Создание в образовательном учреждении условий по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых детей
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза генерал-майора
Ивана Ивановича Жемчужникова» города Лебедяни Липецкой области
Выступление на заседании педагогического совета
Создание в общеобразовательном учреждении условий по выявлению, поддержке
и сопровождению одарённых детей
Капустина В.И.,
учитель русского языка и литературы
29 декабря 2018 года
Создание в общеобразовательном учреждении условий по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых детей
Слайд 1 (титульный лист)
Слайд 2.
Одарённый ребёнок – это такой ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Успешность усвоения учебного материала и способность к творчеству – наиболее известные признаки одарённости.
Слайд 3.
Одарённым детям, независимо от области проявления одарённости, свойственны:
- высокий уровень развития способностей;
- высокая степень обучаемости;
- творческие проявления (креативность);
- мотивация – огромный интерес, активность, увлечённость деятельностью в области одарённости.
Слайд 4.
При знакомстве с детьми в пятом классе провожу диагностику на предмет одарённости:
- наблюдаю за самими обучающимися, оцениваю их уровень на уроках и во внеурочное время;
- выявляю их интересы и склонности во время бесед, проведения внеклассных мероприятий;
- провожу анкетирование среди родителей.
Данные формы работы помогают выявить детей с высоким уровнем способностей, различными интересами. Создаю для себя своеобразный банк данных способных детей, продумываю возможные пути развития способностей каждого ребёнка: формы работы на уроке, участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах, внеклассных мероприятиях, ученическом самоуправлении. В плане воспитательной работы с классом веду раздел «Работа с одарёнными и способными обучающимися», в системе работаем над оформлением портфолио личных достижений.
Слайд 5.
Исходя из достаточно богатого собственного опыта по работе с одарёнными детьми, могу утверждать, что для успешной работы по развитию способностей обучающихся должны выполняться следующие условия:
- наличие природных данных у ребёнка;
- желание самого ребёнка их развивать;
- заинтересованность родителей.
Только в этом случае можно говорить о результате.
Слайд 6.
Одарённые дети - это наши звёздочки. Ими гордятся родители, учителя, школа.
Слайд 7.
Косинов Александр, выпускник 2018 года, студент Московского государственного института геодезии и картографии.
Александр – эрудит, интеллектуал, человек, умеющий находить нестандартные решения, мыслить креативно; шахматист высокого класса; и физик, и лирик, так как проявил себя в дисциплинах как естественно-математического, так и гуманитарного циклов.
Слайд 8.
Ежегодно становился победителем и призёром школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по нескольким предметам. Два года подряд был призёром областного этапа по литературе.
Слайд 9.
Занял III место в I открытом региональный конкурсе «Призвание – учитель!», I место в районном конкурсе знатоков жизни и творчества Е.И. Замятина «Я эту землю Родиной зову», I место в муниципальном этапе областной акции «Дорога глазами детей» в номинации «Литературное творчество», I место в городском творческом конкурсе «Местная демократия и я» в номинации «Эссе», I место в муниципальном конкурсе творческих проектов «О мужестве и чести…» в номинации «Поэзия», I место районном квесте «Выбирает молодёжь», I место в «Блиц-турнире» в рамках районной деловой игры «Выбираем идеального Президента», III место в муниципальном этапе областного Смотра детского творчества по противопожарной безопасности в номинации «Плакат».
Слайд 10.
Неоднократно был участником профильных смен ЦПОД «Стратегия» г. Липецка, а также участником литературной смены «Современный литературный поток» в образовательном центре «Сириус» г. Сочи. Статьи Александра неоднократно печатались в областной детской газете «Золотой ключик» и районной газете «Лебедянские вести».
Слайд 11.
За победы в творческих конкурсах был приглашен на приём к главе Лебедянского муниципального района и награждён Благодарственным письмом администрации района как одарённый ребёнок.
Несколько лет Александр был лауреатом стипендии для одарённых детей Депутата Государственной Думы Н.И. Борцова. Его портрет в данное время находится на районной Доске почёта.
Слайд 12.
Среди выпускников 2018 года хотелось бы отметить также Кондрашову Марию, Мальцеву Кристину, Толстикову Анастасию, которые показывали высокие результаты в учёбе, проявляли себя в литературном, изобразительном, декоративно-прикладном творчестве, активно участвовали в предметных олимпиадах и творческих конкурсах разного уровня, становясь их победителями и призёрами.
Слайд 13.
Кулагина Анна, обучающаяся 9а класса. Имеет способности к литературному и художественному творчеству. В копилке её достижений множество грамот за призовые места и победы в предметных олимпиадах и творческих конкурсах разного уровня. В прошлом учебном году Анна стала победителем школьного и призёром районного этапов олимпиады Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Слайды 14-15.
Стала лауреатом Всероссийского конкурса творческих работ «Дорога к Обелиску». Церемония награждения проходила в Москве 15.12.17 г. Статьи о победе Кулагиной Анны во Всероссийском конкурсе «Дорога к Обелиску» были размещены на всех Липецких новостных сайтах, а также на официальном сайте управления образования и науки Липецкой области. В «Липецкой газете» была напечатана статья «Дорога к обелиску лежит через наши сердца» в рубрике «Лента хороших новостей» (№242 от 19.12.2017). В районной газете «Лебедянские вести» - статья В.И. Капустиной «Лучшее сочинение» (№5 от 13.01.2018).
Слайды 16-17.
Стала лауреатом V Литературного конкурса «Горю Поэзии огнём». В сети Интернет размещены ролики с интервью Кулагиной Анны во время её участия в финальных испытаниях конкурса «Горю Поэзии огнём» в г. Екатеринбург. Её конкурсное стихотворение «Осенняя встреча» напечатано в сборнике стихотворений «Междуречье». (Екатеринбург, СРМОО «МАЙ», 2017.)
Слайд 18.
Стала победителем Всероссийского конкурса художественного и технического творчества «Рождественский фейерверк-2018», финальные испытания которого проходили в г. Великий Новгород; победителем Всероссийского конкурса молодёжных проектов «Если бы я был президентом», победителем V Всероссийского творческого конкурса «Россия – мой дом!», призёром Всероссийского литературного конкурса «Герои Великой Победы-2018», призёром Международного конкурса эссе «За Родину, честь и мирное небо!» Анна имеет памятную медаль как участник и памятный знак как призёр конкурса «Герои Великой Победы».
Слайд 19.
За победу во Всероссийском творческом конкурсе «Мир, в котором я живу» Анна была награждена путёвкой в детский центр «Артек».
Слайд 20.
Портрет Кулагиной Анны был занесён на районную доску почёта «Наши звёздочки».
Слайд 21.
Анна стала победителем областного конкурса сочинений «Глаз-алмаз», регионального конкурса научно-исследовательских, методических и творческих работ «Моя Липецкая область», областного творческого конкурса «Семь пядей», призёром регионального этапа Всероссийского конкурса литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы-2018».
Результаты участия в муниципальных творческих конкурсах: стала победителем городского поэтического конкурса «Любимому городу посвящается…», муниципального конкурса литературно-художественного творчества «Сохраним озоновый слой Земли!», муниципального этапа Всероссийского конкурса на знание государственных и региональных символов и атрибутов Российской Федерации, муниципального конкурса творческих работ «Край ты мой любимый» в рамках VI литературного фестиваля «Покровские встречи» им. Е.И. Замятина, муниципального литературно-поэтический конкурса «Симфония красок русской природы», муниципального конкурса творческих проектов «О мужестве и чести…», муниципального этапа Всероссийского конкурса литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы-2018», муниципального этапа областного Пушкинского фестиваля «Мой Пушкин» в номинации «Поэзия», призёр районного конкурса литературного творчества, посвящённого проблеме борьбы с ВИЧ.
Слайд 22.
Второй год Анна занимается в заочной школе Центра поддержки одарённых детей «Стратегия» г. Липецка по предмету «Литература». По итогам прошлого года была награждена грамотой за высокий рейтинг в группе обучения. В текущем учебном году Анна стала заниматься и по предмету «Русский язык».
Слайд 23.
Достижения Кулагиной Анны в 2018-2019 учебном году:
- призёр школьного и участник муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе;
- победитель школьного и призёр районного этапов Всероссийского конкурса сочинений;
- победитель открытого дистанционного международного конкурса детского рисунка «И с каждой осенью я расцветаю вновь», посвящённого творчеству А.С. Пушкина;
- победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса на знание государственных и региональных символов и атрибутов Российской Федерации;
- победитель конкурса авторских стихов «Я в России живу» в рамках VII районного литературного фестиваля «Покровские встречи» имени Е.И. Замятина;
- участница конкурса по созданию гимна Всероссийского детского центра «Смена» в г. Анапа;
- участница IX Всероссийского конкурса творческих работ «Моя малая Родина» в номинациях «Деревня моей мечты – деревня будущего» и «Символ малой Родины»;
- участница Всероссийского конкурса «Дорога к обелиску» (результаты ожидаются);
- участница молодёжного поэтического конкурса «Графит».
Приглашена на итоговое очное заседание VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», которое состоится 26 февраля – 01 марта 2019 года в Москве.
Слайд 24.
Анна активно сотрудничает с областной детской газетой «Золотой ключик»: принимает участие в конкурсах и акциях, проводимых редакцией; её творческие работы регулярно печатаются в газете. В связи с этим Анна была приглашена на праздничные мероприятия, посвящённые 25-летию «Золотого ключика», где ей вручили диплом «За долгую дружбу с детской газетой, её поддержку и активное участие в жизни «Золотого ключика»
Слайд 25.
Бессонов Андрей, обучающийся 9а класса. Победитель конкурса-фестиваля «Звёздочки Лебедяни-2017» в номинации «Актёрское мастерство», победитель муниципального литературно-поэтического конкурса «Симфония красок русской природы», призёр конкурсов чтецов «Я – гражданин своей Родины», «Свой голос», участник конкурсов чтецов «Живая классика», «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…». Участник областной научно-практической конференции «М.М. Пришвин и Липецкий край». Статья «Как важна надежда» об участии Андрея в данном мероприятии была опубликована в областной детской газете «Золотой ключик» (автор Кобзева Анастасия, обучающаяся Ольховской школы).
Слайд 26.
Масютина Ольга, обучающаяся 9г класса. Победитель конкурса-фестиваля «Звёздочки Лебедяни» в номинации «Актёрское мастерство», призёр конкурса чтецов духовной поэзии «Образ мира, в слове явленный…», победитель конкурса чтецов «Я – гражданин своей Родины», участница конкурсов чтецов «Живая классика», «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…»
Слайд 27.
Москвичёва Ксения, обучающаяся 9а класса. Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2017-2018 уч. год), победитель муниципального этапа по русскому языку (2018-2019 уч. год). Участница заочной школы Центра поддержки одарённых детей «Стратегия» г. Липецка по предмету «Русский язык» (2017-2018 уч. год), по итогам года была награждена грамотой за высокий рейтинг в группе обучения.
Слайд 28.
Масютина Виктория, обучающаяся 9г класса. Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2018-2019 уч. год).
Среди обучающихся 5б и 5в классов тоже выявляются дети с высоким уровнем способностей.
Слайд 29.
Филатов Ефим, обучающийся 5в класса, имеет способности к художественному чтению и литературному творчеству. Стал победителем школьного и призёром муниципального этапов областного конкурса чтецов «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…», победителем Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Литературная Россия», победителем муниципального творческого конкурса «Сделай правильный выбор» в номинации «Стихотворение».
Слайд 30.
Как классный руководитель 5б класса имею возможность развивать в своих воспитанниках различные виды творческих способностей. Мотивирую их участие в творческих конкурсах разных уровней.
Проявляют творческие способности следующие обучающиеся 5б класса:
Вялкина Ю., Ткаченко Е., Борисов И. – литературное творчество;
Забабурина Я., Юров А., Февралёв К., Селезнева А. – художественное чтение;
Жданов С., Вялкина Ю., Атлури К. – изобразительное творчество;
Быковская Е., Щербаков И., Эминова А. – декоративно-прикладное творчество.
Слайд 31.
Хотелось бы отметить, что дети стали более активными по сравнению с началом учебного года, в классе наблюдается здоровый дух соперничества. Так, за первую четверть мы получили 12 грамот за призовые места, а за вторую 34, причём за некоторые городские и муниципальные конкурсы грамоты ещё не пришли.
Дети охотно участвуют в подготовке материала для школьной газеты, пытаются писать стихи и прозу. Мы провели два конкурса сочинений и стихотворений: ко Дню учителя и Дню матери. После просмотра спектакля «Сказка о царе Салтане» в Липецком академическом театре драмы им. Л.Н. Толстого дети написали отзывы, которые мы отправили на сайт театра.
Слайд 32.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа с одарёнными детьми – это долговременный и трудоёмкий процесс, который требует много сил, энергии и терпения. Но в настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого потенциала человека возрастает, работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
Слайд 33.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"
Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. ...
Опыт реализации проекта "Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей в МБОУ «Гимназия им. Горького»
Статья рассказывает об опыте работы МБОУ "Гимназия им.ГОрького" с одаренными детьми....
Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе
В статье описано как можно создать условия для для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе....
Создание условий для выявления, поддержки и развития творчески одаренных детей в МОУ ДО «Дом детского творчества» г. Каргополя.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с уче...
Тема самообразования "«Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреждения дополнительного образования»
Работая над выбором темы самообразования, я решила остановиться на теме «Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреж...
«Развитие системы поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях школьного образования»
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы обра-зования....
Доклад на тему: "Система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей в сфере естественнонаучного образования в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка».
В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный проект «Образование», в рамках которого предусмотрена реализация нацио...