Формирование информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности
статья на тему

В данной статье обобщен материал, позволяющий показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности

Громова Оксана Валерьевна,

учитель географии и биологии,

МАОУ «Научно-образовательный комплекс»

«Экспериментальный лицей»

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,

а на завтрашний день детского развития.

Только тогда она сумеет в процессе обучения обучать ребенка».

Л.С. Выготский

Цель исследования: показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников.

В одной из лекций, прочитанных подросткам, Марк Твен сказал: «Мафусаил жил 969 лет. Вы, дорогие мальчики и девочки, в следующие десять лет увидите больше, чем видел Мафусаил за всю свою жизнь». Это было сказано в конце 19 века, до появления телевизора и глобальной компьютерной сети.  Сегодня эти слова и понятнее, и справедливее, чем в те дни, когда были произнесены. Тогда они казались больше очередной твеновской остротой. 

Современное общество все чаще называют информационным.

Ежедневно на каждого из нас, взрослых, обрушивается поток информации, обработка которого отнимает у нас все больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто.

Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться.

Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой личности».

Большую роль в формировании информационной культуры играет образование.

Массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации. Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности.

Несомненно, что для систематического формирования  информационной культуры не хватит учебного времени, а это  значит, что необходимо в образовательном учреждении создать некую дополнительную образовательную среду или  оснастить имеющуюся дополнительными свойствами,  чтобы предоставить учащемуся максимальные условия для развития.

Такой дополнительной средой может служить пространство проектной деятельности – одного  из самых действенных способов развития не только интеллектуальных, но и творческих  способностей учащихся. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектная деятельность эффективно реализуется в практике Усть-Илимского лицея с первых дней его образования. Сначала эта работа проводилась с лицеистами среднего и старшего школьного возраста, сейчас эта деятельность направленна на работу с учащимися разновозрастных групп (2-4 класс) Научно-образовательного комплекса (далее НОК) Экспериментального лицея.

Анализ затруднений, возникающих  у учащихся при проведении  исследований и у учителей при осуществлении  научного руководства данной деятельностью, указал на необходимость проведения учебы, как учащихся, так и учителей.  Для учителей была организована работа семинара «Особенности осуществления научного руководства проектно-исследовательской деятельностью лицеистов». В помощь учащимся начальных классов была разработана образовательная программа «Исследовательская практика и образовательное путешествие». Программа  создана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь». В начале учебного года со всеми учащимися 2-4 классов (совместно с психологом) мы проводим игры-исследования, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, освоить первичные навыки проведение самостоятельных исследований, подготовка к участию в исследовательских и других проектах.

Результат проведенной работы не заставил долго ждать. Сегодня в НОК  разработана и эффективно действует целостная система организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся. В проектно-исследовательскую деятельность на первой ступени вовлечено 70% педагогов и около 60% учащихся лицея. Произошло резкое увеличение количества участников и побед в научно-практических конференциях различного уровня. В этом году на лицейской научно-практической конференции впервые будет организована работа секций, где результаты проектной деятельности представят учащиеся начальной школы.

        Тематика проектов разнообразная: «Ходи по улице с умом», «Быть самостоятельным», «Витамины», «Вредные привычки». Через проектную деятельность ребята пополнили свои знания о родной стране, ее истории и традициях: «Государственная символика», «Золотое кольцо России», «Детство и война» и т.п. Наиболее активно и заинтересованно дети участвовали в проектах краеведческого характера: «Город моего детства», (посвященный 40 города Усть-Илимска), самым массовым был проект прошлого учебного года,  посвященный войне 1812 года  "Недаром помнит вся Россия..."

При работе над проектами учащиеся ищут дополнительные источники информации, совместно с учителем и родителями работают с их содержанием, обмениваются информацией, анализируют найденный материал, учатся оценивать качество информации, выбирать главное и наиболее интересное, учатся кратко излагать объемный материал, и представлять результаты работы с использованием самых современных средств (в том числе компьютера).

        Школа сегодня играет важную роль в формировании информационной  культуры школьников и ведущая роль в этом принадлежит информационно-образовательной среде. Информационная культура формируется не стихийно, а благодаря целенаправленной деятельности педагога, который отбирает необходимые, наиболее эффективные методы и приёмы работы с учащимися, организует не только урочную, но и внеклассную деятельность школьников. Сегодня педагог должен отойти от простого «наполнения» головы ученика разнообразной информацией и обучить умениям самостоятельно получать нужные материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность

Этот материал можно использовать на выступлении на семинарах, педагогических советах...

Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики

Формирование познавательных универсальных       учебных действий школьников средствами   проектной деятельности предмета информатики...

Формирование коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установление ко...

Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность.

Работа над проектами имеет большое значение для развития творческих и исследовательных способностей. Специфика работы над проектами в начальных классах: научить и направить учеников, развитие самостоя...

Мастер-класс "Формирование УУД у младших школьников через проектную деятельность"

Цель мастер - класса: Способствовать развитию творчества и активности родителей  в овладении технологией проектирования.Задачи:- Познакомить родителей с методикой проектной деятельностью;- Показа...

Формирования осанки у младших школьников средствами лечебной физической культуры.

Работа в ключает в себя эффективные средства лечебной физической культуры в процессе формирования правильной осанки у школьников. в работе также представлен эксперимент доказывающий это на практике....