Анализ проблемной группы «Как построить школу, содействующую здоровью?»
консультация по теме
На этапе предварительной подготовки определяются проблема, тема, цель, задачи работы проблемной группы, ожидаемые результаты, форма проведения и его функции.
Работа проблемной группы на заданную тему предполагает большой объём предварительной исследовательской работы по оценки работы школы в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ проблемной группы «Как построить школу, содействующую здоровью?»
I. Предварительная подготовка.
Работа проблемной группы на заданную тему предполагает большой объём предварительной исследовательской работы по оценки работы школы в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов. Для этого необходимо проанализировать несколько модулей информации: соблюдение норм и требований СанПина; состояние физической активности школьников в период их пребывания в школе; оценка здоровьесбережения при проведении урока; соответствие организации образовательного процесса принципам здоровьесбережения; психологического климата в школе; уровень грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья; результаты диспансеризации педагогов и учащихся. На основе такого комплексного исследования представляется интегральное комплексное заключение.
В школе проводился социологический опрос для оценки деятельности школы по вопросам здоровьесбережения. С этой целью были использованы: тест-анкеты для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья, анкета «Оценка напряжённости», , комплексную анонимную анкету школьника-старшеклассника, валеологическую анкету для родителей. Другие материалы, посвящённые оценке работы школы в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов, можно найти в книге Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» и учебно-методическом пособии Н.М. Полетаевой «Педагогика и здоровье».
На этапе предварительной подготовки определяются проблема, тема, цель, задачи работы проблемной группы, ожидаемые результаты, форма проведения и его функции.
Изменение уклада школы с пользой для здоровья участников образовательного процесса
Задачи проблемной группы:
Ориентировочная оценка работы школы с точки зрения здоровьесбережени.
Определение условий формирования здоровьесберегающего пространства школы.
Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.
Ожидаемый результат.
Создание основ для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе.
Создание собственного проекта школы, содействующей здоровью.
Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
«Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»
Н.К. Смирнов
В школе необходимо создать следующие проблемные группы:
Проблемная группа № 1 «Школьный урок и здоровье учащихся»
Проблемная группа №2 «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса».
Проблемная группа №3 «Формирование культуры здоровья ученика»
Проблемная группа №4 «Здоровье учителя»
Проблемная группа № 5 «Социальное здоровье ученика»
Аналитическая группа «Уклад школы, необходимый для сохранения и укрепления здоровья»
Проблемная группа №1 «Школьный урок и здоровье учащихся»
От учителя – основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. Наряду с традиционными задачами учителя на уроке, описанными во всех учебниках педагогики, отметим те, которые имеют непосредственное отношение и к эффективности урока, и к задачам здоровьесбережения :
Связь своих задач и задач самого учащегося.
Творческий характер урока, определяемый ассоциативной активностью учащихся.
Предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении.
Оптимальное использование наглядных средств обучения, методов подключения всех органов чувств учащихся.
Психологический настрой всего класса на урок и динамику состояний учащихся, оптимальных для каждого этапа урока.
Преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.
Представление в начале урока его крупного плана – общей картины того, чему будет посвящён урок.
Включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.
Для решения этих задач учитель должен выйти из привычных для себя в отечественной школе ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика, мотиватора, консультанта тренера, психотерапевта.
В 2009-2010 учебном году необходимо обсудить в группах следующие вопросы:
Как Вы оцениваете обычные уроки в нашей школе с точки зрения здоровьесбережения?
Почему педагоги часто не соблюдают валеологические требованиями к уроку.
Каково проблемное поле урока в нашей школе с позиции здоровьесбережения?
Какое внимание уделяете Вы этим проблемам?
Что необходимо предпринять для решения проблем?
Что мешает приближению к идеалу?
Проблемная группа №2«Здоровьесберегающая организация образовательного процесса»
Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Её главная отличительная особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательном условие образовательного процесса.
На основе проведённой ориентировочной оценке состояния деятельности школы в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов можно определить её стратегию как стратегию вынужденных мер.
Нужно найти ответы на следующие вопросы:
Что необходимо предпринять в первую очередь для решения этих проблем в комплексе?
Что мешает приближению к идеалу?
Проблемная группа № 3«Формирование культуры здоровья ученика»
Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнить свою задачу по охране их здоровья. Ребёнок, подросток, не заботящейся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение и укреплении, на ведение здорового образа жизни, при всём старании учителей остаться здоровым в современных условиях не сможет.
Методология воспитания культуры здоровья школьников основана:
Обеспечение грамотности в вопросах здоровья.
Формировании мотивации на ведение здорового образа жизни.
Воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье близких.
Необходимо обсудить в группе следующие вопросы:
Как вы ощущаете, достаточно ли компетентны педагоги нашей школы в вопросах формирования культуры здоровья школьников?
Формирование культуры здоровья - это проблема только воспитательной системы или она должна решаться и через базисный учебный план?
Исходя из методологических составляющих воспитания культуры здоровья человека, определите пути обучения здоровью, повышения мотивации на ведение здорового образа жизни, воспитания ответственности за собственное здоровье.
Проблемная группа № 4 «Здоровье учителя»
Работа учителя характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным напряжением, дистрессами.
Проблема здоровья педагогов имеет определённую специфику. Какое отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни?
Нездоровый учитель не может обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так как в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье учащихся.
Предупредить болезнь – всегда легче, чем её потом лечить. Профессиональных деформаций, «выгорания», стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий.
Необходимо обсудить в группе следующие вопросы:
Насколько актуальны проблемы деформации личности, проявления синдрома выгорания, хронического стресса для педагогов нашей школы?
С какими трудностями при взаимодействии с учащимися в нашей школе вы сталкиваетесь?
С какими трудностями Вы сталкиваетесь в ролевых отношениях с коллегами по работе?
С какими трудностями Вы сталкиваетесь при взаимодействии с родителями?
Какие корпоративные меры, на Ваш взгляд, можно предпринять для улучшения физического, психического и социального здоровья учителя.
Проблемная группа №5 «Социальное здоровье ученика».
Социально здоровый человек – социально адаптированный человек.
Критерии, которыми пользуются для определения социального здоровья - адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру , адаптация к физической и общественной среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие , демократизм в поведении.
Социальное здоровье – это активная адаптация и самореализация человека в сложных условиях общества, его социальная роль и социальная активность.
Социализация – это процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социокультурного опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Аналитическая группа выделяет достоинства школы, которые способствуют укреплению и сохранению участников образовательного процесса и на основе представленных материалов проблемных групп предлагают новые формы уклада жизни школы, которые необходимо ввести в практику.
Итоги работы проблемной группы:
- Считать одной из приоритетных задач школы – создание условий по охране и укреплению здоровья учащихся, создание оптимальных условий работы педагогов.
- Разработать школьную программу обеспечения приоритета здоровья.
- В перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включить пункты, касающиеся их деятельности в сфере здоровья.
- Включить в договоры с родителями пункты о взаимодействии в решении приоритетной задачи здоровьесбережения.
- Усилить контроль за обеспечением выполнения законодательства по охране здоровья школьников.
- Определить ответственность учащихся о сохранении и укреплении своего здоровья.
- Разработать критерии оценки результативности деятельности школы и её работников по охране здоровья учащихся.
- Вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность по вопросам здоровьесбережения.
- Организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья обучающихся с проведением анализа заболеваний и их динамики.
- Организовать семинары для учителей по проблеме здоровье сбережения.
- Методическому совету школы, методическим объединениям организовать работу по изучению и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Спланировать систему родительских собраний, включая темы по формированию здорового образа жизни ребёнка и культуры здоровья.
- Организовать работу по оздоровлению педагогического коллектива.
- Ежегодно предусматривать подготовку и переподготовку педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья.
- Разработать и включить в учебный план элективные курсы, направленные на формирование культуры здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ проблемно-развивающего урока
Предложенная схема позволит анализировать проблемно-развивающий урокСхема комплексного анализа проблемно-развивающего урока Готовность учителя и учащихся к уроку (внешня...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127543-1350647104.jpg)
программа "Школа содействующая здоровью"
в программе отражена работа школы по здоровьесберегающим технологиям...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/20/picture-417761-1395302708.jpg)
Программа "Школа содействия здоровью"
В качестве основы деятельности школы по здоровьесбережению стала программа, приоритетом которой является забота о сохранении зд...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-562788-1421066049.png)
Выступление на ШМО "Здоровьесберегающие принципы деятельности общеобразовательного учреждения. Школа содействия укрепления здоровья".
Данный материал поможет коллегам подготовиться по данной теме. Вам только останется подставить свои данные по определенным позициям....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1093418-1547400403.jpg)
Анализ воспитательной работы в семейной группе интерната общеобразовательной школы.
Умение анализировать собственную педагогическую деятельность -одна из основных профессиональных компетенций педагога. Данный анализ выстроен в логике определения проблем воспитания, реализации целей и...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/24/picture-1338663-1624522335.jpg)
"Школа содействия здоровью" Использование элементов спортивного туризма на уроках физической культуры
quot;Использование элементов спортивного туризма на уроках физической культуры...