЬНАЯ

репродукция элементов организма

Мотивация

развития вида

РЕПРОДУКТИВНАЯ

репродукция

элементов

вида

Мотивация

развития личности

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

репродукция элементов личности

Мотивация

развития социума

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

репродукция

элементов

вида

Мотивация сохранения индивида

САМОСОХРАНЕНИЕ

сохранение организма

Мотивация сохранения вида

АЛЬТРУИЗМ

сохранение элементов

вида

Мотивация

сохранения личности

СОХРАНЕНИЕ «Я»

сохранение элементов и структуры личности

Мотивация

сохранения социума

НРАВСТВЕННОСТЬ сохранение элементов и структуры личности

Процедура применения теста и обработка данных

Тест Системного профиля мотивации основан на поэтапном ранжировании испытуемым 32 потребностей и ценностей, соотнесенных с 8 выделенными факторами или системными типами мотивации. Тест может предъявляться в бланковом и компьютерном вариантах как индивидуально, так и при групповом обследовании. Тест предназначен для психодиагностических исследований лиц старше 16 лет.

В бланковом варианте теста используется опросный лист, содержащий инструкцию для проходящего обследование и, напечатанный на обратной стороне листа, бланк теста (Приложение 1). Бланк включает поля для заполнения личных данных обследуемого и 4 таблицы, в которых даны списки из 8 потребностей и ценностей. Каждая из этих потребностей и ценностей соотнесена с одним из 8 выделенных системных типов мотивации.

Задание для обследуемого состоит в том, чтобы, внимательно прочитав таблицу, проставить в специальной графе против каждой потребности и ценности ее ранг, исходя из значимости этой потребности или ценности лично для обследуемого. При этом ранг «1» соответствует наибольшей значимости потребности или ценности данной таблице, а ранг «8», соответствует ее наименьшей значимости среди других, приведенных в этой таблице. После заполнения первой таблицы обследуемый переходит к последующим, каждый раз начиная ранжирование с наиболее значимых для него потребностей или ценностей.

При ранжировании следует руководствоваться первым впечатлением. Общее время тестирования: 5-10 мин.

Обработка результатов подразумевает суммирование рангов потребностей и ценностей, отнесенных к соответствующему фактору (системному типу мотивации) на основании идентификационного номера этой потребности или ценности и ключа теста (Приложение 3). После суммирования первичных рангов определяется усредненный по 4-м измерениям ранг каждого типа мотивации и строится системный профиль мотивации.

С компьютерным вариантом теста Системного профиля мотивации можно ознакомиться в Институте психологии, социологии и социальных отношений МГЛУ (127287, Москва, Петровско-Разумовский пр-д. 27, тел. (495)612К36; Е-таЛ: п_гЬоу51@та11 ,ш). Инструкция по использованию компьютерного варианта теста приведена в Приложении 2.

Валидизация теста

Валидизация теста осуществлялась в 2004-2005 гг. на основании сравнительной оценки результатов индивидуального тестирования учащихся старшего курса кадетского корпуса г. Москвы и результатов экспертных оценок профиля мотивации каждого из участвовавших в обследовании кадет. Экспертами выступали курсовые офицеры, курировавшие обследуемых в период их обучения в кадетском корпусе. Выборка обследуемых включала 120 человек. Коэффициент корреляции между данными тестирования и экспертной оценкой выраженности 8 типов мотивации был равен 0,71.

Нормативы использования теста

Эмпирическое исследование типов доминирующей мотивации, осуществленное в 2005 - 2008 гг. в России с участием более 1000 испытуемых обоих полов в возрасте от 17 до 85 лет, позволило установить популяционную структуру мотивации приведенную на рис.2.

  [70].

1.3 Метод выявления многофакторной количественной оценки самоотношения

                                 (методика В.В.Столина-С.Р.Пантелеева)

Тест самоотношения В.В.Столина-С.Р.Пантелеева, направлен на многофакторную количественную оценку отношения испытуемого к самому себе.

В исследовании принимали участие учителя начальных и старших классов общеобразовательных школ г. Москвы. Возраст участников исследования составляет от 23 лет до 65 лет, пол - женский. Общее кол-во – 32 человека.

Табл.  

Контингент и количество участников исследования.

                                 

Преподаваемый

предмет

Кол-во

участников

Учитель

начальных классов


21

Учитель

старших классов


11

Итого (чел.)

32

Сущность методики «В.В.Столина-С.Р.Пантелеева», заключается в том, что обследуемому последовательно предъявляются на экране 110 утверждений. Прочитав их, исследуемый должен  дать свой ответ типа «согласен» - «не согласен» и поставить соответственно знак «1» или «0» в графе ответов. Опросник можно представить как в печатном (Приложение № 4), так и в электронном варианте. Обработка данных также возможна в компьютерном варианте.

В ходе жизни человек познает себя и накапливает знания о себе. Естественно, ему небезразлично то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оцено, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Самоотношение - это некоторое устойчивое чувство в адрес собственного “Я”, которое содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так  и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.

В норме самоотношение личности должно быть направлено в сторону принятия себя, увеличения уверенности в своих силах, снижения самообвинения и т.д., что указывает на расширение самосознания в сторону позитивной направленности.

Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

  1. глобальное самоотношение;
  2. самоотношение дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
  3. уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я».

Опросник самоотношения  (Столин В. В, 1985) представляет собой многомерный  психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизованного самоотчета 8 факторов интерпретируются в качестве шкал.

Исследование самоотношения личности педагогов  общеобразовательных школ г. Москвы  проводилось по следующим шкалам:

  1. открытость
  2. самоуверенность
  3. саморуководство
  4. зеркальное «я»
  5. самоценность
  6. самоприятие
  7. самопривязанность
  8. самопривязанность
  9. самообвинение

Шкалы объединены в три независимых и хорошо интерпретированных фактора:

1 фактор – самоуважение.

Шкалы 1, 2, 3, 4. Отражает оценку собственного «Я» по отношению с социально-нормативным критериям моральности, успеха, воли, целеустремленности, социального одобрения и т.д.

2 фактор – аутосимпатия.

Шкалы 5, 6, 7. Отражает эмоциональное отношение к своему «Я».

3 фактор – самоуничтожение.

Шкалы 8,9. Отражает негативное самоотношение.

1.4  Исследование наиболее выраженных эмоциональных проявлений (методика «Опросник Изарда»)

Данное исследование проводится с целью выявления наиболее выраженных эмоциональных проявлений педагогов. В исследовании принимали участие учителя  общеобразовательных школ г. Москвы ЮВАО начальных классов и учителя-предметники среднего и старшего звена; женского и мужского пола; возраст – от 21 года до 72 лет. Общее кол-во испытуемых – 32 чел.

Табл.

Контингент и количество участников исследования.

Преподаваемый

предмет

Кол-во

участников

Учитель

начальных

классов


       19

Учитель

старших классов


        13

Итого (чел.)

        32

Сущность методики «Опросник Изарда», заключается в том, что обследуемому на экране последовательно предъявляются 96 вопросов, на которые он должен дать ответ в форме: да - скорее да, чем нет - скорее нет, чем да - нет. (Приложение № 5).

Методика «Опросник Изарда» позволяет выявить наиболее выраженные эмоциональные проявления среди таких как:

эмоциональная возбудимость, интерес, возбуждение,  радость,  удивление,  горе, страдание, отвращение гнев, страдание, презрение, страх,  стыд, застенчивость, вина, раскаяние, сочувствие, сострадание.

1.5 Метод выявления типа психологической защиты

               (методика Романовой Е.С.)

Тест-опросник механизмов защиты «LIFE STILE INDEX»  используется с целью исследования механизмов защиты личности. [71]. В исследовании принимали участие учителя начальных и старших классов общеобразовательных школ г. Москвы. Возраст участников исследования составляет от 21 до 72 лет, пол - женский. Общее кол-во – 32 человека.

Табл.

Контингент и количество участников исследования.

Преподаваемый

предмет

Кол-во

участников

Учитель

начальных классов


21

Учитель

старших классов


11

Итого (чел.)

32

Сущность методики «LIFE STILE INDEX», заключается в том, что обследуемому на экране последовательно предъявляются 97 утверждений, с которыми он должен согласиться или нет, поставив соответствующий знак «1» или «0». (Приложение № 6).

Механизмы защиты: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

Синтетические характеристики основных механизмов защиты в порядке их онтогенетического развития. В эти характеристики включены также проявления функционирования механизмов защиты на интерпсихическом уровне, такие как защитное поведение в норме, соответствующие акцентуации характера, возможные девиации, диагностические концепции, типы ролей в группе, возможные психосоматические заболевания.

1.6 Метод выявления уровня профессионального выгорания

(тест MBI)

Тест MBI направлен на выявление уровня профессионального выгорания педагогов. В исследовании принимали участие педагоги  общеобразовательных школ г. Москвы. Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа «человек – человек» рассматривают свою работу и людей, с которыми они тесно сотрудничают. В исследовании принимали участие педагоги общеобразовательных школ г. Москвы: завучи по учебно-воспитательной работе, учителя начальных и старших классов. Возраст участников исследования составляет от 21 до 66 лет, стаж – от 3 до 36 лет, пол - женский. Общее кол-во – 65 человек.

Табл.

Контингент и количество участников исследования.

Преподаваемый

предмет

Кол-во

участников

Зам. директора по УВР


11

Учитель

начальных классов


          20

Учитель

старших классов


          34

Итого (чел.)

          65

Порядок работы. Исследование проводится индивидуально либо в группах персонала «сервисных» или коммуникативных профессий: медперсонал, учителя, директора, менеджеры, преподаватели, психологи, консультанты, агенты и др.

Испытуемым выдается лист-опросник для ответов и  инструкция. (Приложение  7).

Сущность проведения методики MBI заключается в том, что участнику исследования предъявляется опросник, в котором вниманию исследуемого представлено 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Нужно внимательно прочитать каждое утверждение и решить, чувствует ли себя таким образом относительно своей работы исследуемый. Если у исследуемого не было такого чувства, в листе ответов нужно отметить позицию – 0 – никогда. Если такое чувство было, необходимо указать, как часто его ощущал исследуемый. Для этого нужно зачеркнуть или обвести кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам. (Приложение 7).

Интерпретация результатов производится на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал со средними значениями в исследуемой группе или с данными, представленными в табл. 2 и 3. (Приложении №7). [73].



Предварительный просмотр:

Выводы по результатам исследования:

Проведенное теоретическое исследование выявило наличие существенных различий в результатах полученных при работе с учителями начальных классов и других представителей общеобразовательных школ (администрация, пенсионеры, молодые специалисты).

Результаты:

  1. У исследуемых педагогов общеобразовательных школ уровень биологического параметра выше, чем уровень социального. Это говорит о формировании синдрома профессионального выгорания.
  2. Данные учителей начальных классов отличаются от данных учителей среднего и старшего звена в лучшую сторону. А это значит, что учителя начальных классов общеобразовательных школ меньше подвержены синдрому профессионального выгорания.
  3. Необходимо проводить мероприятия направленные на предупреждение формирования синдрома профессионального выгорания, т.к. в коллективе работает большое количество молодых специалистов.

Необходимо проводить психологическую поддержку педагогов, у которых уже сформирован синдром профессионального выгорания.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бланк методики и инструкция (печатается на обороте страницы)

Образование                                       Дата                     Пол                    Возраст

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

Название ценности 

Ранг 

Название ценности 

Ранг 

Здоровье 

 

Образование и культура 

 

Свобода передвижения и поступков 

 

Комфортные условия жизни 

 

Деньги и независимость 

 

Творчество 

 

Наличие детей 

 

Занятия спортом 

 

Забота о семье и близких 

 

Хорошая работа 

 

Ваше положение в обществе 

 

Любовь 

 

Порядок и благополучие в стране 

 

Вера и религия 

 

Верность своим моральным принципам 

 

Готовность помочь другому человеку 

 

Таблица 3

 

Таблица 4

 

Название ценности 

Ранг 

Название ценности 

Ранг 

Безопасность родственников 

 

Счастливая семейная жизнь 

 

Могущество Родины, ее влияние в мире 

 

Получение новой информации о мире, науке и искусстве 

 

Долгая, деятельная жизнь 

 

Возможность реализации своих способностей 

 

Увлечения и отдых 

 

Уверенность в завтрашнем дне 

 

Ваш народ, его традиции и культура 

 

Зашита соотечественников 

 

Хорошее питание 

 

Справедливость в отношениях между людьми 

 

Успех у противоположного пола 

 

Внешность и одежда 

 

Общение с друзьями и интересными людьми 

 

Личная безопасность 

 

ИНСТРУКЦИЯ по выполнению теста.

На обороте представлен бланк ответов теста. Он содержит 4 таблицы, в каждой из которых дан список из 8 потребностей и ценностей, имеющих различную значимость для каждого человека, Против каждой из потребностей имеется ячейка, в которую следует проставить ранг значимости этой потребности от «1», что соответствует наибольшей значимости, до «8», что соответствует ее наименьшей значимости.

Прочтите первую таблицу и проранжируйте содержащиеся в ней потребности и ценности по их значимости лично для Вас. Поставьте соответствующие ранги в таблице, начиная с наиболее значимой для Вас потребности или ценности. Затем сделайте то же в последующих таблицах.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инструкция по использованию компьютерного варианта теста

Запуск программы «ПМ-тест»

Запустить программу  ПМ-тест.  кликнув  по соответствующей  иконке на рабочем столе.

Иконка программы на рабочем столе Мотивация - М

На экране появится заставка исследования «Типы доминирующей мотивации» содержащая две кнопки Далее и Выход. Для продолжения работы в окне заставки нажмите кнопку Далее, откроется главное меню методики.

Начало теста

В главном меню теста кликнуть по кнопке Пройти тест. Появится меню

Выбор блока вопросов.  С помощью курсора мыши в окне щелкните по

надписи    Профиль    мотивации    и    нажмите    кнопку   Далее.        После

осуществленной    операции    высвечивается    меню    регистрации    данных

испытуемого.

Заполните соответствующие поля для регистрации:

*    Имя (код);

*     группа;

*    дата прохождения теста (заполняется автоматически)

Примечание. В случае если не все поля заполнены, программный блок не запустит тестирование, выдав сообщение об ошибке.

После заполнения личных данных нажмите кнопку Далее, появится инструкция к методике следующего содержания: «Вам будут предъявлены 4 блока по 8 потребностей и ценностей, имеющих различную значимость для каждого человека. Выберите курсором «мыши» потребности, начиная с самой важной для Вас и далее в порядке убывания их значимости для Вас». По прочтении инструкции, нажмите кнопку Далее, появится окно первой таблицы с 4-х со списком ценностей.

Начните выполнять тест, согласно инструкции. Как только Вы расположите в необходимом порядке ценности, кликните по кнопке Далее и появится следующая таблица ценностей и т.д.

После  выполнения  теста  появится  сообщение  «Благодарим  за  работу, Желаете посмотреть результаты?».

Для завершения теста и  выхода из него нажмите кнопку Нет. Следом высветится второе окно, предлагающее пройти методику заново.

Нажмите кнопку Нет, если Вы не желаете проходить тестирование снова для того, чтобы система вернулась в главное меню методики.

Завершение работы программы

Выполнение указанной функции возможно любым из перечисленных ниже способов.

1.       Нажатием кнопки Выход в главном меню программы;

2.       Нажатием кнопки»  в главном меню программы (рис.3).

Просмотр результатов (статистики) тестирования

Просмотр результатов непосредственно после прохождения теста

После прохождения тестирования, т.е. после заполнения испытателем всех 4-х таблиц на экране появится сообщение «Благодарим за работу. Желаете посмотреть результаты?»

Нажмите кнопку Да и появится график профиля мотивации личности испытуемого.

Результаты вставить рисунок

На графике отражена выраженность каждой из 8-ми мотивационных шкал в пределах от 0 до 8 баллов. График можно сохранить, кликнув для этого кнопку Сохранить, появится окно Сохранить график как. В поле «Имя файла» напишите желаемое имя файла, под которым сохранится Ваш профиль. В окне поля «Папка» выберите Моtivation и кликнете по кнопке Сохранить.

Для просмотра результатов тестирования испытуемого по выходу из теста нужно в главном меню методики нажать кнопку Просмотр результатов, откроется меню: Выбор блока вопросов. С помощью курсора мыши в окне щелкните по надписи Профиль мотивации и нажмите кнопку Далее: После выбора блока вопросов нажмите кнопку Далее, откроется окно регистрации. Вставьте в поля регистрации требуемые данные. По окончании ввода данных нажмите кнопку Далее.

После заполнения регистрационных данных появляется окно таблицы всего массива данных методики. Ориентировка в данных осуществляется по имени и дате прохождения тестирования. Напротив личного номера испыуемого следует кликнуть по пустому окошку до появления галочки в квадрате выборки №1 и нажать клавишу Результаты.

При нажатии клавиши Статистика, на экране появляются результаты тестирования в виде гистограммы.

Поскольку таблица массива данных сохраняет результаты всех предшествующих тестирований, то можно произвести оценку динамики мотивационных тенденций во времени. Для этого в таблице массива данных нужно выбрать результаты тестирования, полученные в разное время (в разные дни). Ориентируясь по датам прохождения теста, напротив личного номера испытуемого первой выбранной даты следует кликнуть по пустому окошку до появления галочки в квадрате выборки №1.То же самое повторить с данными, полученными при повторном тестировании, т.е. выборке №2 поставить галочку напротив личных данных испытуемого. После проделанной операции нажмите клавишу Результаты, появится картинка двух совмещенных графиков профиля мотивации. Графики на рисунке отражают данные тестирования в разный период времени: синей линией на графике отображены данные первичного тестирования, а красной линией - данные повторного тестирования.

График можно сохранить, кликнув для этого кнопку Сохранить, появится окно Сохранить график как. В поле «Имя файла» напишите желаемое имя файла, под которым сохранится Ваш профиль. В окне поля «Папка» выберите Моtivation и кликнете по кнопке Сохранить.

Сохранение данных в электронной таблице Ехсе!

Результаты всего массива данных таблицы можно экспортировать в электронную таблицу Ехсе1. Для этого необходимо отметить галочками все данные таблицы в выборке №1.

Нажмите клавишу Экспорт, появится окно Сохранить результаты как. Результаты при экспортировании лучше всего сохранять на Рабочем столе. Для этого в окне Папка осуществите выбор места сохранения и кликнете по Рабочему столу. В окне Имя файла впишите название документа и нажмите кнопку  Сохранить,

Как только результаты будут сохранены, появится окно Экспорт с сообщением Далее. Нажмите кнопку Далее. Экспорт данных произведен полностью.

М

X



Предварительный просмотр:

Табл.1

КЛЮЧ к тесту системного профиля мотивации

Биологическая мотивация

индивид

ВИД

Витальная

Самосохранение

Репродуктивная

Альтруизм

 

ценность 

ценность 

 

ценность 

 

ценность 

9 

хорошее

питание 

3 

здоровье 

11 

успех у противополо-

жного пола 

5 

безопасность родственников 

1 

занятия

спортом 

21 

личная безопасность 

14 

любовь 

24 

забота о семье и близких 

28 

свобода

передвижения

 и поступков 

16 

комфортные условия жизни 

19 

наличие детей 

18 

готовность помочь другому человеку 

32 

внешность

и одежда 

29 

долгая, деятельная жизнь 

30 

счастливая семейная жизнь 

31 

защита соотечествен-

ников

Социальная мотивация

личность

социум

Познавательная

Сохранение «я»

Самоактуали

зация

Нравственность

 

ценность 

 

ценность 

 

ценность 

ценность 

6 

деньги и независимость 

2 

уверенность в завтраш нем дне 

4 

Ваше

положение в обществе 

23 

вера и религия 

15 

образование и культура 

26 

верность своим моральным принципам 

12 

возможность

реализаций своих способностей 

13 

Ваш народ, его традиции и культура 

25 

Увлечения и отдых 

17 

хорошая работа 

22 

могущество Родины, ее влияние в мире 

20 

справедливость в отношениях между людьми 

8 

получение новой информации о мире, науке и искусстве 

10 

общение с друзьями и интересным и людьми 

27 

творчество 

7 

порядок и благополучие в стране 

Для   облегчения   работы   с   ключом   теста   целесообразно использовать справочные табл. 2 и 3.

Табл. 2

Соответствие системного типа мотивация порядковому номеру ценностей в матрицах

№ ценности в матрице

Матрица

1

Матрица

2

Матрица

3

Матрица

4

1

3

15

5

30

2

28

16

22

8

3

6

27

13

12

4

19

1

25

32

5

24

17

29

31

6

4

14

9

20

7

7

23

11

2

8

26

18

10

21

Табл. 2

Маркировка системных типов мотивации

Витальная

Самосохранение

Репродукция

Альтруизм

Познавательная самосохранение «Я»

Самоактуализация

Нравственность



Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ    Факультет психологии

ОПРОСНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ САМООТНОШЕНИЙ

Ответьте на утверждения:    "Согласен" - 1   ; "Не согласен" -  0  

1.

Мои слова довольно редко расходятся с делом

2.

Случайному человеку я скорее всего покажусь человеком приятным

3.

К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же вниманием, что и своим

4.

У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно говорю, мне неприятно

5.

Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией

6.

Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни -- это не противиться собственной судьбе

7.

У меня достаточно способностей и энергии, чтобы воплотить в жизнь задуманное

8.

Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником

9.

Я не способен причинять душевную боль самым любимым и родным мне людям

10.

Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя

11.

Совершив какой--то промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в голову,

что из задуманного могло получиться и хорошее

12.

Чаще всего я одобряю свои планы и поступки

13.

В моей личности есть, наверное, что—то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь

14.

Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки

15.

У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время

16.

Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко

17.

Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился

18.

Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез

19.

Бывало и не раз, что я сам остро ненавидел себя

20.

Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности

21.

В моей жизни возникали также обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью

22.

Иногда я сам себя плохо понимаю

23.

Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой

24.

Думаю, что без труда мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком

25.

Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе

26.

Иногда я сомневаюсь, можно ли любить по-настоящему

27.

Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил

28.

Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским

29.

Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе

30.

Часто я не без издевки подшучиваю над самим собой

31.

Если бы мое второе «я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению

32.

Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то,

чтобы в чем-то стать другим

33.

В целом меня устраивает то, какой я есть

34.

К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь

35.

Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя

36.

Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом

37.

Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения

38.

Я часто, но довольно безуспешно, пытаюсь в себе что-то изменить

39.

Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд

40.

Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки

41.

Я редко остаюсь непонятным в самом важном для меня

42.

Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко

43.

То, что со мной случается, -- это  дело моих собственных рук

44.

Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение

45.

Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе»

46.

Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть привлекательным для многих людей

47.

У меня нередко возникает сомнение: а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь?

48.

Я не способен на измену даже в мыслях

49.

Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией

50.

Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо

51.

Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах

52.

Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу

53.

Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои

54.

Каким бы я ни казался окружающим, я-то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других

55.

Я хотел бы оставаться таким, какой есть

56.

Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива

57.

Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону

58.

Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих

59.

Что-то мешает мне понять себя по-настоящему

60.

Во мне есть не мало такого, что вряд ли вызывает симпатию

61.

В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы решатся сами собой

62.

Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть

63.

Быть снисходительным к собственным слабостям – вполне естественно

64.

Я убедился, что глубокое проникновение в себя – малоприятное и довольно рискованное занятие

65.

Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин

66.

У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что и меня есть за что презирать

67.

Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит

68.

Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личность

69.

Долгие споры со мной чаще оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение

70.

Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие

71.

Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен

72.

Можно сказать, что я себе нравлюсь

73.

Я – человек надежный

74.

Осуществление моих желаний мало зависит от везения

75.

Мое внутреннее «я» всегда мне интересно

76.

Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам

77.

Близким людям свойственно меня недооценивать

78.

У меня в жизни нередко бывают минуты, когда сам себе противен

79.

Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по настоящему

80.

Я убедился, что в серьезных делах на меня лучше не рассчитывать

81.

Порой мне кажется, что я какой-то странный

82.

Я не склонен пасовать перед трудностями

83.

Мое собственное «я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания

84.

Мне кажется, что, глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я начинаю гораздо лучше себя понимать

85.

Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих

86.

Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание

87.

Где-то в глубине души я считаю себя слабаком

88.

Если я искренне обвиняю себя в чем то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго

89.

Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает

90.

Я вполне ясно представляю себе, что ждет меня впереди

91.

Иногда мне бывает довольно трудно найти общий язык со своим внутренним «я»

92.

Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес

93.

Я не хотел бы меняться сильно даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение – это

потеря какой-то дорогой частицы самого себя

94.

В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал

95.

Вряд ли во мне есть что-то, чего бы я не знал

96.

Мне еще немного не хватает, чтобы с  уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность»

97.

Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки

98.

Иногда я оказываю «бескорыстную» помощь людям только для того, чтобы выглядеть лучше в собственных глазах

99.

Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой

100.

Те, кто меня не любит, просто не знают, что я за человек

101.

Убедить меня в чем-то не составляет для других большого труда

102.

Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях

103.

Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему

104.

Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть

105.

Я сам создал себя таким, каков есть

106.

Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным

107.

Мне бы очень хотелось во многом себя переделать

108.

Ко мне относятся так, как я этого заслуживаю

109.

Думаю, что моя судьба все равно сложится не так, как бы мне хотелось теперь

110.

Уверен, что в жизни я на своем месте.



Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ    Факультет психологии

ОПРОСНИК  ИЗАРДА

На каждое утвеpждение Вам надо отвечать одним из следующих выбоpов:

5 — да;   4 — скоpее да, чем нет; 2 — скоpее нет, чем да;  1 — нет.    

1.

Часто  ли  Вы  говорите под влиянием момента такое,  

о чем позже приходится жалеть ?

2

2.

Верно ли, что Ваша повседневная жизнь полна интересных событий ?

4

3.

Характерно ли для Вас чаще быть в хорошем,  приподнятом настроении,

чем в мрачном или безразличном ?

4

4.

Верно ли, что Вас считают очень восторженным человеком ?

1

5.

Верно  ли,  что даже,  когда дела идут хорошо и у Вас нет особых причин

для беспокойства, у Вас все равно бывает подавленное настроение ?

2

6.

Часто  ли Вы испытываете чувство неприязни,  отвращения ко всему

 окружающему?

1

7.

Характерны ли для Вас частые вспышки гнева?

2

8.

Часто ли Вы испытываете чувство презрения к некоторым

окружающим людям?

1

9.

Часто ли Вы испытываете чувство  внезапного  страха  или  беспокойства?

2

10.

Часто ли Вам приходится скрывать свою застенчивость?

2

11.

Часто  ли  бывает,  что без всяких к тому поводов Вы терзаетесь тем,

будто сделали что-то плохое или злое?

2

12.

Характерны ли для Вас уколы совести,  когда Вы знали о том,

что нужно было кому-то помочь, но не смогли или не захотели этого сделать?

4

13.

Часто ли окружающие дают Вам понять, что Вы не выдержаны и,

бывает, неправильно ведете себя?

1

14.

Характерно  ли для Вас постоянно увлекаться новым,  интересным,

часто испытывать чувство захваченности чем-либо ?

2

15.

Верно ли,  что иногда Вы даете хорошую оценку людям,  

о которых знаете очень мало ?

2

16.

16.Часто ли Вы любите посещать места, где никогда не бывали раньше?

2

17.

Часто ли Вы чувствуете, что теряете надежду добиться чего-либо в жизни ?

4

18.

Бывали ли у Вас такие периоды,  тянувшиеся дни,  недели и  даже месяцы,

когда Вы не могли ни за что взяться, так как не могли включиться в работу?

2

19.

Часто ли Вам говорят, что Вы вспыльчивы?

1

20.

Верно ли, что Вы против того, чтобы подавать милостыню?

4

21.

Часто ли случается что-либо пугающее Вас?

2

22.

Верно ли, что Вам трудно рассказать что-либо большой группе людей или

выступить на собрании?

2

23.

Считаете ли вы,  что некоторые Ваши проступки не могут быть оправданы?

1

24.

Часто ли Вы испытываете сострадание, видя несчастье других?

5

25.

Характерно ли для Вас свободно выражать свои чувства,

даже если это вредит Вашим отношениям с людьми ?

2

26.

Верно ли, что Вам нравится работа разнообразная, частыми переменами,

 даже если она немного опасна ?

4

27.

Даже  если  сложившиеся обстоятельства против успеха какого-либо

начинания, часто ли Вы считаете, что все же стоит рискнуть?

2

28.

Верно ли, что новое очень часто привлекает Вас?

2

29.

Верно ли,  что  даже  среди  людей  Вы  большую  часть  времени чувствуете

 себя одиноким ?

2

30.

Верно ли,  что временами Вам кажется,  что Вы ни на что не пригодны?

4

31.

Верно ли, что Вы легко теряете терпение с людьми?

2

32.

Часто ли Вы испытываете презрение к людям,  ведущим себя

неблагоразумно, безрассудно, проявляющим какие-либо слабости?

4

33.

Часто ли Вы чувствуете, что Вас что-либо тревожит?

2

34.

Правда ли,  что когда кто-то пытается критиковать Вас на людях,

это Вас угнетает?

4

35.

Возникает ли у Вас предчувствие, что Вас ожидает какое-то наказание,

 даже если Вы не сделали ничего дурного?

4

36.

Верно ли,  что Вас особенно сильно трогает вид страдающего  животного?

4

37.

Часто ли Вы раздражаетесь при виде неприятностей?

4

38.

Правда  ли,  что что-нибудь интересное всегда может вывести Вас

 из состояния подавленности?

4

39.

Является ли Ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

2

40.

Правда ли, что в Вашей жизни много непонятного и удивительного?

2

41.

Тяжело ли Вы воспринимаете жизнь?

2

42.

Правда ли, что часто, даже когда дела идут хорошо, Вы чувствуете,

что Вам все безразлично?

2

43.

Правда ли,  что иногда совсем незначительные препятствия  

очень сильно раздражают Вас?

2

44.

Считаете ли Вы нужным скрывать свое презрение или

 отрицательное мнение о ком-либо?

4

45.

Считаете ли Вы,  что у Вас  более  чем  достаточно  

причин  для беспокойства?

4

46.

Верно ли,  что находясь среди людей,  Вам трудно подобрать

тему для разговора?

4

47.

Часто ли Вы совершаете поступки, о которых потом сожалеете?

1

48.

Правда ли, что Вы все чувствуете острее, чем большинство людей?

2

49.

Когда кто-либо часто пристает к Вам  с  какими-либо  вопросами,

выводит ли это Вас из равновесия?

2

50.

Верно ли, что часто Вы бываете полны энергии?

4

51.

Верно ли, что большую часть времени Вы чувствуете себя счастливым?

4

52.

Легко ли Вы переносите перемены в своей жизни?

2

53.

Правда ли, что будущее кажется Вам безнадежным?

1

54.

Чувствуете ли Вы усталость большую часть времени?

1

55.

Как Вы считаете, Вас легко рассердить?

1

56.

Часто ли Вам приходилось выполнять указания лиц,

знавших меньше, чем Вы?

1

57.

Испытываете ли Вы страх среди ночи?

1

58.

Легко ли Вы смущаетесь?

4

59.

Хотелось ли Вам избавиться от раздумий по поводу своих высказываний,

которые, как Вам кажется, могли кого-нибудь обидеть или огорчить?

2

60.

Мягкосердечный ли Вы человек?

5

61.

Часто ли Вас что-нибудь тревожит и беспокоит?

4

62.

Охотно ли Вы знакомитесь с новыми людьми?

2

63.

Можете ли Вы иногда целиком проникнуться чувством радости?

4

64.

Правда ли,  что Вам часто нравятся новые люди,  новые впечатления,

новая обстановка вокруг?

4

65.

Считаете ли Вы, что жизнь Вас не щадит?

2

66.

Правда ли,  что всякая грязь пугает Вас или вызывает у Вас отвращение?

2

67.

Бывает ли, что у Вас появляется желание что-то сломать или разбить?

2

68.

Верно ли, что люди часто разочаровывают Вас?

2

69.

Бывает ли,  что Вы начинаете нервничать или беспокоиться,

когда  задумываетесь о том, что Вас окружает?

2

70.

Теряетесь ли Вы, неожиданно оказавшись в центре внимания?

2

71.

Склонны ли Вы беспокоиться о том, что с Вами будет?

4

72.

Сильно ли Вы переживаете,  если горе случилось у другого человека?

4

73.

Часто ли бывает, что Вы не можете совладать с собой?

2

74.

Верно ли,  что Вы скорее склонны увлекаться многим,

чем на долгое время остановиться на чем-то одном?

2

75.

Правда ли, что у Вас редко бывают приступы плохого настроения?

2

76.

Верно ли, что Вас легко удивить?

4

77.

Верно ли, что у Вас меньше друзей, чем у большинства других людей?

4

78.

Верно ли, что вся пища кажется Вам одинаковой на вкус?

1

79.

Бываете  ли Вы временами вынуждены быть резким и

грубым с раздражающими Вас людьми?

4

80.

Верно ли,  что люди относятся к Вам менее доброжелательно,  

чем Вы того заслуживаете своим добрым к ним отношением?

2

81.

Часто ли бывают у Вас периоды, когда Вы теряете сон из-за волнений?

2

82.

Верно ли, что Вам не хватает уверенности в себе?

5

83.

Верно ли,  что если на работе или дома в чем-то  упрекают  Вас,

то, как правило, только за дело?

4

84.

Может ли Вас так захватить кинофильм,  что  слезы  выступят  на глазах?

5

85.

Говорят ли вам, что Вы нервны?

2

86.

Правда ли, что у Вас много разных идей и Вы почти всегда

 можете предложить какое-либо решение сложных вопросов?

2

87.

Верно ли,  что Вас мало волнует возможность каких-либо неприятностей?

4

88.

Предпочитаете  ли  Вы  попадать иногда в новую и незнакомую Вам

обстановку, чем проводить большую часть времени в привычном окружении?

2

89.

Часто ли Вам случается заплакать?

1

90.

Часто ли что-то приводит Вас в содрогание?

2

91.

Верно  ли,  что  большую  часть времени жизнь связана для Вас

с напряжением?

2

92.

Правда ли,  что большинство людей честны только потому, что боятся наказаний?

4

93.

Часто  ли  у  вас  бывает  чувство,  что должно случиться что-то страшное?

2

94.

Правда ли,  что Вы часто многое теряете из-за своей нерешительности?

4

95.

Всегда ли Вы старательно относитесь к своей деятельности?

4

96.

Можно ли Вас назвать страстным любителем природы?

2



Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ    Факультет психологии

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Ответьте на утверждения:    "Согласен" - 1   ; "Не согласен" -  0  

1.

Я человек, с которым очень легко поладить.

1

2.

Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпенья подождать.

0

3.

Всегда был такой человек, на которого я хотел бы походить.

0

4.

Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.

0

5.

Мне противны непристойные фильмы.

0

6.

Я редко помню свои сны.

1

7.

Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство.

0

8.

Иногда у меня возникает желание пробить кулаком стену.

0

9.

Меня сильно раздражает, когда люди рисуются.

0

10.

В своих фантазиях я всегда главный герой.

0

11.

У меня не очень хорошая память на лица.

1

12.

Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней.

0

13.

Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.

1

14.

Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.

1

15.

Когда в толпе кто-то толкает меня, я испытываю желание ответить тем же.

0

16.

Многое во мне восхищает людей.

0

17.

Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.

0

18.

Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство.

1

19.

Друзья почти никогда не подводят меня.

1

20.

Мне случалось думать о самоубийстве.

0

21.

Меня оскорбляют непристойные шутки.

1

22.

Я всегда вижу светлые стороны вещей.

1

23.

Я ненавижу недоброжелательных людей.

1

24.

Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-то сделать, то я нарочно хочу сделать это,

чтобы доказать его неправоту.

0

25.

Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.

1

26.

Я склонен к необдуманным поступкам.

0

27.

Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.

1

28.

Я ни к кому не отношусь с предубеждением.

1

29.

Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно,

глупо или смешно.

0

30.

Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям.

1

31.

Иногда мне хочется увидеть конец света.

0

32.

Порнография отвратительна.

0

33.

Иногда, будучи расстроен, я ем больше обычного.

0

34.

У меня нет врагов.

1

35.

Я не очень хорошо помню свое детство.

1

36.

Я не боюсь состарится, потому что это происходит с каждым.

0

37.

В своих фантазиях я совершаю великие дела.

0

38.

Большинство  людей раздражают меня, потому что они слишком эгоистичны.

0

39.

Прикосновение к чему-либо склизкому вызывает во мне омерзение.

1

40.

У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.

0

41.

Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим.

0

42.

Я не сразу замечаю плохое в людях.

1

43.

Когда я читаю или слышу  о трагедии, это не слишком трогает меня.

0

44.

Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.

0

45.

Я испытываю сильную потребность в комплиментах.

1

46.

Сексуальная невоздержанность отвратительна.

0

47.

Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает

 желание его толкнуть.

0

48.

Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.

0

49.

Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня.

1

50.

В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки

 и  помощи людей.

1

51.

Большинство окружающих считают меня очень интересным человеком.

0

52.

Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры.

1

53.

Для меня очень важно придерживаться общепринятых правил поведения.

1

54.

Я склонен часто противоречить людям.

0

55.

Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.

0

56.

По-видимому, я слишком  отстраненно смотрю на вещи.

1

57.

В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь  

избегать щекотливых тем.

0

58.

Когда у меня что-то не получается, иногда хочется плакать.

0

59.

Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.

1

60.

Когда кто-то толкает меня, я испытываю сильное негодование.

0

61.

Я выбрасываю из головы то, что мне не нравится.

0

62.

В любой неудаче я всегда нахожу положительные  стороны.

0

63.

Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.

0

64.

Я почти ничего не выбрасываю  и бережно храню  множество разных вещей.

0

65.

В компании друзей я часто завожу разговор о прошедших событиях,

совместных  развлечениях и удовольствиях.

0

66.

Меня не очень раздражает детский плач.

1

67.

Мне случалось так разозлиться, что готов перебить все в вдребезги.

0

68.

Я всегда оптимистичен.

1

69.

Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.

1

70.

Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда помню,

что это только кино.

1

71.

Я часто испытываю чувство ревности.

0

72.

Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм.

0

73.

Неприятно то, что людям, как правило, нельзя доверять.

0

74.

Я готов на все, чтобы произвести хорошее впечатление.

0

75.

Я никогда не бывал панически испуган.

0

76.

Я не упущу случая  посмотреть хороший фильм  ужасов или боевик.

0

77.

Я думаю, что ситуация  в мире гораздо лучше, чем  полагает  большинство людей.

0

78.

Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.

0

79.

Мне не нравится, когда люди откровенно флиртует.

0

80.

Я никогда не позволяю  себе  терять самообладание.

0

81.

Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым в врасплох.

0

82.

Кажется, некоторые из моих  знакомых завидуют  моему умению жить.

0

83.

Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь,

 что я неумышленно  причинял себе боль.  

0

84.

Я знаю, что за глаза  кое-кто отзывается обо мне плохо.

0

85.

Я едва ли могу вспомнить свои школьные годы.

1

86.

Когда я расстроен, я иногда веду себя по-детски.

0

87.

Мне намного проще обсуждать свои мысли, чем  свои чувства.

0

88.

Когда я бываю в отъезде и у меня случаются неприятности,

я сразу начинаю сильно тосковать по дому.

0

89.

Когда я слышу о жестокостях, это не слишком глубоко трогает меня.

0

90.

Я легко  переношу  критику  и замечания  в свой адрес.

0

91.

Я не скрываю своего раздражения от привычек некоторых членов моей  семьи.

1

92.

Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.

0

93.

Я не могу переживать свои неудачи в одиночестве.

0

94.

К счастью, у меня меньше проблем, чем у большинства людей.

0

95.

Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.

1

96.

Отвратительно то, что почти все, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.

1

97.

Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.

0



Предварительный просмотр:

Тест MBI. Метод выявления уровня профессионального выгорания

Вариант для учителей и преподавателей.

Опросник MBI

Инструкция. Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа «человек – человек» рассматривают свою работу и людей, с которыми они тесно сотрудничают. Вам предлагаются 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочтите внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли Вы себя таким образом относительно Вашей работы. Если у Вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 -  никогда. Если у Вас было такое чувство, укажите, как часто Вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам.

Ключ

Субшкала

Номера утверждений

Эмоциональное истощение

1,2,3,6,8,13,14,16,20

Деперсонализация

5,10,11,15,22

Редукция личных достижений

4,7,9,12,17,18,19,21

Интерпретация результатов производится на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал со средними значениями в исследуемой группе или с данными, представленными в табл. 2 и 3.

Ф.И.О._____________________Стаж________Возраст________Преподаваемый предмет________

ни-когда

1

очень

редко

2

редко

3

иног-да

4

часто

5

очень

часто

6

всег-да

7

1.

Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2.

К концу рабочего дня я чувствую себя как «выжатый лимон».

3.

Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.

4.

Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в своих интересах.

5.

Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

6.

Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.

7.

Я умею находить  правильное решение в конфликтных ситуациях.

8.

Я чувствую угнетенность и апатию.

9.

Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников и коллег.

10.

В последнее время я стал более черствым, бесчувственным по отношению с тем, с кем работаю.

11.

Как  правило, окружающие меня люди много требуют от меня или манипулируют мною, они скорее утомляют, чем радуют меня.

12.

У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление

13.

Я испытываю все больше жизненных разочарований

14.

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

15.

Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.

16.

Мне хочется уединиться от всего и всех.

17.

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими учениками и коллегами.

18.

Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера.

19.

Я многое успеваю сделать.

20.

Я чувствую себя на пределе возможностей

21.

Я многого смогу еще достичь в своей жизни.

22.

Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Табл. 2

Уровни «выгорания»  (данные американской выборки)


Субшкала

Уровень

низкий          средний    высокий

Эмоциональное истощение

0 – 16            17 – 26        27 и больше

Деперсонализация

0 – 6              7 – 12          13 и больше

Редукция личных достижений

31 – 0           38 – 32         39 и больше

Табл. 3

Средние значения по субшкалам для трех

профессиональных групп (данные российской выборки)

Группа

Возраст

Стаж

Субшкалы

Эмоциональ-ное

истощение

Деперсонализа-ция

Редукция личных достиже-ний

Менеджеры

32

3

21,1

10,7

31,5

Государственные служащие

43

7

17,0

7,6

32,5

Врачи-терапевты

45

18

15,2

6,0

33,0

Лит-ра: Практикум по психологии под ред. Никифорова Г., Дмитриевой М., Снеткова В. – СПб., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...

Диагностика профессионального выгорания

Изучение степени профессионального выгорания...

Методики для диагностики эмоционального выгорания педагогов.

Этот материал будет полезен педагогам образовательных организаций. С помощью этих методик педагоги смогут провести самодиагностику уровня эмоционального выгорания....

Диагностика эмоционального выгорания педагогов

В материале предложен комплект методик и пример аналитической справки по результатам диагностики...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....

Профилактика профессионального выгорания педагогов. Методы диагностики

Причины хронической усталости, методы диагностики, рекомендации.Статья опубликована в журнале "Справочник педагога-психолога. Школа" (2023)...