| Уважаемые коллеги, давайте попробуем определить функции школы во взаимодействии с семьей.
А вот так ответили на этот вопрос родители.
На каждом конкретном этапе развития общества характер и цели взаимоотношения семьи и школы определяются степенью соответствия общественного заказа на образование и государственной политики в области образования. Суть современной государственной политики сформулирована Президентом РФ В.В.Путиным в сентябре 2005 года. В качестве ключевого вопроса государственной политики он выдвинул – существенное повышение качества жизни граждан России, при этом 4 компонента качества жизни: здоровье, образование, жилье, сельское хозяйство – стали основой приоритетных национальных проектов. Если мы обратимся к истории образования, то убедимся, что и в начале нашего столетия родители совместно с педагогами искали способ сделать школу жизнеспособной и творческой, отвечающей требованиям жизни. Осенью 1905 года министерство народного просвещения выпустило циркуляр, предусматривающий создание в порядке эксперимента при гимназиях и реальных училищах специальных органов, получивших название родительских комитетов. Их главной целью было оказание помощи педагогам во всех сферах школьной жизни, а председатель комитета, который избирался на общем собрании родителей, входил с правом решающего голоса в педагогический совет учреждения. В дореволюционной России деятельность каждого образовательного учреждения осуществлялась при непосредственном участии попечительских советов. Их полномочия были достаточно обширными. Посмотрите, некоторые из них приведены на слайде: - содействие успешному приобретению учениками познаний по
предметам, пополнение библиотек и попечение об изыскании всех способов к увеличению денежных и материальных средств; - изыскание средств к устройству общих ученических квартир и к
вспоможению бедным ученикам; - наблюдение за исправностью материальной части учебного заведения;
- определение платы за обучение;
- освобождение от платы за обучение малоимущих учеников;
- представительство перед Городской думой о нуждах учебного
заведения.
Безусловно, в наше время иначе построено законодательство в области образования. Выполнение многих из перечисленных функций возложено на государственные и муниципальные органы управления образованием, однако и в наше время образовательное учреждение, образование в целом не перестало нуждаться в участии общества. . В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Практика показывает, в том числе и на примере нашей школы, что сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным. Не случайно в школе с 2004г. появилась и реализуется программа «Взаимодействие семьи и школы по формированию опыта гражданского поведения». Необходимость создания школьной программы воспитательной работы с семьей и детьми была обусловлена следующими причинами: - наличием сложного контингента учащихся, не имеющих достаточной возможности получить в рамках семьи традиционное воспитание и приобщение к духовно-нравственным ценностям (дети-сироты, социальные сироты, дети из неполных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей и т.п.), это подтверждает и социальный паспорт школы.
- наличием заинтересованного данной проблемой педагогического коллектива;
- наличием диагностической работы, являющейся основой в данном направлении (ценности);
- наличием тесных связей школы с внешкольными учреждениями (Центр «Семья», «Психолог +», «Второй дом», ДЮЦ, ДДК и т.д.);
- наличие опыта тесного сотрудничества с родительским коллективом и согласием многих родителей оказывать поддержку школе.
Статус | 2001-2002 | 2002-2003 | 2003-2004 | 2004-2005 | 2005- 2006 | 2006- 2007 | Всего семей | - | - | - | - | - | 740 | Неполных семей | 233 | 251 | 324 | 296 | 263 | 287 | Только мама | 216 | 228 | 310 | 262 | 145(по док-м) | 233-одиночки | Только папа | 17 | 23 | 14 | 18 | 18 | 10 | Многодетных | 88 | 69 | 55 | 46 | 50 | 45 | Д/дом | 44 | 49 | 50 | 41 | 53 | 48 | Малообеспеченных | 124 | 238 | 195 | 134 | 204 | 178 | Опекаемых | 16 | 14 | 15 | 16 | 17 | 15 | Дети инвалиды | 23 | 16 | 19 | 8 | 16 | 13 | Проживают в общежитии | 175 | 153 | 139 | 138 | 142 | 97 | Имеют высшее образование | 322 | 313 | 290 | 203 | 217 | 175 | Работники ЧМЗ | 209 | 204 | 190 | 161 | 141 | 118 | Безработные | - | 118 | 107 | 88 | 68 | 74 | Проблемные семьи | 3 | 5 | 6 | 8/44 | 10/43 | 20 | Группа риска | 6 | 11 | 12 | 17/66 | 15/20 | 10/14 | Обучаются на дому | - | - | - | 13 | 18 | 22 | Обучаются в форме экс-ната | - | - | - | 2 | 1 | 2 | Всего учащихся | 1329 | 1269 | 1220 | 1079 | 969 | 872 |
Реализация этой программы предполагает достижение следующих результатов. - снижение остроты проявлений кризиса семьи в микрорайоне (снижение количества неблагополучных семей, беспризорных, безнадзорных детей, социальных сирот); - укрепление института семьи, возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания (создание постоянно действующих семейных клубов, родительских общественных объединений, организация деятельности по обогащению совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками; систематическое проведение детско – родительских семейно – общественных акций на базе образовательного учреждения). На данный период времени программа находится на II-ом – опытно-экспериментальном этапе, предполагающем: - расширение зоны педагогического воздействия; - проведение мониторинга семей в целях изучения потребностей в психолого – педагогической информации по проблемам функционирования и развития семей, - развитие системы консалтинговой службы школы, в которую включены психологи, социальный работник, медработник, логопед, классный руководитель и т.д. (психолого- педагогическая помощь семье); На основании анализа тенденций, характеризующих взаимодействие школы и семьи, можно отметить ряд направлений, по которым возрастает роль родителей и других социальных партнеров как субъектов образования. Это их участие – в инвестициях (финансирование отдельных мероприятий, спонсорская помощь в техническом обеспечении); -в образовательном процессе (участие в учебно-педагогической деятельности); -в управлении школой (Совет школы, Родительский комитет, инициирование формирования в школе попечительского совета). Взаимодействие школы и семьи обусловливается их функциями и выше мы определились в их разграничении. Семья «принимает», «реагирует», «выражает отношение», «содействует», «исполняет». Школа «информирует», «курирует», «поддерживает», «корректирует», «выполняет», «диагностирует». В данном взаимодействии непаритетные взаимоотношения: школа - институт профессиональный, в ней работают люди, обладающие психолого-педагогическим образованием, в то время как родители не имеют зачастую начальной психологической и педагогической подготовки, их искусство воспитания зачастую строится на базе любви, традиций, опыта, собственных воспоминаний детства - это в лучшем случае, а если семья проблемная, неблагополучная? Т.е. педагогам, как профессионалам все таки отводится главная роль. Но и те и другие должны понимать, что основой сотрудничества школы и семьи явля ется общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспи тания и обучения детей, и направлена она на реше ние следующих общих задач воспитания детей: - обеспечение качественного образования уча щихся;
- развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
- формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
- подготовка школьников к семейной жизни;
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Как правило, необходимость решения этих за дач не вызывает сомнения ни у родителей, ни у де тей. В то же время очень важно добиться понимания сути этих задач всеми участниками воспита тельного процесса. Между родите лями и педагогами могут быть деловые и личные отношения, возникающие на основе потребности в общении, положительные, индифферентные, отри цательные. В зависимости от отношения педагогов, родите лей, детей к интересам, проблемам друг друга, на личия осознаваемой общей цели совместной деятель ности, субъектности позиции можно выделить сле дующие типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индиффе рентность, конфронтация. В основе соглашения лежит договоренность вза имодействующих сторон об их роли, позиции и функ циях в коллективе, в конкретной деятельности». В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным, например, если между взаимодейству ющими сторонами существует психологическая не совместимость, что вполне естественно». Опека — это забота одной стороны о другой. Одни действуют только как передатчики, а дру гие — как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односто ронний, опекающе-потребительский характер. Та кой тип взаимодействия часто встречается у педа гогов по отношению к детям, а иногда переносится на родителей, в целом на отношения с семьями. Подавление — достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пас сивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, же стких указаний, требований, предписаний, что и как сделать. Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием личностной силы, авторитета педагога. Взаимодействие-подавление приводит к напряжен ности во взаимоотношениях, вселяет в детей и ро дителей неприязнь к педагогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выполнять не интересную работу, игнорируют его как личность. Родители перестают приходить в школу. Индифферентность — равнодушие, безучаст ность. При полной индифферентности родители и педагоги безучастны друг к другу, не беспокоят друг друга. Возможна односторонняя индифферентность, когда педагог пытается построить диалог с родите лями, проявляет инициативу в установлении кон тактов, а родители безразличны к делам школы, класса, ребенка. Они считают, что педагоги сами должны решать свои педагогические проблемы и заниматься воспитанием их ребенка. Конфронтация — скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Известно, что конфронтация может быть следстви ем неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Независимо от при чин возникновения конфронтации задача педаго га — найти способы перехода к другим типам взаимодействия: диалогу, соглашению. Конфликт — это столкновение противополож но направленных целей, интересов, позиций, мне ний или взглядов субъектов взаимодействия, вызы вает недоверие и тревожность, накладывает отпеча ток на психологическое состояние каждого человека. Конфликт требует обязательного решения. При определенных условиях, например заинтересованность педагогов и родителей в успехе ребенка, конфликт может вы полнять интегративную функцию и сплачивать пе дагогов и семью, побуждать их к поиску продук тивного решения проблемы. Безусловно, инициативу в скорейшем разреше нии конфликта с родителями должны проявить пе дагоги, как профессионалы, понимая, что, прежде всего, это может отразиться на ребенке. Таким образом, правильно выстроенные отношения между педагогами и семьей способствуют приобщению родителей к педагогическому процессу и влияют на степень их удовлетворенности его организацией. Результаты анализа участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса и в управлении школой имеют положительную динамику. Степень участия родителей в проведении внеурочной учебной работы; воспитательной работы (конкурсы, соревнования, семейные праздники и др.) составляет 75% в начальном звене и 45-60 % в среднем и старшем звене. Формы взаимодействия школы и семьи разнообразны: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся тематические праздники, встречи с администрацией школы, организация разнообразных форм досуговой деятельности. Данные диагностики отражают позитивное отношение участников образовательного процесса к школе. апр.07 – 172 родителя | Сведения об удовлетворенности родителей |
|
|
|
|
|
|
|
| Ср. балл |
| | 1-А | 1-Б | 4-Б | 4-Г | 8-А | 8-Б | 10-А | 10-В | 7-Б | 2007 | 2006 | класс дружный | 3,4 | 2,8 | 2,4 | 3,4 | 2,5 | 2,3 | 3,1 | 2,3 | 2,9 | 2,9 | 2,7 | ребёнку комфортно | 2,8 | 3,2 | 2,7 | 4,1 | 2,8 | 2,8 | 3,4 | 3,4 | 3,2 | 3,2 | 3 | педагоги доброже-лательны к моему | 3,5 | 3,5 | 3 | 3,5 | 2,8 | 3,2 | 3,2 | 2,5 | 3 | 3,1 | 2,9 | есть взаимопонимание с адм. | 3,1 | 3,1 | 2,7 | 3,4 | 2,8 | 2,7 | 2,9 | 2,9 | 3,1 | 3 | 2,8 | хороший классный руководитель | 3,7 | 3,9 | 3,7 | 4,1 | 3 | 3,5 | 3,7 | 2,2 | 3,2 | 3,4 | 3,3 | достижения оценивают справедливо | 3,7 | 3,6 | 2,9 | 3,2 | 2,6 | 3,2 | 3,3 | 2,2 | 3 | 3,1 | 2,9 | ребенок не перегружен д/з | 3,3 | 3,2 | 3,4 | 2,9 | 3 | 3,5 | 3,3 | 2,5 | 2,6 | 3,1 | 2,9 | учителя учитывают инд. особ. | 3 | 3,1 | 2,9 | 2,8 | 2,3 | 2,9 | 2,7 | 2,3 | 2,7 | 2,7 | 2,6 | мероприятия интересные | 3,2 | 3,2 | 3 | 3,4 | 2,9 | 3,5 | 2,8 | 2,9 | 3,1 | 3,1 | 2,9 | кружки, секции | 2,4 | 2,5 | 2,5 | 3 | 2,3 | 1,9 | 2,4 | 2,8 | 1,9 | 2,4 | 2,2 | знания дают глубокие и прочные | 3,4 | 3,4 | 3 | 3,1 | 2,8 | 2,7 | 3,1 | 2 | 2,9 | 2,9 | 2,9 | заботятся о здоровье и физ. разв | 3,4 | 3,1 | 3,3 | 3,3 | 2,9 | 2,9 | 3 | 2,5 | 2,9 | 3 | 3 | формиров. дост. поведения | 3 | 3,4 | 3 | 3 | 2,8 | 2,6 | 3,1 | 3 | 3 | 3 | 3 | созд. услов для разв. способн. | 3,1 | 3,2 | 3,1 | 2,7 | 2,8 | 2,6 | 3,3 | 2,6 | 2,8 | 2,9 | 2,9 | готовят к самомтоят жизни | 2,9 | 3,1 | 2,7 | 3 | 2,7 | 2,3 | 2,7 | 2,9 | 2,6 | 2,8 | 2,7 |
Именно этот фактор является одним из определяющих в современных условиях при оценке деятельности ОУ. Наверно, правомерно то, что опыт работы нашей с семьей был отмечен как положительный и получил поддержку со стороны правительства УР, в частности министерства социальной политики, в 2002г мы вошли в сеть пилотных площадок УР по работе с семьей и формированию осознанного родительства.
Работа с родителями предполагает следующие направления: - организация диагностической работы по изучению семей и составлению соц. паспорта школы - организация психолого-педагогического просвещения родителей - организация совместной работы с учреждениями ДО, психологической и социальной службы - создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении ОУ - организация совместного досуга - выявление и распространение положительного опыта семейного воспитания
На экране список мероприятий
| 2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 |
| Ярмарка «Дары Осени» | Ярмарка «Дары Осени» | Ярмарка «Дары Осени» |
| Сбор макулатуры | Сбор макулатуры | Сбор макулатуры |
| ГИ «Любимая книга – весёлый урок» - 4-Д, 3-А | ГИ «Любимая книга – весёлый урок» - 3-Д, 4-В | ГИ «Любимая книга – весёлый урок» - 3-А, 4-Б |
| ГК «Классные семейки» -5-Б | ГК «Классные семейки» - 8-В | ГК «Классные семейки» - 7-Б |
| К-с «мастерская деда Мороза» | К-с «мастерская деда Мороза» | К-с «мастерская деда Мороза» |
| К-с «Песни и строя» - 6,8 кл. | К-с «Песни и строя» - 7,8 кл. | К-с «Песни и строя» - 6,7 кл. |
| Фестиваль молодёжной моды | Фестиваль молодёжной моды | Фестиваль молодёжной моды |
| Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» | Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» | Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» |
| Праздник семейного чтения | Праздник семейного чтения | Праздник семейного чтения |
| Акция «Аллея выпускников» | Акция «Аллея выпускников» | Акция «Аллея выпускников» |
| Последний звонок | Последний звонок | Последний звонок |
| Выпускной | Выпускной | Выпускной |
| ГИ «Сказка за сказкой» 5-Г | ГП «Мамы замечательных людей» - 6-Г | Акция «За всё тебя благодарю» - 4-Г |
| Операция «Игрушка» | Посвящение в первоклассники | Посвящение в первоклассники |
|
| ИТИ «Моя Удмуртия» - 7-8 кл. | Юбилей школы |
|
| ГК «Чучело Масленицы» - 4-В | Республиканский семинар |
|
| ГК «Золушка-2006» - 4-А | Выставка работ семьи Берестовых |
|
| День Творчества | День Творчества |
Не смотря на то, что активность родителей в школьной жизни растет, степень удовлетворенности школой достаточно высокая, имеется ряд серьёзных моментов, в которых необходима кардинальная перестройка. - Так, не удается выстроить взаимодействие семьи и школы по обеспечению вопросов всеобуча. Особенно сложно строятся отношения с проблемными семьями;
- низкая степень ответственности многих родителей за получение их детьми образования обязательного уровня;
- не достаточно используются специфические образовательные технологии, обеспечивающие качественное образование всем категориям учащихся, в т.ч. «трудным», «проблемным» детям;
- инициатором проведения мероприятий, в большинстве случаев, выступает образовательное учреждение или муниципальный орган управления образованием и лишь в исключительных случаях – родители или общественные организации, хотя охотно принимают участие в мероприятиях, организуемых школой;
- сегодня в обществе, у родителей не достаточно понимания необходимости их участия в управлении образованием, а, не участвуя в управлении, общество не имеет возможности влиять на качество образовательных ресурсов.
В последние годы наблюдается еще одна проблема, свидетельствующая о снижении ответственности родителей, и не только проблемных семей, в части соблюдения режимных моментов, законодательно установленных в образовании. Подтверждением тому может быть увеличивающееся количество учащихся, не своевременно приступающих к занятиям после каникул, пропускающих уроки в субботу.
| Отдыхают с родителями | По заявлению | По болезни | 6 сентября 2006 | 12 (1,4%) | 3 | 3 | 5 сентября 2005 | 6+4 в санатории | 4 | 27 | 7 сентября 2004 | 7 | 0 | 19 |
Подобные факты имеют негативные воспитательные последствия, поскольку показывают детям пример безответственности и не обязательности, а также не заинтересованности родителей в результатах учебного труда своих детей. Это как раз тот случай, когда школа своевременно информирует, а семья принимает, реагирует и исполняет. | Дать возмож-ность обсу-дить и выска-зать т.з. 3. Вопрос
4. о (f) школы
5-6. Документы
7. Полномочия
8. Условия для создания программы
9. Соц паспорт
10. Ценности
8. Условия для создания программы
11. Результаты
12. II этап предполагает
13. Функции См
14. Функции Школы
15. Цель взаим
16. Задачи
17. Табл. ТИПЫ
18. Формы взаимодейств.
19. Удовлетво-ренность
20. Направле-ния работы
21-22. Мероприят.
23-27 фото
28. Статистика |